Вся правда о клинкерном кирпиче

​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Что клинкер, а что нет?
Архи.ру:
У клинкера есть своего рода флер, связанный с качеством продукта. Когда застройщики хотят долговечные фасады, они практически на любую позицию добавляют слово клинкер. Что все-таки стоит за этим выражением?
cic =
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»

Дмитрий Самылин:
Клинкерный кирпич является одним из видов керамического кирпича. Для его производства используются тугоплавкие глины и более высокая температура обжига. В результате спекания микрокристаллов достигается высокая плотность и низкое водопоглощение. Нередко застройщики путают качественный керамический кирпич и клинкер. Были случаи, когда кирпич ручной формовки импортного производства ассоциировался заказчиками и архитекторами как клинкерный.

На самом деле, у клинкерного кирпича есть четыре основных критерия – это высокая прочность, низкое водопоглощение, кислотостойкость и морозостойкость. Первый критерий – прочность, это всегда марка М300 и выше. Клинкер – это кирпич с высокой плотностью. Однако с такой маркой кирпич может быть как клинкером, так и нет.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпич Мангейм Сепия из коллекции Königstein
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    2 / 3
    Коллекция керамического кирпича ModFormat
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    3 / 3
    Клинкерный кирпич Гент коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Далее – низкое водопоглощение (менее 6%) – обязательно! Есть мнение, чем оно ниже, тем лучше, но клинкер с водопоглощением менее 3% вы просто не положите на раствор, он «поплывет». Во время затвердения кладки происходят интереснейшие физико-химические процессы, связанные с переходом части воды из раствора через микропоры в кирпич. Поэтому важно, чтобы водопоглощение было в удобных для каменщика диапазонах – от 4,5 до 6%.

Третий атрибут – кислотостойкость клинкерного кирпича должна быть не менее 95%. Это означает, что он должен быть устойчив при использовании в сильно агрессивной среде, например, для ведения облицовки зданий в городской среде от уровня земли. И, наконец, морозостойкость должна быть не ниже F75, а в лучшем случае не ниже F100. Подчеркну, что перечисленные характеристики в клинкере совокупны.
Кирпич из коллекции Мастер Керамик. Жилой дом в Тюмени
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Но все-таки на фасадах московских новостроек клинкер или обычная керамика?

В большинстве новостроек применяется качественный керамический, но доля клинкера и клинкерной плитки достаточно заметна. Для навесных фасадов, где кирпич не перевязывается с основной стеной, он оправдан. По сути, клинкерная облицовка является супер защитной оболочкой здания. В грамотно смонтированных навесных фасадных системах точка росы находится на внутренней стороне лицевого слоя, а теплоёмкость кирпича нивелирует резкие перепады погодной температуры и выпадение конденсата. Кроме того, у клинкера паропроницаемость меньше, чем у обычного керамического кирпича, поэтому при проектировании важно учитывать, что клинкер станет преградой для выхода влаги, образующейся внутри помещений, через наружные стены.
  • zooming
    1 / 3
    Коллекция керамического кирпича Königstein
    Изображение предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 3
    Фактура кирпич Мальмё коллекции ModFormat
    Изображение предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 3
    Текстура клинкерного кирпича Бремен коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено «КС Керамик»

С другой стороны, задачей клинкера является не допустить лишнюю влагу снаружи в вентилируемое пространство навесной системы. Если конструктив наружной стены предусматривает материалы с большим водопоглощением и паропроницаемостью, то я бы посоветовал использовать керамический, а не клинкерный кирпич. Клинкер позволяет вести кладку непосредственно от уровня земли. Качественный керамический кирпич материал долговечный, не требующий затрат на обслуживание в течении продолжительного времени. Но в любом случае долговечность стены зависит в том числе и от грамотного проектирования в плане защиты от влаги и правильной кладки. 

