Архсовет Москвы–29

На выездном заседании, состоявшемся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архсовет не поддержал проекты реставрации усадьбы Голицыных и ЖК на Рублевском шоссе. Оба вопроса будут рассматриваться повторно.

mainImg
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Юрий Аввакумов
Георгий Солопов
Театрпроект
Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

2015 — 2015
Проект реставрации усадьбы Голицыных с ее приспособлением под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Северо-восточная сторона. Проект, 2015 © Театрпроект

Проект реставрации усадьбы под нужды ГМИИ им. А.С. Пушкина совету представили его авторы Юрий Аввакумов и Георгий Солопов, начавшие работу с этим памятником архитектуры задолго до проведения закрытого конкурса на концепцию развития всего музейного комплекса. Напомним, что тогда победителем стал Юрий Григорян, и именно он сейчас занимается проектом реконструкции квартала.

Непростая история старого здания сделала работу над проектом чрезвычайно сложной. Аввакумов рассказал, что усадьба была построена в середине XVIII века по проекту петербургского архитектора Саввы Чевакинского. Это было одно из самых заметных зданий Москвы не только из-за своего яркого архитектурного облика, но еще и потому, что здесь работал первый публичный музей, открытый для посещения трижды в неделю. В 1774 усадьба была частично перестроена Матвеем Казаковым, а затем сохранялась в неизменном виде вплоть до 1929 года, когда в усадьбе располагалась Коммунистическая академия. Тогда сам усадебный дом лишился своего парадного фронтона и был надстроен на два этажа (автор надстройки неизвестен). В результате, некогда выразительное здание лишилось своих исторических черт и уже в таком виде дошло до нашего времени, когда встал вопрос об его реконструкции.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Фасад главного дома усадьбы Голицына. Архитектор М.Ф. Казаков. 1770е гг © Театрпроект

Основная идея авторов состояла в том, чтобы вернуть зданию его первоначальный исторический облик, созданный Чевакинским и Казаковым. Речь шла о первых двух этажах, где, согласно представленному проекту, появлялись утраченный фронтон и балюстрада. Что же касается советской надстройки, которая по документам также является частью памятника архитектуры, то, поскольку сносить или видоизменять эту часть нельзя, ее предлагается возвести заново из новых материалов, но с сохранением всех пропорций и деталей. Такое неоднозначное решение связано, во-первых, с большой изношенностью стен, не отвечающих требованиям современного музея, во-вторых, с необходимостью воссоздать балюстраду, для чего существующие стены будут несколько смещены вглубь. Кроме того, вместо прежде существовавших оконных проемов над центральным портиком устроят глухие ниши.

Сверху вся вновь возведенная надстройка, по замыслу авторов, накрывается одной большой стеклянной оболочкой. Как рассказал Георгий Солопов, конструкции стеклянного купола перекликаются с прозрачной кровлей основного здания ГМИИ, спроектированной Владимиром Шуховым. Авторы настаивают, что, «надевая» на здание оболочку, они не пытаются спрятать существующую архитектуру: скорее, это попытка дистанцироваться от событий 1929 года, когда здание сознательно, в соответствии с политическим заказом, было лишено всех усадебных признаков.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Стеклянный экран как рекламная установка. Проект, 2015 © Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

Помимо эстетического решения, оболочка формирует очень надежный двухконтурный фасад, включающий верхнее холодное остекление и теплый контур. Среди его преимуществ – и акустическая защита, и повышение эксплуатационных характеристик здания, энергосбережение и т.д. Учитывая, что стены надстройки, в отличие от усадебных, слишком тонки, усиление и утолщение их с помощью такого прозрачного кожуха кажется вполне оправданным. Это особенно важно, так как в залах предполагается экспонировать работы импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций Щукина и Морозова, стоимость которой, по замечанию Аввакумова, в несколько раз превышает стоимость всех работ по перестройке здания. По требованию органов охраны памятников, стеклянную оболочку предполагается сделать временной, чтобы в случае полного неприятия такого решения населением или отрицательного влияния этого элемента на городскую среду, ее можно было удалить.

Дополнительный подземный этаж, появляющийся в новом проекте, отведен под музейное оборудование. Пространство первого этажа перестроено таким образом, чтобы освободить место для просторного вестибюля и, одновременно, сохранить помещения для экспозиционных залов. Открытые выставочные пространства третьего и четвертого этажей с высотой потолков 4–6 метров соединены большой лестницей-амфитеатром. Второй уровень отдан под парадные залы музея.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Макет. Проект, 2015 © Театрпроект
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Макет. Проект, 2015 © Театрпроект

После доклада авторов проектов выступила Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая поддержала их идеи планировки обновленного здания. Однако она призналась, что трактовка фасада вызывает у нее некоторые сомнения и выразила надежду, что взгляд профессионалов, в том числе – главного архитектора квартала Юрия Григоряна – поможет найти правильное решение.

Предваряя обсуждение, Андрей Баталов, член Федерального научно-методического совета по охране наследия, рассказал, что ранее проект был детально рассмотрен экспертами, которые вместе с авторами пытались найти компромиссное решение. Идея вернуть зданию его историческое начало была поддержана единогласно. Возможность заменить материалы, из которых выстроена советская надстройка, также была подтверждена. При этом эксперты настаивали на сохранении всех ее деталей: в противном случае, это будет рассматриваться как нарушение закона. Стеклянная оболочка – случай, с которым эксперты еще не сталкивались в своей практике, но, учитывая, что она подчеркивает древнее ядро здания, восприняли ее как допустимое решение. Единственным и неоспоримым условием стал временный характер этого сооружения – только в этом случае проект мог быть реализован в представленном варианте.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Существующее положение © Театрпроект

Члены совета выступлением Баталова были буквально сбиты с толку: зачем сначала сносить, а затем возводить в новых осях, да еще и с муляжами окон надстройку, которая особой исторической ценности не имеет? Сергей Кузнецов усомнился и в разумности создания стеклянного купола: «Не проще ли укрепить существующие стены так, чтобы они выдерживали необходимые нагрузки?». На это Юрий Аввакумов ответил, что любое изменение – толщины стен или же расположения окон – будет рассматриваться как новое строительство, и в рамках российского законодательства возможно только воссоздание. Но даже если допустить такую возможность, то кирпичная стена никогда не будет настолько эффективной. Окна же над портиком решено сделать слепыми исключительно для сохранения бесценной коллекции.

Юрий Григорян подчеркнул, что он с огромным уважением относится к авторам и их работе, но при этом ему непонятно такое яростное стремление разделить надстройку и усадебный дом. В образе существующего 4-этажного здания Григорян не видит ничего страшного: напротив, все москвичи привыкли воспринимать этот дом именно таким. Представленное решение – это попытка найти компромисс между авторским видением и необходимостью сохранения истории, и этот компромисс здесь, по мнению Григоряна, невозможен. «Предложенное решение было бы понятным, если бы речь шла об исторической части здания. Меня волнует, что под стеклянным колпаком прячется новодел. Сам же колпак очень красив. Я воспринимаю его как яркий авторский жест, которого слишком много для памятника архитектуры. Кроме того, я не верю в его временный характер», – заключил Юрий Григорян, полностью поддержав проект в части планировочных решений. Юрий Аввакумов с его суждением не согласился: «Мы сознательно уходили от каких-либо авторских жестов в этой работе. Речь не идет о самовыражение, но об эффективности, рациональности и сохранности безумно дорогой коллекции. Рассуждать о двухконтурном фасаде по крайней мере странно. В любом европейском городе этот прием используется очень активно и многократно подтвердил свою жизнеспособность. Что же касается временного характера купола, то это не наше решение».
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Не удовлетворившись ответом автора, члены совета продолжили обсуждать абсурдность навязанного архитекторам решения по воссозданию надстройки. Евгений Асс, назвав работу очень сильной, предположил, что авторы стали заложниками двусмысленной позиции реставраторов. Асс уверен, что куда честнее и перспективнее было бы возвести новую, современную надстройку в легком облаке стеклянного экрана. Тут не выдержал Андрей Баталов, возмутившийся, что позицию экспертов назвали двусмысленной: «Речь не о позиции реставраторов, а о соблюдении закона». В дискуссию вступил главный архитектор города с вопросом о возможности пересмотра статуса надстройки. Баталов нехотя ответил, что возможность изменить реестровую запись имеется, но добиться пересмотра чрезвычайно трудно.

С большим сомнением к вновь возводимой конструкции отнесся и Андрей Гнездилов, убежденный, что охранный статус надо менять, чтобы не строить муляжей. Двоякое чувство проект вызвал и у Михаила Посохина, сделавшего вывод, что все манипуляции с надстройкой связаны с желанием музея сохранить имущественный фонд. Но стена, которая просвечивает сквозь придуманную Аввакумовым красивую конструкцию, Посохина раздражает – в этом есть определенная «нечистота». Ханс Штимманн поддержал коллег, заметив, что в результате реализации предложенного проекта получится сомнительный гибрид.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

С диаметрально противоположным мнением выступили Владимир Плоткин и Сергей Чобан. Плоткин выразил уверенность, что представленная работа заслуживает похвалы: «Сложный охранный статус и взаимоисключающие требования любого архитектора могли поставить в тупик, но авторы нашли решение и справились с этим блестяще. Кровля – это действительно авторский жест, выполненный очень артистично, и этого не нужно стесняться. При этом проект корректно решает все задачи». Единственное сомнение у Плоткина вызвали легкосборные конструкции кровли. По его мнению, они должны быть постоянными.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 2 этаж. Проект, 2015 © Театрпроект

Сергей Чобан ответил коллегам, что, конечно, можно попробовать поменять статус надстройки, но это почти невыполнимая задача. При этом у представленного проекта есть ясная философия. Восстанавливается первоначальный вид усадьбы, идеологически сохраняется появившаяся в начале прошлого века часть здания. Сверху накладывается третий, современный слой. Таким образом, авторы рассказывают историю дома, и в этом смысле их непременно надо поддержать – призвал коллег Чобан. По его мнению, если авторское решение будет сохранено и проект удастся реализовать именно в таком виде, город получит очень яркое сооружение. Другое дело, что в проекте плохо проработана техническая, конструктивная часть. В итоге, кровля будет сильно загрязняться и плохо стареть. Во избежание этого в рамках существующего архитектурного предложения следует разработать новое техническое решение. Но здесь основная проблема – в том, что в России, по словам Чобана, нет хороших специалистов, их надо приглашать из-за границы, что недешево, однако только в этом случае удастся в точности реализовать авторский замысел.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 4 этаж. Проект, 2015 © Юрий Аввакумов, Георгий Солопов
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Интерьер выставочного зала, 4 этаж. Проект, 2015 © Театрпроект

Выслушав членов совета, попросил слова Рустам Рахматуллин, присутствовавший среди зрителей в зале. Он привел в пример единственный реализованный в Москве проект, схожий с рассматриваемым: здание в Брюсовом переулке, реконструкцией которого занималось бюро «Рождественка». По словам Рахматуллина, сами авторы сегодня признают, что это был неудачный опыт возведения над историческим зданием контрастного, экспрессивного объема. Рахматуллин призвал вовсе отказаться от надстройки и восстанавливать только усадьбу. Понятно, что эта идея очень не понравилась Марине Лошак.
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв. по улице Волхонка. Проектировщик: ООО «Театрпроект». Заказчик: ФГУ культуры «ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Итоги дискуссии попытался подвести Сергей Кузнецов. Он заметил, что это, пожалуй, самый сложный вопрос за весь период функционирования нового состава Архсовета. Также он признался, что, когда впервые увидел проект, он показался ему совершенно нежизнеспособным. Однако, выслушав авторов с их профессионализмом и невероятным даром убеждения, решил, что он все-таки может быть реализован. Сегодня масса вопросов возникает к технической стороне проекта. Кроме того, главный архитектор подчеркнул, что в ходе дискуссии было высказано слишком много сомнений, не позволяющих поддержать работу. Авторам он предложил два варианта развития проекта. Первый связан с попыткой пересмотра статуса надстройки, что позволит решить ее по-новому, сохранив стеклянный купол. Второй вариант – спокойно отнестись к существующему четырехэтажному объему и работать с конструкцией кровли.

Жилой комплекс на Рублевском шоссе
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Крупный жилой комплекс планируется построить на пересечении Рублевского шоссе и Ярцевской улицы. Этот участок знаком нашим читателям, поскольку ранее на его застройку при поддержке МКА и с согласия заказчика ГК «ПИК» был проведен конкурс. Победу в нем одержал проект Сергея Скуратова, представляющий собой композицию из четырех лаконичных высоких башен. По ГЗК 2015 года разрешенная там высота сооружения уменьшалась со 140 до 100 метров при сохранении общей площади. Произошли и некоторые изменения внутри компании «ПИК». В итоге, застройщик от проекта Скуратова отказался, и вместо него были приглашено бюро de Architekten Cie из Нидерландов. В России адаптацией предложенной голландцами концепции занималась компания АПЕКС.

Согласно с новым предложением, на площадке сложной формы расположились две группы зданий, каждая из которых вырастает из общего невысокого основания. Обе группы развернуты таким образом, что внутри образуется почти замкнутый двор с качественным благоустройством, беговыми и вело- дорожками. Внутрь двора обращены первые этажи, занятые магазинами и кафе под навесами террас 2-го этажа. Многочисленные разновысотные башни надежно защищают дворовое пространство от шума двух ограничивающих участок автомагистралей. Кровля основания, возникающая в просветах между башнями, озеленена. Кроме того, на разных уровнях предусмотрено много открытых террас для жильцов квартир. Создаются они за счет существенной сдвижки массивных прямоугольных объемов зданий по горизонтали. Таким образом, формируются еще и эффектные консоли, достигающие четырех метров.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Генплан. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Особое внимание в проекте уделено отделке фасадов. Основной материал – это клинкерный кирпич разных оттенков и фактур. Комбинаторика материала позволяет добиться выразительного рельефа стен, особенно в нижней части зданий. Цвет тоже меняется от основания к вершине – от темного до почти белого. Кроме сетки из кирпича, на фасадах выделяются светлые простенки и различающиеся по пропорциям оконные проемы.

Не дожидаясь оценки коллег, Сергей Кузнецов сразу попросил их воздержаться от сопоставления представленного проекта с конкурсным в виду серьезного изменения условий и требований к проекту. Также он заметил, что комплекс достаточно велик по массе, но в этой части города, расположенной ближе к МКАД, это допустимо. Тем более, что компания «ПИК» давно работает с этой территорий, и все знают стремление компании строить исключительно качественные объекты.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Несмотря на призыв главного архитектора, Ханс Штимманн мгновенно выразил большое сожаление по поводу утраченного конкурсного проекта, который он хорошо запомнил. По мнению бывшего главного архитектора Берлина, представленный проект на его фоне заметно проигрывает. Тем не менее, видно, что авторы решали конкретную, но непростую задачу организации жилья вблизи «автобана». В итоге, отгораживаясь от магистралей, комплекс выглядит слишком закрытым. «Стоило бы его развернуть к городу», – посоветовал Штимманн. Сергей Чобан, удостоверившись, что все авторские права голландцев соблюдены, предложил проект поддержать, хоть и, по собственному признанию, не увидел в нем ничего примечательного. Его пожелания касались террас, которые в процессе эксплуатации подвержены риску быть самовольно застроенными жильцами. Со вздохом, но все-таки поддержали проект Михаил Посохин и Андрей Гнездилов с формулировкой «дом как дом» и «что поделаешь, если сейчас так строят». Гнездилов, правда, вспомнил об ошибках представленного ему ранее генплана, но тут же оговорился, что к Архсовету это отношения не имеет.
zooming
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

