Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка»
Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника

информация:

Наринэ Тютчева

Наринэ Тютчева /

/ Россия

АБ Рождественка /

Rozhdestvenka Architects / Россия
авторский коллектив
Наринэ Тютчева – руководитель авторского коллектива
Игорь Потапов (ГИП), Кирилл Тюрин (ГАП), Галина Волжанская, Михаил Разумовский


Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка»
Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

Архи.ру об этом объекте:

29.03.2018

Алёна Кузнецова. Ниже травы

Проект-корректировка архитектурного бюро «Рождественка» для недостроенного здания Соловецкого музея-заповедника получил одобрение экспертов. Разбираемся в деталях.

Соловецкий музей-заповедник попал под целевую программу Культура России еще в 2012 году, с тех пор он находится под пристальным вниманием экспертов и общественности. Тогда решили, что комплексу необходимо новое здание: чтобы хранить и реставрирова...   читать дальше
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка»
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

описание:

Архитектурное бюро «Рождественка» уже не первый год пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, которая возникла в результате строительства здания Соловецкого музея-заповедника. Сегодня пройден важный этап. Согласовано предложение по корректировки изначального проекта. Впереди много работы: дальнейшая проработка проекта и выход на стройку уже ближайшим летом.

Предыстория
В марте 2012 года (03.03.2012) – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в программу в числе прочих включено экспозиционно-административное здание музея Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Новое здание музея планировалось создать с целью освободить монастырский кремль от находящихся в настоящее время на его территории административно-научной части музея, создать единую многотемную экспозицию, централизовать и объединить большой и разрозненный ныне музейный комплекс, обеспечить нормативные условия хранения, консервации, реставрации и экспонирования музейных предметов и коллекций.

В мае 2014 года по заказу «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации начинается возведение здания музея на Соловках по проекту КБ «ВиПС . Проект трехэтажного здания, в визуальной близости с монастырем, на берегу святого озера, не прошел ни согласование на Научно-методическом совете Минестерства Культуры, ни получил согласование Юнеско. Проект вызвал большую волну протестов как российских, так и международных экспертов.

Строительство нового здания музея, показало, что опасения экспертов оправдались. Из-за высоты более 10 метров и масштаба, здание неизбежно входит в неуместное визуальное соперничество с монастырем, искажает исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. В результате многочисленных рекомендаций и требований Юнеско строительство было остановлено. 20.08.2016 на Соловках прошло совещание по развитию архипелага, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «строительство музея не продолжится до тех пор, пока новый, переработанный проект, переданный на рассмотрение в Центр всемирного наследия, не будет одобрен». На момент остановки возведены стены и плиты перекрытия первого и второго этажей.

Проект корректировки
Задачей проекта корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника было оценить и свести к минимуму все возможные негативные воздействия на выдающуюся универсальную ценность историко-культурного комплекса Соловецких островов. Влияние возводимого объекта на исторические панорамы и виды ансамбля Соловецкого монастыря должны быть минимизированы.

В целях устранения противоречия между выступающими объемами нового строительства и исторической морфологии застройки Соловецкого архипелага проектом предусматривается фрагментарный демонтаж конструкций первого и второго этажей. Демонтаж перекрытий и опор второго этажа позволит организовать озеленённую эксплуатируемую кровлю не значительно (около 1м) возвышающуюся над максимальной планировочной отметкой земли в юго-западной части участка.

Для визуального сокрытия основного объема музея предусматривается искусственная обваловка со стороны Святого озера, монастыря и территории музея ГУЛАГа. Обваловка будет являться продолжением повышенной части существующего рельефа.

Образованный таким образом зелёный холм покроет конструкции музея и эксплуатируемую кровлю ковром из местного разнотравья и мхов. Выступающие архитектурные объёмы на поверхности холма не предусматриваются. Такое решение предполагает деликатное вмешательство в существующий ландшафт, которое окажет минимальное влияние на окружающие объекты и не нарушит исторические визуальные связи.

В соответствии с рекомендациями ИКОМОС проектируемое здание не предназначено для реализации всех музейных функций. Функциональное назначение предусматривает главным образом хранение музейных фондов и публичную часть, которая составляет не более одной четверти общей площади. Объём здания разделён по функциональному принципу на две части внутренней улицей, из которой организованы отдельные входы в каждую функциональную зону здания. Со стороны монастыря и Святого озера входная зона полностью закрыта обваловкой.

Доступная для публики часть включает холл с кассой, информационной стойкой, магазином, гардеробом и санузлами, конференц-зал и зал открытых фондов.

Зона фондохранения имеет выделенную коридорами центральную часть, где сосредоточены помещения хранилищ. По световому фронту фасадов расположены помещения реставрационных мастерских, кабинеты научной и административной части.

Частично обвалованное здание имеет на поверхности фронт фасадов с южной и восточной стороны, Кроме того на внутреннюю улицу выходит северный и южный фасад, переходящий в подпорную стенку обваловки здания. В соответствии с рекомендацией ИКОМОС облицовка фасадов предусматривается из местного камня. Проектом предусматривается фасадная поверхность, выполненная из натурального гранита, разработанного в Карелии. Предполагается использовать гранит фактуры «скала» имитирующей природный раскол породы с впадинами и вертикальными следами от буров.

Строительство нового здания музея имеет высокую социальную и культурную значимость. Реализация корректировки проекта позволит нейтрализовать факторы негативного воздействия нового строительства на универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и сохранить её целостность.

Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка»
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка»
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка»
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка»
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка»
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Новая программа здания © АБ «Рождественка»
Новая программа здания © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка»
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка»
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка»
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

Наринэ Тютчева,

другие постройки:
  • «Екатерингоф», Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Андрей Асадов
  • Андрей Романов
  • Сергей Труханов
  • Илья Машков
  • Владимир Биндеман
  • Левон Айрапетов
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Гнездилов
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Переслегин
  • Никита Явейн
  • Станислав Белых
  • Магда Чихонь
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Петр Фонфара
  • Валерий Лукомский
  • Шимон Матковски
  • Сергей Сенкевич
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Игорь Шварцман
  • Роман Леонидов
  • Полина Воеводина
  • Павел Андреев
  • Владимир Плоткин
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Александр Асадов
  • Арсений Леонович
  • Антон Ладыгин
  • Лукаш Качмарчик
  • Николай Миловидов
  • Алексей Курков
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Илья Уткин
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Мединский
  • Тотан Кузембаев
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Константин Ходнев
  • Георгий Трофимов
  • Сергей  Орешкин
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Сергей Чобан
  • Карен Сапричян
  • Николай Переслегин
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Карлсон
  • Александр Попов
  • Александр Скокан
  • Анатолий Столярчук
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Ковалёв
  • Магда Кмита
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Всеволод Медведев
  • Татьяна Зульхарнеева

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Поселок «Рафинад»
  • ЖК «Загородный квартал»
  • ЖК «Город набережных»
  • Торгово-административный комплекс, Цветной бульвар
  • ЖК Чайка 14.1 ZILART
  • Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника
  • Застройка территории бывшего Бадаевского пивзавода
  • ЖК ART

Новости российской архитектуры:

Дом над деревьями
24.04.2018

Дом над деревьями

Заха Хадид
Дорогостоящее предприятие
19.04.2018

Дорогостоящее предприятие

Ренцо Пьяно, Евгений Асс, Рем Колхас, Алексей Гинзбург, Наталия Шилова, Джон МакАслан, Антон Лукомский, Валерий Лукомский, Наталья Сидорова, Даниил Лоренц, Константин Ходнев

Технологии:

22.04.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из дюкталя Жан Нувель, Френк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом читайте в интервью с Паскалем Пине, инженером компании Ductal и главой департамента (должность?
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
05.04.2018

Частный дом Gleneagles Drive Residence в западном Ванкувере


Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
04.04.2018

Негорючие материалы для школы будущего

Техническая изоляция и защита воздуховодов от ROCKWOOL в здании «Хорошколы».
ROCKWOOL
другие статьи