Между креативом и идеалом

Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.

mainImg
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12
Россия, Москва, Кутузовский просп., 12

Авторский коллектив:
Генеральный директор: Ю.М. Матвеев
Руководитель архитектурной мастерской: А.Г. Бондаренко
Главный архитектор проекта: И.А. Анохин

2018

Заказчик: ООО «Дивинус иммобила»
«Апекс» – крупное проектное бюро, сейчас здесь работает 116 архитекторов. Такой большой ресурс позволяет выполнять одновременно значительный объем работ: сейчас на разных стадиях проектирования в бюро находятся 46 объектов. Как правило, задание сразу передают проектной группе во главе с ГАПом, так что зачастую сотрудники мало осведомлены о проектах, разрабатываемых их коллегами. Такого рода разделение ролей и иерархия – обычная особенность устройства архитектурной мастерской, она делает коллектив управляемым и сроки предсказуемыми, но зачастую сдерживает творческий потенциал из-за привычки к рутине. Не удивительно, что в последнее время – а в общем-то, уже начиная с 2000-х, разные бюро, особенно большие, начали развивать практику внутренних конкурсов: таких, когда все сотрудники могут поработать над концепцией.

В АПЕКСе практика внутренних конкурсов введена недавно, первый опыт, когда всем архитекторам, независимо от стажа и статуса, предложили поработать над фасадами ТПУ, оказался удачным, и руководители бюро решили предложить для внутреннего конкурса более сложный проект – комплексную жилую застройку на Кутузовском проспекте, 12, часть территории Бадаевского завода, рядом с территорией нашумевшего недавно проекта Herzog & de Meuron – сопровождением которого занимается также АПЕКС. В конкурсе поучаствовали 20 сотрудников, шестая, примерно, часть коллектива, что, по словам главы архитектурного подразделения бюро Антона Бондаренко, много – и такой интерес объясняется, вероятно, популярностью темы жилого строительства в целом. Хотя соседство с комплексом авторства мировых звезд также стало для стимулом для участия сотрудников в конкурсе.

Предыстория
Концепции развития территории Бадаевского завода разрабатывают не первый год: с ней работали ABD architects, «Остоженка», «ГРАН», – однако все они были сделаны еще до получения ГПЗУ. А вот когда оно было составлено, территория распалась на несколько независимых участков с проектами, реализуемыми в несколько этапов.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Схема расположения участка © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Опорный план © «Проектное бюро АПЕКС»


Участок, с которым АПЕКС работал методом внутреннего конкурса, примыкает к южной границе территории проекта Herzog & de Meuron и вдвое меньше его по площади – 3 га. Его сложносочиненные контуры в целом приближаются к треугольнику с острыми углами на западе и востоке. Острый западным угол выходит к Москве-реке, а изрезанная углами юго-восточная граница почти параллельна Кутузовскому, вторгаясь во двор «сталинского» дома номер 8. С этой стороны территория примыкает к еще одной стройке – здесь, за офисом продаж Lamborghini, возводится клубный дом с алюминиевыми колоннами, по проекту Цимайло и Ляшенко.

Словом, участок близок к Садовому, рядом с рекой, но расположен в глубине дворов и на красную линию проспекта нигде не выходит. Заказчик проекта – группа «Абсолют», попросил разработать архитектурную концепцию за два месяца.

Условия внутреннего конкурса
Итак, архитекторам-участникам конкурса предложили разместить на 3 га 107 000 м2 жилья с высотным ограничением в 75 м. Концепцию нужно было закончить за неделю.

Предполагается, что вся необходимая инфраструктура, в том числе ритейл и общественные пространства, будут сосредоточены на соседнем участке Бадаевского завода. В исходных данных присутствовали и другие ограничения, продиктованные существующей застройкой или партнерскими договоренностями с застройщиками соседних участков. 

Свобода выбора
Работа над концепцией не предполагала отрыва от текущего рабочего процесса. Предполагалось также, что автор выигравшей концепции, помимо денежного вознаграждения, получит возможность вести этот проект дальше.

