English version

В пространстве парка Победы

В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq
Проект жилого многофункционального комплекса элит-класса Victory park residences архсовет Москвы утвердил два года назад, а в сентябре уходящего года девелопер, компания ANT Development, начала продажи и строительство.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Участок расположен между «входной» восточной частью парка Поклонной горы и железной дорогой Киевской ветки; от станции Москва-Сортировочная сюда можно за 5 минут дойти пешком. Вдоль западной границы комплекса проходит улица Братьев Фонченко, а от парка комплекс отделяет спокойная двухполосная Поклонная улица. Зато к востоку от территории Victory park-а запланировано строительство развязки, ведущей от проспекта генерала Дорохова и ТТК в сторону улицы Барклая. От железной дороги и от развязки комплекс отступает, соответственно, на 50 и 25 метров.
  • zooming
    1 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 5
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Специфика окружения определена прежде всего соседством Парка Победы – по словам Сергея Скуратова, «грандиозного творения Анатолия Трофимовича Полянского». Комплекс не только повторяет название парка (в переводе – «Резиденции Парка Победы»), но и продолжает его планировочную сетку, ориентированную под углом к Кутузовскому проспекту, от стелы перед музеем к Триумфальной арке Осипа Бове. Пять корпусов вдоль Поклонной улицы символически, в уменьшенном масштабе, откликаются на пять поперечных аллей – мемориальных площадей парадной части парка, обозначающих пять лет войны, – рассказывает автор.
Дом на улице Фонченко. Макет
© Сергей Скуратов architects

Итак, северная линия жилых корпусов состоит из пяти одноподъездных башен, что позволяет «раскрыть» комплекс в сторону мемориального комплекса Парка Победы, подчеркнуть пространственные связи с ним и обеспечить больше видов в его сторону. Три корпуса вдоль южной границы, напротив, вытянуты продольно, они, как и прозрачные экраны между ними, призваны закрыть двор от железной дороги – хотя и сами дома, конечно же, всячески защищены от шума, прежде всего усиленными стеклопакетами. Таким образом ЖК Victory park повернут «спиной» к железной дороге и «лицом» – к парку Поклонной горы, также как и к проспекту и к пути из одноименного метро.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что история участка, на котором строится комплекс – достаточно сложная: в середине 2000-х здесь планировали самый большой в Восточной Европе океанариум под названием Посейдон-Парк. Провели конкурс, около 2008 года началось строительство, был выкопан котлован под два подземных этажа. Проект использует существующий котлован, а идея океанариума «переросла» в сложное многофункциональное общественное пространство стилобата. В числе функций сохранен небольшой – около 3000 м2 – океанариум в западной части, рядом с ним чуть севернее – кинотеатр и детский центр. В северо-восточном углу стилобата, ближе к метро, разместился выставочный комплекс, в юго-восточной части – фитнес со СПА и бассейном, а в юго-западной супермаркет. Центральное пространство занимает фудкорт с фишмарктом – рыбным рынком, окруженный кафе, магазинами и внутренним бульваром. С одной стороны, типологически это усложненный ТРЦ с элементами общественного центра, с другой – подобие города под крышей, сгруппированного вокруг «рыночной площади».
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-первый уровень, второй ярус
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко. Минус-второй уровень
    © Сергей Скуратов architects

Общественный стилобат расположен в минус-первом этаже, высота потолков в нем очень большая – около 8 метров. Ниже, в -2 этаже, расположен ярус подземной парковки. В построении стилобата умело использован перепад рельефа – он здесь значительный, чуть больше 12 метров, и удобный, так как со стороны парка и метро рельеф приподнят, что позволило организовать безбарьерные входы и въезды по склонам, пандусам и по прямой, по мосту. С южной стороны перепад высот позволил, во-первых, открыть фасад бассейна в фитнес-клубе для естественного света, а во-вторых, приподнять приватный двор жилых домов, размещенный на кровле стилобата, дистанцировав его таким образом от железной дороги. Внутри пространства переплетены – буквально перевязаны – пандусами, эскалаторами и травалаторами, так что рассматривать структуру в разрезе довольно увлекательно. Кроме того, жители домов смогут спуститься в общественную часть на лифте прямо из квартир.
  • zooming
    1 / 9
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 9
    Разрез 8-8. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 1-1. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 9
    Разрез 2-2. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 3-3. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    6 / 9
    Разрез 4-4. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 5-5. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 7-7. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 6-6. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Помимо того, что вся эта структура позволила ответить на непростое техзадание заказчика и уместить требуемую программу на участке, удобно организовав ее – она еще и формирует пластическую интригу. Уже глядя на разрезы и рендеры, можно почувствовать, что внутри, благодаря всем этим перепадам, склонам и мостикам, все будет небанально.

На кровле стилобата размещен двор жилого комплекса, с геопластикой и деревьями. Его поверхность – строго горизонтальная, он, напомним, на 12 с чем-то метров возвышается над проездом со стороны железной дороги, а со стороны парка, примерно по центру северного фасада, в него ведет мост, по которому можно будет войти во двор пешком и по нему же – въехать с Поклонной улицы на рампу, ведущую в подземную парковку. Перед жилыми корпусами с этой стороны проходит галерея – своего рода «портик» с деревьями вверху; она деликатно отделяет двор жилого комплекса от городской улицы.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Если в жилой двор с северной стороны можно войти по прямой, то входы в общественные части стилобата, напротив, возвышаются и понижаются. Приподнятая «голова» кортеновой «змеи» на северном углу акцентирует вход со стороны метро в выставочный центр. Похожая «голова входа» на северо-западном углу, со стороны парка, ведет в океанариум и кинотеатр.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Но в обоих случаях можно пройти и параллельно – по склону, плавно углубляясь под землю в уютных кулисах наклонного парка.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Фасад со стороны эстакады ЮДКП. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Фасад со стороны железной дороги. Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Интрига состоит в том, что, помимо удобного разведения потоков, нам постоянно предлагают новые пространственные ощущения, заставляют пережить пространство как открытое, закрытое, нарочито наклонное или, напротив, с прямой поверхностью под ногами. У разных мест – разный цвет и тон, разный угол освещения; словом, здесь, в этих перепадах и склонах, продумана масса впечатлений даже от простой прогулки. И заметим – с верхнего уровня как правило можно посмотреть вниз и наоборот, они связаны между собой еще и визуально. Предполагается, что здесь можно будет постоянно ощущать многоярусность, многослойность стилобата: ярусов где-то два, а где-то, со стороны северной галереи, даже и три.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Пологие сходы, ведущие в многофункциональный стилобат, направлены к небольшим открытым площадям с террасами кафе – своего рода оазису комфортной среды, как правило связанной в нашем сознании с центральными районами европейских городов. Углубленное расположение защищает их от ветра и делает уютными, – а обращенные сюда витрины кафе и магазинов подчеркивают городской характер пространства, провоцирующего к перемещению между бутиками и столиками кафе.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Надо сказать, что Сергей Скуратов, как он и сам подчеркивает в своем интервью, давно разрабатывает тему многоуровневого городского пространства – что достаточно редко для Москвы и других постсоветских городов, в основном предсказуемо-плоских. Сергей Скуратов как правило формирует вокруг своих домов пространственную интригу, так или иначе затрагивающую город вокруг: она складывается из мощных нависающих или «поворачивающих голову» консолей, из нетипичного мощения клинкерным кирпичом, приямков, образующих тихие проходы вдоль витрин, и, конечно, из перепадов уровней. Его дома: Эгодом и Art House, дом в Тессинском-1 и Skouratov House на улице Бурденко, – как будто даже радуются перепадам рельефа, поскольку такие перепады хорошо адаптируются к сценарию «скульптурного» города.

Но, конечно, самые сложные многоуровневые пространства созданы в ЖК «Садовые кварталы» с их мостиками во дворах, сквозной «Дорогой в школу» и общественной площадью в центре: значительные перепады искусственного рельефа формируют не меньше трех уровней восприятия и в сумме дают совершенно особенное эстетическое напряжение даже при простом проходе по комплексу: он буквально заставляет «читать» себя не только по горизонтали, но и по вертикали, смотреть то вниз, то вверх, оценивать высоту и вертикализм. Пожалуй, ЖК Victory park – самый яркий пример развития находок «Садовых кварталов». Интересно будет по нему пройтись после завершения строительства.

Если в общественной части соседствуют стекло и кортеновая сталь, то на главных, обращенных к парку фасадах жилых корпусов – камень и стекло, причем этажи объединены по два, вертикали плавно утоньшаются со стороны парка, а стекло на скругленных углах – моллированное, изогнутое, что позволяет подчеркнуть исключительность его «драгоценной» фактуры: футуристичное стекло напоминает какое-то силовое поле, натянутое между тонкими вертикалями.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects

Перемычки планируется облицевать светло-бежевым доломитом, похожим по цвету на камень фасадов музея Победы – еще одна дань соседству мемориального парка. Заметим однако, что цвет – чуть светлее «сталинских» домов Кутузовского проспекта, но все же напоминает и о них; кроме того, соблюдая высотные ограничения, 10-11-этажные корпуса «подхватывают» высоту соседних домов. Но, поскольку от красной линии проспекта Victory park отстоит на 330 м, с этой стороны он выглядит как отдаленный квартал, отчасти скрытый за холмом: дома по высоте кажутся даже меньшими, чем часовня Святого Георгия. Так что вполне можно поддержать слова Сергея Скуратова о «растворении» комплекса в пространстве – сейчас перед парком Поклонной горы фронтальная городская застройка обрывается внезапно, а после строительства Victory park будет постепенно отступать, плавно переходя к более разреженной – уже не стена, а ряд отдельных объемов с градиентной чередой вертикальных «стел»-простенков, в строгой рядности которых, как и в цвете камня, также можно увидеть отклик на пилонады музея Победы.
Дом на улице Фонченко, проект. Встройка, вид со стороны Кутузовского проспекта
© Сергей Скуратов architects

Из квартир, среди которых, учитывая премиум-класс жилья, довольно часто встречаются просторные, площадью до 300 м2 в пентхаусах, панорамное стекло «в пол» откроет виды на парк – с этой стороны расположены лучшие лоты.
  • zooming
    1 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 3
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады, обращенные во двор, отличаются от внешних: здесь планируется использовать красноватый металл, кортен или медь, а частная и жесткая, вертикально ориентированная сетка напоминает кристаллическую – как будто «известковые скалы» домов разрезали по прямым линиям и «в ущелье» образовался двор. Над его холмами и деревьями, впрочем, нависают, как скальные консоли, балконы разного выноса – еще один уровень восприятия пространства, уже для жильцов квартир.
  • zooming
    1 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    2 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    3 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects
  • zooming
    4 / 4
    Дом на улице Фонченко
    © Сергей Скуратов architects

Фасады трех продольных, южных, корпусов решены несколько иначе, здесь больше меди, шире простенки и акцентирован аттик пентхаусов. Но и здесь медь встречается с камнем в градиентном ритме, который перекликается с рисунком боковых фасадов корпусов-башен.
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects
Дом на улице Фонченко
© Сергей Скуратов architects


Суммируя, можно сказать, что в проекте ЖК Victory park residences – много от «фирменного» почерка Сергея Скуратова, настолько, что наверное пора уже заговорить о появлении в Москве некоей группы домов премиум-класса, связанных с его авторством. Все они отличаются большим вниманием к окружающему ландшафту, в каком-то смысле «врастают» в свой участок или «вырастают» из него, формируя вокруг себя сложное городское пространство – необычное для московских жителей, и тем не менее определенное и контекстом, и особенностями территории, то есть «укорененное» на своем месте. Другая особенность – сочетание достаточно лаконичной современной формы с фактурным, цветовым и пластическим разнообразием: если представить эти дома в обходе, они будут все время поворачиваться каким-то новым ракурсом, – фасады, как и разноуровневое пространство стилобата, не дадут соскучиться, но в то же время они достаточно сдержанны. Такой только дом и следует строить границе с главным мемориальным парком Москвы – чье соседство, так или иначе, обязывает.
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК “Victory Park Residences”
Россия, Москва, улица Братьев Фонченко

Авторский коллектив:
С. Скуратов – руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв – главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв

2.2018 — 11.2018

Девелопер Ant Development
Генподрядчик Antteq

29 Декабря 2020

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.