Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка»
Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника

информация:

Наринэ Тютчева

Наринэ Тютчева /

/ Россия

АБ Рождественка /

Rozhdestvenka Architects / Россия
авторский коллектив
Наринэ Тютчева – руководитель авторского коллектива
Игорь Потапов (ГИП), Кирилл Тюрин (ГАП), Галина Волжанская, Михаил Разумовский


Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка»
Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

Архи.ру об этом объекте:

29.03.2018

Алёна Кузнецова. Ниже травы

Проект-корректировка архитектурного бюро «Рождественка» для недостроенного здания Соловецкого музея-заповедника получил одобрение экспертов. Разбираемся в деталях.

Соловецкий музей-заповедник попал под целевую программу Культура России еще в 2012 году, с тех пор он находится под пристальным вниманием экспертов и общественности. Тогда решили, что комплексу необходимо новое здание: чтобы хранить и реставрирова...   читать дальше
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка»
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

описание:

Архитектурное бюро «Рождественка» уже не первый год пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, которая возникла в результате строительства здания Соловецкого музея-заповедника. Сегодня пройден важный этап. Согласовано предложение по корректировки изначального проекта. Впереди много работы: дальнейшая проработка проекта и выход на стройку уже ближайшим летом.

Предыстория
В марте 2012 года (03.03.2012) – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в программу в числе прочих включено экспозиционно-административное здание музея Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Новое здание музея планировалось создать с целью освободить монастырский кремль от находящихся в настоящее время на его территории административно-научной части музея, создать единую многотемную экспозицию, централизовать и объединить большой и разрозненный ныне музейный комплекс, обеспечить нормативные условия хранения, консервации, реставрации и экспонирования музейных предметов и коллекций.

В мае 2014 года по заказу «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации начинается возведение здания музея на Соловках по проекту КБ «ВиПС . Проект трехэтажного здания, в визуальной близости с монастырем, на берегу святого озера, не прошел ни согласование на Научно-методическом совете Минестерства Культуры, ни получил согласование Юнеско. Проект вызвал большую волну протестов как российских, так и международных экспертов.

Строительство нового здания музея, показало, что опасения экспертов оправдались. Из-за высоты более 10 метров и масштаба, здание неизбежно входит в неуместное визуальное соперничество с монастырем, искажает исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. В результате многочисленных рекомендаций и требований Юнеско строительство было остановлено. 20.08.2016 на Соловках прошло совещание по развитию архипелага, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «строительство музея не продолжится до тех пор, пока новый, переработанный проект, переданный на рассмотрение в Центр всемирного наследия, не будет одобрен». На момент остановки возведены стены и плиты перекрытия первого и второго этажей.

Проект корректировки
Задачей проекта корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника было оценить и свести к минимуму все возможные негативные воздействия на выдающуюся универсальную ценность историко-культурного комплекса Соловецких островов. Влияние возводимого объекта на исторические панорамы и виды ансамбля Соловецкого монастыря должны быть минимизированы.

В целях устранения противоречия между выступающими объемами нового строительства и исторической морфологии застройки Соловецкого архипелага проектом предусматривается фрагментарный демонтаж конструкций первого и второго этажей. Демонтаж перекрытий и опор второго этажа позволит организовать озеленённую эксплуатируемую кровлю не значительно (около 1м) возвышающуюся над максимальной планировочной отметкой земли в юго-западной части участка.

Для визуального сокрытия основного объема музея предусматривается искусственная обваловка со стороны Святого озера, монастыря и территории музея ГУЛАГа. Обваловка будет являться продолжением повышенной части существующего рельефа.

Образованный таким образом зелёный холм покроет конструкции музея и эксплуатируемую кровлю ковром из местного разнотравья и мхов. Выступающие архитектурные объёмы на поверхности холма не предусматриваются. Такое решение предполагает деликатное вмешательство в существующий ландшафт, которое окажет минимальное влияние на окружающие объекты и не нарушит исторические визуальные связи.

В соответствии с рекомендациями ИКОМОС проектируемое здание не предназначено для реализации всех музейных функций. Функциональное назначение предусматривает главным образом хранение музейных фондов и публичную часть, которая составляет не более одной четверти общей площади. Объём здания разделён по функциональному принципу на две части внутренней улицей, из которой организованы отдельные входы в каждую функциональную зону здания. Со стороны монастыря и Святого озера входная зона полностью закрыта обваловкой.

Доступная для публики часть включает холл с кассой, информационной стойкой, магазином, гардеробом и санузлами, конференц-зал и зал открытых фондов.

Зона фондохранения имеет выделенную коридорами центральную часть, где сосредоточены помещения хранилищ. По световому фронту фасадов расположены помещения реставрационных мастерских, кабинеты научной и административной части.

Частично обвалованное здание имеет на поверхности фронт фасадов с южной и восточной стороны, Кроме того на внутреннюю улицу выходит северный и южный фасад, переходящий в подпорную стенку обваловки здания. В соответствии с рекомендацией ИКОМОС облицовка фасадов предусматривается из местного камня. Проектом предусматривается фасадная поверхность, выполненная из натурального гранита, разработанного в Карелии. Предполагается использовать гранит фактуры «скала» имитирующей природный раскол породы с впадинами и вертикальными следами от буров.

Строительство нового здания музея имеет высокую социальную и культурную значимость. Реализация корректировки проекта позволит нейтрализовать факторы негативного воздействия нового строительства на универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и сохранить её целостность.

Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка»
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка»
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка»
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка»
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка»
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Новая программа здания © АБ «Рождественка»
Новая программа здания © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка»
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка»
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка» открыть большое изображение
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка»
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка» открыть большое изображение

Наринэ Тютчева,

другие постройки:
  • «Екатерингоф», Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Барклянский
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Кожин
  • Александр Бровкин
  • Станислав Белых
  • Владимир Биндеман
  • Константин Ходнев
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Антон Ладыгин
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Селивохин
  • Роман Леонидов
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Антон Лукомский
  • Андрей Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Курков
  • Наталия Шилова
  • Зураб Басария
  • Михаил Канунников
  • Евгений Герасимов
  • Олег Шапиро
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Владимир Ковалёв
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Илья Уткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерия Преображенская
  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Антон Бондаренко
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Скуратов
  • Илья Машков
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Кузнецов
  • Павел Андреев
  • Валерий Лукомский
  • Николай Миловидов
  • Олег Карлсон
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Александр Попов
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Романов
  • Сергей Сенкевич
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Александра Кузьмина

Проект из каталога (случайный выбор)

Галерея Бронзовый брус
Михаил Белов, – 2002
Галерея "Бронзовый брус"

Постройки и проекты (новые записи):

  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»

Новости российской архитектуры:

Квартал исторического помола
26.09.2018

Квартал исторического помола

Алексей Пушкарев
Белая нить
25.09.2018

Белая нить

Александр Попов, Дмитрий Васильев
Дом под солнцем
24.09.2018

Дом под солнцем

Карен Сапричян, Александр Асадов

Технологии:

25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи