RSS
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

Генплан Казани (до 2040 года)

информация:

Олег Григорьев

авторский коллектив

Концептуальные архитектурно-планировочные решения:
Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Г. Крестмейн, М.С. Викулин;
Н.А. Чернышова, О.Е. Беговатова, Н.Б. Рыхлицкая, А.В. Нуждова, Е.В. Старикова, Я.Я. Нестеренко, А.А. Воронина
Социально-экономическое развитие:
Д.Ю. Некрасов, А.И. Корябкина, К.Ю. Челышева
Инженерное обеспечение:
 А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, В.М. Веткина, И.И. Рябикина, А.А. Буров, Н.В. Шадикян, Н.С. Сладкова, И.В. Владимирова, О.Н. Пивоварова, С.Е. Колединский, А.С. Мишкин, М.А. Котков, И.М. Магомедова, М.А. Рагимова, А.Р. Юдинцов, П.А. Шалыго, Н.В. Савченко, А.Б. Алексеев, С.С. Шкерис
Социальное обеспечение:
Ю.Г. Страшнова,Т.Г. Цивилёва, В.А. Пангина, Д.А. Аксенов, Н.Б. Бабкина
Анализ исторических территорий:
Д.А. Верховский, К.В. Иванов, Н.И. Сафина
Транспортные решения:
И.А. Бахирев, Т.В. Сигаева, С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, Н.Ю. Кармадонова, Ф.В. Костылев, Д.Н. Власов, О.В. Панкина, О.В. Васильев, А.М. Ивкина, Г.А. Новиков, А.П. Родионова, М.А. Мигалева, Т.И. Мельникова, Т.И. Добрыгина, А.Л. Дергачев, В.В. Давыдов, В.В. Давыдов, Л.Я. Гришков, М.А. Дмитриева, И.А. Ершова, А.А. Карасев, Г. А. Макурина, М.Г. Транцева, Е.В. Чернашкина, В.А. Шумилина, Ю.В. Бочкарева, Е.А. Иванова, С.В. Овчинников, Ю.А. Фролова, Л.Ф. Прокофьева, О.Л. Фролова, В.Э. Шамеев, Н.В. Бурутина, А.П. Етрухин, Н.О. Зимовская, М.А. Подлегаев, Е.А. Хохлова, Е.Е. Семеновых,М.В. Савочкина, С.А. Каряева, А.А. Мингазов, А.В. Мехнецов, О.В. Стручков, В.Ю. Громченко
Экология и ландшафтное проектирование:
Е.В. Лебедева, Львовская, О.И. Соломина, Н.К. Кирюшина, С.И. Сахарова, И.А. Харченко, Т.С. Арефьева, О.Ю. Кузнецова, А.И. Пузакова, М.А. Таратута, О.В. Герасимова, А.М. Токарева, И.А. Гончаренко, Е.С. Радчикова, А.А. Минин, А.В. Воскова, В.А. Щёкотова, М.Е. Семина, А.К. Ромахина, М.А. Григорьева, Н.А. Голованова, М.А. Дроздова

партнеры, заказчики, смежники

Заказчик: МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани»
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

Архи.ру об этом объекте:

09.03.2023

Алёна Кузнецова. Восточные пределы

«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.

В 2020 году Институт генплана Москвы разработал генплан Казани до 2040. Столица республики выбрала путь полицентричного развития: наряду с уплотнением компактного города также стоит задача освоения периферийных районов, где все еще много свободной зе...   читать дальше
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

описание:

Предпосылки
Казань – один из самых динамично развивающихся городов-миллионников России: численность населения и объем туристического потока еще в 2013 году опередили прогнозы предыдущего генплана.

Кроме того, в последние несколько лет были обновлены основные стратегические документы города и региона, поменялось законодательство о техническом регулировании (в т. ч. относительно инженерных коммуникаций и приаэродромных территорий). Все эти изменения привели к необходимости пересмотреть текущий генеральный план с учетом новых реалий.

Цели нового генплана
Генплан предусматривает для города сбалансированное, устойчивое и полицентрическое развитие – с новыми точками роста и деловой активности. Это поможет сократить среднее время поездки по городу и снизить нагрузки на его транспортную инфраструктуру.
Полицентрическая структура подразумевает и комплексность: Казань будет уходить от монофункциональных районов за счет создания новых точек роста, в том числе на периферии.

