Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры» стартует с экспозиции в Хабаровске

Выставка организована в честь 90-летия со дня основания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В.Щусева, которое отмечается в этом году. 
Казанский вокзал в Москве. Архитектор Алексей Щусев, 1913 – 1949
© А. Щусев. Перспектива фасада, 1914. Фотобумага, картон, акварель

Экспозиции запланированы в трех городах: 
  • в Хабаровске в краевом музее имени Н.И. Гродекова – с 30 марта по 12 мая;
  • в Архангельске в областном краеведческом музее – с 6 июня по 21 июля;
  • в Пскове в Псковском музее-заповеднике – с 7 сентября по 27 октября. 
Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
© Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

Экспозиция включает подлинные предметы из коллекции Музея архитектуры им. А.В. Щусева: эскизы, чертежи, макеты и подлинные элементы декора, живопись и фотографии, включая лучшие памятники псковской, владимиро-суздальской, раннемосковской архитектурных школ, шатрового зодчества, эпох Петровского и Елизаветинского барокко, классицизма и ампира, историзма и модерна, авангарда, сталинской неоклассики и модернизма.
Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
© Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

Посетители выставки увидят авторскую графику архитекторов эпохи классицизма Матвея Казакова, Николая Львова и Афанасия Григорьева, мастеров эпохи историзма и модерна Леонтия Бенуа, Алексея Щусева и Фёдора Шехтеля, классиков советской архитектуры Георгия Крутикова, Ильи Голосова, Константина Мельникова и Ивана Леонидова, реконструкции древнерусских памятников, выполненные  учёным-реставратором Дмитрием Суховым, гравюры, литографии и живопись XVIII – XIX веков, фотографии классиков отечественного фотоискусства Ивана Барщевского, Александра Александрова и Сергея Шиманского.
  • zooming
    1 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    2 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    3 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    4 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    5 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    6 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    7 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    8 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова
  • zooming
    9 / 9
    Передвижная выставка «Шедевры из собрания Музея архитектуры имени А.В. Щусева. Десять веков русской архитектуры». г. Хабаровск
    © Фотография пресс-службы Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова

Особенность выставки – включение экспонатов, подсвечивающих яркие особенности местных архитектурных школ. Так, экспозиция в Архангельске представляет материалы по исследованию и реставрации памятников деревянного зодчества. В Хабаровске акцент сделан на конкурсные проекты Дальнего Востока первой половины XX века. А псковская экспозиция включает расширенную коллекцию образцов средневековой храмовой архитектуры.
Проект Мемориала Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади и административное здание в Зарядье в Москве, 1949
© Д. Чечулин. Копия

  • zooming
    1 / 13
    Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья в Пскове, 1521
    © В.Козлов Вид с реки Великой, 1964. Бумага, картон, акварель
  • zooming
    2 / 13
    Церковь Ильи Пророка в Ярославле Середина XVII века
    © С. Глушков. Вид с площади, 1986. Бумага, цветная линогравюра
  • zooming
    3 / 13
    Юромский погост в Архангельской области. Реконструкция
    © В.Н. Козлов 1974. Бумага, акварель, тушь, гуашь, белила
  • zooming
    4 / 13
    Храм Христа Спасителя в Москве, Архитектор Константин Тон, 1837 – 1860
    © Неизвестный автор. Вид со стороны Кремля, 1867. Бумага, хромолитография
  • zooming
    5 / 13
    Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, 1690 – 1704
    © Неизвестный автор. Вид с юго-запада. Фотография 1940-х. Копия
  • zooming
    6 / 13
    Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве 1410 – 1427
    © Б.Томбак Кокошники. Фотография 1977 года. Копия
  • zooming
    7 / 13
    Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Архитектор Петрок Малый (Фрязин), 1528 – 1532
    © Н. Тамонькин. Вид с северо-запада, 1939. Картон, карандаш, акварель, белила
  • zooming
    8 / 13
    Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде, 1352. Расписана в 1363.
    © Н.Толмачевская Архангел Гавриил. Копия фрески в притворе 1930. Копия
  • zooming
    9 / 13
    Главный дом усадьбы Кусково в Москве Архитекторы: Шарль Де Вайи, Карл Бланк, 1769 –1775
    © Н. Тамонькин. Вид анфилады комнат из Столовой, 1949. Бумага обёрточная, карандаш, акварель, белила, лак
  • zooming
    10 / 13
    Собственный дом-мастерская Константина Мельникова
    © Архитектор Константин Мельников, 1927 – 1929. Макет, 2015. Пластик
  • zooming
    11 / 13
    Торговый центр в Набережных Челнах. Начало 1970-х
    © Архитектор Олег Губаревич. Копия
  • zooming
    12 / 13
    Дальневосточный банк в Хабаровске. Архитектор Владимир Владимиров, 1927 – 1928
    © В. Владимиров. Перспектива 1927 – 1928. Бумага
  • zooming
    13 / 13
    Конкурсный проект павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1961
    © Е. Розанов, В. Атанов, А. Степанов, В. Шестопалов, З. Брауде. Копия

Марина Бондарева, председатель Попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга»:
«Архитектурное наследие нашей страны – это невероятная ценность, которую мы ещё продолжаем осознавать. В юбилейный год Музея архитектуры имени А.В. Щусева для нас особенно важно продолжать совместную миссию по сохранению и популяризации архитектурного достояния. Передвижные выставки в таких разных городах – Хабаровске, Архангельске и Пскове, – не только продемонстрируют уникальность развития архитектуры в каждом регионе, но и проявят те черты, что объединяют нас в общее культурное пространство».
 
Ксения Смирнова, заместитель директора Музея архитектуры им. А.В. Щусева по просветительской деятельности, куратор проекта:
«В отличие от живописи и скульптуры, чувствовать, читать и, главное, понимать архитектуру – непросто. Рассказывать о ней ещё сложнее. Однако именно архитектура, как вид искусства, объединяющий и монументальную живопись, и скульптурное убранство, и декоративно-прикладное искусство, является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Для нас было очень важно показать богатство и разнообразие русского зодчества, научить ценить и любить наследие каждого из городов».

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева:
«Архитектура – особый вид искусства, который не может существовать вне природно-климатического и социального контекста. По этой причине рассказ об истории архитектуры – это разговор не об отдельных зданиях и их авторах, это разговор о духовной культуре и национальной идентичности, об уровне развития общества и его идеальных устремлениях. Для нас было важно на примере наиболее ярких памятников показать многовековую историю отечественного зодчества, как непрерывный путь расширения и трансляции опыта, интеллектуальных и художественных исканий. Все регионы страны на определенном историческом этапе вносили свой особый вклад в формирование отечественного архитектурного наследия, и передвижная выставка, имеющая единое смысловое ядро, будет включать в каждом из трех принимающих городов особый комплекс материалов, акцентирующих внимание на архитектуре региона». 

29 Марта 2024

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.