Конец неопределенности

Зданием-лауреатом премии Мис ван дер Роэ второй раз подряд стала реконструкция крупного послевоенного жилого массива. В этом году это комплекс Cité du Grand Parc на 530 квартир в Бордо, модернизированный по проекту архитекторов Lacaton & Vassal.

mainImg
Премия Мис ван дер Роэ, присуждаемая Еврокомиссией и барселонским Фондом Мис ван дер Роэ – официальная главная архитектурная награда ЕС, на которую также могут претендовать архитекторы и здания из стран-партнеров по программе Creative Europe, к примеру, из Норвегии, Албании или Грузии. Лучшие сооружения и их авторов награждают каждые два года. В 2017 премия отметила реконструкцию многоквартирного дома «Клейбург» в Амстердаме – 11-этажного здания на 500 квартир длиной 400 метров, построенного на рубеже 1960-х – 1970-х в печально известном районе Бейлмермер. После реновации по проекту NL Architects и XVW architectuur он получил «модное» название deFlat Kleiburg, но остался доступным жильем.
 
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Philippe Ruault
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Philippe Ruault
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Philippe Ruault
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Philippe Ruault

То же самое можно сказать и о лауреате этого года – реконструкции корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc в Бордо, которой занималось бюро Lacaton & Vassal совместно с Frédéric Druot Architecture и Christophe Hutin Architecture. Эти три здания в общей сложности на 530 квартир – часть массива на 4000 квартир, появившегося в начале 1960-х. Франция, где подобные «большие ансамбли» очень распространены, давно занимается их реновацией, реконструкцией и общей реабилитацией в рамках национальной программы, и ее опыт заслуживает пристального изучения. Но даже на фоне немалого числа интересных проектов выделяются работы Анны Лакатон и Жана-Филиппа Вассаля, разработавших метод реновации многоэтажных домов, которая значительно повышает качество жизни их обитателей, хотя проводится без их выселения.
 
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc / Lacaton & Vassal, 2017
© Philippe Ruault
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Philippe Ruault
Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Philippe Ruault
  • zooming
    1 / 5
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Lacaton & Vassal
  • zooming
    2 / 5
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Lacaton & Vassal
  • zooming
    3 / 5
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Lacaton & Vassal
  • zooming
    4 / 5
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Lacaton & Vassal
  • zooming
    5 / 5
    Реконструкция корпусов G, H, I комплекса Cité du Grand Parc © Lacaton & Vassal

Первым их опытом была парижская жилая башня «Тур Буа Ле Претр», получившая национальную архитектурную награду в 2011 (о ней мы писали тут). О награжденном премией Мис ван дер Роэ комплексе в Бордо Архи.ру подробно рассказывал здесь и здесь. Жюри отметило, что в условиях сокращения площади в новых социальных домах Европы здесь жилое и общественное пространство было, напротив, увеличено, стало качественней и даже «поэтичней». Кроме того, особо отмечены отведенная архитекторами угроза сноса (как минимум, не экологического решения проблемы) и их очень пристальное внимание к живущим в домах людям, их проблемам и нуждам. Заказчиком выступил Aquitanis - жилищное подразделение правительства метрополии Бордо.
 
Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
© Jordi García

Параллельно среди номинированных на премию 383 сооружений из 38 стран жюри под председательством датского архитектора Дорте Мандруп выбрало лучших начинающих профессионалов: это тулузское бюро BAST, отмеченное за здание школьной столовой в Монбрэн-Бокаж в Пиренеях на границе с Испанией. Экспертам понравилась крайне четкие решения на этапах проекта и реализации при скромном бюджете, сочетающиеся с вниманием к контексту деревни и природного ландшафта. Новое здание дополняет школу на 61 ученика, ограничивая ее двор физически, но не визуально.
 
Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
Предоставлено Fundació Mies van der Rohe
Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
Предоставлено Fundació Mies van der Rohe
Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
Предоставлено Fundació Mies van der Rohe

Жюри премии так подвело итог своей работе: «Мы выходим из долгого периода неопределенности, которая теперь превращается в оптимизм и щедрость, и это порождает […] готовность рисковать с обеих сторон, у заказчиков и архитекторов.»

Церемония награждения пройдет 7 мая 2019 в Барселонском павильоне Людвига Мис ван дер Роэ.
Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
Предоставлено Fundació Mies van der Rohe
Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
Предоставлено Fundació Mies van der Rohe
  • zooming
    1 / 3
    Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
    Предоставлено Fundació Mies van der Rohe
  • zooming
    2 / 3
    Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
    Предоставлено Fundació Mies van der Rohe
  • zooming
    3 / 3
    Школьная столовая в Монбрэн-Бокаж. Мастерская BAST
    Предоставлено Fundació Mies van der Rohe

11 Апреля 2019

Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
За коллективное жилье
Премией Мис ван дер Роэ – 2017 отмечена реконструкция огромного модернистского дома в Амстердаме; сопутствующая премия начинающим архитекторам также присуждена социальному проекту – корпусу на 5 квартир в пригороде Брюсселя.
Повседневное геройство
Пять финалистов архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ: на нее претендуют два жилых комплекса, два мемориала и здание, окруженное историческими постройками со всех сторон – даже снизу.
Национальный миф
Лауреатом Премии Мис ван дер Роэ за 2013 год стал концертный зал и конгресс-центр Harpa в Рейкьявике бюро Хеннинга Ларсена и Олафура Элиассона.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.