Счастье независимого творчества

Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.

mainImg
Новую книгу Андрея Бокова «Параллельная архитектура» я прочитала взахлеб на одном дыхании.

Читается легко, поскольку каждый сюжет, а их тут много, изложен емко, с уместными вкраплениями живописной литературности, точными красивыми характеристиками. И коротко, как будто книга рассчитана на современное сознание, которое принято считать «клиповым», подолгу не задерживающимся на одной теме. То есть, предположу, рассчитана и на молодежь.
А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если так, то хорошо, поскольку тему «параллельной архитектуры» советского времени совершенно нельзя признать раскрытой и понятной даже для человека, в какой-то мере интересующегося историей архитектурно-градостроительной сферы. В сознании присутствуют, скорее, пятна известных сюжетов и вспышки имен: НЭР, Гутнов, Глазычев, EDAS, Кирпичев, Ермолаев, бумажная архитектура. И довольно смутное представление о том, что это было не всё, что было еще много разного. 

Вот это разное в книге и собрано. Еремин, Шипков, Локтев, Иконников, Розенблюм, ВНИИТЭ, ЦНИИТИА. Итого десять глав с подглавами, от двух до семи, – порядка тридцати сюжетов.

Общий контур такой: в послевоенное время, прямо в 1955 году, архитекторам повелели отказаться от излишеств и упекли в проектные институты привязывать типовые проекты к местности. Но те, кто хотел большего, вырвались на просторы фантазии и свободного творчества, довольно многое сделали и придумали. 

Андрей Боков в своей книге показывает, что именно, как именно и кто придумал, какими были эти «щели», в которых ютился и развивался собственно творческий потенциал, и что из всего этого получилось. Как будто расчищает пыль и песок над витриной, где спрятано то, о чем многие из нас слышали, но знают смутно. Это очень важная миссия – хочется сказать: просвещенческая. 
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем более что тут счастливо сошлись две вещи: первое то, что Боков сам участник многих из описанных им «параллельных» групп и таким образом мы получаем информацию из первых рук активного очевидца, – а второе это его умение, как автора, излагать мысли письменно. Безусловно, очень значительное. Прочтя книгу, я начала теребить издательство вопросом: а насколько существенно ее редактировали? Говорят, почти нинасколько, и это тоже немаловажный момент. 
А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

То есть перед нами – рассказ о явлении из первых рук, и он, я бы так сказала, балансирует на грани между исследовательской работой историка и мемуарами. Умело и артистично балансирует. Задача – сложная, поскольку тот факт, что автор книги и есть участник, ликвидирует дистанцию между ним и явлением несмотря на прошедший отрезок времени. С конца 1980-х прошло 40 лет, и тем не менее, автор пишет о своем – сам. В таком случае неизбежно приходится прилагать усилия к выстраиванию дистанции. 
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Многие формулировки в книге, кажется, отжаты до последнего «сухого остатка», и тем не менее вовсе не высушены, а живы и афористичны. Текст состоит из плотно набранных максим, – итогов размышлений, выводов, утверждений, по ходу чтения ее так и хочется разобрать на цитаты. 

Вот например:
«Особенность российской действительности – упорное, носящее характер скрытого протеста сохранение рудиментов и пережитков академизма и в обучении, и в практике».

«Все архитекторы без исключения становятся клиентами огромного банка самых вдохновляющих и привлекательных идей, находящихся в глобальном обороте или встречающихся у ближайшего соседа, и совсем немногим удаются успешные банковские вклады». 

«...прожектеры быстро обнаруживают возможность монетизации собственного интеллектуального ресурса и стремительно превращаются из романтиков в прагматиков».

«Урбанистам и социальным активистам чуждо проектное сознание, то есть способность увидеть то, чего еще нет в действительности». 

«Видение превращается в товар, предмет экспорта-импорта на открытом глобальном рынке».

«...экогород и «цифровой город» при ближайшем рассмотрении также оказываются продуктами особого, внеархитектурного, архитектурно нейтрального видения, видения, не порождающего собственную форму, безразличного к физической форме и реализуемого практически в любой оболочке. Неполноценность, недосказанность и неполнота этого состояния никого не смущают, включая архитекторов».
 
