Подробно о вокзале мы рассказывали здесь; тут и съемка 2024 года, и немного истории изучения истории вокзала.
Дело в том, что проблема была заложена еще при его строительстве в 1930-е годы: вокзал построили на углу Отроча монастыря, снеся часть его построек; но не собор начала XVIII века. Высказывались разные идеи относительно мирного сосуществования вокзала и монастыря, но закончилось тем, что Речной вокзал «переносят» – то есть ломают и строят заново. Тем более что его центральная ротонда в 2017 году обрушилась и с тех пор здание пребывало в аварийном состоянии.
Как и предполагали «Хранители наследия» в 2021 году, новый проект предполагает снос вокзала и его строительство на новом месте – ближе к мысу, чтобы освободить место для полного восстановления ограды монастыря и церкви, где, по преданию, был задушен, по приказанию Ивана Грозного, опальный митрополит Филипп. И предание не доказано, и церковь многократно была перестроена еще в XVIII – XIX веках, а теперь ее построят заново, то есть она будет воспоминанием о «реликвии» своеобразного свойства. Но паломников к ней, вероятно, привлечь можно будет.
Подлинное же здание – впрочем, оно же виновато, из-за него снесли часть монастыря – построят заново. Его значение градостроительного акцента таким образом, в целом, надо думать, сохранится.
Но постройкой 1930-х оно все же быть перестанет.
Проект переноса Речного вокзала в Твери на новое место
Группа «ВИС»
Каким образом восстановит здание инфраструктурный холдинг, сложно сказать. В основном он занимается возведением дорог, мостов и поликлиник – то есть, собственно, городской и транспортной инфраструктуры; но строит и, по проекту ТПО «Резерв», якутский Арктический центр.
В общем и целом, происходящее кажется компромиссом между интересами людей, которые хотят видеть монастырь полностью восстановленным и теми, кому нравился вокзал. Только вот вызывает этот вид компромисса некие эстетические разногласия. Какой-то он, с одной стороны, дорогостоящий; хотя да, можно предположить, что реставрировать старое здание вокзала 1930-х было бы дороже. С другой же стороны, компромисс этот какой-то... пластмассовый. Как будто он говорит нам о том, что – если надо будет, все построим, любую реликвию, и для почитателей митрополита, нешуточно критиковавшего политику Ивана IV, – и для ностальгирующих по советской власти, солнечные блики которой можно без труда разглядеть с приречных колоннадах вокзала. Любые причуды, так сказать, по вашему желанию.
Нет только одного: современного взгляда на наследие и работу с ним.