Если речь идет о малоэтажке, то тут бывает по-разному. Для облицовки домов с вентфасадами клинкерный кирпич скорей всего будет наилучшим решением. Другое дело, когда несущие наружные стены из мономатериала, имею ввиду если в конструктиве дома внутри и снаружи керамика. В этом случае клинкер совсем не обязателен. Он скорее даже усложнит работу, поскольку потребуется предусмотреть дополнительные вентканалы от 40-60 мм из-за низкой паропроницаемости клинкера. В данном случае лучше использовать качественный керамический кирпич.
Дом в Республике Татарстан. Кирпич Гессен Вайн, коллекция Königstein
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

В целом клинкер – это не панацея. При том же строительстве многоэтажных домов керамика работает не хуже, чем клинкерный кирпич, просто она должна быть качественная. Что касается цены, то у клинкера она дороже за счет высокой себестоимости затрат на высокотемпературный обжиг и тугоплавкие глины. 
Козел в печи

Клинкерный кирпич имеет прочные ассоциации с качественной архитектурой, часто применятся ради того, чтобы приблизиться к эстетике исторического города. Но действительно ли это исторический материал?

В царской России было множество кирпичных заводов, в основном небольших. Какой-то кирпич использовался только для забутовки, т.е. рядовой кладки, кто-то мог позволить себе и лицевой кирпич. Но главное, керамический кирпич был и является хорошим конструктивным материалом, который затем штукатурился лишь с единственной целью – сохранить здание как можно дольше. Почти весь этот кирпич – ручной работы, машинного производства в России до начала XX века было очень мало. Был ли он схож с клинкерным? Нет, потому что добиться высокой плотности при существующих в те времена технических условиях было невозможно. До революции использовали в основном дрова, углем топить было дорого. Чтобы получить клинкер, нужно правильно подобрать шихту, тугоплавкие глины, смешать с легкоплавкими и другими компонентами (на современных производствах их число иногда доходит до 8). Сформованный и высушенный кирпич обжигают при температуре 1100-1200 градусов. Температурные режимы выстраивают так, чтобы кирпич не оплавился, микропроцессы спекания не перешли в стеклофазу, и он сохранил правильную форму. У керамистов есть хороший русский термин «козёл в печи», это когда глина спекается в единую массу. У пережжённого кирпича, или другим словом «железняка», достаточно красивая фактура и неправильная форма. Но в основном из-за того, что спекается только верхняя структура черепка, его характеризуют как «поверхностный клинкер». К сожалению, иногда архитекторы выбирают такой кирпич только на основании внешних свойств. Результат – разрушение фасада и финансовые потери.
  • zooming
    1 / 3
    Клинкерный кирпич Кёльн из коллекции Edelhaus Klinker. Входная группа жилого дома в Челябинске
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    2 / 3
    Клинкерный кирпич из коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    3 / 3
    Текстура клинкерного кирпича Оберхоф коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Если говорить, что «раньше делали лучше, чем сегодня», то это не совсем соответствует действительности. Мы проводили испытания на прочность кирпича конца XIX-начала XX вв. В результате выяснили, что марка у него далеко не клинкерная. И всё-таки дома, построенные нашими предками, прочные и надежные.

Я считаю, что любой качественный кирпич позволяет дать городу восприятие исторической целостности. В советское время тоже был свой интересный кирпич. Есть великолепные объекты 1940-50-х годов с применением глазурованного кирпича, который производили наши заводы. Смотришь учебники советского периода и удивляешься, какое количество керамики и фигурных элементов было доступно нашим проектировщикам. Одни только глазурованные мозаики чего стоят. А ведь красивые мозаичные панно украшали даже автобусные остановки. Но с переходом к упрощению, я бы даже сказал примитивизму фасадов и интерьеров, искусство работы с керамикой оказалось утраченным. Кирпич стал просто строительным материалом, прочным и более-менее долговечным. 
Слишком просто – уже не нужно

И поэтому за эстетикой до недавнего времени мы обращались исключительно к зарубежным производителям, а что теперь? 

Между прочим, несколько десятилетий назад европейские заводы тоже изготавливали очень скромную номенклатуру. Я видел голландские производства, которые делали четыре-пять видов кирпича – жёлтый, красный и коричневый. Со временем появилась плеяда архитекторов, голландские производители их называли поколением crazy-архитекторов, которые захотели проектировать из кирпичей с более необычными цветами и фактурами. Некоторые кирпичные заводы позитивно отреагировали на такие запросы и пошли на сложные эксперименты с керамикой. Это позволило им начать работать на опережение и встать в авангарде архитектурных тенденций. И в этом смысле надо отдать должное голландским производителям кирпича и архитекторам. Что касается обращения к зарубежному опыту, так это в России сложилось исторически. Яркий тому пример – по мотивам голландской архитектуры с неоштукатуренным кирпичом на фасаде был построен Монплезир в Петергофе в XVIII веке.
Кирпич Марксбург Кварц из коллекции Königstein. Лофт -квартал в Ижевске
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

У нас действительно сложилась такая ситуация, что запрос на уникальную продукцию мы отдавали исключительно европейским заводам. Не было диалога архитектор – производитель. Но чтобы подтягивать качество, нужен драйвер, нужно ставить заводам сложные задачи. Пусть они будут невыполнимы сегодня, но через год вы получите продукт, возможно даже лучше, чем ожидали. Тем более, что у нас есть современные заводы, с роботизированным оборудованием и системами контроля.

Речь о том, чтобы скопировать зарубежный кирпич или сделать что-то свое?

В керамике нельзя что-то стопроцентно повторить, это как почерк у человека. У каждого завода своя сырьевая база, температура обжига, свой климат, который тоже влияет, особенно в межсезонье, когда сырье может быть переувлажнено. Даже применяя один и тот же ангоб, нельзя получить точную копию продукции другого завода. В разнообразии есть большой плюс, так как у архитекторов появляется широкий спектр цветов и фактур. 

Что касается европейских производителей, в первую очередь немецких как наиболее систематизированных, то да, наши самые передовые производства – Кирово-Чепецкий «КС Керамик» и Санкт-Петербургский ЛСР – ориентировались на них, да и сейчас продолжают изучать их опыт. Просто клинкерная керамика – это очень сложный продукт, требующий от технологов высочайшего уровня профессиональных знаний. Завод «КС Керамик» производит клинкерный кирпич под торговой маркой Edelhaus Klinker. И набирающую популярность коллекцию ModFormat завод планирует изготавливать с клинкерными характеристиками. Мы совместно со специалистами завода обсуждаем тенденции в архитектуре, предпочтения заказчиков, следим за развитием в области керамики. 
zooming
Кирпич Гессен Вайн из коллекции Königstein
Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»

Мастерство европейских коллег создавать новые продукты способно вдохновить русских технологов-керамистов. Поэтому эксперименты на ведущих кирпичных заводах идут полным ходом. За керамистами подтягиваются производители бетонных кирпичей и плитки. Они используют аналоговые форматы, красители и фактуры для достижения видимого эффекта кирпича. Низкое водопоглощение на уровне клинкерного кирпича и ниже в таких изделиях достигается за счет применения гидрофобизаторов. Хотя в состав бетонных изделий и входит цементный клинкер, получаемый путем обжига смеси известняка и глины, само производство бетонного изделия принципиально отличается и получаемые характеристики соответственно тоже. 
  • zooming
    1 / 3
    Клинкерный плитка из коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    2 / 3
    Клинкерная плитка для НФС из коллекции Edelhaus Klinker
    Изображение предоставлено заводом «КС Керамик»
  • zooming
    3 / 3
    Фактура кирпич Брюне коллекции ModFormat
    Изображение предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

А что насчет клинкерной плитки?

Один из способов изготовления плитки – это прессование. Так производится, например, керамогранит. Плитка движется по конвейеру и обжигается в конвейерной печи. Вторая технология устроена по типу кирпичного производства, только вместо кирпича формуют блок из двух или четырёх плиток, которые обжигаются туннельных печах. Именно такой способ применяют европейские производители. На сегодня есть несколько отечественных заводов, которые выпускают этот продукт в массовом количестве, позволяющем поставлять на большие объекты.

В целом эстетический критерий сегодня стал, наверное, основным для всех производств, которые хотят работать в премиальной керамике. Сейчас как никогда важна связь архитекторов, производителей, художников, всё это вместе позволяет создать новые высококлассные продукты.

Поставщики, технологии

08 Апреля 2024

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.