Вид из парка Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Концепция пространственного развития города Южно-Сахалинск
информация:
-
статус
в процессе реализации -
даты
2016 -
место
Южно-Сахалинск Дальний Восток -
координаты
46.957688, 142.728334 -
функция
Градостроительство / Планировка города

Александр Скокан
Alexander Skokan / Россия
Андрей Гнездилов
Andrey Gnezdilov / РоссияАБ «Остоженка»
Ostozhenka Bureau / Россияавторский коллектив
Директор: А. А. Скокан
Руководители: А. Л. Гнездилов М. В. Перов
Архитекторы: А. В. Елбаев М. С. Кубанцева П. Н. Лызлова О. И. Максимова С. Л. Москалик Г. М. Мустафин М. Е. Скороход Д. Н. Ступина А. М. Таирова Т. А. Хворостяный
Инженеры: С. Э. Канеп Л. Я. Гришков Н. Ю. Кармадонова
Руководители: А. Л. Гнездилов М. В. Перов
Архитекторы: А. В. Елбаев М. С. Кубанцева П. Н. Лызлова О. И. Максимова С. Л. Москалик Г. М. Мустафин М. Е. Скороход Д. Н. Ступина А. М. Таирова Т. А. Хворостяный
Инженеры: С. Э. Канеп Л. Я. Гришков Н. Ю. Кармадонова
награды:
- Проект-победитель конкурса
Вид с Коммунистического проспекта Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Архи.ру об этом объекте:
04.12.2019
Юлия Тарабарина. Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Предыстория: концепция пространственного развития города Говоря об этом проекте, победившем в конкурсе весной текущего года, невозможно обойтись без предыстории. Прежде всего: город Южно-Сахалинск, самый большой на острове Сахалине, столица одноимен... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
Вид на парк с юго-востока Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
описание:
Период первой трети ХХ века, между мировыми войнами, ознаменовался бурным ростом городов, что обострило полемику о преимуществах и недостатках линейной и компактной систем расселения. Более древняя линейная система, характерная для городов, образовавшихся из сёл, вновь стала актуальной с развитием скоростного транспорта.
Предполагалось, что узкие параллельные полосы жилого и промышленного назначения, вытянутые вдоль автомобильной и железной дорог, послужат для децентрализации населения и его приближения к природе. Однако скоро обнаружились недостатки линейной системы. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. Как результат – плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), слабые социальные связи, низкое качество городской среды. Стало очевидным, что линейное расселение могло оправдать себя лишь в небольших промышленных городах и поселках, тогда как крупные города тяготели к иным градостроительным образованиям.
Альтернатива линейному городу – компактный город. Для него характерна высокая плотность, интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды. Экономическими преимуществами компактного города являются повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономия расходов на строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. Социальные преимущества – доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.
Южно-Сахалинск (изначально Тоёхара) возник на месте поселения Владимировка как компактный город, имеющий план в форме квадрата. Место для его основания было выбрано наилучшее на всём острове. Особенности климата и рельефа только здесь создавали условия как для роста города, так и развития сельского хозяйства вокруг него. Регулярная планировка с очень плотной улично-дорожной сетью образовывала городские блоки – кварталы, благодаря чему вся территория города либо была в частной собственности, либо являлась полноценной территорией общего пользования, благоустроенная и свободная для доступа, и находилась в ведомстве городских властей.
Впоследствии, в ходе активной перепланировки и перестройки города, группы кварталов объединились в микрорайоны, укрупнилась сетка улиц, понизилась плотность УДС и полностью исчезли пространственное и правовое понятия «придомовая территория», «двор», «территория общего пользования». В дальнейшем это привело к деградации городской среды и множеству управленческих и эксплуатационных проблем. Одновременно площадь города стала увеличиваться за счёт формирования производственных зон и присоединения ближайших сёл, расположенных вдоль дороги, проложенной с юга на север. Некогда компактный город всё больше стал приобретать черты линейного. Генплан 2013 года предложил концепцию развития города, не решающую его проблемы, а усугубляющую накопившиеся противоречия. Масштаб роста города был преувеличен, при этом плохо связанные между собой части города стали распадаться.
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный, формирующийся вокруг активного городского центра. Пространственный ресурс для роста предлагается искать не на соседних территориях, а наоборот, внутри города. Основные мероприятия для преодоления тенденции продольного «расползания» города – формирование активного городского центра, уплотнение улично-дорожной сети и застройки, развитие и укрепление поперечных связей. Необходимо также провести оптимизацию функционального использования многочисленных территорий, занятых режимными объектами и создание мощного природно-экологического каркаса на базе существующей системы городских рек и поддержанного элементами Территорий опережающего развития.
В частности, предлагается вывод объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, расположенных в районе железнодорожного вокзала и разделяющих город на западную и восточную части, и формирование на этом месте центрального городского парка, окружённого общественно-деловой застройкой. Всё это, в совокупности с увеличением количества уличных поперечных связей, даёт толчок к развитию западной части города и полному использованию его пространственного потенциала. Развитие точек подключения горно-туристического курорта (ТОР) к объектам городской инфраструктуры, а также необходимость проведения инженерных мероприятий по урегулированию пойм городских рек создают предпосылки для формирования линейных парковых зон – экологических коридоров, соединяющих основные ландшафтные рекреационные зоны – горы и долину реки Сусуи.
Генплан – 2013 года:
Следуя принципам экономичного и компактного пространственного
развития, необходимо создать:
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный. Для этого необходимо преодоление тенденции вытягивания города вдоль его продольной оси и рациональное использование пространственного ресурса внутри него.
Основные мероприятия для реализации этой концепции:
Предполагалось, что узкие параллельные полосы жилого и промышленного назначения, вытянутые вдоль автомобильной и железной дорог, послужат для децентрализации населения и его приближения к природе. Однако скоро обнаружились недостатки линейной системы. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. Как результат – плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), слабые социальные связи, низкое качество городской среды. Стало очевидным, что линейное расселение могло оправдать себя лишь в небольших промышленных городах и поселках, тогда как крупные города тяготели к иным градостроительным образованиям.
Альтернатива линейному городу – компактный город. Для него характерна высокая плотность, интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды. Экономическими преимуществами компактного города являются повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономия расходов на строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. Социальные преимущества – доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.
Южно-Сахалинск (изначально Тоёхара) возник на месте поселения Владимировка как компактный город, имеющий план в форме квадрата. Место для его основания было выбрано наилучшее на всём острове. Особенности климата и рельефа только здесь создавали условия как для роста города, так и развития сельского хозяйства вокруг него. Регулярная планировка с очень плотной улично-дорожной сетью образовывала городские блоки – кварталы, благодаря чему вся территория города либо была в частной собственности, либо являлась полноценной территорией общего пользования, благоустроенная и свободная для доступа, и находилась в ведомстве городских властей.
Впоследствии, в ходе активной перепланировки и перестройки города, группы кварталов объединились в микрорайоны, укрупнилась сетка улиц, понизилась плотность УДС и полностью исчезли пространственное и правовое понятия «придомовая территория», «двор», «территория общего пользования». В дальнейшем это привело к деградации городской среды и множеству управленческих и эксплуатационных проблем. Одновременно площадь города стала увеличиваться за счёт формирования производственных зон и присоединения ближайших сёл, расположенных вдоль дороги, проложенной с юга на север. Некогда компактный город всё больше стал приобретать черты линейного. Генплан 2013 года предложил концепцию развития города, не решающую его проблемы, а усугубляющую накопившиеся противоречия. Масштаб роста города был преувеличен, при этом плохо связанные между собой части города стали распадаться.
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный, формирующийся вокруг активного городского центра. Пространственный ресурс для роста предлагается искать не на соседних территориях, а наоборот, внутри города. Основные мероприятия для преодоления тенденции продольного «расползания» города – формирование активного городского центра, уплотнение улично-дорожной сети и застройки, развитие и укрепление поперечных связей. Необходимо также провести оптимизацию функционального использования многочисленных территорий, занятых режимными объектами и создание мощного природно-экологического каркаса на базе существующей системы городских рек и поддержанного элементами Территорий опережающего развития.
В частности, предлагается вывод объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, расположенных в районе железнодорожного вокзала и разделяющих город на западную и восточную части, и формирование на этом месте центрального городского парка, окружённого общественно-деловой застройкой. Всё это, в совокупности с увеличением количества уличных поперечных связей, даёт толчок к развитию западной части города и полному использованию его пространственного потенциала. Развитие точек подключения горно-туристического курорта (ТОР) к объектам городской инфраструктуры, а также необходимость проведения инженерных мероприятий по урегулированию пойм городских рек создают предпосылки для формирования линейных парковых зон – экологических коридоров, соединяющих основные ландшафтные рекреационные зоны – горы и долину реки Сусуи.
Генплан – 2013 года:
- Тиражирует пороки экстенсивного развития
- Невнимателен к уникальному природному ландшафту
- Равнодушен к внутреннему пространственному потенциалу
- Преувеличивает масштаб пространственного развития
- Экономически неадекватен
Следуя принципам экономичного и компактного пространственного
развития, необходимо создать:
- Новый общественно-деловой центр
- Комфортную жилую застройку и качественную городскую среду
- Центр спортивного и бальнеологического туризма («Горный воздух»,
- «Синегорье»)
- Центр культурно-исторического туризма (железная дорога на Холмск)
- Центр гастрономического туризма
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный. Для этого необходимо преодоление тенденции вытягивания города вдоль его продольной оси и рациональное использование пространственного ресурса внутри него.
Основные мероприятия для реализации этой концепции:
- Реструктуризация территорий промзон и вывод их из центра на периферию;
- Увеличение количества поперечных связей;
- Развитие жилой и общественно-деловой функции в западной части города;
- Формирование активного городского центра;
- Уплотнение улично-дорожной сети и застройки;
- Развитие и укрепление природно-экологического каркаса.
Вид на центр города с северо-запада Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности острова Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Внешние и внутренние транспортные связи Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природные факторы определяющие форму города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Историческое развитие города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Сохранившиеся улицы и проезды периода г. Тоёхары Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность функций Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Уровень доступности территории на общественном транспорте Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность улично-дорожной сети Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Загруженность дорог в утренний час пик Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
функциональное зонирование: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Состав производственных зон Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана в части транспортной инфраструктуры Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природно-экологический каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Речной каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Ландшафтно-визуальные особенности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Функциональное зонирование: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Предложение по развитию центра города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Туристический потенциал города Сахалинска Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Железная дорога Холмск-Южно-Сахалинск Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.04.2025
Славянский мотив
18.04.2025
Сечение по Краснодару
Максим Рымарь, Александр Скокан, Ксения Бердникова, Владимир Плоткин, Андрей Гнездилов, Сергей Скуратов, Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Григорий Соломин, Максим Чеколаев, Раис Баишев, София Каверина, Максимилиан Мосешвили, Мария Дехтяр18.04.2025
Приморская волна
Сергей Орешкин17.04.2025