RSS
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Входная группа
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)

информация:

Archiproba Studios / Россия

авторский коллектив

Ведущий архитектор: Тамара Мурадова

Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Входная группа
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фасад, цифровые афиши
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

описание:

Главной целью идеологической реконструкции Московского академического художественного театра в 2019 году стал проект «Открытые сцены»: превращение театра в новый культурно-просветительский кластер для горожан, которые «ищут живые смыслы и образы и верят в способность театра объединять творческие практики». Как следствие, преобразились и физические пространства театра: концепция гостеприимства, мультидисциплинарности и «смешения языков» была заложена в здание на Тверском бульваре еще его авторами во главе с Владимиром Кубасовым. Архитектору Тамаре Мурадовой нужно было лишь с бережностью и любознательностью археолога найти все ее элементы и вдохнуть в них новую жизнь.
 
Проект театра МХАТа – один из тех редких случаев, когда архитектор выступал в роли истинного демиурга и продумывал здание от первого бетона до последней дверной ручки. Владимир Кубасов вместе с коллегами А. Моргулисом и В. Ульяшовым в составе мастерской «Моспроект-2» занимался этим объектом почти 10 лет и, по его рассказам, фактически прожил эти годы в будущем здании. Перед началом реконструкции, инициированной вновь пришедшим тогда худруком Эдуардом Бояковым, Кубасов вновь посетил театр и прокомментировал фактически каждый уголок: как он был задуман, как сделан и что не так с ним сегодня.

«Не так», к сожалению, было сплошь и рядом: за последние 30 с лишним лет здание функционировало ущербно однобоко, принимая гостей лишь во время спектаклей; оно застоялось, заросло, «заболотилось», и роскошный балкон оказался завален ненужной мебелью, стены с декоративными штукатурками, разными на каждом этаже, – завешанными сомнительной художественной ценности плакатами; фонтан с медной чашей и вручную изготовленными стеклянными фигурками, изображающими подводный мир, – стыдливо прикрыт фанерным коробом; а тысячи метров общественных пространств на четырех этажах – фактически невостребованными. Так что Тамаре Мурадовой, необходимо было прежде всего раскрыть потенциал этого уникального объекта: вернуть гостеприимность, трансформировать в множество «открытых сцен» с разнообразными функциями, приспособить под новую обширную программу лекций, дискуссий, перформансов и мастер-классов и, конечно же, восстановить и заставить по-новому взглянуть на все оригинальные задумки авторов-модернистов.
 
Реконструировать театр предполагалось в несколько очередей, поэтому первая из них стала этапом «быстрых побед»: затрат минимум, а эффективности максимум. Театральные фойе разделили на несколько функциональных зон-сцен и разработали по ним интуитивно понятную навигацию, полностью обновив графическое оформление. Так, третий этаж стал «культурным хабом» с книжным магазином, сувенирной лавкой, большой плазмой для презентаций и вновь отреставрированными фонтанами – декоративным стеклянным и сухим. Буфеты на втором и третьем этажах переделали в современные городские кафе, а балкон стал общедоступным, и на новую столешницу из искусственного камня удобно поставить бокал, пока любуешься видом на город; впрочем, не хуже виды и изнутри, через восстановленные панорамные окна, вдоль которых протянулась на заказ спроектированная консоль с латунными деталями. 

Латунь, наравне с бетоном и нестандартными породами древесины, которые Кубасов отбирал для проекта лично и которые чудом хорошо сохранились (чего стоят одни только входные двери!) – ключевой материал для здания МХАТа. Из латуни сделаны ручки и были отлиты все вешала в гардеробе (Владимир Степанович рассказывал, что изготовил порядка 10 прототипов, прежде чем добиться желаемого) – последние аккуратно сделали заново. Над входом восстановили по оригинальным чертежам латунный декоративный короб, зачем-то окрашенный черной краской. Наконец, латунные номерки – вместо дешевых пластиковых – вновь засияли на креслах зрительного зала. Собственно, кресла стали главным объектом текущей реставрации: старые продавились и истерлись настолько, что были абсолютно непригодными. Архитекторы восстановили их «look&feel», как теперь модно говорить, с нуля: повторили пропорции, направление шпона, оттенок лака – и те самые латунные номерки. Второй интервенцией в интерьер зрительного зала стала замена стершегося ковролина – в остальном его объем остался нетронутым и по-прежнему как две капли воды похож на эскизы Кубасова 1972 года.

Максимально постарались сохранить и оригинальные световые решения, лишь местами их дополнив и уточнив. Например, кроме тщательно отреставрированных световых коробов, в том числе в виде свисающих сталактитов, потолки-«грильято» теперь освещают распределенные по периметру прожекторы, а отдельные зоны – новые латунные светильники-колбы. Для эффекта большего дружелюбия и открытости гостям подсветили колонны в гардеробе, буфетные стойки и элементы навигации. Особое внимание уделили растениям, которых по проекту Кубасова в здании очень много: над оригинальными клумбами вновь засветились предусмотренные автором лайт-боксы, а сами клумбы заполнились «райскими кущами» с помощью приглашенных флористов.

Важной частью стала работа над входной группой здания – как рассказать о том, насколько театр изменился внутри и с каким нетерпением ждет посетителей в любое время? Во-первых, ему сделали вывеску: простую, понятную, без шехтелевских завитков, как предлагали некоторые, но зато с подсветкой. Подвергли редизайну весь фирменный стиль, включая афиши. При этом помимо стандартных бумажных афиш на колоннах, рассчитанных на тех, кто гуляет у театра, в витрину фасада интегрировали лайт-боксы с цифровыми афишами-микророликами, которые боковым зрением считывали те, кто проезжает или проходит мимо по бульвару. Таким образом, театр начал подавать «сигналы» и на ближнюю, и на дальнюю перспективу.

И это, пожалуй, пока что самое «современное» нововведение реконструкции – трепет и безмерное уважение к оригинальному проекту здания чувствуется у Тамары Мурадовой во всем. Она с восхищением говорит, что при желании весь театр можно было бы отстроить заново, потому что сохранился весь архив чертежей, вычерченный до миллиметра. Рассказывает о замысле Кубасова спроектировать здание как олицетворение природного мира – отсюда все эти приглушенные цвета и сложные фактуры коры и ветвей. Восхищается самоотверженностью архитектора, который, вооружившись обычной палкой как копьем, «прорубал» эти ветви собственноручно по мягкому бетону перед оштукатуриванием.
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Цифровые афиши
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Балкон с видом на бульвар
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Гардероб
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Гардероб
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на кафе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на фонтан и сувенирную лавку, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Большой зал
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Большой зрительный зал
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Буфет
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на фонтан
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Кафе, 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Кафе 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Потолочная наыигация
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж. Вид на центральную зону
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе 2 этаж, вид на балкон
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж. Вид на книжный магазин
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе 3 этаж. Книжный магазин
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фонтан
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Навигация
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Орлов
  • Дмитрий Климов
  • Василий Крапивин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Котенков
  • Сергей Никешкин
  • Даниил Лоренц
  • Владислав Андреев
  • Марина Егорова
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Шилова
  • Всеволод Медведев
  • Роман Грибанов
  • Андрей Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Станислав Белых
  • Константин Таранов
  • Егор Донцов
  • Михаил Канунников
  • Энди Сноу
  • Олег Мединский
  • Вера Бутко
  • Игорь Членов
  • Николай Кикава
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Илья Машков
  • Анастасия Абашева
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин
  • Левон Айрапетов
  • Раис Баишев
  • Юлий Борисов
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Буш
  • Степан Липгарт
  • Владимир Тихонов
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Уткин
  • Сергей Орешкин
  • Виталий Лутц
  • Павел Андреев
  • Владимир Ковалёв
  • Григориос Гавалидис
  • Андрей Чуйков
  • Юрий Виссарионов
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Полищук
  • Сергей Кузнецов
  • Михаил Давыдов
  • Никита Явейн
  • Евгений Подгорнов
  • Григорий Мустафин
  • Дмитрий Сухов
  • Евгений Зеленов
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Анатолий Столярчук
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Гук
  • Андрей Михайлов
  • Анна Иванова
  • Ростислав Цайзер
  • Антон Лукомский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Александр Самарин
  • Ерлан Бекмухамедов

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК на Евгеньевской
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»
  • Дом на Большом Сампсониевском проспекте
  • Общественное пространство «Садовых кварталов»

Новости российской архитектуры:

Дом прощания
26.12.2024

Дом прощания

Денис Шурыгин
Большая волна
25.12.2024

Большая волна

Алексей Орлов, Дмитрий Буш
Скрепка над рекой
24.12.2024

Скрепка над рекой

Сергей Кузнецов
Город без города
23.12.2024

Город без города

Григорий Дайнов

Технологии:

24.12.2024

Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования: тенденции мощения от BRAER

Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Группа компаний BRAER
20.12.2024

Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной детской больницы

В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
КНАУФ ГИПС
18.12.2024

Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство стиля и образов

В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Новые горизонты
17.12.2024

Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре с алюминиевыми СПК

С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
РЕХАУ
16.12.2024

​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый квартал»

Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.12.2024

Архитектурная вселенная материалов IND

​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
ПАО "СИБУР Холдинг", IND
другие статьи