Вид из парка Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Концепция пространственного развития города Южно-Сахалинск
информация:
-
статус
в процессе реализации -
даты
2016 -
место
Южно-Сахалинск
Дальний Восток -
координаты
46.957688, 142.728334 -
функция
Градостроительство / Планировка города

Александр Скокан
Alexander Skokan / Россия
Андрей Гнездилов
Andrey Gnezdilov / РоссияАБ «Остоженка»
Ostozhenka Bureau / Россияавторский коллектив
Директор: А. А. Скокан
Руководители: А. Л. Гнездилов М. В. Перов
Архитекторы: А. В. Елбаев М. С. Кубанцева П. Н. Лызлова О. И. Максимова С. Л. Москалик Г. М. Мустафин М. Е. Скороход Д. Н. Ступина А. М. Таирова Т. А. Хворостяный
Инженеры: С. Э. Канеп Л. Я. Гришков Н. Ю. Кармадонова
Руководители: А. Л. Гнездилов М. В. Перов
Архитекторы: А. В. Елбаев М. С. Кубанцева П. Н. Лызлова О. И. Максимова С. Л. Москалик Г. М. Мустафин М. Е. Скороход Д. Н. Ступина А. М. Таирова Т. А. Хворостяный
Инженеры: С. Э. Канеп Л. Я. Гришков Н. Ю. Кармадонова
награды:
- Проект-победитель конкурса
Вид с Коммунистического проспекта Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Архи.ру об этом объекте:
04.12.2019
Юлия Тарабарина. Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Предыстория: концепция пространственного развития города Говоря об этом проекте, победившем в конкурсе весной текущего года, невозможно обойтись без предыстории. Прежде всего: город Южно-Сахалинск, самый большой на острове Сахалине, столица одноимен... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
Вид на парк с юго-востока Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
описание:
Период первой трети ХХ века, между мировыми войнами, ознаменовался бурным ростом городов, что обострило полемику о преимуществах и недостатках линейной и компактной систем расселения. Более древняя линейная система, характерная для городов, образовавшихся из сёл, вновь стала актуальной с развитием скоростного транспорта.
Предполагалось, что узкие параллельные полосы жилого и промышленного назначения, вытянутые вдоль автомобильной и железной дорог, послужат для децентрализации населения и его приближения к природе. Однако скоро обнаружились недостатки линейной системы. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. Как результат – плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), слабые социальные связи, низкое качество городской среды. Стало очевидным, что линейное расселение могло оправдать себя лишь в небольших промышленных городах и поселках, тогда как крупные города тяготели к иным градостроительным образованиям.
Альтернатива линейному городу – компактный город. Для него характерна высокая плотность, интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды. Экономическими преимуществами компактного города являются повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономия расходов на строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. Социальные преимущества – доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.
Южно-Сахалинск (изначально Тоёхара) возник на месте поселения Владимировка как компактный город, имеющий план в форме квадрата. Место для его основания было выбрано наилучшее на всём острове. Особенности климата и рельефа только здесь создавали условия как для роста города, так и развития сельского хозяйства вокруг него. Регулярная планировка с очень плотной улично-дорожной сетью образовывала городские блоки – кварталы, благодаря чему вся территория города либо была в частной собственности, либо являлась полноценной территорией общего пользования, благоустроенная и свободная для доступа, и находилась в ведомстве городских властей.
Впоследствии, в ходе активной перепланировки и перестройки города, группы кварталов объединились в микрорайоны, укрупнилась сетка улиц, понизилась плотность УДС и полностью исчезли пространственное и правовое понятия «придомовая территория», «двор», «территория общего пользования». В дальнейшем это привело к деградации городской среды и множеству управленческих и эксплуатационных проблем. Одновременно площадь города стала увеличиваться за счёт формирования производственных зон и присоединения ближайших сёл, расположенных вдоль дороги, проложенной с юга на север. Некогда компактный город всё больше стал приобретать черты линейного. Генплан 2013 года предложил концепцию развития города, не решающую его проблемы, а усугубляющую накопившиеся противоречия. Масштаб роста города был преувеличен, при этом плохо связанные между собой части города стали распадаться.
