RSS
Проект «Верховые сады». Вид на комплекс с Большого Москворецкого моста.
Проект «Верховые сады». Вид на комплекс с Большого Москворецкого моста.
© Студия 44

Верховые сады. Проект-победитель конкурса «Царев сад»

информация:

Никита Явейн
Вид на комплекс с Кремлевской набережной. «Верховые сады»
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

05.08.2013

Алла Павликова. Верховые сады

29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.

Архи.ру:– Никита Игоревич, поделитесь пожалуйста Вашими общими впечатлениями от конкурса.Никита Явейн:– За последние полтора года я участвовал, наверное, в десятке конкурсов – как в российских, так и в международных. И данный конкурс, пожалуй, самый ...   читать дальше
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. Вид из регулярного сада на кровле торгового корпуса. «Верховые сады»
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. Вид из регулярного сада на кровле торгового корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44

описание:

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Сохраняя в целом функциональную организацию и композиционную структуру гостиничного комплекса, спроектированного ООО «МАО – Среда», авторы настоящего предложения усовершенствуют базовый проект рядом корректировок:

1. Улучшение видовых характеристик жилых помещений. С этой целью лицевому фасаду жилого корпуса придан уступчатый абрис. Блоки гостиных выступают на 2,8 м по отношению к спальням и кухням. Продольные стены эркеров развернуты по линии, направленной на Храм Василия Блаженного, а торцы полностью остеклены, образуя прямой видовой фронт шириной 1,2÷1,8 м. В сочетании с трапецеидальной формой дома, чьи секции сужаются по мере приближения к Москве-реке, предлагаемая конфигурация фасадной стены значительно расширяет сектор обзора из зон дневного пребывания каждой квартиры. Из окон спальных зон открывается вид на парк «Зарядье».
Помимо того, эксплуатируемые кровли всех корпусов трактуются как озелененные и благоустроенные обзорные площадки – бельведеры (см. пункт 2).

2. Развитие системы озелененных пространств комплекса. Помимо озеленения пространства между жилым и торговым корпусами, настоящим проектом предлагается целая система «верховых садов», возрождающих уникальный московский феномен XVII века:
- Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торгового корпуса. Классическая осевая планировка партерного сад акцентирована скульптурой и имеет трехчастную композицию с искусственным водоемом в средней части. Декоративный водоем может использоваться для купания. Для ежедневного моциона обитателей комплекса по периметру Регулярного сада протрассирована беговая дорожка со специальным покрытием.
– Террасный сад на кровлях секций жилого блока. Озелененная кровля самой высокой секции задумана как общественное пространство, доступное для всех жителей комплекса. Расположенные ниже террасы трактованы как частные верховые сады при пентхаусах. По оси дома террасные сады его восточной и западной части разделены имитацией исторической брандмауэрной стены с вертикальным озеленением. Подобно Верхнему и Нижнему садам Кремля Террасные сады обнесены высокими изгородями в виде пергол, покрытых вьющимися растениями. Блоки кухонь увенчаны деревьями с шарообразной кроной.
Восемь из десяти террас-бельведеров обращены в сторону Кремля, две – на Замоскворечье.
Из Террасных садов открываются захватывающие панорамные виды столицы.
 - Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусом. В отличие от исходного проектного решения этот сад расположен на наклонной плоскости с достаточно пологим уклоном (0,045) в сторону Софийской набережной. Общий перепад высотных отметок по всей длине Пейзажного сада составляет 9 м, превращая его в подобие амфитеатра, обращенного к Москве-реке и Васильевскому спуску. В то же время, расходящийся к северу раструб незастроенного пространства между домами позволяет восстановить визуальную связь улицы Б. Ордынки с Беклемишевской (Москворецкой) башней Кремля и Храмом Василия Блаженного.
Линейный характер Пейзажного сада оживляет искусственный ручей, живописно извивающийся между купами деревьев. Легкий уклон поверхности сада создает предпосылки для активного отдыха – катания на санях, лыжах и т.п.

3. Оптимизация схемы движения транспорта и пешеходов. Исходная схема организации движения принципиально не изменилась: подъезд к дому и въезд в подземный паркинг по-прежнему осуществляются со стороны Софийской набережной; выезд, в том числе, из паркинга, предусмотрен на Софийскую набережную и в местный проезд между подходами к Москворецкому мосту и торговым корпусом. Подъезд к гостинице стал более торжественным благодаря воздушному разрыву между фасадом гостиницы и платформой Пейзажного сада: теперь он происходит не в подземелье, а под открытым небом. Пешеходные мостики соединяют платформу со вторым этажом жилого корпуса, где предусмотрена инфраструктура обслуживания постояльцев.
Спецтранспорт, в том числе, пожарные машины, смогут проехать к дому прямо по пологому пандусу Пейзажного сада. Проезды по пандусу оформляются фигурной ячеистой плиткой с высевом многолетних трав.

4. Корректировка силуэтного решения жилого корпуса. С этой целью четвертая (считая от Софийской набережной) секция пятисекционного дома повышена на 0,7 м по сравнению с максимальной отметкой кровли в исходном проекте (35,700 м вместо 34,960 м), а фланги, наоборот, понижены на 2,6 м (южный) и 2,1 м (северный). Наличие сада-бельведера при каждом пентхаусе обуславливает ступенчатый абрис дома с перепадом отметок между террасами в 3,5 м. Аналогичный перепад высот предусмотрен между лицевой и тыльной частями дома, то есть, между вновь возводимым объемом и надстраиваемым историческим корпусом. Таким образом, вершина здания имеет ступенчатый абрис как в продольном, так и в поперечном направлении, что обогащает его силуэт и зрительно снимает ощущение громоздкой монолитности.

5. Изменение планировки верхних этажей. Появление террас-бельведеров при пентахусах повлекло за собой изменение планировки верхних этажей здания: поперечное расположение апартаментов сменилось продольным с панорамным остеклением выходящих в сады помещений.

6. Изменение формы торгового корпуса. В проекте МАО «Среда» торговый корпус был составлен из отдельных блоков. В настоящем предложении торговые ряды трактованы в виде единого протяженного объема по образу и подобию некогда стоявшего здесь торгово-складского здания. Преимуществом данного объемно-пространственного решения является большая планировочная гибкость и свобода при сдаче площадей в аренду.

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ

Жилой корпус. Уступчатый профиль лицевого фасада жилого корпуса предопределяет его ритмику, пластическое богатство и выразительную игру светотени. Структура апартаментов выявлена в фасадном решении: крупная регулярная решетка сплошь остекленных блоков спален создает своего рода канву для более разнообразной орнаментики ограждающих стен гостиных.
Блоки кухонь разлинованы сравнительно мелкой сеткой на всю их высоту, что сообщает им роль вертикальных ритмических акцентов, маркирующих ступенчатое нарастание дома в высоту. При этом деревья с шарообразной кроной, венчающие блоки кухонь, уподобляются угловым акротериям, а увитые плющом ограждения Террасных садов – прозрачным фризам. Зелень, таким образом, активно участвует в построении тектоники фасадов.
Лейтмотивом фасадного решения как жилого корпуса избраны многоярусные колоннады. Их формы геометризированы, но, тем не менее, ассоциируются с историческими стилями московской архитектуры в диапазоне от нарышкинского барокко до раннего конструктивизма и неоклассики И. В. Жолтовского. Конструктивно многоярусные колоннады представляют собой внешний слой двухслойных фасадов – ажурный узорчатый каменный футляр, в который заключены прозрачные объемы. Этот футляр выполняется из ценных пород натурального камня (мрамор, мраморизированный известняк, пр.) различных тонов: теплых – для западающих вглубь элементов фасада и холодных – для выступающих на первый план.

Торговый корпус. Фасадное решение протяженного корпуса торговых рядов сложилось под воздействием исторических прототипов. Первый этаж лицевого фасада оформлен открытой галереей с аркадами, напоминающей о доме 1844 года постройки по Софийской набережной. В узком промежутке между проектируемым участком и подходами к Б. Москворецкому мосту эта галерея приобретает важное значение уютного буферного пространства. Аркады – на сей раз более частые – обрамляют и Регулярный сад на крыше торгового корпуса. Их рисунок продолжает пластическую тему, заданную фасадным декором соседних зданий и ненавязчиво проводит аллюзию на ограждение Верхних садов Кремля в XVI-XVII в.в. В местах, где торговый корпус ступенями расширяется в плане, параллельные участки аркад образуют беседки (на Руси их называли «миловиды»; как сказано раньше, узорные расписные беседки украшали и Прибрежные сады царского дворца). Еще одна – третья и самая большая беседка – венчает торец торговых рядов, предоставляя возможность любоваться панорамой Кремля.
Проходные галереи торгового корпуса.«Верховые сады»
© Студия 44

пресса:

Плоскость фасада проектируемого комплекса продолжает линию застройки улицы Б.Ордынка. «Верховые сады»
© Студия 44
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44
Основной вход в гостиничный комплекс с Софийской набережной. Пейзажный сад. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид сверху. «Верховые сады»
Вид сверху. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид на Кремль и храм Василия Блаженного с эксплуатируемой кровли торгового корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид на комплекс с Овчинниковской набережной. «Верховые сады»
Вид на комплекс с Овчинниковской набережной. «Верховые сады»
© Студия 44
Панорама комплекса со стороны Москворецкого моста. «Верховые сады»
Панорама комплекса со стороны Москворецкого моста. «Верховые сады»
© Студия 44
Генплан. «Верховые сады»
Генплан. «Верховые сады»
© Студия 44
Ситуационный план. «Верховые сады»
© Студия 44
Развертка по набережным Москвы-реки. «Верховые сады»
Развертка по набережным Москвы-реки. «Верховые сады»
© Студия 44
Схема видовых характеристик. «Верховые сады»
© Студия 44
Схема озеленения кровель. Общественные и частные пространства. «Верховые сады»
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Аркады «верховых садов»
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусами
Эскизы В.И. Лемехова. Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусами
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. «Студия 44». Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торговых рядов
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Террасный сад на кровлях жилого блока
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александра Кузьмина
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Асадов
  • Михаил Давыдов
  • Александр Самарин
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Полищук
  • Александр Котенков
  • Анна Иванова
  • Василий Крапивин
  • Андрей Гнездилов
  • Евгений Подгорнов
  • Юлий Борисов
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Чуйков
  • Роман Леонидов
  • Григориос Гавалидис
  • Полина Воеводина
  • Юлия Тряскина
  • Дмитрий Сухов
  • Дмитрий Буш
  • Всеволод Медведев
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Романов
  • Сергей Кузнецов
  • Игорь Членов
  • Анастасия Абашева
  • Вера Бутко
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Машков
  • Станислав Белых
  • Александр Асадов
  • Татьяна Гук
  • Антон Надточий
  • Сергей Никешкин
  • Юрий Виссарионов
  • Сергей Труханов
  • Евгений Зеленов
  • Константин Таранов
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин
  • Марина Егорова
  • Энди Сноу
  • Георгий Трофимов
  • Зураб Басария
  • Виталий Лутц
  • Никита Явейн
  • Наталья Сидорова
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Орлов
  • Николай Кикава
  • Андрей Михайлов
  • Ростислав Цайзер
  • Сергей Скуратов
  • Степан Липгарт
  • Раис Баишев
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Чобан
  • Александр Скокан
  • Михаил Канунников
  • Наталия Шилова
  • Роман Грибанов
  • Иван Кожин
  • Николай Переслегин
  • Григорий Мустафин
  • Сергей Орешкин
  • Олег Мединский

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом Эстет
  • Жилой и культурно-досуговый центр на месте здания СЭВ
  • Пилатес Botanica
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»

Новости российской архитектуры:

Силы магнетизма
21.02.2025

Силы магнетизма

Андрей Гнездилов
Пояс Ориона
20.02.2025

Пояс Ориона

Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин
Далеко гляжу
20.02.2025

Далеко гляжу

Илья Едемский
Время как театр
19.02.2025

Время как театр

Зоя Рюрикова

Технологии:

14.02.2025

Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER

В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Группа компаний BRAER
12.02.2025

Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов

На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
СИБАЛЮКС
27.01.2025

Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна

Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025

Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий

Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025

Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре

Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
ГК ДИАТ
другие статьи