Сила света

Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.

mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Международный студенческий конкурс IVA 2018 проходит уже в восьмой раз. В этом году участники работали с дневным светом, «переосмысливая его значение в архитектуре как источника энергии и жизни».

В конкурсе было две номинации: «Дневной свет в зданиях» и «Исследования дневного света». Для каждой выбрали региональных победителей: пять и четыре соответственно. В ноябре они представят свои проекты на Всемирном фестивале архитектуры в Амстердаме, где будут присуждены два гран-при.

Всего в конкурсе участвовало 600 заявок из 250 архитектурных учебных заведений 58 стран. Жюри отметило, что вместо эффектных wow-проектов, которые приходили в предыдущие годы, нынешние студенты предлагают вполне реальные решения глобальных и не очень проблем современности: бедности, климатических изменений, здоровья, качества жизни.

В регионе Восточная Европа и Ближний Восток в обеих номинациях победу одержали участники из России. Оба проекта – от студентов Казанского государственного университета архитектуры и строительства, который предоставил победителя и в прошлый раз.
***
Номинация «Дневной свет в зданиях»

Восточная Европа и Ближний Восток
«Фокусы с формами света»
Анастасия Маслова, преподаватель Ильнар Ахтямов
Казанский государственный университет архитектуры и строительства

Жюри конкурса IVA 2018: Rick Joy, Carme Pigem, Sasa Begovic, Li Hu, Martin Pors Jepsen © Изображение предоставлено VELUX
Проект «Фокусы с формами света» © Анастасия Маслова, изображение предоставлено VELUX

В своем проекте-манифесте Анастасия Маслова рассуждает: солнечного света так много, а здания все равно освещены недостаточно, как же строить, чтобы получить максимум дневного света? Она предлагает изменить традиционные прямоугольные формы зданий на более округлые. В проекте представлены альтернативные типологии, которые увеличивают проникновение естественного света, а также исследуются тени, сбрасываемые зданиями. Жюри надеется, что этот проект вдохновит других студентов не бояться своих амбиций, быть немного бунтарями и задаваться вопросами, даже если на них нет сиюминутных ответов.



Западная Европа
«Добираясь до света»
Joana Robalo, João Umbelino, Ana Ázar, António Lopes, Miguel Pedro
Университет Эворы, Португалия


В португальском регионе Алентежу холодная зима и особенно жаркое лето. Из-за этого сформировалась особая архитектура: узкие улочки, толстые стены, замкнутые пространства и маленькие окна. Со временем в домах за ненадобностью были перекрыты дымоходы. И так темные помещения остались без вентиляции и достаточного уровня влажности. Чтобы привнести в дома больше воздуха и естественного света, авторы проекта предполагают простое, но эффективное решение – дать дымоходам функцию световых каналов.
Проект «Добираясь до света» © Joana Robalo, João Umbelino, Ana Ázar, António Lopes, Miguel Pedro, изображение предоставлено VELUX

Северная и Латинская Америка
«Разжижение света»
Ziqi Chen, Shuaizhong Wang и Zeyu Liu
Университет штата Вирджиния, США


Город Кубер-Педи, расположенный на юге Австралии, часто называют опаловой столицей мира. Из-за экстремальных летних температур и очень низкой влажности его жители проводят большую часть времени в «землянках»: даже рестораны и церкви располагаются в «подземельях». Это помогает справиться с жарой, но остается проблема с нехваткой воды и скудным освещением. Авторы проекта предлагают делать в потолках помещений подобие трубы со стеклянными шариками, которые закрывает акриловая крышка. Ночью она открывается, водяной пар конденсируется и образует капли. Днем крышка закрывается, свет проходит через стеклянные сферы и воду и преломляется в разноцветные лучи, которые скрашивают подземелье. Эту технологию авторы позаимствовали из природы самого опала.
Проект «Разжижение света» © Ziqi Chen, Shuaizhong Wang и Zeyu Liu, изображение предоставлено VELUX

Азиатско-Тихоокеанский регион
«Мой покойный родственник в луче света»
Qi Wang, Jingkai Chen и Peilin Yin
Циндаоский Университет науки и технологии, Китай


В Китае существует культ предков: люди поклоняются им во время различных праздников и в День памяти. Чтобы сохранить эту традицию в современных мегаполисах, где нет и клочка свободной земли, авторы предлагают строить кирпичные колумбарные стены в нижней части высоких общественных зданий. Солнечный свет, проходя через отверстия во внешних стенах, освещает каждую ячейку в определенное время дня смерти погребенного – исходя из подсчетов угла падения солнца в течение дня и времени года.
Проект ««Мой покойный родственник в луче света»» © Qi Wang, Jingkai Chen и Peilin Yin, изображение предоставлено VELUX

Африка
«Павильон Света»
Fatai Osundiji и Emmanuel Ayo-Loto
Университет имени Обафеми Аволово, Нигерия


В Африке люди, лишившиеся дома, исчисляются миллионами, многие вынуждены жить в специальных лагерях. Проект предлагает простой в сборке павильон, сделанный из местных дешевых материалов: бамбука, использованных шин и земли. Павильон Света – по сути простейшее укрытие от солнца, которое может служить местом встречи, школьным классом или игровой площадкой. Крыша из бамбука окрашена фотолюминесцентной световой краски, которая днем «заряжается» солнечным светом, а ночью красиво светится.
Проект «Павильон света» © Fatai Osundiji и Emmanuel Ayo-Loto, изображение предоставлено VELUX
Номинация «Изучение дневного света»

Восточная Европа и Ближний Восток
«Облако полярного света»
Анна Борисова, Камилла Ахметова, преподаватели Ильнар и Резеда Ахтямовы
Казанский государственный университет архитектуры и строительства

Проект «Облако полярного света» © Анна Борисова, Камилла Ахметова, изображение предоставлено VELUX

В городах с полярной ночью, большую часть времени погруженных в темноту, живет около миллиона человек. К такой повседневности сложно привыкнуть: отсутствие солнечного света крайне негативно сказывается на здоровье и качестве жизни. Во время полярной ночи снижается иммунитет, возрастает метеочувствительность, обостряются хронические заболевания, нарушаются биоритмы – и это далеко не полный список последствий. Существующая городская система освещения помогает мало: фонари дают неестественный оранжевый свет на высоте пять метров.
Задумка авторов довольно смелая: с помощью системы зеркал, установленных на различных летательных аппаратах, направлять солнечные лучи из космоса в облака над городом, чтобы создать почти реалистичный рассвет и мягкий свет в течение дня.


Западная Европа
«Прикрыть, чтобы обнаружить»
Brice Lemaire, Xiaolan Vandendries и Julien Obedia
Левенский католический Университет, Бельгия


Опустынивание затрагивает 25% материковой поверхности. От этой проблемы страдает в том числе регион Альмерия в Испании. Чтобы преобразить эти пугающие и покинутые территории, студенты создают что-то вроде технологичного арт-объекта. Специальную сетку-вуаль удерживают на высоте в несколько метров огромные гелиевые шары. Сетка собирает влагу из тумана, росы и дождя, благодаря чему почва и экосистема постепенно регенерируются. Кроме того вся эта установка создает эффектную «сценографию» из светлого и теневого пейзажа, который меняется в течение дня.
Проект «Прикрыть, чтобы обнаружить» © Brice Lemaire, Xiaolan Vandendries и Julien Obedia, изображение предоставлено VELUX

Северная и Латинская Америка
«Дневной свет для воды»
Stepehn Baik, Abubakr Bajaman и John Nguyen
Университет Торонто, Канада


Канадские студенты тоже предлагают использовать тепло солнечного света, чтобы извлекать влагу их воздуха и превращать ее в пригодную для использования воду. Это можно сделать благодаря богатым углеродом наностержням, плотно соединенным в кластерные ячейки. При низком уровне влажности вода задерживается в ячейках и постепенно накапливаться. Если влажность повышается, стержни вытесняют воду, превращая ее в туман. Сужающаяся книзу форма позволяет каплям воды стекать вниз и быстрее накапливаться. Такая система позволит возродить засушливые районы, где дожди испаряются, не успев достигнуть земли. Дальнейшая проработка технологии может помочь очищать воду.
Проект «Дневной свет для воды» © Stepehn Baik, Abubakr Bajaman и John Nguyen, изображение предоставлено VELUX

Азиатско-Тихоокеанский регион
«Путь к Свету»
Yuhan Luo, Di Lan, и Yusong Liu
Тяньцзиньский Университет, Китай


Из-за отсутствия дорог и электричества в горных деревнях Китая добираться до школы и обратно – не простая и даже опасная задача для детей, особенно если возвращаться приходится в темноте. Но картину полностью меняет немного дешевого флюорита, месторождения которого есть во всех провинциях Китая. Если его встроить в дорожки, яркие камни будут светиться несколько часов ночью после того, как днем напитаются светом, создавая по-настоящему волшебный пейзаж. Камень можно почти не обрабатывать – это удешевит технологию, что будет экономически оправдано для бедных сельских районов.
Проект «Путь к свету» © Yuhan Luo, Di Lan, и Yusong Liu, изображение предоставлено VELUX

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

25 Октября 2018

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.