Глокализация vs Глобализация: итоги онлайн-дискуссии «Открытого города»

Что такое русский культурный код? Найдется ли место деревянной архитектуре в мегаполисе? Что нужно взять в будущее из наследства Советского Союза и дореволюционной России? Это вопросы архитекторы и исследователи обсуждали на четвертой онлайн-дискуссии «Глокализация: как традиционная архитектура побеждает мейнстрим и спасает экологию» в рамках образовательного проекта Москомархитектуры «Открытый город».

Участники дискуссии: архитекторы Тотан Кузембаев, «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева», Николай Переслегин, Kleinewelt Architekten, Анастасия Измакова, Wowhaus, а также Федор Савинцев, российский фотограф, путешественник, знаток русских дач и Андрей Павличенков, исследователь российской провинции, воссоздавший старинный русский терем в деревне Асташово Костромской области. Модератором дискуссии выступила Анастасия Железнова, городской стратег Studio Moscow, колумнист АфишаDaily, Forbes.

Смотреть дискуссию на youtube-канале «Открытого города»>>>

Глобализация + локализация

Недавно в обиход социологов вошел новый термин – «глокализация», возникший из соединения, казалось бы, несовместимых понятий – «глобализация» и «локализация». Это история о том, что, с наступлением глобализации усиливаются традиционные особенности стран и культур. Авторство термина принадлежит социологу Роланду Робертсону, считающему, что массовую культуру XXI века помимо США будут формировать несколько стран, и ведущая роль отводится Китаю, Японии и России. В связи с этим участникам дискуссии было предложено обсудить, как считывается русский культурный код не только извне, но и изнутри, что для нас представляет деревянное наследие прошлого и позапрошлого веков.

Может ли традиционная деревянная архитектура эволюционировать и вписаться в контекст современного мегаполиса? Вполне, если судить по опыту ряда европейских стран. Например, в Швеции и Норвегии уже строят деревянные небоскребы. В одной из высоток Норвегии все, включая шахты лифта, сделано из кросс-ламинированной древесины. Как показывают исследования, при возведении деревянных небоскребов в сравнении с бетонными объем выброса CO2 сокращается более чем на 500 тонн. Все чаще звучат прогнозы о том, что человечеству придется отказаться от строительства из бетона: это очень неэкологичный материал.

В России многие годы доминировало панельное массовое домостроение с домами и кварталами, похожими друг на друга, как близнецы. Сейчас мы наблюдаем, что люди устали от однообразия, они хотят видеть свои города и дома самобытными, непохожими друг на друга. Как архитекторы могут помочь городам вспомнить свой культурный код?

Тюменские ананасы и тульские пряники

Анастасия Измакова, ведущий архитектор московского бюро WOWHAUS, рассказала о своем опыте воссоздания исторического культурного кода места. Как-то бюро получило запрос из Тюмени на проект нового парка на озере Алебашево. Попутно была сформулирована просьба помочь выявить визульный код города. Архитекторы обратили внимание на то, что в городе исторически было очень развито народное творчество: мужчины занимались резьбой по дереву, женщины – ткачеством. В ходе изучения образцов было обнаружено, что часто в качестве сюжетов как в деревянной резьбе, так и на коврах присутствовали… ананасы. Оказалось, что в XIX веке одна из женщин города, Александра Ивановна Даудель, содержала Аптекарский огород, в оранжереях которого выращивались ананасы, которые импортировались в Сибирь и восточную часть России. Архитекторы адаптировали бренд «Тюменские ананасы» и использовали элементы структуры этого фрукта в оформлении набережной на главной площади города.

Как рассказала Анастасия Измакова, в работе над проектом по ревитализации исторического центра Тулы одну из идей подсказал самый известный символ города – тульский пряник. Архитекторы сразу отказались от идеи буквального копирования: это было бы чересчур даже для жителей города. Для оформления пространства (мощения набережных, рисунка клумб) были использован «пряничный язык» – мотивы орнаментов, украшающих сладости. Еще одна идея пришла из истории времен Ивана Грозного – Тульская засечная черта, часть оборонной системы города. Ее составляли не только организованные укрепления, но и просто поваленные деревья, мешавшие проходу противника. На детских площадках архитекторы использовали аналогии засечной черты: башни, которые можно «атаковать», пробираясь по бревнам, имитирующим поваленные деревья.

Wood-city по соседству с Москва Сити

Деревянные дома способны органично вписаться в городскую ткань мегаполиса, уверен архитектор Тотан Кузенбаев, автор бумажного проекта квартала Wood-city, одного из вариантов реновации территории рядом с Москва – Сити. На фоне монструозных башен квартал выглядел бы как Скандинавия. Как рассказал архитектор, квартал представляет собой образец деревянного домостроения, где показаны все его системы: каркасные, модульные, панельные и т.д. Одной из проблем реновации района стал тот факт, что жители пятиэтажек не хотели покидать свои дома. Тогда архитектор предложили сделать над реконструированными пятиэтажками деревянные надстройки в два-три деревянных этажа. Согласно его идее, пространство между пятиэтажками также застраивается деревянными конструкциями, в итоге получается замкнутый квартал, внутри которого – зона для отдыха для жителей. «Мы даже придумали способ, чтобы дерево не горело», – говорит архитектор. Увы, проекту не было суждено осуществиться.

«Радужных перспектив у деревянного домостроения в России я не вижу, – говорит Тотан Кузенбаев. – Сегодня строится то, что технологично и дешево в производстве. Дерево – материал не дешевый, он требует особого подхода. Использование материала пока ограничивают и градостроительные нормы. Хотя дерево в силу своей экологичности – это, безусловно, материал будущего».

Терем, терем, теремок, он затейлив и высок

Однажды Андрей Павличенков, увлекающийся памятниками деревянного зодчества, в деревне Асташово Костромской области обнаружил старинный полуразрушенный терем, словно сошедший со страниц русских сказок – с красивой резьбой, башенками, витражами. Местные жители рассказали, что его построил еще в конце XIX века разбогатевший крестьянин Мартьян Сазонов в подарок своей будущей жене. После революции теремок приспособили под сельсовет. В 1973 году крыша здания, не знавшая ремонта с момента постройки, стала протекать. Сельсовет переехал в другой дом, а терем забросили. К моменту, когда Андрей Павличенков увидел уникальное строение, терем имел плачевный вид: печи разобраны, окна выбиты, полы сломаны. «Возможно ли вернуть старый деревянный дом к жизни? Для меня это стало своего рода вызовом, – рассказал Андрей Павличенков. – На восстановление строения ушло 6 лет. Не знаю, хватило бы нам смелости взяться за терем, заранее зная об этом». Андрей выкупил разрушенный дом и начал его реставрацию. Чтобы восстановить утраченные детали терема, потребовалось изучать местную историю, традиции, найти старые фотографии. Когда начались работы, оказалось, что отдельные части терема прогнили настолько, что их пришлось разбирать, заменять пострадавшие фрагменты, и собирать заново. Зато сегодня полюбоваться сказочным теремом приезжают гости со всего света.

Дачные истории

Несколько лет назад, пролетая на вертолете над берегом Белого моря, фотограф и путешественник Федор Савинцев снял деревню, состоящую из маленьких разноцветных домиков. Эта фотография вскоре стала очень популярной. Устав отвечать на вопрос: «Разве в России бывает так красиво? Неужели там не все серое?»,фотограф отправился в местечко, расположенное рядом с Северодвинском, чтобы понять, почему же здесь такие необычные дома. Оказалось, что разноцветные домики на его снимке – не что иное, как «модернизированные» дачи. В советское время, когда не было ни денег, ни материалов, люди строили из остатков. Например, в одной из дач кирпичную кладку имитируют обрезки досок с мебельной фабрики. Другой домик обшит косой вагонкой: человек подбирал то, что удавалось находить. Разумеется, и красили домики по такому же принципу. «Самоидентичность для меня созвучна с этим маленькими садовыми домиками, – признается фотограф. Логическим продолжением этой истории стал проект в инстаграм, посвященный дачам Кратово. Фото каждого домика сопровождается ее историей. Например, к одной из дач архитектор Михаил Покровский, друживший с хозяевами, предложил добавить элемент «крыльев», чтобы отдать дань месту, связанному с авиацией. На сохранившемся архитектурном плане другой дачи видно, что она отражает тему советского детства: даже крыльцо украшено фигуркой пионера. Участники дискуссии попросили фотографа выкладывать проекты в открытый доступ, чтобы каждый желающий смог использовать их для строительства своего дома или дачи, продолжая тем самым советские архитектурные традиции.

«Я бы не делил архитектуру на глобальную и местную, – отметил архитектор Николай Переслегин. – Вряд ли Казаков, Шехтель, конструктивисты думали о том, что они именно русские или региональные архитекторы. Как и Макинтош, создавший великую шотландскую архитектуру. Они просто очень честно и профессионально делали свою работу. Благодаря этому мы любим города и страны, в которых они трудились. Работая над проектом, мы не думаем о том, что являемся московскими архитекторами, и обязательно должны сделать какую-то московскую вещь. Либо в работе есть элемент ценности, самостоятельного высказывания, послания к обществу, либо нет».

09 Июня 2020

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.