RSS
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Входная группа
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)

информация:

Archiproba Studios / Россия

авторский коллектив

Ведущий архитектор: Тамара Мурадова

Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Входная группа
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фасад, цифровые афиши
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

описание:

Главной целью идеологической реконструкции Московского академического художественного театра в 2019 году стал проект «Открытые сцены»: превращение театра в новый культурно-просветительский кластер для горожан, которые «ищут живые смыслы и образы и верят в способность театра объединять творческие практики». Как следствие, преобразились и физические пространства театра: концепция гостеприимства, мультидисциплинарности и «смешения языков» была заложена в здание на Тверском бульваре еще его авторами во главе с Владимиром Кубасовым. Архитектору Тамаре Мурадовой нужно было лишь с бережностью и любознательностью археолога найти все ее элементы и вдохнуть в них новую жизнь.
 
Проект театра МХАТа – один из тех редких случаев, когда архитектор выступал в роли истинного демиурга и продумывал здание от первого бетона до последней дверной ручки. Владимир Кубасов вместе с коллегами А. Моргулисом и В. Ульяшовым в составе мастерской «Моспроект-2» занимался этим объектом почти 10 лет и, по его рассказам, фактически прожил эти годы в будущем здании. Перед началом реконструкции, инициированной вновь пришедшим тогда худруком Эдуардом Бояковым, Кубасов вновь посетил театр и прокомментировал фактически каждый уголок: как он был задуман, как сделан и что не так с ним сегодня.

«Не так», к сожалению, было сплошь и рядом: за последние 30 с лишним лет здание функционировало ущербно однобоко, принимая гостей лишь во время спектаклей; оно застоялось, заросло, «заболотилось», и роскошный балкон оказался завален ненужной мебелью, стены с декоративными штукатурками, разными на каждом этаже, – завешанными сомнительной художественной ценности плакатами; фонтан с медной чашей и вручную изготовленными стеклянными фигурками, изображающими подводный мир, – стыдливо прикрыт фанерным коробом; а тысячи метров общественных пространств на четырех этажах – фактически невостребованными. Так что Тамаре Мурадовой, необходимо было прежде всего раскрыть потенциал этого уникального объекта: вернуть гостеприимность, трансформировать в множество «открытых сцен» с разнообразными функциями, приспособить под новую обширную программу лекций, дискуссий, перформансов и мастер-классов и, конечно же, восстановить и заставить по-новому взглянуть на все оригинальные задумки авторов-модернистов.
 
Реконструировать театр предполагалось в несколько очередей, поэтому первая из них стала этапом «быстрых побед»: затрат минимум, а эффективности максимум. Театральные фойе разделили на несколько функциональных зон-сцен и разработали по ним интуитивно понятную навигацию, полностью обновив графическое оформление. Так, третий этаж стал «культурным хабом» с книжным магазином, сувенирной лавкой, большой плазмой для презентаций и вновь отреставрированными фонтанами – декоративным стеклянным и сухим. Буфеты на втором и третьем этажах переделали в современные городские кафе, а балкон стал общедоступным, и на новую столешницу из искусственного камня удобно поставить бокал, пока любуешься видом на город; впрочем, не хуже виды и изнутри, через восстановленные панорамные окна, вдоль которых протянулась на заказ спроектированная консоль с латунными деталями. 

Латунь, наравне с бетоном и нестандартными породами древесины, которые Кубасов отбирал для проекта лично и которые чудом хорошо сохранились (чего стоят одни только входные двери!) – ключевой материал для здания МХАТа. Из латуни сделаны ручки и были отлиты все вешала в гардеробе (Владимир Степанович рассказывал, что изготовил порядка 10 прототипов, прежде чем добиться желаемого) – последние аккуратно сделали заново. Над входом восстановили по оригинальным чертежам латунный декоративный короб, зачем-то окрашенный черной краской. Наконец, латунные номерки – вместо дешевых пластиковых – вновь засияли на креслах зрительного зала. Собственно, кресла стали главным объектом текущей реставрации: старые продавились и истерлись настолько, что были абсолютно непригодными. Архитекторы восстановили их «look&feel», как теперь модно говорить, с нуля: повторили пропорции, направление шпона, оттенок лака – и те самые латунные номерки. Второй интервенцией в интерьер зрительного зала стала замена стершегося ковролина – в остальном его объем остался нетронутым и по-прежнему как две капли воды похож на эскизы Кубасова 1972 года.

Максимально постарались сохранить и оригинальные световые решения, лишь местами их дополнив и уточнив. Например, кроме тщательно отреставрированных световых коробов, в том числе в виде свисающих сталактитов, потолки-«грильято» теперь освещают распределенные по периметру прожекторы, а отдельные зоны – новые латунные светильники-колбы. Для эффекта большего дружелюбия и открытости гостям подсветили колонны в гардеробе, буфетные стойки и элементы навигации. Особое внимание уделили растениям, которых по проекту Кубасова в здании очень много: над оригинальными клумбами вновь засветились предусмотренные автором лайт-боксы, а сами клумбы заполнились «райскими кущами» с помощью приглашенных флористов.

Важной частью стала работа над входной группой здания – как рассказать о том, насколько театр изменился внутри и с каким нетерпением ждет посетителей в любое время? Во-первых, ему сделали вывеску: простую, понятную, без шехтелевских завитков, как предлагали некоторые, но зато с подсветкой. Подвергли редизайну весь фирменный стиль, включая афиши. При этом помимо стандартных бумажных афиш на колоннах, рассчитанных на тех, кто гуляет у театра, в витрину фасада интегрировали лайт-боксы с цифровыми афишами-микророликами, которые боковым зрением считывали те, кто проезжает или проходит мимо по бульвару. Таким образом, театр начал подавать «сигналы» и на ближнюю, и на дальнюю перспективу.

И это, пожалуй, пока что самое «современное» нововведение реконструкции – трепет и безмерное уважение к оригинальному проекту здания чувствуется у Тамары Мурадовой во всем. Она с восхищением говорит, что при желании весь театр можно было бы отстроить заново, потому что сохранился весь архив чертежей, вычерченный до миллиметра. Рассказывает о замысле Кубасова спроектировать здание как олицетворение природного мира – отсюда все эти приглушенные цвета и сложные фактуры коры и ветвей. Восхищается самоотверженностью архитектора, который, вооружившись обычной палкой как копьем, «прорубал» эти ветви собственноручно по мягкому бетону перед оштукатуриванием.
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Цифровые афиши
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Балкон с видом на бульвар
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Гардероб
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Гардероб
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на кафе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на фонтан и сувенирную лавку, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Большой зал
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Большой зрительный зал
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Буфет
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на фонтан
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Кафе, 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Кафе 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Потолочная наыигация
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж. Вид на центральную зону
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе 2 этаж, вид на балкон
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж. Вид на книжный магазин
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе 3 этаж. Книжный магазин
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фонтан
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Навигация
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Буш
  • Даниил Лоренц
  • Александра Кузьмина
  • Левон Айрапетов
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Уткин
  • Марина Егорова
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Сухов
  • Николай Кикава
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Климов
  • Зураб Басария
  • Андрей Михайлов
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Анастасия Абашева
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Скуратов
  • Раис Баишев
  • Никита Явейн
  • Антон Надточий
  • Илья Машков
  • Полина Воеводина
  • Роман Леонидов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Алексей Орлов
  • Григориос Гавалидис
  • Валерий Лукомский
  • Степан Липгарт
  • Александр Асадов
  • Александр Котенков
  • Станислав Белых
  • Александр Самарин
  • Олег Мединский
  • Юрий Виссарионов
  • Энди Сноу
  • Андрей Романов
  • Владимир Тихонов
  • Василий Крапивин
  • Егор Донцов
  • Виталий Лутц
  • Павел Андреев
  • Владислав Андреев
  • Михаил Давыдов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Ростислав Цайзер
  • Юлия Тряскина
  • Вера Бутко
  • Анна Иванова
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Полищук
  • Антон Лукомский
  • Сергей Никешкин
  • Татьяна Гук
  • Андрей Чуйков
  • Юлий Борисов
  • Сергей Чобан
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Грибанов
  • Игорь Членов
  • Евгений Зеленов
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Таранов
  • Иван Кожин
  • Григорий Мустафин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Ресторан высокой морской кухни «Barca»
  • Музей Фабрики-кухни. Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
  • Архитектурная концепция комплексного развития территории набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде
  • Офис трансконтинентальной компании
  • Благоустройство сквера «Стерео» в Сочи
  • Новый пассажирский терминал аэропорта Кавказа
  • Комплекс апартаментов Carre Blanc
  • Каждый атом важен!
  • ЖК Большая Семерка

Новости российской архитектуры:

Эволюция по плану
22.11.2024

Эволюция по плану

Андрей Асадов
Плач, затмение и городище
21.11.2024

Плач, затмение и городище

Юлия Седых, Артём Брусененко, Антон Логунов
Золотая коронка
20.11.2024

Золотая коронка

Андрей Чуйков
Гибкость и интеграция
18.11.2024

Гибкость и интеграция

Елена Струговец

Технологии:

22.11.2024

Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите

Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
АЛЮТЕХ
21.11.2024

«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду

Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
Новые горизонты
19.11.2024

​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям

Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024

Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре

Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
11.11.2024

​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»

В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
КНАУФ ГИПС
другие статьи