В оппозицию с другими членами совета снова встал Владимир Плоткин, который, к слову, тоже принимал участие в вышеупомянутом конкурсе. Он признался, что ему всегда очень непросто критиковать работу коллег, но в этой ситуации у него нет другого выбора. Участок Плоткину давно знаком – и не из-за конкурса, а потому, что он каждый день проезжает мимо него на автомобиле. По словам архитектора, эта площадка великолепно расположена – с прекрасными дальними видами и ярким окружением. Сам проектируемый комплекс стоит на высоком холме, поэтому будет виден издалека. Все это в представленном проекте никак не учитывается. Главная ошибка – в градостроительном решении: здания отказываются реагировать на своих соседей и на город в целом. Кроме того, при не слишком большой площади в 100 000 м2 проект мог получить куда более изящное композиционное решение. Но здесь мы видим очень большую массу, и она плохо воспринимается как с близких, так и с дальних точек. Большая скученность зданий и преимущественно темный кирпич в отделке – все это, по мнению Плоткина, рождает довольно мрачный образ.

Мысль Плоткина подхватил Юрий Григорян, заметив, что теперь комплекс выглядит так, как будто в нем не 100 000 м2, а миллион. Также он предположил, что заказчик сознательно отменил результаты конкурса, чтобы дальше работать исключительно с западными архитекторами. К чему это привело? К тому, что вместо монообъемов мы получили «склад квадратных метров в виде кучи домов». Все это, по словам Григоряна, выглядит плохо, и это яркий пример того, как никакие принципы новой московской застройки, предложенные в МКА (квартальность, общественные первые этажи и т.д.), которые формально в этой работе соблюдены, не спасают проект и не делают подарка городу. Евгений Асс заметил, что дело не в национальности проектировщика, а в отношении архитектуры к контексту, и в этом проекте такого отношения нет.
Проект жилого комплекса на Рублевском шоссе. Фасады. Проектировщик: de Architekten Cie и проектное бюро АПЕКС. Заказчик: ГК «ПИК»

Сергей Кузнецов, закрывая заседание, отметил, что по данному вопросу мнения сильно разделились. В связи с этим он предложил передать все замечания непосредственно авторам – голландскому бюро de Architekten Cie – до выдачи АГР. Также Кузнецов предположил, что было бы неплохо пригласить авторов в Москву и выслушать их позицию. Пока же необходимо оставить нейтральное решение и ждать доработанной версии.
Архитектор:
Эдзо Бинделс
Адриан Гёзе
Антон Бондаренко
Мастерская:
de Architekten Cie.
West 8
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
ЖК Vander Park
Россия, Москва, Рублевское шоссе, д. 101-105

Авторский коллектив:
Проектное бюро de Architekten Cie W.B.
Перо Пульиз, Ян-Уильямс Байенс, Ханс Хамминк, Владимир Сергеев, Вессел Вройгдонхил, Гриша Зотов​

Проектное бюро АПЕКС
Главный архитектор проекта: Антон Бондаренко
Главный инженер проекта: Денис Вакуленко
Специалисты архитектурного отдела: Олег Жолобов, Михаил Исмагулов, Степан Титов,
Дмитрий Киреев, Мария Симагина, Елена Сухова
Специалисты конструкторского отдела: Максим Бобровничий, Станислав Стома, Евгений Куриленко
 
Благоустройство: West 8


2014 / 2019

Заказчик: ПАО «Группа Компаний ПИК»
Юрий Аввакумов
Георгий Солопов
Театрпроект
Реконструкция здания городской усадьбы Голицыных
Россия, Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Юрий Аввакумов, Георгий Солопов

2015 — 2015

25 Июня 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.