Афористичность, а временами жесткость этих фраз, складывающихся в плотную ткань характеристик и утверждений, по-настоящему восхищает: браво, Андрей Владимирович, у вас надо многому поучиться. 

Отдельно к замечанию о мемуаристике: она здесь стоически заменена на лаконичное «...и я». Подкупает, когда там, где своему участию можно было на правах автора уделить несколько больше места – сказано попросту «...и я». Да, на этот лейтмотив нанизано все повествование, но оно не притормаживает ни на гордыне, ни на сентименальности. Какая-то прямо-таки аскетическая самодисциплина.

Которая, к слову сказать, совершенно не свойственна предисловию, написанному к книге Владимиром Паперным, там как раз скорее мемуары. 
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Можно ли считать книгу окончательно написанной историей «параллельной архитектуры»? Вот это, пожалуй, нет. Для истории не хватает конкретики, справок, деталей, уточнений. Сноски есть, но их маловато. Некоторую скоротечность изложения неплохо компенсирует обилие иллюстраций, позволяющих лучше усвоить и запомнить.

Итак, книга – существенный прецедент в информационном поле. Очень хорошо, что непрагматичные практики, усилия мечтателей и прожектеров послевоенных 45 лет собраны вместе очевидцем и участником.

Кроме того, это еще и хорошая литература. Одни только сравнения Гутнова с Глазычевым, мечтателей с прожектерами или Лужкова с Собяниным настолько хороши, что хочется их зафиксировать где-нибудь в граните. 
 
«<...> Гутнов всегда казался моложе своих лет и напоминал отличника старших классов. Глазычев походил на литературных персонажей вроде Паганеля или Дон-Кихота, то есть на людей, которых юными не назовешь.
Гутнов всегда следил за модой и не нарушал дресс-кода; Глазычев предпочитал экзотические наряды вроде ярких рубашек, шейных платков и пиджаков в клетку.
Глазычев избегал острых ситуаций и прямых конфликтов, Гутнов был великим полемистом и мастером малых бытовых и ресторанных скандалов.
Гутнов был полноценным продуктом советской системы образования. Глазычев обладал шокирующей эрудицией, знанием языков, а также словарным запасом и манерами непонятного происхождения<...>».


[Это не все, там много больше и это самое яркое место книги]
 
«Прогрессист, сторонник социально-политических преобразований и энтузиаст новаций мэр Юрий Лужков, подобно революционеру Ленину, сочувственно относился к традиционным культурным и художественным ценностям. Мэр Сергей Собянин, консерватор, сторонник ресоветизации и сдержанных, умеренных действий, оказался предрасположен к неомодернистской архитектуре в ее самой бескомпромиссной североевропейской, «протестантской» версии. При этом парадоксальные предпочтения мэров, выбор которых носит манифестационный характер и определяет общенациональную повестку, не вызывают когнитивного диссонанса. Заимствование западных одежд и фасадов по российской традиции, введенной с допетровских времен, принципиально декоративно, не сопровождается внутренними изменениями и вполне уживается с отечественным типом институтов и сложившимся устройством жизни».

[А вот про Лужкова с Собяниным всё].
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А.В. Боков. «Параллельная архитектура» оттепели и застоя. Визионеры последнего советского тридцатилетия. М., GARAGE. 2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Далее. Можно соглашаться или не соглашаться с понятием видение – мне оно ужасно не нравится, к этой кальке с vision не хочется привыкать, хочется какого-то другого слова. Но «визионерство» пафосно, а «параллельная архитектура», вынесенная в название книги, случайна. Нет пока подходящего названия, прижившегося как «бумажная архитектура», – такого, который помог бы обозначить более широкое явление, ее включающее. 

Но больше всего книгу портит пророческий учительный пафос, так удачно перекликающийся с отмеченной выше аскезой. То, что мне не нравится и в других текстах Андрея Бокова. Андрей Владимирович, как пророк, сначала рисует нам картину «золотого века» – а затем картину ужасающего распада. И указывает на укрытие для мечтателей и прожектеров:
 
«...повторить судьбу театра, сумевшего с появлением кинематографа не только выжить, но открыть новые для себя области приложения: от массовых зрелищ до перформансов и камерных импровизаций». 

По-человечески эту попытку – не просто изложить информацию, а воздействовать информационное поле, пробить лбом упругую стену новой реальности, также как и попытка указать путь – вполне понятна. Вызывает сочувствие, сопереживание, а временами какое-то даже чувство сообщничества. Хочется помочь и подтолкнуть, поскольку и сами-то мы не всегда нынешней, склонной к самовосхвалению реальностью, довольны. 

Кстати вот небольшое отступление: есть примеры того, как это самовосхваление прямо-таки ослепляет. На днях один журналист, беря одно интервью, сказал, что в книге Бокова «описывается скудная конкурсная среда и частная практика времен СССР». Дорогие господа, но суть книги то ведь совершенно в другом! Не в том, чтобы показать, как было плохо тогда и как хорошо сейчас, – ее смысл прямо противоположен. Она показывает, как в 1950-е – 1980-е было разнообразно, независимо и свободно – да, по недосмотру начальства, и тем не менее. И – как явление свободного архитектурного творчества рухнуло и распалось, столкнувшись в реалиями новой экономики. Боков эту новую реальность как раз и бичует, прямо как пророк. 

Ловя пророческие интонации начинаешь, как говорил Окуджава, думать о душе. 

Если обобщить, то в целом получается, что в период послевоенного модернизма из архитектуры вынули душу – тут-то она и отправилась погулять во все описанные визионерские практики, от конкурсов до детских студий. В постсоветский период рынок, наоборот, дал расцвести фантазиям, но он же душу и искушает: деньгами, конформизмом, добивает ревностью к звездам летающего цирка. Критика понятна, и многие замечания метки. И между тем пророческий дискурс – главная слабость книги. Как водится, отчасти она оборотная сторона силы: сила – в емких формулировках, слабость – в их не всегда обоснованности. Или почти никогда не обоснованности. 

Так вот на протяжении всей книги веришь автору как очевидцу, восхищаешься ясностью изложения, пытаешься запомнить, затвердить. А когда в конечной части наталкиваешься на что-то, с чем не согласен, на что-то шаблонное, – то и задумываешься: а так ли верны все утверждения, которые были раньше? Ведь они все почти как максимы и высказаны, бери – и верь. 

Как следствие, действительно ли предложенный рецепт возрождения мечтателей и прожектеров может сработать? 

А путь, на котором Андрей Боков видит возрождение визионерства, такой:
 
«Новая картина мира, способная сопровождать очередной культурный цикл, если в будущем и возникнет, то в итоге синергетического акта – пробуждения визионерского сообщества и появления у него верных союзников, спонсоров и друзей, представляющих власть, бизнес и общество. Этот акт может растянуться на неопределенное время, а может сжаться до момента прихода ярких лидеров-визионеров, до некого знакового события или до появления четко артикулированного внешнего запроса».
 
Как же все это... Вагнериански. 

И тем не менее, спасибо, Андрей Владимирович, за то что это книга теперь есть. 

26 Марта 2024

Похожие статьи
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
Подпольный город
Новая книга Андрея Иванова посвящена вернакулярным районам городов мира и заставляет подумать о вещах сверх того: например, степени субъектности человека, живущего в окружении застройки, «спущенной сверху» государством или архитектором. Прочитали книгу целиком и делимся своими впечатлениями.
Наше всё
Кто такой Щусев? В последние пару недель, с тех пор, как архитектору исполнилось 150 лет, на этот вопрос отвечают с разных сторон по-разному. Самый пространный, подробно иллюстрированный и элегантно оформленный ответ – выставка в двух корпусах Музея архитектуры на Воздвиженке. Четыре куратора, полтора года работы всего музея и экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Александры Шейнер. Рассматриваем и показываем, что там к чему.
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.