«На отдаленные от центра территории направлено особое внимание – незастроенные территории будут обеспечены инженерной и транспортной инфраструктурой в опережающем порядке, а в существующих районах будут построены новые школы и детские сады, повысится связность с центральными районами» – отметил Максим Викулин, начальник архитектурно-планировочной мастерской №4

Одна из главных задач генплана – оптимизация жилой, транспортной и социальной инфраструктуры города, адаптация ее к существенному росту населения (до 1,43 млн к 2040 году). Планировочные решения генплана учитывают этот рост: если говорить об основных показателях, то почти на треть увеличится количество рабочих мест, на 44% вырастет жилой фонд и повысится жилищная обеспеченность жителей (до 30,5 кв. м на человека).

Кроме развития инфраструктурных проектов, в приоритете сохранение и бережное использование экологического потенциала в интересах жителей. В составе генплана разработан детальный природно-рекреационный каркас города (ПРК), который на 12% увеличил площадь зеленых территорий города.

Казань и не только
При разработке генплана особое внимание уделялось экономико-географическому положению города относительно основных региональных центров и соседних муниципалитетов.

Казань рассматривалась не только в своих административных границах. Ключевой задачей было определение границ агломерации – для того, чтобы очертить зону влияния города и оценить реальную численность населения, которое живет и работает в нем. Для расчета плотности населения, рабочих мест и объема маятниковой миграции использовались данные сотовых операторов. Объективную картину расселения и трудовых миграций было важно увидеть, чтобы в дальнейшем учесть ее в моделировании, а затем и в принятии планировочных решений.

Моделирование – математическая основа для принятия решений
Разработка долгосрочной стратегии для такого большого города как Казань – большая ответственность, поэтому за всеми планировочными решениями нового генплана неизбежно стоят математические модельные расчеты.

«Моделирование позволяет нам максимально учесть факторы, влияющие на те или иные процессы в городе, спрогнозировать результат изменений и предложить сбалансированное решение» – отметил Григорьев Олег Дмитриевич, заместитель директора Института Генплана Москвы.

До разработки утверждаемой части генплана рассматривалось несколько вариантов развития города, включая два варианта, подготовленных казанскими архитекторами. Оценить объективно достоинства и недостатки каждого варианта и сформировать итоговый как раз позволило прогнозное моделирование и оценка последствий принимаемых решений.

Еще примеры: на основе территориально-коммуникационной модели для каждой функциональной зоны устанавливался максимальный объем жилого фонда, который можно построить при заданной транспортной обеспеченности. Модель транспортных потоков и их прироста использовалась для прогноза самых загруженных мест и планирования новых транспортных связей. Новые точки роста разрабатывались с использованием модели соотношения расселения и мест приложения труда и модели инвестиционной привлекательности.

Точки роста для полицентричного города
Один из основных приоритетов – полицентричность – находит отражение в функциональном зонировании.

Были выделены потенциальные точки роста – приоритетные для развития территории и зоны: центры деловой и культурной активности, в которых появятся рабочие места для жителей соседних районов. В качестве таких точек выбирались как ключевые для города места (исторический центр), так и территории с нераскрытым потенциалом (зона речного порта) или используемые неэффективно (промышленные объекты центральной и срединной зон города). Развитие точек роста вовлекает в использование малоэффективные и закрытые территории и оттягивает на себя часть активности (и, соответственно, поездок) из центрального района.
Основные точки роста:
  1. Зона исторического центра города, с ограничениями на застройку и на другие виды деятельности
  2. Промышленные объекты центральной и срединной зон города (реорганизация)
  3. Зона грузового речного порта
  4. Центры на периферии (на «восточной дуге», в районах Салават Купере, Салмычи)
Социальные объекты: устранение дефицитов
Социальная инфраструктура очень чувствительна к росту населения – с повышением численности жителей существенно возросла нагрузка на существующие объекты, обозначились дефициты на окраинах города.

Согласно генплану, существующая сеть школ и детских садов будет существенно расширена, в особенности в районах наиболее острой нехватки – на периферии Советского и Кировского районов. Емкость школ планируется увеличить до 360 тысяч мест, детских садов – до 171 тысячи.

Чтобы избежать дефицитов в будущем, нагрузка на социальные объекты рассчитывалась с запасом, на основе сценария максимального прироста числа жителей (1,52 млн человек). С этой же целью для каждой зоны жилой застройки заранее прописана потребность в детских садах, школах и других объектах социальной инфраструктуры.

Транспорт: опережающее развитие для растущего города
Наибольшее число изменений коснулось транспортного сектора: как и социальная, существующая транспортная инфраструктура испытывает повышенные нагрузки. Вместе с тем новый генплан сохраняет преемственность с Генпланом-2007: все дополнения разработаны с учетом сложившихся планировочных условий.

Одна из главных задач, которая стояла перед планировщиками, – добиться изменения структуры пассажирских перевозок в сторону большей доли общественного транспорта. Предполагается, что благодаря новым маршрутам наземного транспорта доля поездок на личном транспорте сократится с существующих 40% до 34%.

Однако неизбежный рост автомобилизации (в прогнозе – до 413 автомобилей на 1 тысячу человек) тоже был учтен: согласно генплану, существующая улично-дорожная сеть (УДС) увеличится на 355 км и к 2040 году составит 2152 км.

Существующие и потенциальные узкие места УДС определялись с помощью транспортной модели: потоки рассчитывались с учетом активного развития агломерации и потенциальных нагрузок со стороны западного (Иннополис) и юго-восточного (Лаишевский узел) секторов.

Соответственно, первая очередь дорожного строительства направлена на наиболее острые проблемы: разгрузка уличной сети центра и Горьковского шоссе, транспортное обслуживание микрорайонов Салават Купере, Салмачи, Лаишевский узел, опережающее развитие УДС в строящихся кварталах на юго-востоке и западе города.

В дальнейшем планируется развивать новые радиальные магистрали на западе, северо-востоке и юго-востоке. Вместе с радиальными трассами будут созданы полукольцевые связи – это позволит сократить перепробеги и повысит доступность периферийных районов. К 2040 году, вместе с замыканием Большого Казанского кольца (БКК), окончательно сформируется транспортный каркас центра города, разгрузятся радиальные вылетные магистрали. Важной составляющей проекта станут новые мосты через Казанку, благодаря которым северо-восточные части города наконец будут связаны
Как уже было сказано, большая роль отводится городскому наземному транспорту. В генплане основной акцент был сделан на развитие экологичного электротранспорта – трамваев, городской электрички и, в перспективе, метро.

Существенное развитие получит скоростной трамвай – в первой очереди запланировано закольцевать по БКК маршрут трамвая №5, еще одна линия пройдет до отдаленного микрорайона Салават Купере. Трамвайные маршруты проходят через общегородские и районные транспортно-пересадочные узлы, поэтому пассажиры смогут быстро пересесть с одного вида транспорта на другой. Основные ТПУ запланированы у ж/д вокзалов Казань-1 и Казань-2, станций метро «Проспект Победы» и «Кремлевская», Компрессорного завода, в районе автовокзалов Восточный и Южный и у ж/д станции 804-й км.

Эти узлы будут выполнять не только транспортные функции – на базе каждого из них планируется создать новые общественные центры и благоустроить территорию вокруг.
По сравнению с высокоскоростным трамваем развитие метрополитена требует значительных инвестиций и поэтому заложено на более дальнюю перспективу – после 2040 года. Однако уже в Генплане-2040 зарезервированы участки для будущих линий и станций. Первоочередное развитие получит линия от улицы Рихарда Зорге до улицы Академика Сахарова.

Еще один немаловажный проект – интеграция внутригородской железной дороги в общую систему общественного транспорта. Предполагается кольцевой маршрут: ж/д вокзал Казань-1 – Новое Аракчино – Восстания – Компрессорный – Ометьево – Вахитово – Казань-1. Городская электричка пройдет через основные ТПУ и перехватит часть пассажиропотока с зеленодольского и арского направлений.

В целом, с учетом всех заложенных мероприятий, передвижение по городу станет значительно более комфортным, быстрым и вариативным. Среднее время поездки по городу сократится на 3 минуты (до 30 минут), а дальность, наоборот, увеличится – с 7 до 9 км. Общая протяженность сети наземного городского пассажирского транспорта через 15 лет должна вырасти почти в 1,8 раза: с 420 до 778 км.

Экологический потенциал. Сохранение и бережное использование
Сохранение и развитие экологического потенциала в условиях быстро развивающегося города – сложная комплексная задача. Однако для устойчивого развития города экологическая составляющая – одна их ключевых.

В новом генплане учтен баланс сохранения ценных ресурсов (чистого атмосферного воздуха, водных объектов, зеленых насаждений) и раскрытия их рекреационного потенциала.

Комплексная оценка показала наиболее уязвимые зоны в городе – те, в которых нагрузка на окружающую среду максимальна. Это производственные территории и участки вокруг загруженных магистралей. Именно в этих зонах будут происходить изменения: благодаря новым транспортным связям и маршрутам общественного транспорта магистрали частично разгрузятся, часть промышленных территорий ждет модернизация.

В перспективе доля воздействующих, то есть создающих нагрузку на окружающую среду, комплексов снизится до 14% от всей территории города (сейчас – 19%).

Доля природных комплексов повысится за счет новых зеленых территорий – парков, скверов, бульваров. Масштабный природно-рекреационный комплекс будет создан на севере города – в долине реки Казанки.

Для учета всех природных территорий города в дополнение к стандартной утверждаемой части была создана карта природно-рекреационного комплекса Казани: на нее нанесены все природные и озелененные территории, начиная с районных скверов и заканчивая ООПТ. Такая фиксация позволит установить ограничения на использование этих территорий и сохранить уже существующий природный каркас.

Использование таких комплексов не должно истощать природный и рекреационный ресурс места, но в то же время чересчур строгие ограничения приведут к недоиспользованию живописных территорий (не каждый город может похвастаться двумя речными акваториями и лесом в городской черте!).

Выход – организация экологичной мобильности в парках и лесах, создание пешеходных, велосипедных, водных маршрутов. В качестве примера можно привести маршрут по реке Казанке

Инженерное обеспечение
Главные задачи инженерного блока – обеспечить всю застройку городского округа централизованными инженерными системами. Среди основных мероприятий:
  • создание нового подземного источника водоснабжения «Столбищенский» в Лаишевском муниципальном районе,
  • модернизация биологических очистных сооружений канализации,
  • строительство сооружений термомеханической обработки осадков и рекультивации иловых площадок,
  • переустройство воздушных линий электропередач в кабель.

Итоговый вариант генерального плана – результат активных дискуссий как в экспертной и управленческой среде, так и в диалоге с горожанами. В ходе двух экспертных сессий удалось сформулировать принципиальные стратегические направления для города с учетом внешних и внутренних факторов.

Обсуждения проекта генплана с горожанами проходили дважды и в разных форматах. Публичные слушания прошли в мае – июне 2018 года, а затем был использован и успешно реализован новый формат – общественные обсуждения онлайн (август 2019 года). В онлайн-обсуждении поучаствовали полторы тысячи человек, а итоговое заключение по замечаниям содержит 2008 пунктов на 6,6 тысячи страниц.

«Генеральный план очень важен для любого города, и мы в свою очередь старались разработать документ, максимально гибкий, но в то же время четко определяющий пространственное развитие и инфраструктурное обеспечение Казани» – отметила Ольга Беговатова, главный архитектор проекта, архитектурно-планировочная мастерская №4 Института Генплана Москвы.
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Социальные объекты. Проектные предложения. Объем нового строительства. Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проектные предложения детские сады. Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Предложения по развитию общественного электротранспорта. Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Территориальное развитие природно-рекреационного комплекса. Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Планировочное решение природно-рекреационного комплекса. Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Генплан Казани (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Орлов
  • Сергей Никешкин
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Анастасия Абашева
  • Егор Донцов
  • Вера Бутко
  • Олег Мединский
  • Евгений Подгорнов
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Григорий Мустафин
  • Анна Иванова
  • Татьяна Гук
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Романов
  • Александр Самарин
  • Раис Баишев
  • Евгений Зеленов
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Всеволод Медведев
  • Виталий Лутц
  • Николай Кикава
  • Андрей Михайлов
  • Дмитрий Климов
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Курков
  • Игорь Членов
  • Михаил Канунников
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Чобан
  • Сергей Труханов
  • Михаил Давыдов
  • Дмитрий Селивохин
  • Григориос Гавалидис
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Сухов
  • Степан Липгарт
  • Полина Воеводина
  • Никита Явейн
  • Левон Айрапетов
  • Валерия Преображенская
  • Владислав Андреев
  • Николай Миловидов
  • Александр Котенков
  • Энди Сноу
  • Илья Машков
  • Станислав Белых
  • Юлий Борисов
  • Андрей Асадов
  • Антон Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Орешкин
  • Роман Леонидов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Иван Кожин
  • Ростислав Цайзер
  • Алексей Полищук
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Василий Крапивин
  • Павел Андреев
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Буш
  • Илья Уткин

Проект из каталога (случайный выбор)

Жилой комплекс, ул. Нежинская
Александр Асадов, 2001
Жилой комплекс, ул. Нежинская

Постройки и проекты (новые записи):

  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
  • Деловой комплекс FRAME
  • ЖК Дом 56
  • Туристско-информационный центр «Калужский Край»
  • Благоустройство ЖК Symphony 34
  • ЖК на Малой Сухаревской
  • ТЦ в Люберцах
  • ЖК City Bay. Квартал North
  • ЖК KING & SONS

Новости российской архитектуры:

Технологии:

18.04.2024

Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон

В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Элит Фасад/Elit Fasad 
18.04.2024

Обаяние романтизма

Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Dulux
09.04.2024

Навстречу ветрам

Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024

Вся правда о клинкерном кирпиче

​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи