Музей «Вселенная воды»
информация:
-
статус
реализовано -
даты
— 2003 -
место
Санкт-Петербург
ул. Шпалерная, д.56 -
координаты
59.948929, 30.374968 -
функция
Культурный / Музей -
ссылки:
Евгений Подгорнов
Eugene Podgornov / РоссияINTERCOLUMNIUM
INTERCOLUMNIUM / Россияпартнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Архи.ру об этом объекте:
20.12.2019
Алёна Кузнецова. Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы было видно»
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Архи.ру: Intercolumnium-у 27 лет, сотрудников больше ста. Как создавалось бюро? Наверняка ведь есть какая-то история. Евгений Подгорнов: Да, страшно большой срок, можно было отсидеть и выйти... смеется. После архитектурного факультета я работал ... читать дальшеописание:
Данный объект является одним из знаковых для истории архитектурной студии INTERCOLUMNIUM.
"Реконструкция здания водонапорной башни – это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот опыт очень важен, потому что таких заброшенных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. Наш проект – это эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века, и конечно у него были и сторонники, и противники. В нашем городе новая архитектура – всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован. Основная наша задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров – красивых залов с арочными перекрытиями – целиком отвечает установке на «консервацию» исторического наследия. А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма – форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни – стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою «материальность»," – Евгений Подгорнов Директор ООО «Интерколумниум».
Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860 –1863 годах, связан с водой лишь функционально – монолитный объем отрицает всякую текучесть, а цвет рождает ассоциации скорее с огнем, чем с водой. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, пришлось решать не только вопросы содержательные – размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Музей показывает историю отношений горожан и водной стихии; на это работает его структура: книгохранилище, архив, информационный центр на 2-ом этаже, экспозиционные пространства третьего-седьмого этажей, выставка «Мир воды» в левой пристройке. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале архитекторы ловят образ воды – стеклянная вертикаль похожа на ледяной столп. Сочетание хрупких ажурных конструкций лифтовой пристройки и монолитной массы Башни создает визуальное напряжение, новации рискованны, стекло прозрачно и холодно – в прочтении темы присутствуют драматизм, смелость и ассоциативность. Современная архитектура ставит эти задачи как целеполагающие, и проект Евгения Подгорнова и его коллег оказывается в этом контексте весьма состоятельным. В любом случае, очевидно: реконструкция водонапорной башни на Шпалерной – первое высказывание современной архитектуры в Санкт-Петербурге в перерыве между отвергнутыми ледяными глыбами Эрика Мосса и принятыми золотыми – Доминика Перро.
"Реконструкция здания водонапорной башни – это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот опыт очень важен, потому что таких заброшенных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. Наш проект – это эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века, и конечно у него были и сторонники, и противники. В нашем городе новая архитектура – всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован. Основная наша задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров – красивых залов с арочными перекрытиями – целиком отвечает установке на «консервацию» исторического наследия. А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма – форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни – стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою «материальность»," – Евгений Подгорнов Директор ООО «Интерколумниум».
Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860 –1863 годах, связан с водой лишь функционально – монолитный объем отрицает всякую текучесть, а цвет рождает ассоциации скорее с огнем, чем с водой. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, пришлось решать не только вопросы содержательные – размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Музей показывает историю отношений горожан и водной стихии; на это работает его структура: книгохранилище, архив, информационный центр на 2-ом этаже, экспозиционные пространства третьего-седьмого этажей, выставка «Мир воды» в левой пристройке. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале архитекторы ловят образ воды – стеклянная вертикаль похожа на ледяной столп. Сочетание хрупких ажурных конструкций лифтовой пристройки и монолитной массы Башни создает визуальное напряжение, новации рискованны, стекло прозрачно и холодно – в прочтении темы присутствуют драматизм, смелость и ассоциативность. Современная архитектура ставит эти задачи как целеполагающие, и проект Евгения Подгорнова и его коллег оказывается в этом контексте весьма состоятельным. В любом случае, очевидно: реконструкция водонапорной башни на Шпалерной – первое высказывание современной архитектуры в Санкт-Петербурге в перерыве между отвергнутыми ледяными глыбами Эрика Мосса и принятыми золотыми – Доминика Перро.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
21.11.2024
Зодчество 2024: семеро
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена Струговец17.11.2024
Начало новой жизни
Технологии:
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
07.11.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»