English version

Средовой пионер

В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.

mainImg
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 
 
Зона хаоса
Легендарная пестрота московской застройки – результат продолжавшейся многие столетия градостроительной карусели, на практике означавшей, что каждый собственник имел возможность по-своему трактовать заданные параметры будущих строений. В пределах, казалось бы, абсолютных величин «красных линий» и высотных регламентов всегда находился люфт, открывавший перед предприимчивым девелопером или амбициозным архитектором пути выхода из общего ряда. Примеров подобного «исхода» достаточно по всей Москве – от главных улиц до спальных районов. Что уж говорить о промышленных зонах, опоясывающих город между Садовым и Третьим транспортным кольцом. Степень разношерстности структурной, высотной, функциональной и стилистической при общем преобладании типологии бараков зашкаливает. И сегодня эта градостроительная «каша» оказывается в фокусе самого пристального внимания девелоперов, что оборачивается новым хаосом, в котором престижные бизнес-центры, креативные кластеры и жилые комплексы соседствуют со складскими ангарами, промышленными корпусами, жилыми домами, подпольными автосервисами и руинами не переживших перестройку предприятий. Говорить в этой ситуации о контекстуальной архитектуре не приходится. Окружающая застройка не дает проектировщику никаких ориентиров, от которых можно было бы отталкиваться. Каждый находит свою собственную систему и способ противостоять хаосу при помощи архитектуры.​

Оптимистичные ассоциации
Северная часть Даниловского района Москвы, ограниченная Летниковской улицей и изгибом Москвы-реки, может служить прекрасным примером градостроительного хаоса столичного «ржавого пояса». Обширная территория, словно старинный паровоз, который нужно раскочегарить, прежде чем он стронется с места и потихоньку наберет ход, вот уже лет десять как начала меняться, но отдельные успешные проекты пока не могут кардинально изменить имидж «мира на задворках Павелецкого вокзала». Но такая ситуация продлится недолго. Преобразования, словно волна, идут от Садового кольца, и когда к ним добавится программа реконструкции набережных Москвы-реки, с пристанями и новыми зонами отдыха у воды, район превратится в один из самых престижных и быстро развивающихся. Неудивительно, что прозорливые девелоперы, видящие на двадцать и тридцать лет вперед, уже сейчас инициируют по обоим берегам реки новые проекты привилегированного класса, одним из которых стал клубный дом с апартаментами, спроектированный на улице Летниковской проектным бюро АПЕКС для компании Hutton Development, получивший название MITTE.​
Вид на комплекс апартаментов со стороны двора © Проектное бюро АПЕКС
Ситуационный план © Проектное бюро АПЕКС

Архитекторы увидели в районе, набирающем темпы конверсионных преобразований, аналог берлинского Митте – отсюда и название комплекса. Прославившийся на весь мир своей креативной, комфортной атмосферой и пестрой средой, где перемешаны жилые и офисные здания, торговые и развлекательные центры, район постепенно заполнил зияющие лакуны в застройке Восточного Берлина, все еще несущего в себе послевоенные и постсоциалистические отметины. Эти шрамы постепенно затягиваются под влиянием энергии, привнесенной сюда тысячами успешных, талантливых и свободных духом людей, для которых Берлин стал идеальным местом для бизнеса, творчества и образования. Архитекторы увидели в хаосе «Запавелечья» схожий потенциал и, веря в возможность московского повторения берлинского сценария (а почему нет?), предложили девелоперу дать дому это имя, символизирующее современные представления о качестве и комфорте жизни в мегаполисе.​

Краеугольный дом
Мечты о возможных перспективах Даниловского района и его нынешнее состояние – это две большие разницы. И если на соседней Дербеневской улице уже видна штрих-пунктирная разметка будущего полноценного городского квартала, то на Летниковской своеобычный градостроительный хаос кажется непоколебимым. Расположение зданий и их габариты варьируются самым причудливым образом.​
Сечения по Летниковской улице © Проектное бюро АПЕКС

Единственным более или менее напоминающим уличный фронт отрезком является серия из трех домов начала 2000-х годов на четной стороне улицы, прямо напротив участка, предназначенного для строительства клубного дома MITTE, и это соседство дало архитекторам компании АПЕКС возможность создать модель будущей застройки, какой она представлялась им по аналогии с берлинским тезкой. Один или два дома, стоящих вдоль одной стороны улицы, – это еще не система. Нужно сформировать полноценный профиль улицы с определенным соотношением ее ширины вместе с тротуарами и высотами домов. Будущий клубный дом станет тем недостающим элементом, благодаря которому появится точка отсчета для следующих проектов – фактически станет средовым «краеугольным камнем». Вместе с домом напротив он образует своеобразный портал или пропилеи, открывающие путь в будущее города, который здесь вырастет, если реализуется оптимистичный сценарий развития района.​

Очевидная логика
Специфика участка существенно ограничивала диапазон планировочных и объемно-пространственных решений. Почти квадратный в плане участок по одной из боковых сторон срезался под небольшим углом из-за присутствующих на подоснове «красных линий», обозначающих не то намеченную в прежние годы трассировку будущей магистрали, не то эхо планов по прокладке коммуникаций.​
Ситуационный план и «красные линии» © Проектное бюро АПЕКС

Расположить на получившемся в результате трапециевидном участке дом можно было разными способами (в форме цилиндра, призмы со скругленными углами, трехгранного блока и т. п.), и все они были исследованы, но логический и рациональный подход возобладали. Выбор проектировщиков остановился на варианте Г-образного корпуса с одним скошенным углом, выходящим на несбывшуюся магистраль и образующим в объеме эффектный акцент в духе «дома-утюга».​
Варианты формообразования © Проектное бюро АПЕКС
Схема формообразования © Проектное бюро АПЕКС

Чтобы не терять полезную площадь, здание максимально приближено к границам участка. Лишь вдоль косой стороны пришлось отступить на 4,2 метра, чтобы обеспечить требуемый пожарный проезд. Еще один отступ от периметра, на этот раз на двух верхних этажах, на уровне, совпадающем с отметкой карниза расположенного напротив здания, потребовался для выстраивания более гармоничного градостроительного диалога.​

Максимальная комбинаторность
Планировочные решения Г-образного корпуса можно было бы считать достаточно традиционными, если бы архитекторы не включили в проект ряд решений, направленных на оптимизацию использования площади этажа и учитывающих изменившиеся запросы покупателей подобного рода недвижимости.​
План на отм. ±0.00 © Проектное бюро АПЕКС

Не сразу бросается в глаза оригинальный способ расположения лестниц внутри лестнично-лифтового узла. По требованиям безопасности в доме должно быть две лестницы, а на плане она вроде бы одна. На самом деле внутри одной лестничной клетки размещены две лестницы с перекрестными маршами, каждая из которых предназначена для обслуживания жителей одного из двух «крыльев». Редкий для Москвы и вообще России тип двухмаршевых лестниц тем не менее удалось согласовать и с девелопером (спасибо трехмерным визуализациям и аргументу об экономии площади), и с МЧС (спасибо действующим нормативам).​

Здесь же, в блоке лестнично-лифтового узла, во внутреннем углу дома размещен технический балкон, снаружи выглядящий как метровая щель в фасадной оболочке. Он предназначен для установки внешних блоков кондиционеров.​
План типового этажа © Проектное бюро АПЕКС
План 9-го этажа © Проектное бюро АПЕКС

По обе стороны от Г-образного коридора в центре корпуса расположены апартаменты, чья площадь варьируется от 27–28 м2 для студии, 45–48 м2 для двухкомнатного блока и чуть больше 60 м2 для трехкомнатного. Кроме того, покупатель волен приобретать несколько блоков и объединять их между собой. Самые большие апартаменты расположены вдоль Летниковской улицы и на верхних этажах, откуда открываются лучшие виды на архитектурные доминанты Даниловского района. Отличительной особенностью планировок жилых блоков является включение кухни в общие зоны, а в самых компактных апартаментах кухня располагается в проходном коридоре, ведущем из прихожей в гостиную. Пожертвовав отдельной кухней, архитекторы смогли выделить больше места для спальной зоны в виде алькова с полноценной кроватью. Еще совсем недавно такое распределение приоритетов могло шокировать и оттолкнуть покупателя, но для целевой аудитории дома MITTE значительно важнее хороший сон, чем кулинарные эксперименты у плиты, тем более что современное поколение деловых и активных предпочитает заказывать еду на дом.​
Разрез © Проектное бюро АПЕКС

Упорядоченный фасад
При всей рациональности подхода к градостроительным и планировочным решениям архитекторы позволили себе поэкспериментировать, и достаточно радикально, с фасадами будущего дома. Как это принято в АПЕКС, были апробированы несколько (на самом деле – больше 10) вариантов, исследующих возможности ритмической организации, пластической деформации и стилистической адаптации. Часть вариантов обыгрывала соседство с промышленными объектами с характерной для них краснокирпичной архитектурой; часть решалась в соответствии с современными тенденциями в оформлении клубных домов. Варьирующиеся размеры окон, французские балконы вместо лоджий, выверенное соотношение площади остекления и стены, высококлассные отделочные материалы и так далее, но основные усилия были направлены на поиски структуры или модуля, способного скорректировать визуальное восприятие почти кубического объема и придать ему элегантность с узнаваемой индивидуальностью, но без внешней аффектации, на стыке московской архитектурной традиции и стилистики новой берлинской застройки, кому-то кажущейся немного скучноватой, но при этом гарантированно формирующей гармоничную среду.​
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС
Варианты решения фасадов © Проектное бюро АПЕКС

Главный архитектор проекта Сергей Сенкевич считает: «Мы во многих своих проектах стараемся использовать фасадную сетку. Возможно, так проявляется во мне школа Владимира Ионовича Плоткина, у которого я работал после института и которому безумно благодарен. И я уверен, что проектирование в одном модуле не ограничивает архитектора, а наоборот, дает ему свободу и одновременно гарантии качественного результата. Этот прием работает всегда, с любыми архитекторами, какая бы школа ни была у них за плечами».​
Фасад со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

В результате поисков сложилась интересная структура из двух оболочек: внешней – массивной решетки из кирпича – и внутренней витражной системы, облеченной в каркас из металлических ламелей под бронзу для защиты от солнца. Расстояние между внешними гранями обеих оболочек составляет всего 1,5 метра, но визуально кажется больше, за счет перспективных порталов из кирпича и их сдвоенной высоты. Кроме того, на восприятии сказывается увеличенная до 2 метров глубина открытых галерей на первом этаже, ведущих в общественные помещения. За счет получившегося навеса надобность в козырьках над подъездами отпала, за исключением одного, выполняющего роль акцента над парадным входом в клубный дом.​
Вид со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Получившаяся структура перекликается с фасадным решением стоящего напротив дома и отдаленно напоминает бетонные «каркасы» и анодированные витражи зданий, построенных в 70–90-е годы прошлого века. Благодаря этим ассоциациям восприятие дома меняется, его по-берлински сдержанная архитектура получает изрядную долю необходимой для контекста «московскости».​
Вид на главный вход со стороны Летниковской улицы © Проектное бюро АПЕКС

Две оболочки, кирпичная и витражная, ведут джентльменскую борьбу за первенство на фасадах дома. На пяти фасадах из шести доминирует кирпичная оболочка. Тем не менее внутренний ажурный фасад все время прорывается сквозь массу кирпичной стены, то вертикальными ребрами, то тонкими линиями металлических переплетов окон и ограждений французских балконов, то поясами декоративных экранов, закрывающих межэтажные перекрытия, чтобы в итоге вырваться наружу на последних двух этажах и на скошенном углу во всем своем приглушенном блеске. Открывающийся за углом фасад полностью отдан на откуп стеклу и металлу, и лишь за следующим поворотом, на выходящих во внутренний двор стенах, вновь появляется массивная кирпичная кладка в немного упрощенном формате, без перспективных порталов. Чтобы сбить монотонность чередования проемов и простенков, архитекторы добавили «мяса», оставив пару глухих участков по бокам от дальнего торцевого фасада. Словно огромный белый плащ, кирпичная стена «оборачивает» весь дом, оставляя открытой лишь отблескивающую старым золотом «корону» верхних этажей.​
Фрагмент фасада с перспективными порталами © Проектное бюро АПЕКС

Реабилитация белого
Использование белого цвета на фасаде клубного дома в противовес все набирающей обороты моде на темные оттенки – это отчасти дань образу «берлинского гостя» и отголосок средовой переклички с соседним домом. Цветовой нонконформизм поддерживается еще более радикальным экспериментом по выбору материала для отделки фасада – архитекторы остановились на кирпиче. Казалось бы, белый кирпич в России безнадежно дискредитирован огромным количеством сооружений из его силикатной версии, украшенных творчеством безымянных кладочников в виде старательно выложенных надписей «Миру – Мир», узоров типа «шашечка», «елочка» и прочих «цветочков» на фронтонах. Но в случае с клубным домом MITTE и архитекторы, и девелопер сделали ставку на качество конкретного кирпича ручной формовки, произведенного по технологии Wasserstrich, и его уникальные особенности. Благодаря смачиванию водой на этапе формовки кирпич приобретает легкую фактурность и «живость» внешней поверхности. Кладка из него получается очень ровной, но при этом не монотонной. Особенно эффектно этот кирпич, по замыслу архитекторов, будет работать на перспективных порталах оконных проемов на главном фасаде дома. Общее восприятие дома будет точно соответствовать его классу. Качество материалов (кирпич и анодированный алюминий под бронзу) будет нивелировать стилистические отсылы к советскому модернизму, создавая образ одновременно по-европейски сдержанной и по-московски богатой архитектуры для покупателей, научившихся ценить не только локацию, но действительно классный продукт.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

Бонусы
Для тех же искушенных покупателей архитекторы придумали еще два оригинальных бонуса, которые в перспективе могут претендовать на статус нового тренда московской недвижимости. Маленькое (всего 90 м2) пространство внутреннего двора архитекторы предложили использовать как общественную гостиную и зону отдыха.​
Патио © Проектное бюро АПЕКС

А на крыше продолжить эту историю и разбить небольшой сад, устроить места для отдыха, амфитеатр и разместить оборудование для просмотра кинофильмов на выдвижном экране.​
zooming
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Конечно, Москва – не Берлин, не Барселона и не Милан, но какие-то элементарные радости жизни в городе должны быть доступны и москвичам. Так почему бы не сделать нормой общение между соседями или с семьей и друзьями в уютном внутреннем дворе с небольшим садом и беседкой с зоной барбекю, которую можно было бы забронировать на определенное время и не беспокоиться о бытовых мелочах? Не сделать обычной практикой просмотр кино или вечеринки на крыше? Способ проведения досуга, который стал так популярен благодаря кинотеатрам под открытым небом в парках Москвы, может «прийти» к вам домой и стать еще одним прекрасным поводом для общения между соседями.​
Вид на эксплуатируемую кровлю © Проектное бюро АПЕКС

Сложно сейчас сказать наверняка, сбудутся ли мечты архитекторов о возрождении этого района. Единственное, что внушает оптимизм, – они сделали все для того, чтобы возможное будущее получило свое воплощение хотя бы в одном отдельно взятом доме. За первым успешным опытом есть шанс, что подтянутся и другие проекты. Так начинались истории десятков процветающих кварталов и районов во многих городах и мегаполисах мира. Может быть, пришло время создать свой Mitte в Москве? 
Архитектор:
Сергей Сенкевич
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Клубный дом MITTE
Россия, Москва, Летниковская улица, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Александр Павлов
ГАП: Сергей Сенкевич
ГИП: Николай Першин
Архитекторы: Татьяна Шмелева, Андрей Шмелев, Георгий Шафоростов, Анастасия Шафоростова, Евгений Чебышев

2017 — 2018 / 2021

Заказчик: Hutton Development
 

25 Января 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Между креативом и идеалом
Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Красные модули
Бюро MVRDV победило в закрытом конкурсе на проект жилого комплекса в Москве: на углу проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Заказчик – ГК «Основа».
Архсовет Москвы–29
На выездном заседании, состоявшемся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архсовет не поддержал проекты реставрации усадьбы Голицыных и ЖК на Рублевском шоссе. Оба вопроса будут рассматриваться повторно.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.