RSS
Вид из парка Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

Концепция пространственного развития города Южно-Сахалинск

информация:

Александр Скокан

Александр Скокан

Alexander Skokan / Россия
Андрей Гнездилов

Андрей Гнездилов

Andrey Gnezdilov / Россия

АБ «Остоженка»

Ostozhenka Bureau / Россия

авторский коллектив

Директор: А. А. Скокан
Руководители: А. Л. Гнездилов М. В. Перов
Архитекторы: А. В. Елбаев М. С. Кубанцева П. Н. Лызлова О. И. Максимова С. Л. Москалик Г. М. Мустафин М. Е. Скороход Д. Н. Ступина А. М. Таирова Т. А. Хворостяный
Инженеры: С. Э. Канеп Л. Я. Гришков Н. Ю. Кармадонова

 

награды:

    Проект-победитель конкурса
Вид с Коммунистического проспекта Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

Архи.ру об этом объекте:

04.12.2019

Юлия Тарабарина. Яркое предложение

Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.

Предыстория: концепция пространственного развития города Говоря об этом проекте, победившем в конкурсе весной текущего года, невозможно обойтись без предыстории. Прежде всего: город Южно-Сахалинск, самый большой на острове Сахалине, столица одноимен...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Вид на парк с юго-востока Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

описание:

Период первой трети ХХ века, между мировыми войнами, ознаменовался бурным ростом городов, что обострило полемику о преимуществах и недостатках линейной и компактной систем расселения. Более древняя линейная система, характерная для городов, образовавшихся из сёл, вновь стала актуальной с развитием скоростного транспорта.

Предполагалось, что узкие параллельные полосы жилого и промышленного назначения, вытянутые вдоль автомобильной и железной дорог, послужат для децентрализации населения и его приближения к природе. Однако скоро обнаружились недостатки линейной системы. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. Как результат – плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), слабые социальные связи, низкое качество городской среды. Стало очевидным, что линейное расселение могло оправдать себя лишь в небольших промышленных городах и поселках, тогда как крупные города тяготели к иным градостроительным образованиям.

Альтернатива линейному городу – компактный город. Для него характерна высокая плотность, интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды. Экономическими преимуществами компактного города являются повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономия расходов на строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. Социальные преимущества – доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.

Южно-Сахалинск (изначально Тоёхара) возник на месте поселения Владимировка как компактный город, имеющий план в форме квадрата. Место для его основания было выбрано наилучшее на всём острове. Особенности климата и рельефа только здесь создавали условия как для роста города, так и развития сельского хозяйства вокруг него. Регулярная планировка с очень плотной улично-дорожной сетью образовывала городские блоки – кварталы, благодаря чему вся территория города либо была в частной собственности, либо являлась полноценной территорией общего пользования, благоустроенная и свободная для доступа, и находилась в ведомстве городских властей.

Впоследствии, в ходе активной перепланировки и перестройки города, группы кварталов объединились в микрорайоны, укрупнилась сетка улиц, понизилась плотность УДС и полностью исчезли пространственное и правовое понятия «придомовая территория», «двор», «территория общего пользования». В дальнейшем это привело к деградации городской среды и множеству управленческих и эксплуатационных проблем. Одновременно площадь города стала увеличиваться за счёт формирования производственных зон и присоединения ближайших сёл, расположенных вдоль дороги, проложенной с юга на север. Некогда компактный город всё больше стал приобретать черты линейного. Генплан 2013 года предложил концепцию развития города, не решающую его проблемы, а усугубляющую накопившиеся противоречия. Масштаб роста города был преувеличен, при этом плохо связанные между собой части города стали распадаться.

Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный, формирующийся вокруг активного городского центра. Пространственный ресурс для роста предлагается искать не на соседних территориях, а наоборот, внутри города. Основные мероприятия для преодоления тенденции продольного «расползания» города – формирование активного городского центра, уплотнение улично-дорожной сети и застройки, развитие и укрепление поперечных связей. Необходимо также провести оптимизацию функционального использования многочисленных территорий, занятых режимными объектами и создание мощного природно-экологического каркаса на базе существующей системы городских рек и поддержанного элементами Территорий опережающего развития.

В частности, предлагается вывод объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, расположенных в районе железнодорожного вокзала и разделяющих город на западную и восточную части, и формирование на этом месте центрального городского парка, окружённого общественно-деловой застройкой. Всё это, в совокупности с увеличением количества уличных поперечных связей, даёт толчок к развитию западной части города и полному использованию его пространственного потенциала. Развитие точек подключения горно-туристического курорта (ТОР) к объектам городской инфраструктуры, а также необходимость проведения инженерных мероприятий по урегулированию пойм городских рек создают предпосылки для формирования линейных парковых зон – экологических коридоров, соединяющих основные ландшафтные рекреационные зоны – горы и долину реки Сусуи.

Генплан – 2013 года:
  • Тиражирует пороки экстенсивного развития
  • Невнимателен к уникальному природному ландшафту
  • Равнодушен к внутреннему пространственному потенциалу
  • Преувеличивает масштаб пространственного развития
  • Экономически неадекватен

Следуя принципам экономичного и компактного пространственного
развития, необходимо создать:
  • Новый общественно-деловой центр
  • Комфортную жилую застройку и качественную городскую среду
  • Центр спортивного и бальнеологического туризма («Горный воздух»,
  • «Синегорье»)
  • Центр культурно-исторического туризма (железная дорога на Холмск)
  • Центр гастрономического туризма

Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный. Для этого необходимо преодоление тенденции вытягивания города вдоль его продольной оси и рациональное использование пространственного ресурса внутри него.
Основные мероприятия для реализации этой концепции:
  • Реструктуризация территорий промзон и вывод их из центра на периферию;
  • Увеличение количества поперечных связей;
  • Развитие жилой и общественно-деловой функции в западной части города;
  • Формирование активного городского центра;
  • Уплотнение улично-дорожной сети и застройки;
  • Развитие и укрепление природно-экологического каркаса.
Вид на центр города с северо-запада Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности острова Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Внешние и внутренние транспортные связи Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природные факторы определяющие форму города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Историческое развитие города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Сохранившиеся улицы и проезды периода г. Тоёхары Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность функций Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Уровень доступности территории на общественном транспорте Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность улично-дорожной сети Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Загруженность дорог в утренний час пик Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
функциональное зонирование: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Состав производственных зон Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана в части транспортной инфраструктуры Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природно-экологический каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Речной каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Ландшафтно-визуальные особенности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Функциональное зонирование: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Предложение по развитию центра города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Туристический потенциал города Сахалинска Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Железная дорога Холмск-Южно-Сахалинск Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка

Александр Скокан,

другие постройки:
  • ЖК «Veren Village», Санкт-Петербург
  • Конкурсная концепция жилого фонда посёлка Соловецкий, Соловецкий
  • Причальный, Москва
  • Реорганизация промзоны в Хорошево-Мневниках, Москва
  • Жилой комплекс “I Love” (3-й корпус), Москва
  • ЖК «Новокрасково»,
  • ЖК Парад планет в Королеве, Королёв
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде, Москва
  • Кировск-2042. Всесезонный спортивно-туристический центр Северной Европы, Кировск

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Антон Надточий
  • Алексей Орлов
  • Полина Воеводина
  • Григориос Гавалидис
  • Сергей Никешкин
  • Василий Крапивин
  • Даниил Лоренц
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Плоткин
  • Григорий Мустафин
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Алексей Гинзбург
  • Игорь Шварцман
  • Вера Бутко
  • Анна Бухвалова
  • Константин Ходнев
  • Юлий Борисов
  • Валерия Преображенская
  • Антон Лукомский
  • Георгий Тюгаев
  • Дмитрий Буш
  • Никита Токарев
  • Карина Улога
  • Владимир Ковалёв
  • Всеволод Медведев
  • Раис Баишев
  • Наталия Шилова
  • Степан Липгарт
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Курков
  • Сергей Чобан
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Кузнецова
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Михайлов
  • Александра Кузьмина
  • Михаил Шварцман
  • Татьяна Гук
  • Анна Иванова
  • Евгений Подгорнов
  • Евгений Волков
  • Дмитрий Селивохин
  • Роман Леонидов
  • Андрей Романов
  • Евгений Зеленов
  • Виталий Лутц
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Сухов
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Гнездилов
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Ростислав Цайзер
  • Александр Котенков
  • Энди Сноу
  • Игорь Членов
  • Александр Самарин
  • Олег Мединский
  • Михаил Канунников
  • Станислав Белых
  • Анастасия Абашева
  • Никита Явейн
  • Антон Ладыгин
  • Валерий Лукомский
  • Наталья Сидорова
  • Юлия Тряскина
  • Александр Скокан
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Дмитрий Реутт

Проект из каталога (случайный выбор)

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Полина Воеводина, Сергей Труханов, – 2014
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция курорта Новая Анапа
  • Благоустройство ЖК Первый Московский
  • «Волны Агидели: создание городского центра», г. Агидель, Республика Башкортостан
  • MATSU izakaya & ROKU bar
  • Частный дом «МОД-Барнхаус»
  • Вилла Петергоф
  • Второй павильон канатной дороги на Воробьевых горах
  • Бизнес-центр на Ходынском поле
  • Здание Schwalbe Hybrid

Новости российской архитектуры:

Чайка серебристая
01.12.2023

Чайка серебристая

Алексей Пушкарев, Максим Тимофеев
Точка нового отсчета
30.11.2023

Точка нового отсчета

Антон Надточий, Вера Бутко
Достижение равновесия
29.11.2023

Достижение равновесия

Валентин Коган
Лепка ракурсом
29.11.2023

Лепка ракурсом

Степан Липгарт

Технологии:

29.11.2023

Устойчивое завтра

Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Holcim, LafargeHolcim Foundation
27.11.2023

Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23

Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
ООО «ЕТС-Строительные системы»
24.11.2023

Блестящая жизнь в деталях

В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
HÖGER
23.11.2023

Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность и экономия

Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
ОртОст-Фасад
16.11.2023

Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП украсило станцию метро «Яхромская»

На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Группа компаний АСП
15.11.2023

Зимний сценарий

Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Хоббика
другие статьи