Вид из парка Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

Концепция пространственного развития города Южно-Сахалинск

информация:

Александр Скокан

Александр Скокан /

Alexander Skokan / Россия
Андрей Гнездилов

Андрей Гнездилов /

Andrey Gnezdilov / Россия
АБ Остоженка

АБ Остоженка /

Ostozhenka Bureau / Россия
авторский коллектив
Директор: А. А. Скокан
Руководители: А. Л. Гнездилов М. В. Перов
Архитекторы: А. В. Елбаев М. С. Кубанцева П. Н. Лызлова О. И. Максимова С. Л. Москалик Г. М. Мустафин М. Е. Скороход Д. Н. Ступина А. М. Таирова Т. А. Хворостяный
Инженеры: С. Э. Канеп Л. Я. Гришков Н. Ю. Кармадонова

 


Вид с Коммунистического проспекта Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

Архи.ру об этом объекте:

04.12.2019

Юлия Тарабарина. Яркое предложение

Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.

Предыстория: концепция пространственного развития города Говоря об этом проекте, победившем в конкурсе весной текущего года, невозможно обойтись без предыстории. Прежде всего: город Южно-Сахалинск, самый большой на острове Сахалине, столица одноимен...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Вид на парк с юго-востока Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

описание:

Период первой трети ХХ века, между мировыми войнами, ознаменовался бурным ростом городов, что обострило полемику о преимуществах и недостатках линейной и компактной систем расселения. Более древняя линейная система, характерная для городов, образовавшихся из сёл, вновь стала актуальной с развитием скоростного транспорта.

Предполагалось, что узкие параллельные полосы жилого и промышленного назначения, вытянутые вдоль автомобильной и железной дорог, послужат для децентрализации населения и его приближения к природе. Однако скоро обнаружились недостатки линейной системы. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. Как результат – плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), слабые социальные связи, низкое качество городской среды. Стало очевидным, что линейное расселение могло оправдать себя лишь в небольших промышленных городах и поселках, тогда как крупные города тяготели к иным градостроительным образованиям.

Альтернатива линейному городу – компактный город. Для него характерна высокая плотность, интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды. Экономическими преимуществами компактного города являются повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономия расходов на строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. Социальные преимущества – доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.

Южно-Сахалинск (изначально Тоёхара) возник на месте поселения Владимировка как компактный город, имеющий план в форме квадрата. Место для его основания было выбрано наилучшее на всём острове. Особенности климата и рельефа только здесь создавали условия как для роста города, так и развития сельского хозяйства вокруг него. Регулярная планировка с очень плотной улично-дорожной сетью образовывала городские блоки – кварталы, благодаря чему вся территория города либо была в частной собственности, либо являлась полноценной территорией общего пользования, благоустроенная и свободная для доступа, и находилась в ведомстве городских властей.

Впоследствии, в ходе активной перепланировки и перестройки города, группы кварталов объединились в микрорайоны, укрупнилась сетка улиц, понизилась плотность УДС и полностью исчезли пространственное и правовое понятия «придомовая территория», «двор», «территория общего пользования». В дальнейшем это привело к деградации городской среды и множеству управленческих и эксплуатационных проблем. Одновременно площадь города стала увеличиваться за счёт формирования производственных зон и присоединения ближайших сёл, расположенных вдоль дороги, проложенной с юга на север. Некогда компактный город всё больше стал приобретать черты линейного. Генплан 2013 года предложил концепцию развития города, не решающую его проблемы, а усугубляющую накопившиеся противоречия. Масштаб роста города был преувеличен, при этом плохо связанные между собой части города стали распадаться.

Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный, формирующийся вокруг активного городского центра. Пространственный ресурс для роста предлагается искать не на соседних территориях, а наоборот, внутри города. Основные мероприятия для преодоления тенденции продольного «расползания» города – формирование активного городского центра, уплотнение улично-дорожной сети и застройки, развитие и укрепление поперечных связей. Необходимо также провести оптимизацию функционального использования многочисленных территорий, занятых режимными объектами и создание мощного природно-экологического каркаса на базе существующей системы городских рек и поддержанного элементами Территорий опережающего развития.

В частности, предлагается вывод объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, расположенных в районе железнодорожного вокзала и разделяющих город на западную и восточную части, и формирование на этом месте центрального городского парка, окружённого общественно-деловой застройкой. Всё это, в совокупности с увеличением количества уличных поперечных связей, даёт толчок к развитию западной части города и полному использованию его пространственного потенциала. Развитие точек подключения горно-туристического курорта (ТОР) к объектам городской инфраструктуры, а также необходимость проведения инженерных мероприятий по урегулированию пойм городских рек создают предпосылки для формирования линейных парковых зон – экологических коридоров, соединяющих основные ландшафтные рекреационные зоны – горы и долину реки Сусуи.

Генплан – 2013 года:

  • Тиражирует пороки экстенсивного развития
  • Невнимателен к уникальному природному ландшафту
  • Равнодушен к внутреннему пространственному потенциалу
  • Преувеличивает масштаб пространственного развития
  • Экономически неадекватен

Следуя принципам экономичного и компактного пространственного
развития, необходимо создать:
  • Новый общественно-деловой центр
  • Комфортную жилую застройку и качественную городскую среду
  • Центр спортивного и бальнеологического туризма («Горный воздух»,
  • «Синегорье»)
  • Центр культурно-исторического туризма (железная дорога на Холмск)
  • Центр гастрономического туризма

Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный. Для этого необходимо преодоление тенденции вытягивания города вдоль его продольной оси и рациональное использование пространственного ресурса внутри него.
Основные мероприятия для реализации этой концепции:
  • Реструктуризация территорий промзон и вывод их из центра на периферию;
  • Увеличение количества поперечных связей;
  • Развитие жилой и общественно-деловой функции в западной части города;
  • Формирование активного городского центра;
  • Уплотнение улично-дорожной сети и застройки;
  • Развитие и укрепление природно-экологического каркаса.

Вид на центр города с северо-запада Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности острова Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Внешние и внутренние транспортные связи Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природные факторы определяющие форму города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Историческое развитие города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Сохранившиеся улицы и проезды периода г. Тоёхары Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность функций Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Уровень доступности территории на общественном транспорте Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность улично-дорожной сети Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Загруженность дорог в утренний час пик Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
функциональное зонирование: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Состав производственных зон Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана в части транспортной инфраструктуры Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природно-экологический каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Речной каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Ландшафтно-визуальные особенности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Функциональное зонирование: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Предложение по развитию центра города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Туристический потенциал города Сахалинска Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Железная дорога Холмск-Южно-Сахалинск Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

Александр Скокан,

другие постройки:
  • ЖК «Новокрасково»,
  • ЖК Парад планет в Королеве, Королёв
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде, Москва
  • Кировск-2042. Всесезонный спортивно-туристический центр Северной Европы, Кировск
  • Гостиничный комплекс Radisson Blu, Москва
  • ЖК и офис Кленовый дом, Москва
  • Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки, Москва
  • Микрорайон центральный, г. Солнечногорск,
  • Многофункциональный жилой комплекс в Уфе, Уфа

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Наталья Сидорова
  • Вероника Дубовик
  • Сергей Скуратов
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Порошкина
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Самарин
  • Сергей Чобан
  • Степан Липгарт
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Андрей Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Евгений Подгорнов
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Зураб Басария
  • Кристина Павлова
  • Александр Асадов
  • Ростислав Цайзер
  • Наталия Шилова
  • Никита Токарев
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Порошкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Скокан
  • Екатерина Кузнецова
  • Дмитрий Реутт
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Ликин
  • Игорь Шварцман
  • Анастасия Абашева
  • Карен Сапричян
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Иван Кожин
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Станислав Белых
  • Антон Надточий
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Василий Крапивин
  • Левон Айрапетов
  • Юлий Борисов
  • Катерина Грень
  • Сергей Труханов
  • Роман Леонидов
  • Сергей Орешкин
  • Павел Андреев

Проект из каталога (случайный выбор)

Развитие территории Курского вокзала
Александр Асадов, Андрей Асадов, 2008
Развитие территории Курского вокзала

Постройки и проекты (новые записи):

  • Бизнес-центр у Московских ворот
  • ЖК «Светлый мир «Я-Романтик»» (8, 9, 10 этап строительства)
  • Офис для JetBrains
  • Реконструкция общежития ЛЭТИ
  • Творческая мастерская в историческом здании
  • Дворец пионеров на Воробьевых горах. Концепция развития территории
  • Летний кинотеатр в парке искусств «Музеон»
  • Дом Ратниковых
  • ЖК «Александровский Сад»

Новости российской архитектуры:

Технологии:

16.01.2020

Concept Store: создай шоурум Italon и стань частью международной команды

Компания приглашает молодых архитекторов участвовать в конкурсе на концепцию интерьера. Награда за первое место – 200 000 рублей, а также – собеседование о приеме на работу.
АО «Керамогранитный Завод»
13.01.2020

Зимняя школа GRAPHISOFT 2020. BIM: продвинутый уровень – Последние места!

Компания GRAPHISOFT, ведущий разработчик BIM-решений для архитекторов, и Московская архитектурная школа (МАРШ) объявляют о начале регистрации на интенсивный курс «Зимняя школа GRAPHISOFT 2020. BIM: продвинутый уровень».
GRAPHISOFT
26.12.2019

Вертикальный город с голландским характером

ЖК Vander Park из восьми жилых корпусов – «мини-город» на одном из Крылатских холмов. Архитектуру разработало амстердамское de Architekten Cie, благоустройство – роттердамское West 8.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
25.12.2019

Выйти в цвет

Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Dulux
20.12.2019

Проектируя устойчивое будущее

Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
ISOVER (Изовер)
18.12.2019

Пользуетесь ARCHICAD? Пройдите опрос!

Компания GRAPHISOFT проводит глобальный опрос пользователей ARCHICAD.
GRAPHISOFT
другие статьи