RSS
Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка»

Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2017
  • место

    Архангельская область,
    п. Соловецкий
  • координаты
    65.020556, 35.713237
  • функция
    Культурный / Музей
  • теги
    send.project
Наринэ Тютчева
Rozhdestvenka Architects / Россия

авторский коллектив

Наринэ Тютчева – руководитель авторского коллектива
Игорь Потапов (ГИП), Кирилл Тюрин (ГАП), Галина Волжанская, Михаил Разумовский

Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка»

Архи.ру об этом объекте:

29.03.2018

Алёна Кузнецова. Ниже травы

Проект-корректировка архитектурного бюро «Рождественка» для недостроенного здания Соловецкого музея-заповедника получил одобрение экспертов. Разбираемся в деталях.

Соловецкий музей-заповедник попал под целевую программу Культура России еще в 2012 году, с тех пор он находится под пристальным вниманием экспертов и общественности. Тогда решили, что комплексу необходимо новое здание: чтобы хранить и реставрирова...   читать дальше
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка»

описание:

Архитектурное бюро «Рождественка» уже не первый год пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, которая возникла в результате строительства здания Соловецкого музея-заповедника. Сегодня пройден важный этап. Согласовано предложение по корректировки изначального проекта. Впереди много работы: дальнейшая проработка проекта и выход на стройку уже ближайшим летом.

Предыстория
В марте 2012 года (03.03.2012) – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в программу в числе прочих включено экспозиционно-административное здание музея Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Новое здание музея планировалось создать с целью освободить монастырский кремль от находящихся в настоящее время на его территории административно-научной части музея, создать единую многотемную экспозицию, централизовать и объединить большой и разрозненный ныне музейный комплекс, обеспечить нормативные условия хранения, консервации, реставрации и экспонирования музейных предметов и коллекций.

В мае 2014 года по заказу «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации начинается возведение здания музея на Соловках по проекту КБ «ВиПС . Проект трехэтажного здания, в визуальной близости с монастырем, на берегу святого озера, не прошел ни согласование на Научно-методическом совете Минестерства Культуры, ни получил согласование Юнеско. Проект вызвал большую волну протестов как российских, так и международных экспертов.

Строительство нового здания музея, показало, что опасения экспертов оправдались. Из-за высоты более 10 метров и масштаба, здание неизбежно входит в неуместное визуальное соперничество с монастырем, искажает исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. В результате многочисленных рекомендаций и требований Юнеско строительство было остановлено. 20.08.2016 на Соловках прошло совещание по развитию архипелага, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «строительство музея не продолжится до тех пор, пока новый, переработанный проект, переданный на рассмотрение в Центр всемирного наследия, не будет одобрен». На момент остановки возведены стены и плиты перекрытия первого и второго этажей.

Проект корректировки
Задачей проекта корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника было оценить и свести к минимуму все возможные негативные воздействия на выдающуюся универсальную ценность историко-культурного комплекса Соловецких островов. Влияние возводимого объекта на исторические панорамы и виды ансамбля Соловецкого монастыря должны быть минимизированы.

В целях устранения противоречия между выступающими объемами нового строительства и исторической морфологии застройки Соловецкого архипелага проектом предусматривается фрагментарный демонтаж конструкций первого и второго этажей. Демонтаж перекрытий и опор второго этажа позволит организовать озеленённую эксплуатируемую кровлю не значительно (около 1м) возвышающуюся над максимальной планировочной отметкой земли в юго-западной части участка.

Для визуального сокрытия основного объема музея предусматривается искусственная обваловка со стороны Святого озера, монастыря и территории музея ГУЛАГа. Обваловка будет являться продолжением повышенной части существующего рельефа.

Образованный таким образом зелёный холм покроет конструкции музея и эксплуатируемую кровлю ковром из местного разнотравья и мхов. Выступающие архитектурные объёмы на поверхности холма не предусматриваются. Такое решение предполагает деликатное вмешательство в существующий ландшафт, которое окажет минимальное влияние на окружающие объекты и не нарушит исторические визуальные связи.

В соответствии с рекомендациями ИКОМОС проектируемое здание не предназначено для реализации всех музейных функций. Функциональное назначение предусматривает главным образом хранение музейных фондов и публичную часть, которая составляет не более одной четверти общей площади. Объём здания разделён по функциональному принципу на две части внутренней улицей, из которой организованы отдельные входы в каждую функциональную зону здания. Со стороны монастыря и Святого озера входная зона полностью закрыта обваловкой.

Доступная для публики часть включает холл с кассой, информационной стойкой, магазином, гардеробом и санузлами, конференц-зал и зал открытых фондов.

Зона фондохранения имеет выделенную коридорами центральную часть, где сосредоточены помещения хранилищ. По световому фронту фасадов расположены помещения реставрационных мастерских, кабинеты научной и административной части.

Частично обвалованное здание имеет на поверхности фронт фасадов с южной и восточной стороны, Кроме того на внутреннюю улицу выходит северный и южный фасад, переходящий в подпорную стенку обваловки здания. В соответствии с рекомендацией ИКОМОС облицовка фасадов предусматривается из местного камня. Проектом предусматривается фасадная поверхность, выполненная из натурального гранита, разработанного в Карелии. Предполагается использовать гранит фактуры «скала» имитирующей природный раскол породы с впадинами и вертикальными следами от буров.

Строительство нового здания музея имеет высокую социальную и культурную значимость. Реализация корректировки проекта позволит нейтрализовать факторы негативного воздействия нового строительства на универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и сохранить её целостность.
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка»
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка»
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка»
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка»
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка»
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка»
Новая программа здания © АБ «Рождественка»
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка»
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка»
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка»

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталья Сидорова
  • Михаил Канунников
  • Валерий Лукомский
  • Василий Крапивин
  • Марина Егорова
  • Павел Андреев
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Сухов
  • Алексей Гинзбург
  • Алексей Орлов
  • Энди Сноу
  • Татьяна Гук
  • Ростислав Цайзер
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Роман Грибанов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Андрей Асадов
  • Александр Котенков
  • Раис Баишев
  • Степан Липгарт
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Кузнецов
  • Иван Кожин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Владимир Плоткин
  • Анастасия Абашева
  • Андрей Чуйков
  • Антон Надточий
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Скуратов
  • Константин Ходнев
  • Александр Самарин
  • Вера Бутко
  • Александр Асадов
  • Константин Таранов
  • Андрей Гнездилов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Никешкин
  • Антон Лукомский
  • Игорь Членов
  • Алексей Полищук
  • Сергей Чобан
  • Георгий Трофимов
  • Дмитрий Буш
  • Сергей Орешкин
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Юрий Виссарионов
  • Евгений Зеленов
  • Михаил Давыдов
  • Андрей Михайлов
  • Полина Воеводина
  • Всеволод Медведев
  • Григориос Гавалидис
  • Александр Скокан
  • Роман Леонидов
  • Николай Переслегин
  • Зураб Басария
  • Сергей Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Андрей Романов
  • Анна Иванова
  • Илья Машков
  • Виталий Лутц
  • Сергей Труханов
  • Станислав Белых
  • Евгений Подгорнов
  • Николай Кикава
  • Григорий Мустафин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Жилой дом Эстет
  • Жилой и культурно-досуговый центр на месте здания СЭВ
  • Пилатес Botanica
  • Академия Единоборств
  • Бизнес-центр на Ходынской
  • ЖК Portland
  • Кафе PIMS в Dubai Hills
  • Офис Stratera
  • Бутик женской одежды «Sashaskvo»

Новости российской архитектуры:

Силы магнетизма
21.02.2025

Силы магнетизма

Андрей Гнездилов
Пояс Ориона
20.02.2025

Пояс Ориона

Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин
Далеко гляжу
20.02.2025

Далеко гляжу

Илья Едемский
Время как театр
19.02.2025

Время как театр

Зоя Рюрикова

Технологии:

14.02.2025

Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER

В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Группа компаний BRAER
12.02.2025

Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов

На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
СИБАЛЮКС
27.01.2025

Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна

Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025

Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий

Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025

Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре

Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
ГК ДИАТ
другие статьи