Обсуждаем ЗиЛ: комментарии экспертов

Александр Высоковский, Ирина Ирбитская и Дмитрий Наринский о недавно утвержденном проекте планировки территории завода ЗиЛ.

mainImg
Не так давно мы опубликовали проект планировки территории завода ЗиЛ, утвержденный московским правильством в конце октября. Теперь представляем вашему вниманиею мнения экспертов в области урбанистики: Александра Высоковского, Ирины Ирбитской и Дмитрия Наринского.
Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013
© Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»


Александр Высоковский:
Декан Высшей школы урбанистики при ВШЭ
Александр Высоковский. Фотография: ВШЭ (urban.hse.ru)

«С точки зрения управления пространственным развитием Москвы, ЗИЛ – это существенное продвижение вперед. Здесь мы видим несколько важных позитивных трендов крупного планировочного решения: во-первых, это принципиально многофункциональная, «микшированная» застройка, соединяющая коммерческие услуги, офисы, жилье, производство и коммунальные объекты в одной планировочной сетке. Во-вторых, это квартальная застройка, хорошо артикулированная, плотная и довольно выразительная. В третьих, это продвинутые транспортные решения, включая новый подход к Малому кольцу МКЖД, которое становится аналогом парижского RER, и интеграцию разных видов транспорта. В совокупности, это дает крупное, общегородское решение сложнейших вопросов, связанных с интересами городского развития, собственников, экономическими возможностями и политическими реалиями.

Вместе с тем, впечатление от утвержденного проекта планировки территории завода ЗиЛ, у меня неоднозначное. Он выглядит как профессиональная работа, но стандартного девелопмента. Авторы предложили грамотный, но какой-то «обычный» сценарий развития территории, хотя сами декларируют его как знаковый проект. На мой взгляд, главная проблема состоит в определении будущего состояния этого района. Представляется, что территория ЗИЛа должна стать одним из центров новой Московской агломерации. Мне кажется об этом же говорил и главный архитектор города Сергей Кузнецов. Однако для создания агломерационного центра нужно нечто большее, чем распределить по территории разные объекты и жилые кварталы. Нужны сверхсложные транспортные решения, символические объекты и центральные функции. Создание центрального места не было ясно обозначено как стратегическая задача и в техническом задании на проектирование.

В результате в проекте не видно, как решаются социальные и средовые проблемы развития этой территории. ЗиЛ всегда был закрытым предприятием за колючей проволокой, наглухо отгороженным от города. Теперь предполагается, что там будут жить люди, проектируется первоклассный район, а по мне, так это вообще должен быть район с центральными функциями, привлекающий большие потоки людей. Чтобы это состоялось, территорию бывшего завода необходимо максимально сделать проницаемой, открытой городу, «вывернуть наизнанку». Для этого нужны невероятные по воображению и сложности решения, и не только в области физического планирования, но, прежде всего, в трактовке создаваемых сред. Возможно, я не достаточно хорошо знаком с проектом, но глядя на последний вариант планировки, вот этого я не обнаружил.

Этот проект пока не формирует новую структуру города, хотя ЗиЛ – это как раз тот масштаб и то место, где все это могло бы произойти. Однако я думаю, что ничего страшного не происходит. Проект будет жить и будет трансформироваться. Это слишком сложный процесс, чтобы его можно было «застолбить» единовременно».

Ирина Ирбитская:
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС. Руководитель архитектурного бюро «Платформа»
Ирина Ирбитская. Фотография профиля Ирины Ирбитской на facebook

«Проект планировки территории завода ЗиЛ, утвержденный правительством Москвы, вызывает массу вопросов. Первое, что бросается в глаза – слабая интеграция набережной в структуру района. Фактически она в данном проекте ничем не отличается от старых советских набережных, вдоль которых устроены магистрали. Авторы объясняют это тем, что не смогли найти альтернативного решения. Сложность здесь, действительно, есть, но это не означает, что иного решения набережной не существует, скорее это говорит о том, что авторам не хватило времени найти альтернативный вариант.

Меня радует, что город вновь стал мыслить кварталами. Однако в данном случае, судя по представленным на Архи.ру материалам, размер среднего квартала очень велик. А это невыгодно и не рационально как с градостроительной точки зрения, так и с экономической. Мы неоднократно говорили о том, что размер квартала не должен превышать двух гектаров. В противном случае невозможно создать достаточно плотную улично-дорожную сеть. В рассматриваемом проекте по формальным признакам такая сеть создана, но она совершенно недостаточна. В идеальном варианте улицы должны проходить по участку через каждые 70-80 метров. Еще один существенный минус крупных кварталов – образование гигантских дворов, которые очень сложно и дорого обслуживать. При этом некоторые фрагменты кварталов вообще не имеют артикулированного двора. Все это напоминает возвращение к проектированию, не предполагающему выделения частного и общественного пространств.

Много претензий у меня возникло к функциональному зонированию территории. Глядя на огромный участок, отданный жилой застройке, мы видим не что иное, как огромный спальный район. Понятно, что проект должен иметь экономическую отдачу, но нужно понимать, что отдача станет возможной только на момент продаж. Правильный же градостроительный подход предполагает, что специалисты уже на этапе планирования территории просчитают, как она будет работать в продолжение всей своей жизни, какие деньги будет приносить и сколько потребует эксплуатационных затрат.

Еще одно существенное замечание – к решению внутренних магистралей. Авторы акцентируют внимание на так называемом «бульваре», но я вижу гибрид – нечто среднее между бульваром и автомагистралью, которая рассекает территорию района и, как видно из представленных материалов, не утоплена и не поставлена на «ноги». На мой взгляд, это неприемлемое решение. Должно быть четкое разграничение – либо бульвар, либо хай-вей. Никакого гибрида здесь быть не может, поскольку он будет крайне неэффективным.

Также заявляется, что на территории появится много зелени и парков. Но при заданном расположении кварталов эти парки никогда не станут популярным местом для отдыха. Зеленые участки разбиты на фрагменты: один фрагмент пересекается упомянутым выше «недобульваром», второй – разрезается окружной магистралью, следующей вдоль набережной. Минусом этого парка станет и его размер – он слишком крупный, его сложно наполнить, а хотя бы минимальная инфраструктура ему просто необходима.

Что касается этажности, то заявленные девять этажей не должны рассматриваться как норма. Девятиэтажными могут быть лишь отдельные доминантные, силуэтные объекты. Средняя же этажность не должна превышать 6-8-ми этажей. Авторы пишут, что они хотят создать неширокие удобные европейские улицы. Но при девятиэтажной застройке и соблюдении всех наших норм узких улиц мы не получим.

Самое печальное в данном проекте – отсутствие яркого фрагмента, претендующего на звание центра. В планировочной структуре центр никак не считывается. Парк не может выступать в роли центра, поскольку он разрезается магистралью, набережной тоже не придано того значения, которое вывело бы ее на позиции центрального места района, наличие центра внутри жилой застройки мне также выявить не удалось.

Подводя итоги вышесказанному, могу заключить, что у данного проекта очень много недостатков. Понятно, что территория крайне сложная, но именно по этой причине был организован и проведен конкурс. При этом почему-то победители конкурса не приняли участия в дальнейшей разработке. Это можно было бы хоть как-то оправдать, если бы проект, предложенный мастерской «НИ и ПИ Генплана Москвы», стал заметно лучше работы Юрия Григоряна (его проект тоже вызывал вопросы). Но лучше не стало, наоборот, основная идея была потеряна. Планировочная структура у Григоряна выглядела куда более разнообразной и осмысленой, в ней чувствовалась четкая объемно-пространственная концепция – все это в рассматриваемом проекте утрачено. При таком положении вещей, мне кажется, что самым правильным было бы решение о проведении нового международного конкурса с привлечением серьезных специалистов по примеру конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Это позволило бы тщательно проанализировать территорию и выявить наиболее оптимальные решения по ее реорганизации. В противном случае мы получим очередной спальный район с огромной промзоной и фрагментом элитного яхтинга, недоступного большинству жителей района».

Дмитрий Наринский:
Руководитель координационного комитета НП «Объединение планировщиков» (RUPA)
Дмитрий Наринский. © urban.hse.ru

«Рассматривая территорию ЗиЛа, мне больше хочется говорить о самом процессе, о конкурсе, нежели о его результатах. Здесь важен факт события. Важно отметить подход к проведению конкурса, составлению задания, осмыслению городом постановки задачи. Прошедший конкурс наглядно продемонстрировал, что сегодня сформировалось новое отношение, предполагающее комплексное развитие территорий. Город, наконец, осознал всю важность таких комплексных проектов и готов привлекать для их создания самый широкий спектр высококвалифицированных участников. Весь объем представленных в ходе данного конкурса работ должен рассматриваться как некий багаж, который город мог бы использовать в своей практической деятельности.

К участию в конкурсе привлекались как российские, так и зарубежные специалисты, все они так или иначе постарались осмыслить проблемы территории и предложили свои варианты их решения. Я считаю, что работа в консорциумах, обеспечивающая взаимодействию российских и иностранных специалистов – это то направление, которое в будущем сможет дать толчок для развития профессиональной деятельности в нашей стране.

Этот конкурс симптоматичен, и не только для Москвы. Хочется надеяться, что он сможет дать толчок для реорганизаций заброшенных промышленных территорий по всей стране. Аналогичные проблемы стоят перед очень многими городами России. Важно максимально осветить проекты прошедшего конкурса, сделать все его материалы общедоступными. Города должны научиться решать подобные проблемы в новом формате.

Что касается самого результата, то здесь, повторюсь, важен общий объем работ, выполненных разными участниками. Я не рассматриваю только утвержденный проект планировки и настаиваю на том, что в процессе реализации разумнее всего было бы привлекать не только победителей, но и другие команды. Мне не хочется оценивать сам проект, разработанный мастерской «НИ и ПИ Генплана». Для такой оценки необходимо гораздо глубже в него погрузиться. Однако, на мой взгляд, многие конкурсные работы обладали очень сильными чертами, и на их фоне рассматриваемый проект не кажется очевидно лучшим».
 

28 Ноября 2013

Похожие статьи
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.