Фанерный театр
информация:
-
статус
реализовано -
даты
2018 — 2019 / 2019 -
место
Санкт-Петербург
набережная реки Фонтанки, 65 -
координаты
59.927462, 30.330890 -
функция
Культурный / Театр -
теги
send.project
Андрей Воронов
РоссияАрхатака
Россияавторский коллектив
художник Александр Шишкин-Хокусай, режиссер Андрей Могучий, архитектор Андрей Воронов (объединение «АрхАтака»)
Архи.ру об этом объекте:
16.12.2020
Юлия Тарабарина. Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Faber Group Алена Франчян и Борис Матвеев Сайт: faberfm.ru Архи.ру: Какова история вашего бюро, где вы учились, когда начали работать? Алена Франчян: Мы оба учились в МАРХИ, закончили учебу в 1996 году. Борис учился у профессора Бориса Григорьеви... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
23.07.2019
Алёна Кузнецова. Ящик Пандоры
описание:
«Нет ни одного искусства, которое было бы роднее мистицизму, как зодчество; отвлеченное, геометрическое, немо-музыкальное, бесстрастное,
оно живет символикой, образом, намеком».
«Здание ищет обитателя, это – очерченное, расчищенное место».
Александр Герцен «Былое и думы»
оно живет символикой, образом, намеком».
«Здание ищет обитателя, это – очерченное, расчищенное место».
Александр Герцен «Былое и думы»
Архитектурный павильон из фанеры, получивший название Фанерный театр, установлен внутри Основного здания БДТ в марте 2019 года и приурочен к 100-летию театра.
Вторжение фанерной конструкции в завершенное и каноническое пространство классического театра XIX века возвращает зрителя в 1919 год, революционное время рождения БДТ. Архитектурное решение Фанерного театра отсылает к работам супрематиста Эль Лисицкого («Красным клином бей белых»).
Фанерный театр – это посвящение художникам, работавшим в БДТ с момента его основания: Владимиру Щуко, Мстиславу Добужинскому, Александру Бенуа, Юрию Анненкову, Борису Кустодиеву, Кузьме Петрову-Водкину, Александру Самохвалову, Натану Альтману, Леониду Чупятову и многим другим (памятные мраморные доски в честь художников установлены на одной из стен Фанерного театра).
Фанерный театр – это театр внутри театра, игра с пространством, выход за границы так называемого «здравого смысла».
В Фанерном театре есть отдельный вход, гардероб на 30 мест, фойе – нижнее и верхнее, зрительный зал и сцена. Высота зеркала сцены: 1,40 м. Поэтому стоящий на авансцене артист не виден в полный рост, он всегда – без головы. Сама сцена треугольная, и то, что в обычном театре называется арьерсцена, здесь – вершина равнобедренного треугольника. В этот угол можно втиснуться, встать, и тогда ты будешь виден целиком, но стоя в углу.
Фанерный театр – это наглый нос Буратино. Согласно одной театральной легенде Алексей Толстой, сочинивший «Золотой ключик», взял в прототипы героев современников. Папа Карло и Джузеппе – это Станиславский и Немирович-Данченко. Карабас-Барабас, который оборачивался своей длинной бородой, и, чтобы не наступить, засовывал ее себе в карман – это Мейерхольд с длинным шарфом, который он тоже засовывал в карман. Буратино, Мальвина и Пьеро – писатель Максим Горький, актриса Мария Андреева и поэт Александр Блок. В 1919 году эта троица основала Большой драматический театр, где Блок стал первым художественным руководителем. Выходит, БДТ построили Буратино, Мальвина и Пьеро.
Один из авторов Фанерного театра, художник Александр Шишкин-Хокусай, говорит о фанере, как о некой коже, готовой воспринимать любое насилие на собой: раны, вкрученные винты, гвозди, краску, украшение. В первоначальной концепции Фанерный театр назывался «Театр будущего» – то есть пустое, чистое пространство, которое в будущем заполнится смыслами, напитается правильными энергиями.
Архитектурное решение Фанерного Театра определяется не удобством функционирования, а символизмом проникновения, конфликта нового и старого. Эта архитектура связана с ритуалом, носит неутилитарный, сакральный характер. Черную кубическую постройку внутри Греческого фойе БДТ сравнивают с японским Кодо, мусульманской святыней Каабой, шумерским зиккуратом – «дорогой в небо». В Фанерном театре есть памятники Горькому, Блоку, Товстоногову, золотая люстра – все это принадлежность старого театра на Фонтанке, его «родимые пятна», которые выступили, проросли на теле театра нового, фанерного. Здесь есть «окна» – прорезанные в фанере «глазки» в пространство старого театра. «Глазки» – это связь, пуповина, рождение, они делают пространство фанерного театра более проницаемым, связывают его с внешним миром, с телом большого театра.
С апреля 2019 года Фанерный театр действует как новое сценическое пространство со своим репертуаром. Планируется, что Фанерный театр простоит в БДТ до конца 2019 года.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Александр Асадов, Андрей Асадов, 2011 – 2011
Концепция спортивных объектов и сооружений инфраструктуры Чемпионата мира по футболу 2018 года в Волгограде
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.11.2024
Зодчество 2024: семеро
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена Струговец17.11.2024
Начало новой жизни
Технологии:
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
07.11.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»