RSS
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Входная группа
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)

информация:

Archiproba Studios / Россия

авторский коллектив

Ведущий архитектор: Тамара Мурадова

Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Входная группа
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фасад, цифровые афиши
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

описание:

Главной целью идеологической реконструкции Московского академического художественного театра в 2019 году стал проект «Открытые сцены»: превращение театра в новый культурно-просветительский кластер для горожан, которые «ищут живые смыслы и образы и верят в способность театра объединять творческие практики». Как следствие, преобразились и физические пространства театра: концепция гостеприимства, мультидисциплинарности и «смешения языков» была заложена в здание на Тверском бульваре еще его авторами во главе с Владимиром Кубасовым. Архитектору Тамаре Мурадовой нужно было лишь с бережностью и любознательностью археолога найти все ее элементы и вдохнуть в них новую жизнь.
 
Проект театра МХАТа – один из тех редких случаев, когда архитектор выступал в роли истинного демиурга и продумывал здание от первого бетона до последней дверной ручки. Владимир Кубасов вместе с коллегами А. Моргулисом и В. Ульяшовым в составе мастерской «Моспроект-2» занимался этим объектом почти 10 лет и, по его рассказам, фактически прожил эти годы в будущем здании. Перед началом реконструкции, инициированной вновь пришедшим тогда худруком Эдуардом Бояковым, Кубасов вновь посетил театр и прокомментировал фактически каждый уголок: как он был задуман, как сделан и что не так с ним сегодня.

«Не так», к сожалению, было сплошь и рядом: за последние 30 с лишним лет здание функционировало ущербно однобоко, принимая гостей лишь во время спектаклей; оно застоялось, заросло, «заболотилось», и роскошный балкон оказался завален ненужной мебелью, стены с декоративными штукатурками, разными на каждом этаже, – завешанными сомнительной художественной ценности плакатами; фонтан с медной чашей и вручную изготовленными стеклянными фигурками, изображающими подводный мир, – стыдливо прикрыт фанерным коробом; а тысячи метров общественных пространств на четырех этажах – фактически невостребованными. Так что Тамаре Мурадовой, необходимо было прежде всего раскрыть потенциал этого уникального объекта: вернуть гостеприимность, трансформировать в множество «открытых сцен» с разнообразными функциями, приспособить под новую обширную программу лекций, дискуссий, перформансов и мастер-классов и, конечно же, восстановить и заставить по-новому взглянуть на все оригинальные задумки авторов-модернистов.
 
Реконструировать театр предполагалось в несколько очередей, поэтому первая из них стала этапом «быстрых побед»: затрат минимум, а эффективности максимум. Театральные фойе разделили на несколько функциональных зон-сцен и разработали по ним интуитивно понятную навигацию, полностью обновив графическое оформление. Так, третий этаж стал «культурным хабом» с книжным магазином, сувенирной лавкой, большой плазмой для презентаций и вновь отреставрированными фонтанами – декоративным стеклянным и сухим. Буфеты на втором и третьем этажах переделали в современные городские кафе, а балкон стал общедоступным, и на новую столешницу из искусственного камня удобно поставить бокал, пока любуешься видом на город; впрочем, не хуже виды и изнутри, через восстановленные панорамные окна, вдоль которых протянулась на заказ спроектированная консоль с латунными деталями. 

Латунь, наравне с бетоном и нестандартными породами древесины, которые Кубасов отбирал для проекта лично и которые чудом хорошо сохранились (чего стоят одни только входные двери!) – ключевой материал для здания МХАТа. Из латуни сделаны ручки и были отлиты все вешала в гардеробе (Владимир Степанович рассказывал, что изготовил порядка 10 прототипов, прежде чем добиться желаемого) – последние аккуратно сделали заново. Над входом восстановили по оригинальным чертежам латунный декоративный короб, зачем-то окрашенный черной краской. Наконец, латунные номерки – вместо дешевых пластиковых – вновь засияли на креслах зрительного зала. Собственно, кресла стали главным объектом текущей реставрации: старые продавились и истерлись настолько, что были абсолютно непригодными. Архитекторы восстановили их «look&feel», как теперь модно говорить, с нуля: повторили пропорции, направление шпона, оттенок лака – и те самые латунные номерки. Второй интервенцией в интерьер зрительного зала стала замена стершегося ковролина – в остальном его объем остался нетронутым и по-прежнему как две капли воды похож на эскизы Кубасова 1972 года.

Максимально постарались сохранить и оригинальные световые решения, лишь местами их дополнив и уточнив. Например, кроме тщательно отреставрированных световых коробов, в том числе в виде свисающих сталактитов, потолки-«грильято» теперь освещают распределенные по периметру прожекторы, а отдельные зоны – новые латунные светильники-колбы. Для эффекта большего дружелюбия и открытости гостям подсветили колонны в гардеробе, буфетные стойки и элементы навигации. Особое внимание уделили растениям, которых по проекту Кубасова в здании очень много: над оригинальными клумбами вновь засветились предусмотренные автором лайт-боксы, а сами клумбы заполнились «райскими кущами» с помощью приглашенных флористов.

Важной частью стала работа над входной группой здания – как рассказать о том, насколько театр изменился внутри и с каким нетерпением ждет посетителей в любое время? Во-первых, ему сделали вывеску: простую, понятную, без шехтелевских завитков, как предлагали некоторые, но зато с подсветкой. Подвергли редизайну весь фирменный стиль, включая афиши. При этом помимо стандартных бумажных афиш на колоннах, рассчитанных на тех, кто гуляет у театра, в витрину фасада интегрировали лайт-боксы с цифровыми афишами-микророликами, которые боковым зрением считывали те, кто проезжает или проходит мимо по бульвару. Таким образом, театр начал подавать «сигналы» и на ближнюю, и на дальнюю перспективу.

И это, пожалуй, пока что самое «современное» нововведение реконструкции – трепет и безмерное уважение к оригинальному проекту здания чувствуется у Тамары Мурадовой во всем. Она с восхищением говорит, что при желании весь театр можно было бы отстроить заново, потому что сохранился весь архив чертежей, вычерченный до миллиметра. Рассказывает о замысле Кубасова спроектировать здание как олицетворение природного мира – отсюда все эти приглушенные цвета и сложные фактуры коры и ветвей. Восхищается самоотверженностью архитектора, который, вооружившись обычной палкой как копьем, «прорубал» эти ветви собственноручно по мягкому бетону перед оштукатуриванием.
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Цифровые афиши
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Балкон с видом на бульвар
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Гардероб
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Гардероб
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на кафе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на фонтан и сувенирную лавку, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Большой зал
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Большой зрительный зал
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Буфет
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Вид на фонтан
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза)
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Кафе, 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Кафе 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Потолочная наыигация
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж. Вид на центральную зону
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Иван Ерофеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 2 этаж
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе 2 этаж, вид на балкон
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе, 3 этаж. Вид на книжный магазин
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фойе 3 этаж. Книжный магазин
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Фонтан
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios
Реконструкция МХАТ им. М. Горького (1 фаза). Навигация
Фотография © Макс Авдеев / предоставлена Archiproba Studios

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Павел Андреев
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Михайлов
  • Александр Скокан
  • Алексей Орлов
  • Виталий Лутц
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александра Кузьмина
  • Юрий Виссарионов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Вера Бутко
  • Никита Явейн
  • Василий Крапивин
  • Сергей Чобан
  • Андрей Асадов
  • Сергей Кузнецов
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Никешкин
  • Анна Иванова
  • Владимир Ковалёв
  • Григорий Мустафин
  • Марина Егорова
  • Николай Кикава
  • Григориос Гавалидис
  • Михаил Канунников
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Всеволод Медведев
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Сухов
  • Евгений Подгорнов
  • Александр Самарин
  • Алексей Полищук
  • Егор Донцов
  • Олег Мединский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Владимир Плоткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталья Сидорова
  • Раис Баишев
  • Константин Ходнев
  • Энди Сноу
  • Михаил Давыдов
  • Степан Липгарт
  • Александр Котенков
  • Андрей Чуйков
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Климов
  • Юлий Борисов
  • Игорь Членов
  • Татьяна Гук
  • Анастасия Абашева
  • Роман Грибанов
  • Константин Таранов
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Ростислав Цайзер
  • Наталия Шилова
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Гнездилов
  • Иван Кожин
  • Евгений Зеленов
  • Владимир Тихонов
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Буш

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Пилатес Botanica
  • ЖК на Евгеньевской
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»
  • Дом на Большом Сампсониевском проспекте

Новости российской архитектуры:

Миро во дворе
04.02.2025

Миро во дворе

Мария Кутай, Евгений Кутай, Антон Белов, Антон Борисов
Нить Тесея
03.02.2025

Нить Тесея

Станислав Москаленский
Шале на скале
30.01.2025

Шале на скале

Сергей Орешкин
Бежевое спокойствие
29.01.2025

Бежевое спокойствие

Ирина Акименкова, Максим Рымарь

Технологии:

27.01.2025

Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна

Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025

Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий

Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025

Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре

Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
ГК ДИАТ
22.01.2025

Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы от DJ SMASH

Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Arlight
20.01.2025

Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича

Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи