RSS
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина» (1995-2007)

Алексей Гинзбург
Наталия Шилова

авторский коллектив

Архитекторы: В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург, К.А. Герасимов, Т.В. Чернова, С.К. Поляков

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: ООО «Оптима»

другие названия проекта
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина, 1932 г., архитекторы М.Я. Гинзбург, И.Ф. Милинис»

награды:

    Диплом Союза Московских архитекторов за проект реставрации памятника архитектуры (Смотр на лучшее архитектурное произведение 1996-1998 года)
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Макет. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

Архи.ру об этом объекте:

29.02.2016

Юлия Тарабарина. Алексей Гинзбург: «Я считаю своим преемственным занятием модернистскую архитектуру»

Об изменении модернистской парадигмы, актуальности миссии изменения мира, противоположности позиций архитектора и реставратора и о расширении сознания, которое приносит работа со сложными задачами и разными жанрами.

Алексей Гинзбург представитель сразу нескольких архитектурных династий: с одной стороны он внук Моисея Гинзбурга, автора Дома Наркомфина, а с другой правнук Григория Бархина, автора здания газеты Известия . Между тем ему удается делать вполне с...   читать дальше
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Макет. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

описание:

Существующее положение 
Здание по адресу Новинский бульвар, 25, стр.1 «Дом Наркомфина» расположено между Новинским б-ром и Конюшковской ул. в глубине двора. С северной стороны участка расположен деловой центр «Новинский пассаж», с южной – жилой дом, с западной – комплекс новых зданий посольства США, с восточной дом-музей Ф.И. Шаляпина. На участке между Домом Наркомфина и Новинским бульваром разбит парк, являющийся частью природного комплекса г. Москвы.

Дом Наркомфина состоит из двух корпусов, соединенных переходом в уровне второго этажа. Это жилой и коммунальный корпуса. Кроме того, на другой стороне участка находится здание бывшей прачечной, также входящее в комплекс памятника архитектуры.

В здании, построенном в 1928 г. ни разу не проводился капитальный ремонт. Вместе с тем, в послевоенный период оно перестраивалось. Был застроен первый этаж, надстроена плоская кровля коммунального корпуса, пристроены отдельные одноэтажные объемы, лифт. В квартирах были проведены перепланировки. Проводившиеся в разное время технические изыскания показали, что несущие конструкции здания (монолитный каркас) находятся в удовлетворительном состоянии, перекрытия (сборно-монолитный железобетон) требуют ремонта. Наиболее поврежденными являются ограждающие конструкции стен, окна и витражи, инженерные системы.

В 1997 г. Дом Наркомфина был поставлен на учет как памятник регионального значения. Только в 2002 г. корпус прачечной также получает статус объекта культурного наследия. В 2004 г. определена территория памятника, приближенная к границам землеотвода 1928 г.

Дом Наркомфина – один из наиболее смелых экспериментов в жилищном строительстве страны. По своей объемно-пространственной композиции этот дом представляет значительный интерес как пример поиска внешнего облика современного жилого дома. Легкие столбы первого этажа жилого корпуса, открытая галерея второго этажа, горизонтальные линии окон остальных этажей и галерея на крыше хорошо контрастируют с кубическим объемом коммунального корпуса. Но основная ценность этого экспериментального дома заключается в поисках нового в социальном отношении типа жилища.

История и авторы
Дом Наркомфина был построен по проекту архитекторов М.Я. Гинзбурга, И.Ф. Милиниса и инженера С.Л. Прохорова в 1928-1930 гг. Большое место в творчестве Гинзбурга занимали проблемы жилищного строительства. Поиск новых в социальном отношении типов жилища, разработка экономичных малометражных квартир, типизация и индустриализация строительства жилья.

Эксперименты с типологией жилья
Дом Наркомфина также называется «дом переходного типа», символизируя постепенный переход от старого семейного типа расселения к коммунальному быту. Характеристики жилых ячеек делают их главным значимым элементом здания.

Часть помещений выполнены с высотой 2,3 м (минимальной). Это спальни, которые выходят на восточную сторону в парк, коридоры и кухни с сан. узлами. Зато гостиные, выходящие на западную сторону, имеют высоту 4,9 м и 3,75 м. Такой контраст в жилых помещениях создает динамичное, сложное пространство, функционально продуманные.

Более традиционные квартиры – ячейки типа «К» и «2Ф», предназначенные для проживания семей (находящиеся на 2-м и 3-м этажах, а также в торцах здания, площадью от 78 до 100 м2) решены в двух уровнях, как мини-коттедж или современный лофт. Нижний ярус занят коридором, террасой, передней и кухней, верхний – двумя спальнями со встроенными шкафами и ванной.

На 4-м, 5-м и 6-м этажах расположены ячейки типа «Ф». Это полутораэтажные (в двух и в трех уровнях) студии, два ряда которых находятся один под другим. Входы в нижний и в верхний ряды устроены из одного коридора на 5-м этаже.

На 7-м и 8-м этажах расположена квартира (бывшая квартира наркома финансов Милютина) и несколько комнат общежития.

Общественные пространства
Коммунальный корпус дома представляет собой почти кубическое по объему четырехэтажное здание (сторона куба – 10 м). Каждые два этажа объединены между собой двусветными пространствами, обращенными на север и освещаемыми стеклянной стеной – экраном. Нижняя часть предназначалась под спортивный центр, верхняя для столовой, помещений для отдыха и библиотеки. Плоская крыша – для летней столовой и солярия.

Кроме того, к общественным пространствам дома следует отнести и коридоры 2-го и 5-го этажей. Достаточно широкие, а нижний с открытой галереей, они являлись рекреационными помещениями.

Первый этаж высотой 2,5 м в основном открыт и заменен круглыми столбами. Это сделано, чтобы не разбивать на две части участок.

Технология строительства
При строительстве здания были применены самые передовые строительные технологии того времени, те же, по которым строились в это же время здания в Германии, Франции и т.д.

Во-первых, это монолитный железобетонный каркас (сетка круглых столбов диаметром 35 см, с шагом в продольном направлении 3,75 м, а в поперечном 3,5 и 4,5 м). Во-вторых, оригинальные сборно-монолитные перекрытия. Наружные стены толщиной 36см представляют собой термоизоляционное ограждение. Каркас дал возможность создать непрерывные ленточные окна, также специально разработанные для Дома Наркомфина.

Градостроительное решение 
Здание задумывалось как комплекс (с учетом конкретного землеотвода). Но этот проект не был реализован полностью. Впоследствии градостроительное решение трансформировалось, утратив свое первоначальное единство. Под размещение дома Наркомфина отводилась территория двух усадеб с обширными садами. Парадная часть выходила на Новинский бульвар. Коммунальный центр включал столовую, физкультурный зал и читальню, детский корпус (ясли и детский сад), служебный корпус (прачечную и сушильню).

В 1920-е годы была поднята тема насыщения города садами и парками, что становится ориентиром для многих градостроительных концепций того времени. По первоначальному варианту М.Я. Гинзбурга комплекс состоял из нескольких отдельно стоящих корпусов, ориентированных на новый проезд, пролегающий через центральную часть исторического квартала. Жилой дом, задуманный как центр композиции на обширной парковой территории, соединен с общественным корпусом переходом на уровне 2-го этажа. Перед прачечным корпусом располагалась квадратная площадка – парадное пространство. Корпус прачечной, как и жилой, частично поднят на колоннах, освобождая пространство для прохода. Всё функциональное обеспечение на территории дома Наркомфина было целостным и самодостаточным, рожденным традицией классических усадебных построек, дополненной комфортом и социальной значимостью, адекватными новым веяниям.

В 1929 г. у автора проекта возникли проблемы с окончательным утверждением границ участка территории, где мог разместиться еще один жилой дом. М.Я. Гинзбургу было отказано в постройке части общественных элементов комплекса. Понимая, что возникает серьезная угроза замыслу, заказчик и архитектор ведут строительные работы без соответствующих согласований.

Проект полностью не был осуществлен. Не была устроена парадная площадка, не реализована система парковых дорожек. Впоследствии была утрачена диагональ дорожки, открытое пространство засажено деревьями, нарушающими визуальные связи элементов композиции. Сохраненные исторические усадьбы придали комплексу камерный характер.

