ММДЦ Москва-Сити, вид с правого берега. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
информация:
-
статус
проект -
даты
09.2014 -
место
Москва -
координаты
55.745074, 37.541897 -
функция
Градостроительство / Концептуальное проектирование

Александр Скокан
Alexander Skokan / РоссияАБ «Остоженка»
Ostozhenka Bureau / РоссияКонцепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Архи.ру об этом объекте:
18.12.2014
Юлия Тарабарина. Александр Скокан: «Реку следует рассматривать только вместе с ее многочисленными притоками, в Москве их сто сорок один»
Глава консорциума «Остоженки» – о реке, пронизывающей город; о расширении темы конкурса, о связности парков, канатных дорогах и постановлении правительства номер 666.
Архи.ру: В чем суть вашей концепции? Александр Скокан: Река сейчас скорее негативный, чем позитивный фактор. Она разрывает городскую ткань также, как железные дороги, как Третье кольцо и промзоны. Наша идея состоит в том, чтобы превратить ее ... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
Мастер-план для реки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
описание:
Проект разработан в консорциуме с архитекторами и урбанистами французского бюро «Ателье Льон»(Ateliers Lion Associes), архитектором и урбанистом Александрой Гутновой (Goodnova), географами и экологами из Института географии РАН. Транспортные вопросы курировали Юрий Шершевский и фирма Ситек (Citec) во главе с Филиппом Гассером (Philippe Gasser). За культурное программирование и экономическую модель отвечал фонд РЭД (Red Foundation). Экологическую концепцию разработала компания Транссолар (Transsolar KlimaEngineering).
Краткое содержание концепции:
Мы рассматриваем Реку как систему, подобную кровеносной, а не коридор в гранитных берегах. Система эта состоит из самой Москва-реки, её притоков и самых маленьких ручейков. Когда-то на территории Москвы было до 140 малых рек. Сейчас осталось около 70. Многие из них на всём протяжении заключены в трубы. Наша цель – чистая река, в которой можно купаться в любом месте, как раньше, когда напротив Кремля проходили соревнования по плаванию, когда на стрелке острова стояла вышка для прыжков в воду.
Для этого необходимо очистить притоки, в данный момент несущие загрязнение от поверхностных вод и отходов производства в Москва-реку. Река, текущая по поверхности способна к самоочистке. Мы предлагаем раскрыть забытые реки, достать их из-под земли. Превратить их в районные парки с переливными прудами и берегами, засаженными растениями, помогающими в очистке воды. Предлагая программу терапии и городской экологии бассейна Москва-реки в целом, мы выводим на новый уровень проницаемость городской среды, её индивидуальность, удобство для жизни.
Таким образом, все районы Москвы получают свою реку, а Москва получает сто рек вместо одной.
Москва=Москва
Москворечье – Сто рек
Москва-река в каждом районе города
Москва – одна из немногих рек, которые дали имя столице страны. Когда-то на территории современной Москвы в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги было примерно 115-140 рек, из которых сохранились полностью или частично около 70 рек. Это – бассейн Москва-реки. Мы считаем, что реабилитированная, вспомненная водная структура станет прекрасным новым экологическим каркасом для города. С одной стороны, она свяжет воедино его 2,5 тысячи квадратных километров территории, с другой стороны, станет поводом для локальных парков и зон отдыха, то есть точками притяжения для жителей окружающих районов.
Предлагая поэтапную стратегию открытия русел притоков Москвы-реки, мы создаем программу её терапии и городской экологии в целом, выводим на новый уровень проницаемость городской среды, её индивидуальность, удобство для жизни. По сути, Город со временем приобретает сто рек вместо одной.
Экология Москва-реки
Река – это экологический коридор для бесчисленных животных, рыб, птиц и насекомых, использующих реку как дорогу, перемещающихся по ней с севера на юг и наоборот. Для очищения акватории, необходимо изменить систему ливневой канализации, позволить дождевой воде оставаться на территории, устроить бассейны-отстойники вдоль берегов, устроить систему фиторемедиации воды, создать ландшафтные парки на территориях вдоль реки. То есть, применить современный подход к экологии, реабилитировать водную систему.
Филька
Примером такой реабилитации может послужить открытие реки Фильки. В данный момент река заключена под землю. Над ней проходит Филёвская, голубая ветка метро. Наименее загруженная из линий московского метрополитена. Мы предлагаем заменить подлежащую реконструкции линию метро линией экологичного низкопольного трамвая, а русло реки раскрыть и превратить пойму Фильки в парк с водоёмами. Такой парк свяжет части жилого района Фили-Мазилово, разрезанного сейчас веткой метро.
Транспорт
В центре уделять больше внимания пешеходам, а в зонах развития, то есть в районе ТТК, делать упор на удобство для транспорта. Развивать общественный транспорт, делать дополнительные линии вдоль набережных. Применить сезонное модулирование – зимой отдавать автомобилям часть дороги, занятой летом пешеходами и велосипедистами. Устроить две линии канатной дороги. Первая должна связать территории Москворецкого парка – Тушино, Строгино, Серебряный бор, Крылатское, Мневники, Фили. Вторая – южные промышленные территории – Нагатинскую, ЗИЛ, Южный порт, Текстильщики.
Подход к проектированию территорий прилегающих к Москвареке
Территория для разработки достаточно велика. Мы сделали не просто проект, а целое исследование о том, как трансформировать территории на берегах Москвареки, о том, как вернуть городу реку. Мы разработали некие правила поведения, которые нужно использовать в работе с территориями вокруг Москвареки, основанные на идее удобного доступа к реке, в том числе для привлечения новых жителей и создания рабочих мест.
Данный подход включает в себя несколько принципов:
В рамках работы над концепцией были продробно проработаны несколько участков:
Строгино
Природная территория. С точки зрения географов и экологов, должна быть заповедной, запрещённой для строительства. Мы предлагаем организовать зону отдыха, продумываем мероприятия, которые могли бы проходить на воде, инфраструктуру для видов спорта уже существующих на этой территории и тех, которые могли бы там появиться.
Сити
Предлагается организовать подходы к реке, построить ещё несколько мостов, связывающих два берега, позволяющих правому берегу реки, Кутузовскому проспекту и развивающейся территории между музеем «Бородинская битва» и берегом реки выполнять рекреационную и досуговую функцию для Сити.
ЗИЛ
Разработка представленного к детализации участка принимает во внимание уже заложенные на остальной территории ЗИЛа принципы урбанизации, на концепцию развития соседнего квартала (проект Меганом). Планировка новой застройки опирается на существующие оси, следы промышленного прошлого ЗИЛа, а уличные направления, заданные в северной части территории, продолжены «насквозь» вплоть до набережных затона. Главная общественная зона проекта – зелёный парк расположен в центре полуострова. Щедро озеленённое, это ландшафтное общественное пространство насквозь пронизывает полуостров соединяя Москва реку с «телом» города и существующими жилыми кварталами Даниловского района.
В концепции планировки участка мы использовали общие принципы, предложенные нами как некоторые «правила и рекомендации» для работы на прибрежных территориях. Кроме того, при функциональном программировании застройки жилые площади максимально сочетаются с другими функциями (офисами, коммерческими помещениями, социальной инфраструктурой). Были разработаны действия по инсталляции ландшафтно оформленных бассейнов фито-реставрации воды и почвы, использованию новых технологий в подходе к проекту благоустройства. Новый квартал должен стать «пилотным» с точки зрения современного экологического подхода к организации городской среды и решению городских проблем.
Здания средней высотности определяют «фон» архитектурного решения всей территории, по своему масштабу они органично вписываются в московский городской пейзаж. Витрины и застекленные фрагменты первых этажей вдоль главных улиц (коммерческие и сервисные функции) обеспечивают визуальную связь с внутренними дворами парцелл. Весь проект подразумевает постоянный «диалог» между набережной и открытым речным пейзажем и камерными и уютными приватными пространствами внутри миникварталов (традиции московских дворов).
