Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды»
информация:
-
статус
реализовано -
даты
— 2003 -
место
Санкт-Петербург
ул. Шпалерная, д.56 -
координаты
59.948929, 30.374968 -
функция
Культурный / Музей -
ссылки:

Евгений Подгорнов
Eugene Podgornov / РоссияINTERCOLUMNIUM
INTERCOLUMNIUM / Россияпартнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Архи.ру об этом объекте:
20.12.2019
Алёна Кузнецова. Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы было видно»
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Архи.ру: Intercolumnium-у 27 лет, сотрудников больше ста. Как создавалось бюро? Наверняка ведь есть какая-то история. Евгений Подгорнов: Да, страшно большой срок, можно было отсидеть и выйти... смеется. После архитектурного факультета я работал ... читать дальшеМузей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
описание:
Данный объект является одним из знаковых для истории архитектурной студии INTERCOLUMNIUM.
"Реконструкция здания водонапорной башни – это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот опыт очень важен, потому что таких заброшенных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. Наш проект – это эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века, и конечно у него были и сторонники, и противники. В нашем городе новая архитектура – всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован. Основная наша задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров – красивых залов с арочными перекрытиями – целиком отвечает установке на «консервацию» исторического наследия. А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма – форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни – стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою «материальность»," – Евгений Подгорнов Директор ООО «Интерколумниум».
Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860 –1863 годах, связан с водой лишь функционально – монолитный объем отрицает всякую текучесть, а цвет рождает ассоциации скорее с огнем, чем с водой. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, пришлось решать не только вопросы содержательные – размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Музей показывает историю отношений горожан и водной стихии; на это работает его структура: книгохранилище, архив, информационный центр на 2-ом этаже, экспозиционные пространства третьего-седьмого этажей, выставка «Мир воды» в левой пристройке. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале архитекторы ловят образ воды – стеклянная вертикаль похожа на ледяной столп. Сочетание хрупких ажурных конструкций лифтовой пристройки и монолитной массы Башни создает визуальное напряжение, новации рискованны, стекло прозрачно и холодно – в прочтении темы присутствуют драматизм, смелость и ассоциативность. Современная архитектура ставит эти задачи как целеполагающие, и проект Евгения Подгорнова и его коллег оказывается в этом контексте весьма состоятельным. В любом случае, очевидно: реконструкция водонапорной башни на Шпалерной – первое высказывание современной архитектуры в Санкт-Петербурге в перерыве между отвергнутыми ледяными глыбами Эрика Мосса и принятыми золотыми – Доминика Перро.
"Реконструкция здания водонапорной башни – это первый в Санкт-Петербурге опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот опыт очень важен, потому что таких заброшенных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала. Наш проект – это эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века, и конечно у него были и сторонники, и противники. В нашем городе новая архитектура – всегда компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест. Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован. Основная наша задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших «наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни. Сохранение целостности интерьеров – красивых залов с арочными перекрытиями – целиком отвечает установке на «консервацию» исторического наследия. А вот способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная скульптура. Не просто сильная форма – форма осмысленная. Архитектурная сущность любой башни – стремление вверх, и стеклянная вертикаль лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание как бы дублируется, утрачивая при этом свою «материальность»," – Евгений Подгорнов Директор ООО «Интерколумниум».
Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и Шуберским в 1860 –1863 годах, связан с водой лишь функционально – монолитный объем отрицает всякую текучесть, а цвет рождает ассоциации скорее с огнем, чем с водой. Архитекторам студии «Интерколумниум», реконструирующим башню, пришлось решать не только вопросы содержательные – размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные. Музей показывает историю отношений горожан и водной стихии; на это работает его структура: книгохранилище, архив, информационный центр на 2-ом этаже, экспозиционные пространства третьего-седьмого этажей, выставка «Мир воды» в левой пристройке. Требования к сохранению исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку. Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале архитекторы ловят образ воды – стеклянная вертикаль похожа на ледяной столп. Сочетание хрупких ажурных конструкций лифтовой пристройки и монолитной массы Башни создает визуальное напряжение, новации рискованны, стекло прозрачно и холодно – в прочтении темы присутствуют драматизм, смелость и ассоциативность. Современная архитектура ставит эти задачи как целеполагающие, и проект Евгения Подгорнова и его коллег оказывается в этом контексте весьма состоятельным. В любом случае, очевидно: реконструкция водонапорной башни на Шпалерной – первое высказывание современной архитектуры в Санкт-Петербурге в перерыве между отвергнутыми ледяными глыбами Эрика Мосса и принятыми золотыми – Доминика Перро.
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Музей «Вселенная воды». Реконструкция здания водонапорной башни, проект
© Интерколумниум
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья Едемский19.02.2025
Время как театр
Зоя Рюрикова18.02.2025
Прощание с СЭВ
Технологии:
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