Концепция реставрации и приспособления
Функциональные изменения
Наша концепция приспособления Дома Наркомфина с 1988-1990 гг. последовательно менялась от жилого дома постоянного проживания к жилью временному, доходному дому апартаментам, арт-отелю. Принципиально важно сохранить после реставрации жилую функцию дома. В таком случае вся структура дома будет работать, как это задумывалось его авторами, и возможна будет именно реставрация памятника. Также важно, чтобы эксплуатация дома была продуманной и осуществлялась по единой системе, что исключает продажу квартир, как коммерческой недвижимости. Все это возможно при создании на основе здания арт-отеля (отеля, расположенного в историческом здании, памятнике), где главной отличительной чертой будет расположение в необычном здании. Известность Дома Наркомфина во всем мире, общий интерес к культуре советского авангарда 20-х гг. должны обеспечить успех идее арт-отеля.

Ячейки жилого корпуса, не требуя перепланировок, превращаются в гостиничные номера. В них могут быть добавлены кухни-ниши (аналогичные тем, которые разрабатывались под руководством М.Я. Гинзбурга в мастерской Стройкома). Таким образом может эксплуатироваться 47 апартаментов. Коммунальный корпус используется по прямому назначению – кафе (предприятие питания) на 1-м, 2-м этажах и многофункциональный зал для проведения лекций, конференций и других общественных мероприятий на 3-м, 4-м этажах. Надстройка разбирается и восстанавливается эксплуатируемая кровля.

В части ячеек должны быть созданы экспозиционные площади: музей, посвященный творчеству М.Я. Гинзбурга, Дому Наркомфина. Это могут быть ячейка «К» и расположенные над ней две ячейки «Ф» в случае прохождения через них лифта или одна из торцевых квартир в случае, если лифт будет вынесен на фасад.

С западной стороны (нового здания посольства США) устроена галерея (из которой «вырастает» шахта лифта). Она может быть использована для размещения технологических помещений гостиницы, соединенных под землей с подвалами жилого и коммунального корпусов. Другой вариант – развитие автостоянки и увеличение количества машиномест. Галерея никак не изменит видовые характеристики памятника, т.к. спрятана в перепаде рельефа.

Транспорт и коммуникации
При организации движения используются два существующих подъезда к дому: через внутридворовый проезд со стороны Новинского бульвара и новый проезд вдоль Новинского пассажа со стороны Конюшковской ул. За Домом Наркомфина размещается парковка на 28-30 машиномест. Площадка перед главным входом расширяется (в соответствии с первоначальным решением), для чего корректируются границы территории природного комплекса (без изменения площади). На этой площадке могут быть размещены еще 10 машиномест.

Вся система коммуникаций дома восстанавливается в соответствии с оригинальным проектом. Это главная, эвакуационная лестницы и два коридора (на 2-м и 5-м этажах). Лифт может быть размещен двумя способами:
  • Вынесенный из дома лифт. Шахта представляет собой стеклянную башню, соединенную с корпусом четырьмя стеклянными переходами. Лифтовая шахта вырастает из стеклянного перекрытия врезанной в склон перед посольством США галереи, образуя с ней единое целое, стилистически не связанное с памятником. Шахта панорамного лифта и галерея за счет структурного остекления воспринимаются, как однородная скульптурная композиция. Преимущество этого варианта – внутренняя структура дома остается неизменной.
  • Лифт пронизывает экспозиционное пространство. Шахта лифта проходит через три различные ячейки, расположенные вертикально одна над другой. В этих ячейках устраивается экспозиция, посвященная творчеству М.Я.Гинзбурга, истории дома, культуре авангарда 20-х гг. Таким образом, каждый раз лифт проезжает через пространство музея. Плюс второго варианта – фасады дома воспринимаются в соответствии с замыслом авторов без наложений новых элементов.
Методика реставрации
До начала проекта реставрации предполагается исследовать действие различных методов восстановления шлакобетона на элементы здания. Это укрепляющие инъекции или защитный состав. Опыт подобной реставрации накоплен в Германии в процессе реставрации Баухауза и других зданий, построенных из материалов, аналогичных применявшимся при строительстве Наркомфина. Для экспериментов с бетоном в качестве консультантов привлечены немецкие специалисты.

Также до начала рабочего проекта реставрации следует произвести максимально подробное обследование здания. При невозможности укрепления существующих блоков из шлакобетона должен быть рассмотрен вариант выпуска копий шлакоблоков из более эффективного материала.

