Вид со стороны Святого озера. © АБ «Рождественка»

Проект корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника

информация:

Наринэ Тютчева

Наринэ Тютчева /

/ Россия

АБ Рождественка /

Rozhdestvenka Architects / Россия
авторский коллектив
Наринэ Тютчева – руководитель авторского коллектива
Игорь Потапов (ГИП), Кирилл Тюрин (ГАП), Галина Волжанская, Михаил Разумовский

Вид с берега Святого озера. © АБ «Рождественка»

Архи.ру об этом объекте:

29.03.2018

Алёна Кузнецова. Ниже травы

Проект-корректировка архитектурного бюро «Рождественка» для недостроенного здания Соловецкого музея-заповедника получил одобрение экспертов. Разбираемся в деталях.

Соловецкий музей-заповедник попал под целевую программу Культура России еще в 2012 году, с тех пор он находится под пристальным вниманием экспертов и общественности. Тогда решили, что комплексу необходимо новое здание: чтобы хранить и реставрирова...   читать дальше
Вид на внутреннюю улицу. © АБ «Рождественка»

описание:

Архитектурное бюро «Рождественка» уже не первый год пытается повлиять на сложившуюся ситуацию, которая возникла в результате строительства здания Соловецкого музея-заповедника. Сегодня пройден важный этап. Согласовано предложение по корректировки изначального проекта. Впереди много работы: дальнейшая проработка проекта и выход на стройку уже ближайшим летом.

Предыстория
В марте 2012 года (03.03.2012) – в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)» в программу в числе прочих включено экспозиционно-административное здание музея Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

Новое здание музея планировалось создать с целью освободить монастырский кремль от находящихся в настоящее время на его территории административно-научной части музея, создать единую многотемную экспозицию, централизовать и объединить большой и разрозненный ныне музейный комплекс, обеспечить нормативные условия хранения, консервации, реставрации и экспонирования музейных предметов и коллекций.

В мае 2014 года по заказу «Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации» Министерства культуры Российской Федерации начинается возведение здания музея на Соловках по проекту КБ «ВиПС . Проект трехэтажного здания, в визуальной близости с монастырем, на берегу святого озера, не прошел ни согласование на Научно-методическом совете Минестерства Культуры, ни получил согласование Юнеско. Проект вызвал большую волну протестов как российских, так и международных экспертов.

Строительство нового здания музея, показало, что опасения экспертов оправдались. Из-за высоты более 10 метров и масштаба, здание неизбежно входит в неуместное визуальное соперничество с монастырем, искажает исторические панорамы архитектурного ансамбля и Святого озера. В результате многочисленных рекомендаций и требований Юнеско строительство было остановлено. 20.08.2016 на Соловках прошло совещание по развитию архипелага, на котором министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «строительство музея не продолжится до тех пор, пока новый, переработанный проект, переданный на рассмотрение в Центр всемирного наследия, не будет одобрен». На момент остановки возведены стены и плиты перекрытия первого и второго этажей.

Проект корректировки
Задачей проекта корректировки архитектурно-планировочного решения нового здания Соловецкого музея-заповедника было оценить и свести к минимуму все возможные негативные воздействия на выдающуюся универсальную ценность историко-культурного комплекса Соловецких островов. Влияние возводимого объекта на исторические панорамы и виды ансамбля Соловецкого монастыря должны быть минимизированы.

В целях устранения противоречия между выступающими объемами нового строительства и исторической морфологии застройки Соловецкого архипелага проектом предусматривается фрагментарный демонтаж конструкций первого и второго этажей. Демонтаж перекрытий и опор второго этажа позволит организовать озеленённую эксплуатируемую кровлю не значительно (около 1м) возвышающуюся над максимальной планировочной отметкой земли в юго-западной части участка.

Для визуального сокрытия основного объема музея предусматривается искусственная обваловка со стороны Святого озера, монастыря и территории музея ГУЛАГа. Обваловка будет являться продолжением повышенной части существующего рельефа.

Образованный таким образом зелёный холм покроет конструкции музея и эксплуатируемую кровлю ковром из местного разнотравья и мхов. Выступающие архитектурные объёмы на поверхности холма не предусматриваются. Такое решение предполагает деликатное вмешательство в существующий ландшафт, которое окажет минимальное влияние на окружающие объекты и не нарушит исторические визуальные связи.

В соответствии с рекомендациями ИКОМОС проектируемое здание не предназначено для реализации всех музейных функций. Функциональное назначение предусматривает главным образом хранение музейных фондов и публичную часть, которая составляет не более одной четверти общей площади. Объём здания разделён по функциональному принципу на две части внутренней улицей, из которой организованы отдельные входы в каждую функциональную зону здания. Со стороны монастыря и Святого озера входная зона полностью закрыта обваловкой.

Доступная для публики часть включает холл с кассой, информационной стойкой, магазином, гардеробом и санузлами, конференц-зал и зал открытых фондов.

Зона фондохранения имеет выделенную коридорами центральную часть, где сосредоточены помещения хранилищ. По световому фронту фасадов расположены помещения реставрационных мастерских, кабинеты научной и административной части.

Частично обвалованное здание имеет на поверхности фронт фасадов с южной и восточной стороны, Кроме того на внутреннюю улицу выходит северный и южный фасад, переходящий в подпорную стенку обваловки здания. В соответствии с рекомендацией ИКОМОС облицовка фасадов предусматривается из местного камня. Проектом предусматривается фасадная поверхность, выполненная из натурального гранита, разработанного в Карелии. Предполагается использовать гранит фактуры «скала» имитирующей природный раскол породы с впадинами и вертикальными следами от буров.

Строительство нового здания музея имеет высокую социальную и культурную значимость. Реализация корректировки проекта позволит нейтрализовать факторы негативного воздействия нового строительства на универсальную ценность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО и сохранить её целостность.

Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Вид на главный ход в общественную зону. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Вестибюль общественной зоны. © АБ «Рождественка»
Интерьер. Кабинет главного хранителя. © АБ «Рождественка»
Вид на фасад со стороны реставрационных мастерских. © АБ «Рождественка»
Вид с зеленого холма © АБ «Рождественка»
Вид на монастырь с лестницы © АБ «Рождественка»
Габариты нового здания музея согласно ранее утвержденного и реализуемого проекта 2013 года. © АБ «Рождественка»
Фотофиксация. Положение на октябрь 2017 года. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Существующее положение. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Демонтаж конструкций. © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Положение после демонтажа и возводимые конструкции © АБ «Рождественка»
Аксонометрия. Предложение © АБ «Рождественка»
Новая программа здания © АБ «Рождественка»
Схема функционального зонирования © АБ «Рождественка»
Схема развития Соловецкого музея-заповедника. © АБ «Рождественка»
Генеральный план. Существующее положение vs проектное предложение / Предложение © АБ «Рождественка»

Наринэ Тютчева,

другие постройки:
  • Музей Павла и Сергея Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке: реставрация, приспособление и дизайн экспозиции, Москва
  • Концепция развития и благоустройства территории Зарядья в г. Суздаль, Суздаль
  • Флигель-Руина Музея архитектуры: реконструкция, Москва
  • «Екатерингоф», Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Владимир Ковалёв
  • Григориос Гавалидис
  • Игорь Членов
  • Сергей Чобан
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Всеволод Медведев
  • Анастасия Абашева
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Реутт
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Николай Переслегин
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Переслегин
  • Александра Кузьмина
  • Андрей Асадов
  • Александр Скокан
  • Михаил Канунников
  • Антон Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Катерина Грень
  • Константин Ходнев
  • Сергей Никешкин
  • Ростислав Цайзер
  • Никита Явейн
  • Илья Уткин
  • Вера Бутко
  • Николай Миловидов
  • Георгий Трофимов
  • Станислав Белых
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Буш
  • Степан Липгарт
  • Евгений Герасимов
  • Татьяна Гук
  • Максим Гурвич
  • Анна Иванова (Баданова)
  • Андрей Михайлов
  • Павел Андреев
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Труханов
  • Наталья Сидорова
  • Александр Самарин
  • Александр Котенков
  • Алексей Орлов
  • Иван Кожин
  • Владимир Плоткин
  • Зураб Басария
  • Андрей Романов
  • Евгений Подгорнов
  • Василий Крапивин
  • Валерия Преображенская
  • Андрей Гнездилов
  • Наталия Шилова
  • Антон Надточий
  • Александр Асадов
  • Виталий Лутц
  • Евгений Волков
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Григорьев
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Полина Воеводина
  • Даниил Лоренц
  • Олег Мединский
  • Левон Айрапетов

Проект из каталога (случайный выбор)

Жилой клубный дом, 3-я Тверская-Ямская ул.
Александр Асадов, Андрей Асадов, 2004 – 2007
Жилой клубный дом, 3-я Тверская-Ямская ул.

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом-скобка
  • TOPWINEDOM
  • ФОК в Зеленограде
  • Здание Центрального телеграфа
  • Коворкинг Пушкин на Чёрной Речке
  • Концепция общественных интерьеров небоскреба Famous в ЖК Filicity
  • Брассерия Zoe
  • Архитектурно-градостроительный облик вестибюля станции метро «Электросила»
  • Реконструкция здания на 1-ой Фрунзенской улице. «Дом-самолет»

Новости российской архитектуры:

Бетон, дерево и кофе
16.05.2022

Бетон, дерево и кофе

Кирилл Ставцев
Винный дом
13.05.2022

Винный дом

Татьяна Лаптиева, Анжелла Якимович

Технологии:

04.05.2022

Клинкер как выразительное средство

Жилой дом «Одиннадцать Станиславского» вписан в историческую среду Таганки с помощью клинкерного кирпича Wittmunder Klinker индивидуальной сортировки.
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE, ADM
27.04.2022

Датское хьюгге с упором на экологию

Компания ROCKWOOL получила награду ECO FRIENDLY OFFICE за самый экологичный офис.
ROCKWOOL
18.04.2022

Приглашаем на вебинар «Стальной потенциал» массового жилого строительства и городской инфраструктуры
21 апреля, 11:00 – 12:00

Особенности стального строительства инфраструктурных объектов на примере реальных бизнес-кейсов: реконструкция площадки ГЭС-2 в Москве, развлекательный комплекс «Остров Мечты» и других.
Северсталь
06.04.2022

Потолки для мультизадачных решений

Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Knauf Ceiling Solutions
другие статьи