Бизнес-центр «Невский, 38», Санкт-Петербург
/ Business centre "Nevsky, 38", St.Petersburgинформация:
-
статус
реализовано -
даты
2000 — 2001 / 2001 — 2004 -
место
Санкт-Петербург
Невский пр., д. 38 -
координаты
59.935358, 30.331355 -
функция
Административно-офисный / бизнес-центр -
площадь застройки
3150 м2 -
общая площадь
14500 м2 -
строительный объем
76000 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Виталий Антипин, Валерий Кулаченков, Павел Соколов при участии Петра Березина, Владимира Зенкевича, Марьям Замеловой, Людмилы Кутузовой, Владимира Парфенова, Натальи Побединской, Жанны Разумовой, Татьяны Сологуб, Варвары Хмелевой
Реставраторы: Архитектурная студия Михайлова
Конструкторы: Олег Курбатов, Борис Миронков
Реставраторы: Архитектурная студия Михайлова
Конструкторы: Олег Курбатов, Борис Миронков
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОАО «ПСБ»
описание:
Реновация памятника архитектуры с почти 300-летней историей, пережившего на своем веку более 10 перестроек и серьезно пострадавшего от пожара 1994 г., сопоставима с борьбой хирургов за жизнь великого больного. Вначале, словно пинцетом, было убрано все малоценное. Затем восстановлено все значимое, составляющее душу этого здания: сводчатые подвальные помещения XVIII в. (арх. Михаил Земцов), классические фасады начала XIX в. (арх. Карл Росси), чугунные колоннады 1881 г. (арх. Генрих Пранг), двухсветный операционный зал бывшего Волжско-Камского банка в духе позднего французского классицизма (1898, арх. Леонтий Бенуа).
Наконец, тесная площадка внутреннего двора, где только и возможно было новое строительство, была преобразована в крытый атриум, плотно окруженный блоками офисов. Ключевым знаком, способным обратить сложности и недостатки этого высокого узкого пространства, почти ущелья, в художественные достоинства, явился образ многоуровневого римского акведука. Его каменные аркады как главное изобразительное средство дополнены металлической паутиной мостов и мостиков, переброшенных над зияющей пустотой. Так – функционально и образно – объединены многочисленные «культурные слои» дома, расположенные на самых разных уровнях и отметках.
Смысловым центром композиции стала отреставрированная башня исторического сейфинга с поблескивающей надежными запорами крупповской дверью, к которой ведет узкий подъемный мостик. Это зрелище привораживает взгляд, заставляя зрителя гадать, куда же он попал – в гравюру Пиранези или в виртуальное пространство компьютерной игры на сюжет гангстерского боевика.
На каждом уровне атриума возникает свое восприятие пространства: от узкого каньона в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Пространства атриума естественно перетекают в отреставрированные исторические помещения – в богато декорированный лепкой и зеркалами зал Леонтия Бенуа, в строгие анфилады, обрамленные рядами чугунных колонн Генриха Пранга и т.д. При этом большое разнообразие впечатлений достигается исключительно за счет пространственных решений, поскольку кроме аркад никакие другие изобразительные элементы в здание не вводятся.
В этом проекте, как и на других объектах реконструкции в самом центре Петербурга, очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и функциональной программой заказчика. Мы рассматривали свою деятельность не как финальное преобразование, а как очередной строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять, вливая в них новую жизнь. Нам хотелось, чтобы при следующих перестройках дома с нашим вкладом в него обошлись бы так же бережно, как мы с работами наших предшественников.
Наконец, тесная площадка внутреннего двора, где только и возможно было новое строительство, была преобразована в крытый атриум, плотно окруженный блоками офисов. Ключевым знаком, способным обратить сложности и недостатки этого высокого узкого пространства, почти ущелья, в художественные достоинства, явился образ многоуровневого римского акведука. Его каменные аркады как главное изобразительное средство дополнены металлической паутиной мостов и мостиков, переброшенных над зияющей пустотой. Так – функционально и образно – объединены многочисленные «культурные слои» дома, расположенные на самых разных уровнях и отметках.
Смысловым центром композиции стала отреставрированная башня исторического сейфинга с поблескивающей надежными запорами крупповской дверью, к которой ведет узкий подъемный мостик. Это зрелище привораживает взгляд, заставляя зрителя гадать, куда же он попал – в гравюру Пиранези или в виртуальное пространство компьютерной игры на сюжет гангстерского боевика.
На каждом уровне атриума возникает свое восприятие пространства: от узкого каньона в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Пространства атриума естественно перетекают в отреставрированные исторические помещения – в богато декорированный лепкой и зеркалами зал Леонтия Бенуа, в строгие анфилады, обрамленные рядами чугунных колонн Генриха Пранга и т.д. При этом большое разнообразие впечатлений достигается исключительно за счет пространственных решений, поскольку кроме аркад никакие другие изобразительные элементы в здание не вводятся.
В этом проекте, как и на других объектах реконструкции в самом центре Петербурга, очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и функциональной программой заказчика. Мы рассматривали свою деятельность не как финальное преобразование, а как очередной строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять, вливая в них новую жизнь. Нам хотелось, чтобы при следующих перестройках дома с нашим вкладом в него обошлись бы так же бережно, как мы с работами наших предшественников.
пресса:
04.03.2006
Мария Фадеева.
Хранилище ценностей
// Building ARX
, №2
http://www.arx.su/magazine/arx2_cont_6.shtml
09.12.2001
Владимир Фролов. Реконструкция дома №38 на Невском проспекте под многофункциональный центр // Проект Россия , №44
события:
- 20.07.2011
- Санкт-Петербург
- лекция
Лекция архитектора Никиты Явейна «Драматургия атриума»
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
19.04.2024
Перезапуск
17.04.2024
Степь полна красоты и воли
Сергей Чобан, Александра Шейнер, Елизавета Борисова17.04.2024
Рыба метель
Даши Намдаков17.04.2024
Лазурный берег
Технологии:
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
29.03.2024
Новые горизонты
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.Новые горизонты