Часть витражей и окон здания также должны быть воспроизведены, т.к. в силу большого износа не могут быть в полном объеме отреставрированы. Этот же подход может быть применен к другим элементам здания: реставрация, а при невозможности, в силу полной потери эксплуатационных качеств – точное воспроизведение.

Все надстройки и пристройки демонтируются. Изменения планировки относительно оригинального проекта внутри коммунального и жилого корпусов ликвидируются.

Также предполагается восстановление структуры дорожек на территории парка (устроенного в процессе пересадки деревьев с Новинского бульвара). Возможно строительство павильона из легких металлических конструкций на месте планировавшегося детского сада. 
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс

пресса:

Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Генеральный план. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Лестница. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Лестница. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Планы помещений. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Разрез. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Разрез. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Разрез. Приспособление и цветовое решение. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Планы -1 и 1 этажей. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 1 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 2 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 4 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 5 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». План 6 этажа. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Генеральный план. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома Наркомфина». Ситуационный план. Проект, 1995-2007 © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс
Проект реставрации и приспособления выявленного объекта культурного наследия «Здание дома-коммунны Наркомфина». Существующее положение © Гинзбург Архитектс

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марина Егорова
  • Дмитрий Климов
  • Иван Кожин
  • Илья Машков
  • Александра Кузьмина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Михайлов
  • Михаил Канунников
  • Александр Самарин
  • Сергей Кузнецов
  • Василий Крапивин
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Буш
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Антон Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Николай Миловидов
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Валерия Преображенская
  • Николай Кикава
  • Станислав Белых
  • Антон Надточий
  • Юрий Виссарионов
  • Татьяна Гук
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Чуйков
  • Ростислав Цайзер
  • Сергей Скуратов
  • Павел Андреев
  • Григорий Мустафин
  • Вера Бутко
  • Степан Липгарт
  • Александр Котенков
  • Михаил Давыдов
  • Энди Сноу
  • Олег Мединский
  • Сергей Чобан
  • Константин Ходнев
  • Егор Донцов
  • Андрей Асадов
  • Григориос Гавалидис
  • Алексей Орлов
  • Алексей Полищук
  • Сергей Никешкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Сухов
  • Наталия Шилова
  • Игорь Шварцман
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Анна Иванова
  • Игорь Членов
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Евгений Зеленов
  • Даниил Лоренц
  • Роман Грибанов
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Романов
  • Юлия Тряскина
  • Евгений Подгорнов
  • Роман Леонидов
  • Илья Уткин
  • Зураб Басария
  • Раис Баишев
  • Константин Таранов
  • Владислав Андреев
  • Никита Явейн
  • Анастасия Абашева
  • Валерий Лукомский
  • Виталий Лутц

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • МФК Домодедово
  • ЖК Достижение
  • Школа ЖК Life Time
  • STONE Римская
  • Бетонный скейт-парк в ЖК «Кислород»
  • Плаза «Нижегородская»
  • Актив-отель Искра
  • Книжный магазин и выставочное пространство Музея AZ на Маросейке
  • Детский сад на 350 мест

Новости российской архитектуры:

Рассвет и сумерки утопии
12.07.2024

Рассвет и сумерки утопии

Ольга Трейвас
Оркестровка в зеленых тонах
10.07.2024

Оркестровка в зеленых тонах

Амир Идиатулин
Над античной бухтой
09.07.2024

Над античной бухтой

Алиса Лютомская, Николай Лютомский

Технологии:

15.07.2024

Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного взаимодействия

Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Sarex
09.07.2024

Специалисты называют его «супердеревом»

Рассказываем о клееном брусе из шпона LVL Ultralam™ и перспективах его применения в отечественном многоквартирном деревянном домостроении.
СТОД
08.07.2024

Византийская кладка Херсонеса

В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
ОртОст-Фасад
03.07.2024

Красивый, тёплый, долговечный: Baumit представил новую фасадную систему с клинкерной плиткой

На конференции в Санкт-Петербурге «Баумит» представил совместные с компанией ЛСР решения для отделки фасадов и интерьеров клинкерной плиткой.
Baumit
01.07.2024

Алюминий в многоэтажном строительстве

Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
АФК Лидер, ATRIUM, WALL, Проектное бюро АПЕКС, Gillespies, Архитектурное бюро «Дружба», SOM - Skidmore, Owings & Merrill, ТПО «Резерв»
другие статьи