У участников была свобода как в отношении собственно архитектуры – планировочных решений, фасадов, так и в подаче материала. Всего на конкурс представили 28 предложений, лишь одно из которых разрабатывалось в команде из трех человек, а остальные были созданы в индивидуальном порядке. Среди них – работы и студентов, проходящих стажировку в бюро, и молодых специалистов после института, и опытных архитекторов. Проекты отличаются разной степенью проработанности, отношением к подаче, анализу территории, расчетами квартирографии, соответствием ГПЗУ, составом проекта. Кто-то сосредоточился на «посадке» домов на участке, а кто-то подумал и над частными вариантами апартаментов (например, расположенных под скатной кровлей); проект мог быть представлен на одном листе или собран в альбом, а в одном случае концепция сопровождалась макетом.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 1. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 1. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»


«Мы не хотели ограничивать творческую фантазию участников, нам было важно получить свежий взгляд на территорию и новые идеи. Работы вчерашних выпускников часто не учитывали инсоляцию или квадратные метры площадей, но были интересны с точки зрения подхода к решению задачи – они были более концептуальны. Многие из них отличались красивой подачей», – комментирует разнообразие предложений Антон Бондаренко.

Варианты
Уже в названиях проектов в той или иной степени отражается их содержание: например, название «Вобла» обыгрывает форму участка и расстановку домов, напоминающую в плане скелет рыбы, а в Shift-city планировочное решение стало реакцией на морфотип существующей и перспективной застройки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Принципиальные схемы. Рабочее название проекта «Вобла», автор А. Пивень. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Визуализация. Рабочее название проекта «Вобла», автор А. Пивень. © «Проектное бюро АПЕКС»


Мегаструктуры, блочные дома и даже таунхаузы в сочетании с многоэтажками – каждый из предложенных генпланов был основан на изучении связей с соседними участками и видовыми раскрытиями.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Формирование идеи. Рабочее название проекта O.A.S.I.S., автор В. Пепанян. © «Проектное бюро АПЕКС»


Один из проектов предлагал генплан-отражение силуэта соседнего квартала через зеркало бульвара. Именно этот вариант стал фаворитом заказчика.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Авторы: И. Дудко, С. Хазова, Т. Романова. Конкурсное предложение. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Поиск идей (вариант 10). Лист с проектом И. Дудко, С. Хазовой, Т. Романовой, вошедший в конечный альбом. © «Проектное бюро АПЕКС»


Участники были внимательны к благоустройству и озеленению территорий: один из проектов представлял собой вариацию «вертикального леса» Боери, а в основе проекта лежала форма бактерии Salinella Salve.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Схема генплана. Автор: А. Ахметишина © «Проектное бюро АПЕКС».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Объем. Автор: А. Ахметишина © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Фасад. Автор: А. Ахметишина. © «Проектное бюро АПЕКС»


Объемные решения варьировались от биорганических до простейших форм: приоритет отдавался последним, да и в целом проекты объединил – не исключено, что из-за соседства с великими – интерес к современной голландской архитектуре с ее любовью к гладким поверхностям и склонностью к лаконизму.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 6. Виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 6. Принципиальные схемы © «Проектное бюро АПЕКС»


К каждому из фасадных решений архитекторы также подходили обстоятельно, заимствуя фактуры поверхностей у соседних зданий: светло-коричневую гамму сталинских домов, красный кирпич Бадаевского завода, белый цвет Херцога и де Мерона; или же апеллируя к водной глади Москвы-реки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 4. Поиск идеи © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 4. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»

Отбор

На защиту проекта отводилось 10 минут, в течение которых надо было обосновать свое решение и прокомментировать презентацию перед жюри из руководства компании. Выбрали 12 предложений для дальнейшей работы – 6 вариантов с наибольшей степенью проработки, и 6 с нестандартными идеями, которые предстояло представить заказчику.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Варианты объемно-пространственных решений © «Проектное бюро АПЕКС»

Для итогового альбома отобранные предложения было необходимо привести к единообразию. Также провели голосование внутри бюро с призом зрительских симпатий – его результаты не совпали с мнением жюри, которое руководствовалось, прежде всего, практическими задачами. К примеру варианты, в которых высота здания не проходит по нормам инсоляции или с домами, где много острых углов, невыгодных с точки зрения экономики, жюри отклонило сразу же.

По словам Антона Бондаренко, «в какой-то степени для сотрудников это был тренинг – как продать идею заказчику. Причем важно, чтобы и ТЭПы были соблюдены, и ГПЗУ, и подача была соответствующая, и обоснование проекта убедительно. В обычных условиях это делает группа архитекторов под руководством ГАПа, целенаправленно прорабатывая один-два варианта концепции, а здесь у каждого, даже начинающего архитектора, был шанс попробовать себя в этой роли».

Итоги
Если в конкурсных работах учитывались отдельные аспекты окружения, в основном связанные с близостью московских достопримечательностей, например гостиницы «Украина» , то концепциям в итоговом альбоме предшествовал глубокий анализ территории и окружения. Подобное исследование, рассматривающее совершенно различные факторы, влияющие на проект, по итогам которого формируется SWOT территории, уже становится распространенной практикой, позволяющей лучше вникнуть в пространственный контекст и связать проект с городом.


Шесть отобранных реалистичных вариантов предлагали комплексную жилую застройку домами от 8 до 15 этажей с открытыми и полуоткрытыми дворами, или вариант псевдокварталов. Проницаемость микрорайона и связи с окружением – еще одно достоинство выигравших проектов. После объявления результатов конкурса архитекторы доработали их для альбома в едином ключе: для представления проекта заказчику на отдельных листах оформлялись схема генплана, аксонометрия, раскрытие идеи, принципиальные схемы, фасады, причем авторы работали в разных программах, но с использованием общего шрифта и принципов компоновки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Ключевые принципы. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Принципиальные схемы. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Макет. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев. © «Проектное бюро АПЕКС»


В итоговой презентации в сокращенном варианте также были представлены и «непроходные» варианты с террасами, скатными кровлями, модульными блоками.

«Группа под руководством ГАПа, работающая над проектом целенаправленно, более эффективна с точки зрения скорости решения поставленных задач, но, проводя внутренний конкурс, мы понимали, что к семи архитекторам не придет столько идей, сколько придет к двадцати восьми. Заказчику важен наш интерес к проекту, а несколько вариантов решений помогают понять собственные желания или уточнить их, поэтому одной из целей конкурса было выявление отношения заказчику к той или иной идеи. Именно поэтому мы представили на рассмотрение и те концепции, которые в каких-то моментах не учитывали техзадание, но давали свежий взгляд на территорию и раскрывали ее возможности».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Поиск идей (вариант 11). Автор К. Ашитко. © «Проектное бюро АПЕКС»

В АПЕКС собираются продолжить практику внутренних конкурсов, считая несомненным плюсом возможность архитекторов уйти на время от рутинной работы и «переключить» мозги с рабочей документации на творчество: «Для понимания работы с будущими площадками важно мыслить не только цифрами, объемами, площадями, но и уметь анализировать, думать другими категориями».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 3. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Визуализация © «Проектное бюро АПЕКС»
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12
Россия, Москва, Кутузовский просп., 12

Авторский коллектив:
Генеральный директор: Ю.М. Матвеев
Руководитель архитектурной мастерской: А.Г. Бондаренко
Главный архитектор проекта: И.А. Анохин

2018

Заказчик: ООО «Дивинус иммобила»

15 Апреля 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Красные модули
Бюро MVRDV победило в закрытом конкурсе на проект жилого комплекса в Москве: на углу проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Заказчик – ГК «Основа».
Архсовет Москвы–29
На выездном заседании, состоявшемся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архсовет не поддержал проекты реставрации усадьбы Голицыных и ЖК на Рублевском шоссе. Оба вопроса будут рассматриваться повторно.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.