Автор текста:
Алла Павликова

Исследователи без диссертации, архитекторы военных объектов, инженеры, урбанисты: что рассказали руководители московских вузов об архитектурном образовании

15 Сентября 2016
Разговор об образовании, устроенный Москомархитектуры в формате пресс–конференции с участием ректора МАРХИ, президента Строительного университета и декана Высшей школы урбанистики, был призван предварить отчётную выставку ведомства под названием «Открытый город», проводимую, по словам организаторов. Выставка запланирована в Музее Москвы на 27-28 октября, ожидается, что в ней примут участие десять профильных архитектурных вузов, эксперты, проектировщики и девелоперы. По словам Сергея Кузнецова, цель выставки – создать площадку прямого взаимодействия работодателей и студентов. По словам Сергея Кузнецова, предстоящая выставка – эксперимент, однако он надеется, что она станет востребованной и как следствие, регулярной. Главный архитектор Москвы пообещал представить на выставке результаты «Сравнительного анализа образовательных программ в сфере городского планирования и архитектуры». Пока же он поделился только небольшой частью статистики. Так, конкурс в архитектурные вузы составляет в среднем 5,4 человека на место. В московских профильных вузах учится более 4000 человек, ежегодно выпускается более 780 архитекторов.
zooming
Пресс-конференция в информационном центре правительства Москвы. Фотография Аллы Павликовой
Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский рассказал, что за почти десять лет его руководства официальный образовательный стандарт изменился четырежды, вместе с ним менялись и программы архитектурного института. Обучение, как известно, привели в соответствие с европейскими стандартам: МАРХИ перешел на систему бакалавров, магистров и аспирантов. Прежние шесть лет обучения сокращены до пяти. Для аспирантов теперь не обязательно защищать диссертацию, зато появилась новая специальность – диплом исследователя и педагога. Открыт новый сектор: «Храмовое зодчество». Планируется ввести дисциплину, посвященную военной архитектуре. Образовательные программы института теперь больше ориентированы на исследование и анализ, следование принципам устойчивой архитектуры и энергосбережения, внимание к социологии, психологии и другим когнитивным наукам. «При этом мы со своей консервативностью все еще заставляем студентов работать руками – рисовать и чертить, от чего во многих западных школах уже давно отказались, – отметил ректор МАРХИ. – Однако это не мешает осваивать и современные технологии».

Умение работать руками Сергей Кузнецов назвал сильной стороной российского образования, базовым навыком, необходимым архитектору. Но, по словам Кузнецова, это не отменяет необходимости владения современными технологиями проектирования. «При проектировании зданий архитекторы сегодня заметно меньше работают руками, – отметил Кузнецов, – хотя, конечно, ещё рисуют. Но здесь вопрос не только владения инструментарием, вопрос в том, что компетенция архитектора ушла намного дальше и чуть ли не потеряла необходимость чертить и рисовать. Профессия архитектора теперь подразумевает, прежде всего, мыслительный процесс, генерацию идей, потому что техническую сторону на себя почти полностью взяла машина».

О том, как обстоят дела с архитектурным образованием в Московском государственном строительном университете, рассказал его президент Валерий Теличенко. Институт архитектуры и строительства в МГСУ был создан в 2005 году в рамках структурной реформы университета. Все начиналось с введения новой специальности «Проектирование зданий», где акцент был сделан на инженерную и техническую стороны проектирования с упором на реализацию в современных условиях города. Специальность, по словам Теличенко, сразу стала пользоваться огромной популярностью, а выпускники уже на третьем курсе знали, куда пойдут работать после института. Как объяснил Валерий Теличенко, такой спрос вероятнее всего объясняется большим дефицитом квалифицированных проектировщиков, владеющих всеми компьютерными программами.

Декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков рассказал, что школа, открытая в 2008 году Александром Высоковским, считает главной задачей создание единого профессионального языка для представителей всех предметных областей, так или иначе связанных с городом – это и юристы, и экономисты, и девелоперы. Школа задумывалась как научно-исследовательский институт и предлагает только магистерское образование. На сегодняшний день действуют три основных программы. Классическая программа, созданная Высоковским, продолжает и развивает идеи традиционного градостроительства, но по стандарту ВШУ. Программа «Город и технологии» разрабатывается совместно с бывшим главным архитектором Барселоны Висенте Гуайартом. Третья программа – «Передовые практики городского проектирования», готовится вместе с институтом «Стрелка».

Драматическое изменение городской среды и обслуживающих её институтов требует выработки новых урбанистических и архитектурных подходов, – уверен Новиков. Изменился запрос на физическое и архитектурное пространство города. И речь не только о регулярных социальных изменениях, которые имеют «поколенческую природу». Но и о технологических, касающихся строительных, информационно-коммуникационных и других технологий. Еще один аспект – переход от концепции застройки территории к концепции ее регенерации. Хороший пример – панельные пятиэтажки, которые никак не отвечают требованиям современного образа жизни и экономики. Но когда их такое огромное количество по всей стране, речи о сносе быть не может, возможна только регенерация, требующая деликатного и внимательного решения и средового, и экономического, и транспортного вопросов. И здесь магистерское урбанистическое образование оказывается крайне востребованным.

15 Сентября 2016

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.
«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.

Сейчас на главной

Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.
Музей на семи ветрах
В Шанхае на берегу реки Хуанпу построен музей Уэст-Банд. Авторы проекта – David Chipperfield Architects. Первые пять лет там будет показывать свои выставки Центр Помпиду.
Изгибы дюн
Комплекс апартаментов в Сестрорецке с криволинейными формами и выдающейся инфраструктурой, позволяющей охарактеризовать место как парк здоровья или дачу нового типа.
Отдых на Желтой реке
Бутик-отель Lost Villa шанхайской мастерской DAS Lab на границе Внутренней Монголии повторяет форму традиционного местного поселения.
Кирпич старый и новый
В центре Манчестера строится жилой квартал KAMPUS по проекту Mecanoo на 533 квартиры: жилье, кафе и магазины расположатся в новых корпусах и исторических складах из кирпича, а также в бетонной башне 1960-х годов.
Пресса: Где будет центр
Сейчас город — это прежде всего его центр, центром он опознается и остается в голове. Город будущего требует деконструкции центра настоящего. Вопрос: а будет ли у него другой центр?
Консоли над полем
Школьное здание по проекту BIG в пригороде Вашингтона составлено из пяти раскрывающихся как веер ярусов, облицованных белым глазурованным кирпичом.
Бегство из Вавилона
Заметки об инсталляции Александра Бродского для книг Анны Наринской – «Невавилонской библиотеке» в Центре толерантности.
«Вариации на тему»
Плавучие дома по проекту Attika Architekten на канале в центре Нидерландов получили фасады из фиброцементных панелей EQUITONE [natura].
Тонкая игра
Клубный дом в Большом Козихинском, – пример архитектурного разговора о методах и источниках стилизации, врастающей в современные тенденции. С ярким акцентом, вдохновленным работой Льва Бакста для «Дягилевских сезонов».
Профсоюзное движение
В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.
Визит в вечную мерзлоту
Архитекторы Snøhetta представили проект посетительского центра The Arc при Всемирном хранилище семян и Мировом архиве на Шпицбергене.
Пресса: Гидроэлектробазилика
Знаменитый итальянский архитектор Ренцо Пьяно и команда фонда V-A-C, основанного бизнесменом Леонидом Михельсоном, рассказали о будущем, пожалуй, самого амбициозного культурного проекта последних лет — ГЭС-2.
Опыты для ржавого ожерелья
Вторая российская молодежная архитектурная биеннале в Казани была посвящена реконструкции промзон. 30 финалистов выполнили проекты для двух конкретных участков столицы Татарстана. Представляем проекты победителей.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Велосипеды под холмами
Новая площадь по проекту COBE на кампусе Копенгагенского университета – это холмистый ландшафт, где есть стоянки для велосипедов, театр под открытым небом и «влажные биотопы».
Три корабля
Павильон Италии на Экспо-2020 в Дубае спроектировали архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati, Italo Rota Building Office и matteogatto&associati.
Течение краски
В Медийном центре парка Зарядье открылась выставка четырех художников, рисующих города: Альваро Кастаньета, Томаса Шаллера, Сергея Чобана и Сергея Кузнецова. Впервые в Москве такого рода выставка сопровождается иммерсивной экспозицией.
Мозаика функций
Комплекс Agora по проекту Ropa & Associés в Меце на востоке Франции соединил в себе медиатеку, общественный центр и «цифровое» рабочее пространство.
Книги в саду
Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.
Комиксы на фасаде
В бывшей мюнхенской промзоне открылось многофункциональное здание WERK12 по проекту MVRDV: сейчас оно вмещает рестораны, фитнес-клуб и офисы, но подходит и для любого другого использования.
Космический ветер
Построенный по проекту бюро ASADOV аэропорт «Гагарин» сочетает выверенную планировочную структуру и культурную программу с авторскими решениями – архитектурным и дизайнерским, в которых угадывается ностальгия по тем временам, когда наша страна шла в светлое будущее и космос был частью жизни каждого.
Пресса: Как в город вернется производство
В том, что постиндустриальный город ничего не производит, есть нечто тревожное. Понятно, что он производит знания и услуги, понятно, что он производит много чего для себя (поэтому пищевая промышленность в Москве даже растет), но как же без всего остального?
Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.