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный, формирующийся вокруг активного городского центра. Пространственный ресурс для роста предлагается искать не на соседних территориях, а наоборот, внутри города. Основные мероприятия для преодоления тенденции продольного «расползания» города – формирование активного городского центра, уплотнение улично-дорожной сети и застройки, развитие и укрепление поперечных связей. Необходимо также провести оптимизацию функционального использования многочисленных территорий, занятых режимными объектами и создание мощного природно-экологического каркаса на базе существующей системы городских рек и поддержанного элементами Территорий опережающего развития.
В частности, предлагается вывод объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, расположенных в районе железнодорожного вокзала и разделяющих город на западную и восточную части, и формирование на этом месте центрального городского парка, окружённого общественно-деловой застройкой. Всё это, в совокупности с увеличением количества уличных поперечных связей, даёт толчок к развитию западной части города и полному использованию его пространственного потенциала. Развитие точек подключения горно-туристического курорта (ТОР) к объектам городской инфраструктуры, а также необходимость проведения инженерных мероприятий по урегулированию пойм городских рек создают предпосылки для формирования линейных парковых зон – экологических коридоров, соединяющих основные ландшафтные рекреационные зоны – горы и долину реки Сусуи.
Генплан – 2013 года:
Следуя принципам экономичного и компактного пространственного
развития, необходимо создать:
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный. Для этого необходимо преодоление тенденции вытягивания города вдоль его продольной оси и рациональное использование пространственного ресурса внутри него.
Основные мероприятия для реализации этой концепции:
Предполагалось, что узкие параллельные полосы жилого и промышленного назначения, вытянутые вдоль автомобильной и железной дорог, послужат для децентрализации населения и его приближения к природе. Однако скоро обнаружились недостатки линейной системы. Крупнейший из них заключался в чрезмерной длине продольных коммуникаций, в результате чего возрастали расходы на инженерно-техническое и транспортное оборудование города. Возникали неудобства и вследствие растягивания всей системы общественного и культурно-бытового обслуживания населения. Как результат – плохой доступ к возможностям (рабочим местам, сервисам), слабые социальные связи, низкое качество городской среды. Стало очевидным, что линейное расселение могло оправдать себя лишь в небольших промышленных городах и поселках, тогда как крупные города тяготели к иным градостроительным образованиям.
Альтернатива линейному городу – компактный город. Для него характерна высокая плотность, интенсификация пространства, развитие застроенных территорий, регенерация и сшивание разрывов в городской ткани. При этом должна сохраняться доступность, связность, проницаемость, проходимость городской среды. Экономическими преимуществами компактного города являются повышение эффективности вложений в городскую инфраструктуру, экономия расходов на строительство и обслуживание, снижение издержек на логистику и транспорт, рост производительности городской экономики за счет большего количества возможностей для жителей: доступа к рабочим местам, жилью, услугам, общественным пространствам, развитие городской экономики через более интенсивное распространение знаний и инноваций. Социальные преимущества – доступность, разнообразие и рост качества жизни, качество городской среды, чувство места и возможности для развития местных сообществ. Экологические преимущества: снижение выбросов на транспорте, снижение потребления энергетических, водных, земельных и других ресурсов.
Южно-Сахалинск (изначально Тоёхара) возник на месте поселения Владимировка как компактный город, имеющий план в форме квадрата. Место для его основания было выбрано наилучшее на всём острове. Особенности климата и рельефа только здесь создавали условия как для роста города, так и развития сельского хозяйства вокруг него. Регулярная планировка с очень плотной улично-дорожной сетью образовывала городские блоки – кварталы, благодаря чему вся территория города либо была в частной собственности, либо являлась полноценной территорией общего пользования, благоустроенная и свободная для доступа, и находилась в ведомстве городских властей.
Впоследствии, в ходе активной перепланировки и перестройки города, группы кварталов объединились в микрорайоны, укрупнилась сетка улиц, понизилась плотность УДС и полностью исчезли пространственное и правовое понятия «придомовая территория», «двор», «территория общего пользования». В дальнейшем это привело к деградации городской среды и множеству управленческих и эксплуатационных проблем. Одновременно площадь города стала увеличиваться за счёт формирования производственных зон и присоединения ближайших сёл, расположенных вдоль дороги, проложенной с юга на север. Некогда компактный город всё больше стал приобретать черты линейного. Генплан 2013 года предложил концепцию развития города, не решающую его проблемы, а усугубляющую накопившиеся противоречия. Масштаб роста города был преувеличен, при этом плохо связанные между собой части города стали распадаться.
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный, формирующийся вокруг активного городского центра. Пространственный ресурс для роста предлагается искать не на соседних территориях, а наоборот, внутри города. Основные мероприятия для преодоления тенденции продольного «расползания» города – формирование активного городского центра, уплотнение улично-дорожной сети и застройки, развитие и укрепление поперечных связей. Необходимо также провести оптимизацию функционального использования многочисленных территорий, занятых режимными объектами и создание мощного природно-экологического каркаса на базе существующей системы городских рек и поддержанного элементами Территорий опережающего развития.
В частности, предлагается вывод объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, расположенных в районе железнодорожного вокзала и разделяющих город на западную и восточную части, и формирование на этом месте центрального городского парка, окружённого общественно-деловой застройкой. Всё это, в совокупности с увеличением количества уличных поперечных связей, даёт толчок к развитию западной части города и полному использованию его пространственного потенциала. Развитие точек подключения горно-туристического курорта (ТОР) к объектам городской инфраструктуры, а также необходимость проведения инженерных мероприятий по урегулированию пойм городских рек создают предпосылки для формирования линейных парковых зон – экологических коридоров, соединяющих основные ландшафтные рекреационные зоны – горы и долину реки Сусуи.
Генплан – 2013 года:
- Тиражирует пороки экстенсивного развития
- Невнимателен к уникальному природному ландшафту
- Равнодушен к внутреннему пространственному потенциалу
- Преувеличивает масштаб пространственного развития
- Экономически неадекватен
Следуя принципам экономичного и компактного пространственного
развития, необходимо создать:
- Новый общественно-деловой центр
- Комфортную жилую застройку и качественную городскую среду
- Центр спортивного и бальнеологического туризма («Горный воздух»,
- «Синегорье»)
- Центр культурно-исторического туризма (железная дорога на Холмск)
- Центр гастрономического туризма
Суть предлагаемой концепции заключается в изменении типа планировки города с линейного на компактный. Для этого необходимо преодоление тенденции вытягивания города вдоль его продольной оси и рациональное использование пространственного ресурса внутри него.
Основные мероприятия для реализации этой концепции:
- Реструктуризация территорий промзон и вывод их из центра на периферию;
- Увеличение количества поперечных связей;
- Развитие жилой и общественно-деловой функции в западной части города;
- Формирование активного городского центра;
- Уплотнение улично-дорожной сети и застройки;
- Развитие и укрепление природно-экологического каркаса.
Вид на центр города с северо-запада Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности острова Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Внешние и внутренние транспортные связи Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Географические особенности Сусунайской низменности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природные факторы определяющие форму города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Историческое развитие города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Сохранившиеся улицы и проезды периода г. Тоёхары Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность функций Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Уровень доступности территории на общественном транспорте Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность улично-дорожной сети Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Загруженность дорог в утренний час пик Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема:существующие положение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
функциональное зонирование: существующие положение. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Состав производственных зон Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана 2013г. в части функционального зонирования. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема генерального плана в части транспортной инфраструктуры Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Принципиальная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Природно-экологический каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Речной каркас Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Ландшафтно-визуальные особенности Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность мест приложения труда: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Плотность населения: прогноз на 2035 г. Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Транспортная схема: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Функциональное зонирование: проектное предложение Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Предложение по развитию центра города Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Туристический потенциал города Сахалинска Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Железная дорога Холмск-Южно-Сахалинск Южно-Сахалинск концепция пространственного развития города.
© АБ Остоженка
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья Едемский19.02.2025
Время как театр
Зоя Рюрикова18.02.2025
Прощание с СЭВ
Технологии:
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