Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.09.2016

Исследователи без диссертации, архитекторы военных объектов, инженеры, урбанисты: что рассказали руководители московских вузов об архитектурном образовании

Алла Павликова

Разговор об образовании, устроенный Москомархитектуры в формате пресс–конференции с участием ректора МАРХИ, президента Строительного университета и декана Высшей школы урбанистики, был призван предварить отчётную выставку ведомства под названием «Открытый город», проводимую, по словам организаторов. Выставка запланирована в Музее Москвы на 27-28 октября, ожидается, что в ней примут участие десять профильных архитектурных вузов, эксперты, проектировщики и девелоперы. По словам Сергея Кузнецова, цель выставки – создать площадку прямого взаимодействия работодателей и студентов. По словам Сергея Кузнецова, предстоящая выставка – эксперимент, однако он надеется, что она станет востребованной и как следствие, регулярной. Главный архитектор Москвы пообещал представить на выставке результаты «Сравнительного анализа образовательных программ в сфере городского планирования и архитектуры». Пока же он поделился только небольшой частью статистики. Так, конкурс в архитектурные вузы составляет в среднем 5,4 человека на место. В московских профильных вузах учится более 4000 человек, ежегодно выпускается более 780 архитекторов.

Пресс-конференция в информационном центре правительства Москвы. Фотография Аллы Павликовой
Пресс-конференция в информационном центре правительства Москвы. Фотография Аллы Павликовой

Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский рассказал, что за почти десять лет его руководства официальный образовательный стандарт изменился четырежды, вместе с ним менялись и программы архитектурного института. Обучение, как известно, привели в соответствие с европейскими стандартам: МАРХИ перешел на систему бакалавров, магистров и аспирантов. Прежние шесть лет обучения сокращены до пяти. Для аспирантов теперь не обязательно защищать диссертацию, зато появилась новая специальность – диплом исследователя и педагога. Открыт новый сектор: «Храмовое зодчество». Планируется ввести дисциплину, посвященную военной архитектуре. Образовательные программы института теперь больше ориентированы на исследование и анализ, следование принципам устойчивой архитектуры и энергосбережения, внимание к социологии, психологии и другим когнитивным наукам. «При этом мы со своей консервативностью все еще заставляем студентов работать руками – рисовать и чертить, от чего во многих западных школах уже давно отказались, – отметил ректор МАРХИ. – Однако это не мешает осваивать и современные технологии».

Умение работать руками Сергей Кузнецов назвал сильной стороной российского образования, базовым навыком, необходимым архитектору. Но, по словам Кузнецова, это не отменяет необходимости владения современными технологиями проектирования. «При проектировании зданий архитекторы сегодня заметно меньше работают руками, – отметил Кузнецов, – хотя, конечно, ещё рисуют. Но здесь вопрос не только владения инструментарием, вопрос в том, что компетенция архитектора ушла намного дальше и чуть ли не потеряла необходимость чертить и рисовать. Профессия архитектора теперь подразумевает, прежде всего, мыслительный процесс, генерацию идей, потому что техническую сторону на себя почти полностью взяла машина».

О том, как обстоят дела с архитектурным образованием в Московском государственном строительном университете, рассказал его президент Валерий Теличенко. Институт архитектуры и строительства в МГСУ был создан в 2005 году в рамках структурной реформы университета. Все начиналось с введения новой специальности «Проектирование зданий», где акцент был сделан на инженерную и техническую стороны проектирования с упором на реализацию в современных условиях города. Специальность, по словам Теличенко, сразу стала пользоваться огромной популярностью, а выпускники уже на третьем курсе знали, куда пойдут работать после института. Как объяснил Валерий Теличенко, такой спрос вероятнее всего объясняется большим дефицитом квалифицированных проектировщиков, владеющих всеми компьютерными программами.

Декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Алексей Новиков рассказал, что школа, открытая в 2008 году Александром Высоковским, считает главной задачей создание единого профессионального языка для представителей всех предметных областей, так или иначе связанных с городом – это и юристы, и экономисты, и девелоперы. Школа задумывалась как научно-исследовательский институт и предлагает только магистерское образование. На сегодняшний день действуют три основных программы. Классическая программа, созданная Высоковским, продолжает и развивает идеи традиционного градостроительства, но по стандарту ВШУ. Программа «Город и технологии» разрабатывается совместно с бывшим главным архитектором Барселоны Висенте Гуайартом. Третья программа – «Передовые практики городского проектирования», готовится вместе с институтом «Стрелка».

Драматическое изменение городской среды и обслуживающих её институтов требует выработки новых урбанистических и архитектурных подходов, – уверен Новиков. Изменился запрос на физическое и архитектурное пространство города. И речь не только о регулярных социальных изменениях, которые имеют «поколенческую природу». Но и о технологических, касающихся строительных, информационно-коммуникационных и других технологий. Еще один аспект – переход от концепции застройки территории к концепции ее регенерации. Хороший пример – панельные пятиэтажки, которые никак не отвечают требованиям современного образа жизни и экономики. Но когда их такое огромное количество по всей стране, речи о сносе быть не может, возможна только регенерация, требующая деликатного и внимательного решения и средового, и экономического, и транспортного вопросов. И здесь магистерское урбанистическое образование оказывается крайне востребованным.