28.08.2012

В стиле кода

Открыта экспозиция павильона России на архитектурной биеннале в Венеции.

информация:

Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография Ю. Тарабариной
Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Дизайн экспозиции российского павильона был секретом вплоть до дня его открытия. В начале августа кураторы Сергей Кузнецов и Сергей Чобан и комиссар павильона Григорий Ревзин рассказали журналистам о том, что планируют показать на биеннале проекты иннограда Сколково, однако загадочно умолчали о том, как именно это будет сделано, поведав только, что экспозиция будет «весьма неожиданной». Теперь секрет раскрыт окончательно и результат доступен для осмотра.

Основная экспозиция павильона построена на QR-кодах (быстро считываемых, quick response, двухмерных штрих-кодах) – квадратных графических картинках, которые сейчас активно используются для зашифровывания любой информации, от номеров железнодорожных билетов до справок об истории московских улиц. Однако в экспозиции павильона эти QR-коды используются отнюдь не привычным образом: из них составлены стены и потолки боковых залов, а в центральном зале – даже купол с оккулюсом. На зеркальный пол тоже нанесены подобия кодов. За панелями стен расположены лампы, которые плавно включаются и выключаются, то обозначая отдельные квадраты, то загораясь целиком – тогда стены начинают светиться мягким светом, и решетка кодов выглядит особенно ажурно.
Фотография Ю. Тарабариной
Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Фотография Ю. Тарабариной
Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение

В остальном залы совершенно пусты, но всем входящим выдают планшеты: ими нужно прицелиться на любой квадратик стены, затем нажать кнопку и посмотреть на планшете информацию об одном из экспонентов выставки. На которой показаны: информация о конкурсе на генплан иннограда, генпланы районов, сделанные их звездными кураторами, а также и результаты недавнего конкурса на жилье квартала Технопарка.

Планшеты прекрасно различают разницу между квадратами и каждый из них выдает информацию о «своем» проекте. Но человеческий глаз разницы между рисунками кодов не улавливает, и поэтому просмотр выставки либо получается несколько хаотическим (какой квадратик попался, тот проект и посмотрели), либо требует недюжинного упрямства: можно, подчиняясь машинной логике, последовательно смотреть квадрат за квадратом. Впрочем, можно посмотреть и с другой стороны: поиск информации превращается в увлекательную игру «найди проект» (архитектор Юрий Григорян на открытии долго, и кажется безуспешно, искал свой собственный).
Сергей Чобан, бюро SPEECH, куратор и автор экспозиции. Фотография Ю. Тарабариной
Сергей Чобан, бюро SPEECH, куратор и автор экспозиции. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение

Но смысл экспозиции, конечно же, не в том, чтобы познакомиться с проектами Сколково – они известны, к тому же входящим дарят значок с QR-кодом, в котором зашифрован адрес специального сайта, сделанного специально для выставки. На сайте все проекты представлены в более привычном виде. Суть же выставки в том, что она показывает будущую архитектуру Сколкова инновационно-цифровым способом, одновременно погружая зрителя в технологичную оболочку, заставляя взаимодействовать с ней посредством технических приспособлений. В кулуарах не раз вспомнили про «Газонокосильщика».
Один из боковых залов павильона России. Фотография Ю. Тарабариной
Один из боковых залов павильона России. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение

Образ интерьера (авторы экспозиции: куратор – Сергей Чобан, со-кураторы – Сергей Кузнецов, Валерия Каширина (nps tchoban voss)) получился сильным – стоит зайти в павильон только для того, чтобы ощутить эффект сетчатого купольного пространства. Это примерно как оказаться внутри фантастического фильма о космическом корабле, но не современного (где корабли чаще похожи на проекты Захи Хадид), а какой-нибудь фантазии 1970-х или даже скорее 1930-х.

Решение надо признать характерным для бюро SPEECH, не чуждого орнаментам и классическим мотивам. Архитекторы превратили совершенно прикладную форму QR-кода в рапорт геометрического орнамента, в ажурные модули, и построили из этих модулей очень жесткую сетку-схему классического симметричного интерьера с куполом в центре. Таким образом находясь внутри человек оказывается, с одной стороны, окружен работающей интерактивной сетью кодов, своего рода инфо-сферой. С другой стороны, составные части инфосферы трактованы как часть декоративного ковра, который мог бы существовать и вне информационного контекста как простое украшение.

Если куратор биеннале Дэвид Чипперфильд призывает в своем манифесте искать связи и корни – то можно сказать, что в павильоне архитекторов SPEECH найдена связь между современными технологиями и классической формой. Если же говорить о насыщении архитектуры смыслом – то здесь отыскивается, прямо как в манифестах Чипперфильда, несколько слоев помимо основного и уже названного (инновационная оболочка для показа архитектуры иннограда). В частности, хорошо известно, что в древних обществах орнамент был частью ритуала и наделялся магическим смыслом; потом он стал украшением; затем «преступлением». Теперь одну из его разновидностей сделали графическим кодом, то есть наделили вполне определенным цифровым смыслом, хотя он и продолжает оставаться красивым.

