RSS
Проект «Верховые сады». Вид на комплекс с Большого Москворецкого моста.
Проект «Верховые сады». Вид на комплекс с Большого Москворецкого моста.
© Студия 44

Верховые сады. Проект-победитель конкурса «Царев сад»

информация:

Никита Явейн
Вид на комплекс с Кремлевской набережной. «Верховые сады»
© Студия 44

Архи.ру об этом объекте:

05.08.2013

Алла Павликова. Верховые сады

29-го июля были подведены итоги конкурса «Царев сад», по результатам которого сразу три проекта заняли первое место. Публикуем интервью с одним из трех победителей конкурса Никитой Явейном.

Архи.ру:– Никита Игоревич, поделитесь пожалуйста Вашими общими впечатлениями от конкурса.Никита Явейн:– За последние полтора года я участвовал, наверное, в десятке конкурсов – как в российских, так и в международных. И данный конкурс, пожалуй, самый ...   читать дальше
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. Вид из регулярного сада на кровле торгового корпуса. «Верховые сады»
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. Вид из регулярного сада на кровле торгового корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44

описание:

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Сохраняя в целом функциональную организацию и композиционную структуру гостиничного комплекса, спроектированного ООО «МАО – Среда», авторы настоящего предложения усовершенствуют базовый проект рядом корректировок:

1. Улучшение видовых характеристик жилых помещений. С этой целью лицевому фасаду жилого корпуса придан уступчатый абрис. Блоки гостиных выступают на 2,8 м по отношению к спальням и кухням. Продольные стены эркеров развернуты по линии, направленной на Храм Василия Блаженного, а торцы полностью остеклены, образуя прямой видовой фронт шириной 1,2÷1,8 м. В сочетании с трапецеидальной формой дома, чьи секции сужаются по мере приближения к Москве-реке, предлагаемая конфигурация фасадной стены значительно расширяет сектор обзора из зон дневного пребывания каждой квартиры. Из окон спальных зон открывается вид на парк «Зарядье».
Помимо того, эксплуатируемые кровли всех корпусов трактуются как озелененные и благоустроенные обзорные площадки – бельведеры (см. пункт 2).

2. Развитие системы озелененных пространств комплекса. Помимо озеленения пространства между жилым и торговым корпусами, настоящим проектом предлагается целая система «верховых садов», возрождающих уникальный московский феномен XVII века:
- Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торгового корпуса. Классическая осевая планировка партерного сад акцентирована скульптурой и имеет трехчастную композицию с искусственным водоемом в средней части. Декоративный водоем может использоваться для купания. Для ежедневного моциона обитателей комплекса по периметру Регулярного сада протрассирована беговая дорожка со специальным покрытием.
– Террасный сад на кровлях секций жилого блока. Озелененная кровля самой высокой секции задумана как общественное пространство, доступное для всех жителей комплекса. Расположенные ниже террасы трактованы как частные верховые сады при пентхаусах. По оси дома террасные сады его восточной и западной части разделены имитацией исторической брандмауэрной стены с вертикальным озеленением. Подобно Верхнему и Нижнему садам Кремля Террасные сады обнесены высокими изгородями в виде пергол, покрытых вьющимися растениями. Блоки кухонь увенчаны деревьями с шарообразной кроной.
Восемь из десяти террас-бельведеров обращены в сторону Кремля, две – на Замоскворечье.
Из Террасных садов открываются захватывающие панорамные виды столицы.
 - Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусом. В отличие от исходного проектного решения этот сад расположен на наклонной плоскости с достаточно пологим уклоном (0,045) в сторону Софийской набережной. Общий перепад высотных отметок по всей длине Пейзажного сада составляет 9 м, превращая его в подобие амфитеатра, обращенного к Москве-реке и Васильевскому спуску. В то же время, расходящийся к северу раструб незастроенного пространства между домами позволяет восстановить визуальную связь улицы Б. Ордынки с Беклемишевской (Москворецкой) башней Кремля и Храмом Василия Блаженного.
Линейный характер Пейзажного сада оживляет искусственный ручей, живописно извивающийся между купами деревьев. Легкий уклон поверхности сада создает предпосылки для активного отдыха – катания на санях, лыжах и т.п.

3. Оптимизация схемы движения транспорта и пешеходов. Исходная схема организации движения принципиально не изменилась: подъезд к дому и въезд в подземный паркинг по-прежнему осуществляются со стороны Софийской набережной; выезд, в том числе, из паркинга, предусмотрен на Софийскую набережную и в местный проезд между подходами к Москворецкому мосту и торговым корпусом. Подъезд к гостинице стал более торжественным благодаря воздушному разрыву между фасадом гостиницы и платформой Пейзажного сада: теперь он происходит не в подземелье, а под открытым небом. Пешеходные мостики соединяют платформу со вторым этажом жилого корпуса, где предусмотрена инфраструктура обслуживания постояльцев.
Спецтранспорт, в том числе, пожарные машины, смогут проехать к дому прямо по пологому пандусу Пейзажного сада. Проезды по пандусу оформляются фигурной ячеистой плиткой с высевом многолетних трав.

4. Корректировка силуэтного решения жилого корпуса. С этой целью четвертая (считая от Софийской набережной) секция пятисекционного дома повышена на 0,7 м по сравнению с максимальной отметкой кровли в исходном проекте (35,700 м вместо 34,960 м), а фланги, наоборот, понижены на 2,6 м (южный) и 2,1 м (северный). Наличие сада-бельведера при каждом пентхаусе обуславливает ступенчатый абрис дома с перепадом отметок между террасами в 3,5 м. Аналогичный перепад высот предусмотрен между лицевой и тыльной частями дома, то есть, между вновь возводимым объемом и надстраиваемым историческим корпусом. Таким образом, вершина здания имеет ступенчатый абрис как в продольном, так и в поперечном направлении, что обогащает его силуэт и зрительно снимает ощущение громоздкой монолитности.

5. Изменение планировки верхних этажей. Появление террас-бельведеров при пентахусах повлекло за собой изменение планировки верхних этажей здания: поперечное расположение апартаментов сменилось продольным с панорамным остеклением выходящих в сады помещений.

6. Изменение формы торгового корпуса. В проекте МАО «Среда» торговый корпус был составлен из отдельных блоков. В настоящем предложении торговые ряды трактованы в виде единого протяженного объема по образу и подобию некогда стоявшего здесь торгово-складского здания. Преимуществом данного объемно-пространственного решения является большая планировочная гибкость и свобода при сдаче площадей в аренду.

АРХИТЕКТУРНОЕ РЕШЕНИЕ

Жилой корпус. Уступчатый профиль лицевого фасада жилого корпуса предопределяет его ритмику, пластическое богатство и выразительную игру светотени. Структура апартаментов выявлена в фасадном решении: крупная регулярная решетка сплошь остекленных блоков спален создает своего рода канву для более разнообразной орнаментики ограждающих стен гостиных.
Блоки кухонь разлинованы сравнительно мелкой сеткой на всю их высоту, что сообщает им роль вертикальных ритмических акцентов, маркирующих ступенчатое нарастание дома в высоту. При этом деревья с шарообразной кроной, венчающие блоки кухонь, уподобляются угловым акротериям, а увитые плющом ограждения Террасных садов – прозрачным фризам. Зелень, таким образом, активно участвует в построении тектоники фасадов.
Лейтмотивом фасадного решения как жилого корпуса избраны многоярусные колоннады. Их формы геометризированы, но, тем не менее, ассоциируются с историческими стилями московской архитектуры в диапазоне от нарышкинского барокко до раннего конструктивизма и неоклассики И. В. Жолтовского. Конструктивно многоярусные колоннады представляют собой внешний слой двухслойных фасадов – ажурный узорчатый каменный футляр, в который заключены прозрачные объемы. Этот футляр выполняется из ценных пород натурального камня (мрамор, мраморизированный известняк, пр.) различных тонов: теплых – для западающих вглубь элементов фасада и холодных – для выступающих на первый план.

Торговый корпус. Фасадное решение протяженного корпуса торговых рядов сложилось под воздействием исторических прототипов. Первый этаж лицевого фасада оформлен открытой галереей с аркадами, напоминающей о доме 1844 года постройки по Софийской набережной. В узком промежутке между проектируемым участком и подходами к Б. Москворецкому мосту эта галерея приобретает важное значение уютного буферного пространства. Аркады – на сей раз более частые – обрамляют и Регулярный сад на крыше торгового корпуса. Их рисунок продолжает пластическую тему, заданную фасадным декором соседних зданий и ненавязчиво проводит аллюзию на ограждение Верхних садов Кремля в XVI-XVII в.в. В местах, где торговый корпус ступенями расширяется в плане, параллельные участки аркад образуют беседки (на Руси их называли «миловиды»; как сказано раньше, узорные расписные беседки украшали и Прибрежные сады царского дворца). Еще одна – третья и самая большая беседка – венчает торец торговых рядов, предоставляя возможность любоваться панорамой Кремля.
Проходные галереи торгового корпуса.«Верховые сады»
© Студия 44

пресса:

Плоскость фасада проектируемого комплекса продолжает линию застройки улицы Б.Ордынка. «Верховые сады»
© Студия 44
Фрагмент лицевого фасада жилого корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44
Основной вход в гостиничный комплекс с Софийской набережной. Пейзажный сад. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид сверху. «Верховые сады»
Вид сверху. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид на Кремль и храм Василия Блаженного с эксплуатируемой кровли торгового корпуса. «Верховые сады»
© Студия 44
Вид на комплекс с Овчинниковской набережной. «Верховые сады»
Вид на комплекс с Овчинниковской набережной. «Верховые сады»
© Студия 44
Панорама комплекса со стороны Москворецкого моста. «Верховые сады»
Панорама комплекса со стороны Москворецкого моста. «Верховые сады»
© Студия 44
Генплан. «Верховые сады»
Генплан. «Верховые сады»
© Студия 44
Ситуационный план. «Верховые сады»
© Студия 44
Развертка по набережным Москвы-реки. «Верховые сады»
Развертка по набережным Москвы-реки. «Верховые сады»
© Студия 44
Схема видовых характеристик. «Верховые сады»
© Студия 44
Схема озеленения кровель. Общественные и частные пространства. «Верховые сады»
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Аркады «верховых садов»
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусами
Эскизы В.И. Лемехова. Пейзажный сад в разрыве между жилым и торговым корпусами
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. «Студия 44». Регулярный сад на эксплуатируемой кровле торговых рядов
© Студия 44
Эскизы В.И. Лемехова. Террасный сад на кровлях жилого блока
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Сухов
  • Владислав Андреев
  • Марина Егорова
  • Алексей Полищук
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Гук
  • Константин Таранов
  • Наталья Сидорова
  • Раис Баишев
  • Алексей Орлов
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Антон Надточий
  • Николай Кикава
  • Анастасия Абашева
  • Андрей Чуйков
  • Сергей Орешкин
  • Павел Андреев
  • Александра Кузьмина
  • Егор Донцов
  • Сергей Труханов
  • Василий Крапивин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Михайлов
  • Константин Ходнев
  • Александр Котенков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Илья Машков
  • Всеволод Медведев
  • Зураб Басария
  • Сергей Скуратов
  • Ростислав Цайзер
  • Юрий Виссарионов
  • Владимир Тихонов
  • Андрей Романов
  • Юлий Борисов
  • Григориос Гавалидис
  • Анатолий Столярчук
  • Анна Иванова
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Александр Скокан
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Климов
  • Михаил Давыдов
  • Александр Самарин
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Роман Грибанов
  • Олег Мединский
  • Екатерина Кузнецова
  • Вера Бутко
  • Григорий Мустафин
  • Валерия Преображенская
  • Никита Явейн
  • Сергей Никешкин
  • Игорь Членов
  • Владимир Плоткин
  • Энди Сноу
  • Сергей Чобан
  • Евгений Зеленов
  • Владимир Ковалёв
  • Степан Липгарт
  • Илья Уткин
  • Андрей Гнездилов
  • Станислав Белых
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Антон Лукомский
  • Полина Воеводина
  • Евгений Подгорнов
  • Виталий Лутц
  • Дмитрий Буш

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка
  • ЖК Матвеевский парк
  • Концепция благоустройства сквера Артбазы в Сергиевом Посаде
  • Благоустройство территории ЖК Селигер Сити

Новости российской архитектуры:

Культурный метаморфоз
02.11.2024

Культурный метаморфоз

Марина Дерябина
Слои и уровни полета
31.10.2024

Слои и уровни полета

Владимир Плоткин
Арт-лабаз
31.10.2024

Арт-лабаз

Наталья Бавыкина, Алексей Фатькин

Технологии:

28.10.2024

Свет и материя

​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Центрсвет
15.10.2024

Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве

Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Teplowin
01.10.2024

Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой территории

Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Arlight
другие статьи