Краткое содержание концепции:
Мы рассматриваем Реку как систему, подобную кровеносной, а не коридор в гранитных берегах. Система эта состоит из самой Москва-реки, её притоков и самых маленьких ручейков. Когда-то на территории Москвы было до 140 малых рек. Сейчас осталось около 70. Многие из них на всём протяжении заключены в трубы. Наша цель – чистая река, в которой можно купаться в любом месте, как раньше, когда напротив Кремля проходили соревнования по плаванию, когда на стрелке острова стояла вышка для прыжков в воду.
Для этого необходимо очистить притоки, в данный момент несущие загрязнение от поверхностных вод и отходов производства в Москва-реку. Река, текущая по поверхности способна к самоочистке. Мы предлагаем раскрыть забытые реки, достать их из-под земли. Превратить их в районные парки с переливными прудами и берегами, засаженными растениями, помогающими в очистке воды. Предлагая программу терапии и городской экологии бассейна Москва-реки в целом, мы выводим на новый уровень проницаемость городской среды, её индивидуальность, удобство для жизни.
Таким образом, все районы Москвы получают свою реку, а Москва получает сто рек вместо одной.
Москва=Москва
Москворечье – Сто рек
Москва-река в каждом районе города
Москва – одна из немногих рек, которые дали имя столице страны. Когда-то на территории современной Москвы в пределах Московской кольцевой автомобильной дороги было примерно 115-140 рек, из которых сохранились полностью или частично около 70 рек. Это – бассейн Москва-реки. Мы считаем, что реабилитированная, вспомненная водная структура станет прекрасным новым экологическим каркасом для города. С одной стороны, она свяжет воедино его 2,5 тысячи квадратных километров территории, с другой стороны, станет поводом для локальных парков и зон отдыха, то есть точками притяжения для жителей окружающих районов.
Предлагая поэтапную стратегию открытия русел притоков Москвы-реки, мы создаем программу её терапии и городской экологии в целом, выводим на новый уровень проницаемость городской среды, её индивидуальность, удобство для жизни. По сути, Город со временем приобретает сто рек вместо одной.
Экология Москва-реки
Река – это экологический коридор для бесчисленных животных, рыб, птиц и насекомых, использующих реку как дорогу, перемещающихся по ней с севера на юг и наоборот. Для очищения акватории, необходимо изменить систему ливневой канализации, позволить дождевой воде оставаться на территории, устроить бассейны-отстойники вдоль берегов, устроить систему фиторемедиации воды, создать ландшафтные парки на территориях вдоль реки. То есть, применить современный подход к экологии, реабилитировать водную систему.
Филька
Примером такой реабилитации может послужить открытие реки Фильки. В данный момент река заключена под землю. Над ней проходит Филёвская, голубая ветка метро. Наименее загруженная из линий московского метрополитена. Мы предлагаем заменить подлежащую реконструкции линию метро линией экологичного низкопольного трамвая, а русло реки раскрыть и превратить пойму Фильки в парк с водоёмами. Такой парк свяжет части жилого района Фили-Мазилово, разрезанного сейчас веткой метро.
Транспорт
В центре уделять больше внимания пешеходам, а в зонах развития, то есть в районе ТТК, делать упор на удобство для транспорта. Развивать общественный транспорт, делать дополнительные линии вдоль набережных. Применить сезонное модулирование – зимой отдавать автомобилям часть дороги, занятой летом пешеходами и велосипедистами. Устроить две линии канатной дороги. Первая должна связать территории Москворецкого парка – Тушино, Строгино, Серебряный бор, Крылатское, Мневники, Фили. Вторая – южные промышленные территории – Нагатинскую, ЗИЛ, Южный порт, Текстильщики.
Подход к проектированию территорий прилегающих к Москвареке
Территория для разработки достаточно велика. Мы сделали не просто проект, а целое исследование о том, как трансформировать территории на берегах Москвареки, о том, как вернуть городу реку. Мы разработали некие правила поведения, которые нужно использовать в работе с территориями вокруг Москвареки, основанные на идее удобного доступа к реке, в том числе для привлечения новых жителей и создания рабочих мест.
Данный подход включает в себя несколько принципов:
- Открытость к реке общественных пространств;
- Пространственное решение застройки, с ориентацией на реку и набережные, улучшенную инсоляцию;
- Связность реки с существующими кварталами, развитие связей с удаленными районами;
- Максимальное освобождение набережных в пользу пешеходов и общественного транспорта;
- Продуманные цокольные этажи проектируемой застройки в продолжение уличных общественных пространств: максимально прозрачные и наполненные общественными, публичными функциями – торговля, офисы, сервис и обслуживание;
- Максимальная взаимосвязь с окружающей средой.
В рамках работы над концепцией были продробно проработаны несколько участков:
Строгино
Природная территория. С точки зрения географов и экологов, должна быть заповедной, запрещённой для строительства. Мы предлагаем организовать зону отдыха, продумываем мероприятия, которые могли бы проходить на воде, инфраструктуру для видов спорта уже существующих на этой территории и тех, которые могли бы там появиться.
Сити
Предлагается организовать подходы к реке, построить ещё несколько мостов, связывающих два берега, позволяющих правому берегу реки, Кутузовскому проспекту и развивающейся территории между музеем «Бородинская битва» и берегом реки выполнять рекреационную и досуговую функцию для Сити.
ЗИЛ
Разработка представленного к детализации участка принимает во внимание уже заложенные на остальной территории ЗИЛа принципы урбанизации, на концепцию развития соседнего квартала (проект Меганом). Планировка новой застройки опирается на существующие оси, следы промышленного прошлого ЗИЛа, а уличные направления, заданные в северной части территории, продолжены «насквозь» вплоть до набережных затона. Главная общественная зона проекта – зелёный парк расположен в центре полуострова. Щедро озеленённое, это ландшафтное общественное пространство насквозь пронизывает полуостров соединяя Москва реку с «телом» города и существующими жилыми кварталами Даниловского района.
В концепции планировки участка мы использовали общие принципы, предложенные нами как некоторые «правила и рекомендации» для работы на прибрежных территориях. Кроме того, при функциональном программировании застройки жилые площади максимально сочетаются с другими функциями (офисами, коммерческими помещениями, социальной инфраструктурой). Были разработаны действия по инсталляции ландшафтно оформленных бассейнов фито-реставрации воды и почвы, использованию новых технологий в подходе к проекту благоустройства. Новый квартал должен стать «пилотным» с точки зрения современного экологического подхода к организации городской среды и решению городских проблем.
Здания средней высотности определяют «фон» архитектурного решения всей территории, по своему масштабу они органично вписываются в московский городской пейзаж. Витрины и застекленные фрагменты первых этажей вдоль главных улиц (коммерческие и сервисные функции) обеспечивают визуальную связь с внутренними дворами парцелл. Весь проект подразумевает постоянный «диалог» между набережной и открытым речным пейзажем и камерными и уютными приватными пространствами внутри миникварталов (традиции московских дворов).
Сводная схема транспорта. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Эспланада Москворецкого моста как продолжение Красной площади. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по Строгинской пойме. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по ЗИЛу. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Развитие территории ЗИЛа. Фотомонтаж. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
ЗИЛ. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Фильки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Городня: южный аналог Москворецкого парка. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Инвентаризация: функционально-типологическая схема. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение по реке Городня. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Обустройство набережных летом и зимой. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Серебряный бор и Строгинская пойма (фиолетовым обозначена трасса канатной дороги). Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Строгинская пойма: план суши. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Профильное сечение – Москва Сити. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Район ММДЦ Москва-Сити. Очередность реализации проекта. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
ЗИЛ. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Предложение по развитию реки Котловки. Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Концепция развития территорий у Москвы-реки © АБ Остоженка
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья Едемский19.02.2025
Время как театр
Зоя Рюрикова18.02.2025
Прощание с СЭВ
Технологии:
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