Надо сказать, что идея использовать красоту наделенных информационным смыслом точек QR-кода не нова, они встречаются в архитектурных проектах все чаще с тех пор, как эта технология получила распространение. Коды уже использовались как на фасадах (например, N Building в Токио, построенный бюро TERADADESIGN или колл-центр Телетек в Дижоне от MVDRV), так и в интерьерах. Так что SPEECH в данном случае вписались в рамки развивающейся (и вполне актуальной благодаря ее электронности и инновационности) темы. Но пошли дальше: не просто оформили стены кодовой шифровкой, но превратили сам код в оболочку, слепив эту оболочку по архетипическим архитектурным законам – последние компьютером не считаешь, но их может ощутить человек, находясь под сетчатым пантеонообразным куполом павильона, считав культурные паттерны исторической традиции (о которой, к слову, тоже часто напоминает куратор Дэвид Чипперфильд как о важной разновидности common ground-a).

На первом этаже павильона России показана символическая предыстория Сколкова: советские шарашки-наукограды, 37 рассекреченных в 1990-е городов из 62 существовавших. Два зала построены как своего рода черный (изнутри) «ящик», прорезанный светящимися круглыми отверстиями, которые светятся как звезды и отражаются в зеркальном полу. Через отверстия побольше на уровне глаз можно рассматривать увеличенные линзами картинки старых наукоградов и читать объяснения. По словам комиссара павильона Григория Ревзина, зрители в этих залах уподобляются иностранным шпионам послевоенного времени, подглядывающим за советскими строителями атомных подлодок и ракет – наукограды, как известно, занимались в основном оружием. Впрочем, памятники ракетам на зеленоватых картинках за выпуклыми линзами выглядят совсем не страшными, как старые газеты. И как-то не очень чувствуешь себя шпионом, а скорее – начинаешь сопереживать советским ученым с их лупами, кульманами и прочими доисторическими инструментами, вынужденных создавать свои инновации буквально «на коленке». Предполагается, что в Сколкове будет всё не так. Что же, поживем-увидим.

NB: Павильон России получил special mention (специальную премию) архитектурной биеннале в Венеции с формулировкой «за диалектический подход к российскому прошлому, настоящему и будущему, превращающий зрителей в своего рода электронных шпионов. Жюри погрузилось в его магическую мистерию и было увлечено ее визуальной подачей».
Первый этаж экспозиции: советские наукограды. Фотография Ю. Тарабариной
Первый этаж экспозиции: советские наукограды. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Один из наукоградов в круглом окошке. Фотография Ю. Тарабариной
Один из наукоградов в круглом окошке. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Комиссар павильона Григорий Ревзин. Фотография Ю. Тарабариной
Комиссар павильона Григорий Ревзин. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Константин Чернозатонский (бюро Treelev): именно он предложил кураторам идею QR-кодов, которая впоследствии стала основой дизайна павильона бюро SPEECH. Фотография Ю. Тарабариной
Константин Чернозатонский (бюро Treelev): именно он предложил кураторам идею QR-кодов, которая впоследствии стала основой дизайна павильона бюро SPEECH. Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Фотография Ю. Тарабариной
Фотография Ю. Тарабаринойоткрыть большое изображение
Архитектор Юрий Григорян
Архитектор Юрий Григоряноткрыть большое изображение
Главный редактор журнала Проект Россия Алексей Муратов
Главный редактор журнала Проект Россия Алексей Муратовоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
Отражение купола в полу центрального зала павильона. Фотография Елены Сычевой
Отражение купола в полу центрального зала павильона. Фотография Елены Сычевойоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

Проект из каталога (случайный выбор):

Жилой комплекс Opus Hong Kong
Фрэнк Гери, – 2012
Жилой комплекс Opus Hong Kong

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Дом IJburg
Марк Колер, – 2007
Дом IJburg

Технологии:

26.07.2016

Здоровая жизнь начинается со здорового дома

Проектируем и строим с VELUX.
VELUX (Велюкс)
26.07.2016

Клинкер для регенерации города

Фасады нового социального жилья Ocean Estate в центре Лондона облицованы клинкером Hagemeister, включая сортировку, разработанную специально для этого проекта.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.07.2016

Эксклюзивная опция для роллет – система блокировки аварийного подъема S-NHK

Эксклюзивное решение от «АЛЮТЕХ» – система блокировки аварийного подъема S-NHK.
АЛЮТЕХ
14.07.2016

ALT VC65. Витражное остекление, каким вы его себе представляли

ГК «АЛЮТЕХ» удалось объединить все пожелания в системе витражного остекления ALT VC65.
АЛЮТЕХ
13.07.2016

Чудо – дом из 3D-принтера с чудо-электроникой для интеллектуальных зданий от АББ

Арабские Эмираты ставят очередные рекорды в индустрии строительства и технологий.
АББ (АВВ)
11.07.2016

Каминный дом

Такой дом идеально подходит для организации семейных торжеств, праздничных мероприятий и деловых переговоров, а системы остекления позволяют превратить часть пространства или в открытую летнюю террасу, или надежно защитить каминную атмосферу снежной зимой.
ЮБК
другие статьи