RSS
Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка»

Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2017
  • место

    Архангельская область,
    п. Соловецкий
  • координаты
    65.020556, 35.713237
  • функция
    Культурный / Музей
  • теги
    send.project
Наринэ Тютчева
Rozhdestvenka Architects / Россия

авторский коллектив

Наринэ Тютчева – руководитель авторского коллектива
Игорь Потапов (ГИП), Кирилл Тюрин (ГАП), Галина Волжанская, Михаил Разумовский

Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка»

Архи.ру об этом объекте:

29.03.2018

Алёна Кузнецова. Ниже травы

Проект-корректировка архитектурного бюро «Рождественка» для недостроенного здания Соловецкого музея-заповедника получил одобрение экспертов. Разбираемся в деталях.

Соловецкий музей-заповедник попал под целевую программу Культура России еще в 2012 году, с тех пор он находится под пристальным вниманием экспертов и общественности. Тогда решили, что комплексу необходимо новое здание: чтобы хранить и реставрирова...   читать дальше
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка»

описание:

Архитектурное бюро «Рождественка» уже не первый год пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, которая возникла в результате строительства здания Соловецкого музея-заповедника. Сегодня пройден важный этап. Согласовано предложение по корректировки изначального проекта. Впереди много работы: дальнейшая проработка проекта и выход на стройку уже ближайшим летом.

Предыстория
В марте 2012 года (03.03.2012) – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в программу в числе прочих включено экспозиционно-административное здание музея Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Новое здание музея планировалось создать с целью освободить монастырский кремль от находящихся в настоящее время на его территории административно-научной части музея, создать единую многотемную экспозицию, централизовать и объединить большой и разрозненный ныне музейный комплекс, обеспечить нормативные условия хранения, консервации, реставрации и экспонирования музейных предметов и коллекций.

В мае 2014 года по заказу «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации начинается возведение здания музея на Соловках по проекту КБ «ВиПС . Проект трехэтажного здания, в визуальной близости с монастырем, на берегу святого озера, не прошел ни согласование на Научно-методическом совете Минестерства Культуры, ни получил согласование Юнеско. Проект вызвал большую волну протестов как российских, так и международных экспертов.

Строительство нового здания музея, показало, что опасения экспертов оправдались. Из-за высоты более 10 метров и масштаба, здание неизбежно входит в неуместное визуальное соперничество с монастырем, искажает исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. В результате многочисленных рекомендаций и требований Юнеско строительство было остановлено. 20.08.2016 на Соловках прошло совещание по развитию архипелага, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «строительство музея не продолжится до тех пор, пока новый, переработанный проект, переданный на рассмотрение в Центр всемирного наследия, не будет одобрен». На момент остановки возведены стены и плиты перекрытия первого и второго этажей.

Проект корректировки
Задачей проекта корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника было оценить и свести к минимуму все возможные негативные воздействия на выдающуюся универсальную ценность историко-культурного комплекса Соловецких островов. Влияние возводимого объекта на исторические панорамы и виды ансамбля Соловецкого монастыря должны быть минимизированы.

В целях устранения противоречия между выступающими объемами нового строительства и исторической морфологии застройки Соловецкого архипелага проектом предусматривается фрагментарный демонтаж конструкций первого и второго этажей. Демонтаж перекрытий и опор второго этажа позволит организовать озеленённую эксплуатируемую кровлю не значительно (около 1м) возвышающуюся над максимальной планировочной отметкой земли в юго-западной части участка.

Для визуального сокрытия основного объема музея предусматривается искусственная обваловка со стороны Святого озера, монастыря и территории музея ГУЛАГа. Обваловка будет являться продолжением повышенной части существующего рельефа.

Образованный таким образом зелёный холм покроет конструкции музея и эксплуатируемую кровлю ковром из местного разнотравья и мхов. Выступающие архитектурные объёмы на поверхности холма не предусматриваются. Такое решение предполагает деликатное вмешательство в существующий ландшафт, которое окажет минимальное влияние на окружающие объекты и не нарушит исторические визуальные связи.

В соответствии с рекомендациями ИКОМОС проектируемое здание не предназначено для реализации всех музейных функций. Функциональное назначение предусматривает главным образом хранение музейных фондов и публичную часть, которая составляет не более одной четверти общей площади. Объём здания разделён по функциональному принципу на две части внутренней улицей, из которой организованы отдельные входы в каждую функциональную зону здания. Со стороны монастыря и Святого озера входная зона полностью закрыта обваловкой.

Доступная для публики часть включает холл с кассой, информационной стойкой, магазином, гардеробом и санузлами, конференц-зал и зал открытых фондов.

Зона фондохранения имеет выделенную коридорами центральную часть, где сосредоточены помещения хранилищ. По световому фронту фасадов расположены помещения реставрационных мастерских, кабинеты научной и административной части.

Частично обвалованное здание имеет на поверхности фронт фасадов с южной и восточной стороны, Кроме того на внутреннюю улицу выходит северный и южный фасад, переходящий в подпорную стенку обваловки здания. В соответствии с рекомендацией ИКОМОС облицовка фасадов предусматривается из местного камня. Проектом предусматривается фасадная поверхность, выполненная из натурального гранита, разработанного в Карелии. Предполагается использовать гранит фактуры «скала» имитирующей природный раскол породы с впадинами и вертикальными следами от буров.

Строительство нового здания музея имеет высокую социальную и культурную значимость. Реализация корректировки проекта позволит нейтрализовать факторы негативного воздействия нового строительства на универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и сохранить её целостность.
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка»
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка»
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка»
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка»
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка»
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка»
Новая программа здания © АБ «Рождественка»
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка»
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка»
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка»

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Григориос Гавалидис
  • Татьяна Гук
  • Игорь Членов
  • Александр Котенков
  • Энди Сноу
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Виталий Лутц
  • Алексей Полищук
  • Константин Ходнев
  • Даниил Лоренц
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Чобан
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Асадов
  • Алексей Орлов
  • Владислав Андреев
  • Иван Кожин
  • Александр Самарин
  • Сергей Кузнецов
  • Наталья Сидорова
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Анастасия Абашева
  • Дмитрий Климов
  • Николай Кикава
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Романов
  • Дмитрий Селивохин
  • Сергей Никешкин
  • Сергей Орешкин
  • Антон Лукомский
  • Андрей Михайлов
  • Наталия Шилова
  • Олег Мединский
  • Роман Леонидов
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Степан Липгарт
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Левон Айрапетов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Илья Машков
  • Владимир Ковалёв
  • Станислав Белых
  • Евгений Зеленов
  • Александра Кузьмина
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Анна Иванова
  • Николай Миловидов
  • Антон Ладыгин
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Буш
  • Раис Баишев
  • Алексей Гинзбург
  • Дмитрий Сухов
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Давыдов
  • Илья Уткин
  • Григорий Мустафин
  • Полина Воеводина
  • Василий Крапивин
  • Ростислав Цайзер
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Егор Донцов
  • Алексей Курков
  • Антон Надточий

Проект из каталога (случайный выбор)

ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова
Александр Асадов, Карен Сапричян, 2014 – 2015
ЖК «Ландыши» на ул. Островитянова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
  • Деловой комплекс FRAME
  • ЖК Дом 56
  • Туристско-информационный центр «Калужский Край»
  • Благоустройство ЖК Symphony 34
  • ЖК на Малой Сухаревской
  • ТЦ в Люберцах
  • ЖК City Bay. Квартал North
  • ЖК KING & SONS

Новости российской архитектуры:

Решетка Фарадея
26.04.2024

Решетка Фарадея

Андрей Асадов
Пройдя до половины
26.04.2024

Пройдя до половины

Сергей Орешкин
Четыре угла
24.04.2024

Четыре угла

Юрий Ширяев

Технологии:

18.04.2024

Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон

В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Элит Фасад/Elit Fasad 
18.04.2024

Обаяние романтизма

Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Dulux
09.04.2024

Навстречу ветрам

Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024

Вся правда о клинкерном кирпиче

​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи