RSS
Фанерный театр
© С. Мисенко

Фанерный театр

информация:

Андрей Воронов
Россия

авторский коллектив

художник Александр Шишкин-Хокусай, режиссер Андрей Могучий, архитектор Андрей Воронов (объединение «АрхАтака»)

Фанерный театр
© С. Мисенко

Архи.ру об этом объекте:

16.12.2020

Юлия Тарабарина. Новый опыт: истории четырех бюро

Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.

Faber Group Алена Франчян и Борис Матвеев Сайт: faberfm.ru Архи.ру: Какова история вашего бюро, где вы учились, когда начали работать? Алена Франчян: Мы оба учились в МАРХИ, закончили учебу в 1996 году. Борис учился у профессора Бориса Григорьеви...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Фанерный театр
С.Щагина

описание:

«Нет ни одного искусства, которое было бы роднее мистицизму, как зодчество; отвлеченное, геометрическое, немо-музыкальное, бесстрастное,
оно живет символикой, образом, намеком».
«Здание ищет обитателя, это – очерченное, расчищенное место».
Александр Герцен «Былое и думы»

Архитектурный павильон из фанеры, получивший название Фанерный театр, установлен внутри Основного здания БДТ в марте 2019 года и приурочен к 100-летию театра.

Вторжение фанерной конструкции в завершенное и каноническое пространство классического театра XIX века возвращает зрителя в 1919 год, революционное время рождения БДТ. Архитектурное решение Фанерного театра отсылает к работам супрематиста Эль Лисицкого («Красным клином бей белых»).

Фанерный театр – это посвящение художникам, работавшим в БДТ с момента его основания: Владимиру Щуко, Мстиславу Добужинскому, Александру Бенуа, Юрию Анненкову, Борису Кустодиеву, Кузьме Петрову-Водкину, Александру Самохвалову, Натану Альтману, Леониду Чупятову и многим другим (памятные мраморные доски в честь художников установлены на одной из стен Фанерного театра).

Фанерный театр – это театр внутри театра, игра с пространством, выход за границы так называемого «здравого смысла».

В Фанерном театре есть отдельный вход, гардероб на 30 мест, фойе – нижнее и верхнее, зрительный зал и сцена. Высота зеркала сцены: 1,40 м. Поэтому стоящий на авансцене артист не виден в полный рост, он всегда – без головы. Сама сцена треугольная, и то, что в обычном театре называется арьерсцена, здесь – вершина равнобедренного треугольника. В этот угол можно втиснуться, встать, и тогда ты будешь виден целиком, но стоя в углу.

Фанерный театр – это наглый нос Буратино. Согласно одной театральной легенде Алексей Толстой, сочинивший «Золотой ключик», взял в прототипы героев современников. Папа Карло и Джузеппе – это Станиславский и Немирович-Данченко. Карабас-Барабас, который оборачивался своей длинной бородой, и, чтобы не наступить, засовывал ее себе в карман – это Мейерхольд с длинным шарфом, который он тоже засовывал в карман. Буратино, Мальвина и Пьеро – писатель Максим Горький, актриса Мария Андреева и поэт Александр Блок. В 1919 году эта троица основала Большой драматический театр, где Блок стал первым художественным руководителем. Выходит, БДТ построили Буратино, Мальвина и Пьеро.

Один из авторов Фанерного театра, художник Александр Шишкин-Хокусай, говорит о фанере, как о некой коже, готовой воспринимать любое насилие на собой: раны, вкрученные винты, гвозди, краску, украшение. В первоначальной концепции Фанерный театр назывался «Театр будущего» – то есть пустое, чистое пространство, которое в будущем заполнится смыслами, напитается правильными энергиями.

Архитектурное решение Фанерного Театра определяется не удобством функционирования, а символизмом проникновения, конфликта нового и старого. Эта архитектура связана с ритуалом, носит неутилитарный, сакральный характер. Черную кубическую постройку внутри Греческого фойе БДТ сравнивают с японским Кодо, мусульманской святыней Каабой, шумерским зиккуратом – «дорогой в небо». В Фанерном театре есть памятники Горькому, Блоку, Товстоногову, золотая люстра – все это принадлежность старого театра на Фонтанке, его «родимые пятна», которые выступили, проросли на теле театра нового, фанерного. Здесь есть «окна» – прорезанные в фанере «глазки» в пространство старого театра. «Глазки» – это связь, пуповина, рождение, они делают пространство фанерного театра более проницаемым, связывают его с внешним миром, с телом большого театра.

С апреля 2019 года Фанерный театр действует как новое сценическое пространство со своим репертуаром. Планируется, что Фанерный театр простоит в БДТ до конца 2019 года.
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
© С. Мисенко
Фанерный театр
© С. Мисенко
Фанерный театр
© С. Мисенко
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
© С. Мисенко
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
С.Щагина
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
Б.Заруцкий
Фанерный театр
Б.Заруцкий
Фанерный театр
Б.Заруцкий
Фанерный театр
Б.Заруцкий
Фанерный театр
В.Бергарт
Фанерный театр
В.Бергарт
Фанерный театр
В.Бергарт
Фанерный театр
В.Бергарт
Фанерный театр
С.Левшин
Фанерный театр
С.Левшин
Фанерный театр
С.Левшин
Фанерный театр
С.Левшин
Фанерный театр
С.Левшин
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
Фанерный театр
АрхАтака
1 этаж
АрхАтака
2 этаж
АрхАтака
3 этаж
АрхАтака
План сцены
АрхАтака
Сцена, разрез
АрхАтака
Журнал «Зодчий» за 1880 год
Предоставлено бюро АрхАтака

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Гинзбург
  • Левон Айрапетов
  • Виталий Лутц
  • Юлия Тряскина
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Раис Баишев
  • Сергей Труханов
  • Владислав Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Егор Донцов
  • Сергей Скуратов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Алексей Полищук
  • Сергей Кузнецов
  • Марина Егорова
  • Александр Самарин
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Чуйков
  • Александр Котенков
  • Николай Кикава
  • Наталия Шилова
  • Алексей Орлов
  • Роман Грибанов
  • Зураб Басария
  • Энди Сноу
  • Екатерина Кузнецова
  • Михаил Давыдов
  • Юрий Виссарионов
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Евгений Зеленов
  • Игорь Членов
  • Ростислав Цайзер
  • Дмитрий Климов
  • Сергей Орешкин
  • Степан Липгарт
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Татьяна Гук
  • Илья Уткин
  • Владимир Тихонов
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Сухов
  • Юлий Борисов
  • Валерий Лукомский
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Григориос Гавалидис
  • Антон Лукомский
  • Павел Андреев
  • Даниил Лоренц
  • Анатолий Столярчук
  • Иван Кожин
  • Владимир Плоткин
  • Григорий Мустафин
  • Андрей Романов
  • Андрей Асадов
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Подгорнов
  • Анна Иванова
  • Всеволод Медведев
  • Олег Мединский
  • Андрей Михайлов
  • Анастасия Абашева
  • Дмитрий Буш
  • Константин Ходнев
  • Александр Скокан
  • Вера Бутко
  • Константин Таранов
  • Василий Крапивин
  • Сергей Никешкин
  • Андрей Гнездилов

Проект из каталога (случайный выбор)

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Полина Воеводина, Сергей Труханов, – 2014
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК на Евгеньевской
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»
  • Дом на Большом Сампсониевском проспекте
  • Общественное пространство «Садовых кварталов»

Новости российской архитектуры:

Белая гряда
21.01.2025

Белая гряда

Заурбек Тотров, Марк Журавлев
Нетипичный представитель
20.01.2025

Нетипичный представитель

Сергей Скуратов
Карельская обитель
20.01.2025

Карельская обитель

Дмитрий Остроумов

Технологии:

22.01.2025

Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы от DJ SMASH

Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Arlight
20.01.2025

Весь в белом: особенности производства и применения светлого кирпича

Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
13.01.2025

Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит в третье измерение

Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
ООО «ЛУЧИДО»
27.12.2024

MVRDV разработало керамический фасад для магазина Tiffany в Штутгарте

«Бриллианты» изготовлены вручную и окрашены в фирменные цвета.
MVRDV
24.12.2024

Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования: тенденции мощения от BRAER

Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Группа компаний BRAER
другие статьи