English version

Квартал по вертикали

Владимир Плоткин и Роберто Мейер предложили московскому Сити новую типологию башни – квартала, состоящего из нескольких корпусов, поставленных «на плечи» друг другу и образующих силуэт в виде стилизованной буквы «М».

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
М-Сити (Проект BR)
Россия, Москва, ММДЦ "Москва-Сити", участок №17-18

Авторский коллектив:
(mvsa): Roberto Meyer, Barry van Waveren, Andrew Tang, Huub Larink; (reserve): Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Антон Егерев, Наталья Толмачева, Алексей Платонов, Елена Кузнецова, Анастасия Иванова, Ольга Чалова, Азат Хасанов, Ольга Просвирина

1.2012 — 4.2012
Проект сделан для того самого участка (номер 17-18), на котором Норман Фостер в 2005–2006 годах проектировал 600-метровую башню «Россия» – большого треугольника к северу от основного массива Сити, отгороженного от Третьего кольца невысоким по тамошним меркам корпусом «Северной башни». Строительство башни Фостера остановилось в конце 2008 года, площадку на три года заморозили, хотя не забыли (место слишком амбициозное) и постоянно обсуждали. В 2009-м году высоту здания решили понизить до 200 метров. В 2011 соинвесторы провели закрытый международный конкурс (единственный российский архитектор, который в нем участвовал – Сергей Скуратов).

Тот конкурс закончился осенью, а через пару месяцев, в декабре заказчики решили провести еще один. К участию пригласили, в числе прочих, ТПО «Резерв», предложив сделать проект в соавторстве с кем-нибудь из иностранцев. Владимир Плоткин пригласил голландское бюро MVSA Роберто Мейера и Йеруна ван Схоттена. Проект понравился заказчикам, и в феврале авторам даже сообщили, что он стал одним из  фаворитов конкурса. Однако через некоторое время выяснилось, что результаты конкурса отменили, и что будет построено на знаковой площадке – вновь неизвестно.
М-Сити. © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. © ТПО «Резерв» & MVSA

Архитекторы решили сделать свое здание одновременно знаковым (как все небоскребы) и оригинальным, то есть, в данном случае – непохожим на обычный небоскреб.

Весь участок занят стилобатом 9-этажной высоты, прорезанным треугольными отверстиями многоярусных атриумов и открытых внутренних дворов. Кровля девятого этажа покрыта зеленью, а дальше начинается самое интересное. Вместо того, чтобы последовательно расти вверх, как обычные башни всех Сити мира, здание радикально меняет концепцию: на зеленую кровлю стилобата поставлены три 23-этажных треугольных здания, разделенных между собой расстоянием от 20 до 50 метров. На крыши этих трех зданий, в свою очередь, поставлено еще два треугольных дома, по 19 этажей каждый. Верхняя отметка вписывается в принятое сейчас для участка высотное ограничение – его рост 224,8 метра. Есть второй вариант, 280 метров высоты, там в трех башнях по 33 этажа, а в двух верхних – 41.

Все вместе похоже на городской квартал из нескольких домов, которые встали друг другу на плечи как гимнасты в цирке или как карты в карточном домике. Это, мягко говоря, неожиданный способ наращивания массы: не классическая пирамида, не модернистская вертикаль и даже не более сложные «дом на ногах» или дом-«гора», тектоническое нагромождение квартир с террасами. Перед нами квартал, шагающий вверх не массой, а прямо единицами зданий. Причем это модернистский квартал (иначе ни у «Резерва», ни у MVSA и быть не может), поэтому объемы лаконичны и отнесены друг от друга достаточно далеко. Так в 1970-е полагалось строить городские микрорайоны.

Главных результатов два, их озвучивают в своем буклете сами архитекторы. Первое качество здания они называют прозрачностью. Прозрачность не буквальна – ее обеспечивают расстояния между корпусами: гигантские и упорядоченные, расположенные в шахматном порядке проемы превращают здание из нагромождения масс в крупную сетку, продуваемую ветром и позволяющую на просвет увидеть небо.

Во-первых, силуэт здания стал похож на букву «М», если смотреть на него фронтально со стороны Кремля или Кутузовского проспекта. Прямо скажем, здания в форме буквы М для Сити не новость, первым был проект Московской мэрии Михаила Хазанова, красная башня, напоминавшая зубец кремлевской стены. Однако в проекте Резерва/MVSA буква – очень геометризованная, почти пиксельная (именно так на компьютере выглядит очень мелкий шрифт, если его сильно увеличить). Стилизованная буква «М» со стороны Кутузовского проспекта оказывается слева от силуэта Сити, логически предшествует ему и получается условное «М»-Сити – что и дало название всему проекту. Так что проект до какой-то степени и противопоставлен, и при-ставлен к Сити, как неимоверная буквица перед средневековым текстом. Необходимая и непохожая.
М-Сити: принципиальная схема © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити: диаграмма © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити: диаграмма © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Макет © ТПО «Резерв» & MVSA

Функционально здание, как и все подобные мегаструктуры, смешанное. Три яруса подземной парковки, плюс четыре этажа парковок над землей образуют мощный «технический» ярус, в который встроено некоторое количество магазинов и гостиница. Выше стилобат занят офисами, сгруппированными вокруг упомянутых выше треугольных атриумов; они многоярусные и в проекте накрыты стеклянной сеткой и засажены разной висячей зеленью, способной напомнить офисным работникам тропический отдых, а тем, кто поначитаннее – сады Семирамиды. Из трех башен первого яруса две заняты офисами, одна апартаментами; обе верхние башни отданы апартаментам. Из них должны были открываться замечательные виды на Кремль: корпуса выстроены в ряд и повернуты под разными углами с целью уловить лучшие панорамы. К слову, проект начинался с идеи поставить на стилобат три треугольные башни, обратив их углами в сторону Кремля (так получается больше всего видов на памятник). Строить комплекс предполагалось в две очереди: сначала половину стилобата с гостиницей и три башни (две нижние, одну верхнюю), затем вторую часть стилобата и еще две башни, нижнюю и верхнюю, которая встала бы уголком на кровлю одной из башен первой очереди.
М-Сити. Атриум © ТПО «Резерв» & MVSA

Фасады комплекса после некоторых размышлений было решено сделать полосатыми, вынеся междуэтажные перекрытия террасами. Все здание таким образом напоминает кусочки аккуратного нарезанного слоеного пирога: тонкие  «слои» террас, блестящая стеклянная «начинка». Контуры слоистых террас то углубляются, утопая в стекле, то выступают, поворачивая свои любопытные «носы» в разные стороны, – их ненавязчивое мельтешение создает иллюзию жизни и разнообразия, усложняющяя декоративную систему фасада.
© ТПО «Резерв» & MVSA

Кроме того, как уже было сказано, здание планировалось серьезно озеленить, и не только в атриумах. Кровли стилобата и башен первого яруса архитекторы планировали превратить в полноценные скверы, засаженные не только травой, но и большими деревьями. Кое-где кусты появляются и на балконах перед окнами квартир и офисов; словом, все свободные плоскости должны были зарасти зеленью (помимо самых верхних, над которыми архитекторы с намеком изобразили небольшой вертолет).

Итак, перед нами большой и эффектный проект, до некоторой степени даже претендующий на типологическую новизну. Интересно и другое – этот проект сделан в соавторстве, причем, как кажется, вполне равноценном. Посвященный проекту буклет архитекторы снабдили несколькими страницами, на которых сопоставлено портфолио «Резерва» и MVSA. Из сравнения очевидны пластически переклички между постройками Владимира Плоткина и Роберто Мейера: те же чистые формы, летящие консоли, блестящее стекло, тщательность прорисовки лаконичной формы. Разумеется, есть и различия, и безусловно, интересно понять, что в этом проекте от MVSA, а что от «Резерва». В то же время это сложная (и до конца не разрешимая задача), так как очевидно, что архитекторы говорят на одном языке. Например, оживление строгой геометрии зданий посредством асимметричных пятен встречается в работах обеих мастерских; можно привести множество подобных совпадений.  
Сопоставление проекты ТПО «Резерв» (офис «Аэрофлота», слева) и MVSA (Ing house, справа). Из буклета проекта М-Сити

Например, зайдя на сайт бюро Роберто Мейера МVSA несложно заметить, что они с недавних пор тоже любят полосатые треугольники. Впрочем, в случае Сити тема очевидно была продиктована формой участка номер 17-18, треугольного как Кремль (архитекторы всячески сопоставляют свой треугольник с Кремлем на плане).

Однако в проекте Сити «треугольная» тема усложнилась и зажила собственной, по-своему увлекательной жизнью. Формы треугольников развиваются снизу вверх по вполне читаемым правилам от широких фигур к тонким и легким, и еще – от хаоса к порядку. Самый главный треугольник основания в сущности произволен, он занимает пятно застройки, поэтому на северо-западе у него отрастает небольшой «горбик», на южной стороне впадина, и южный «нос» слегка повернут. Треугольники основной, средней части, как дворы, так и башни, разномастны, среди них встречается даже одна трапеция, а атриумы сливаются с входным вестибюлем, образуя два замысловатых «рога». Однако уже на уровне средних башен возникает характерная для Плоткина пара – центральное и северное здание похожи, хотя и не совсем. Окончательно же порядок торжествует в самом верху: там две тонкие башни зеркально отражают друг друга. Любимый прием Владимира Плоткина – зеркальные пары, воплотился в этом конгломерате, скажем так, стереометрически, будучи осложнен темой «природного» роста и «тектонического» разнообразия.

В одном из первых вариантов форма здания была более жесткой: предполагалось поставить на стилобат три одинаковые треугольные башни, соединенные переходами. Потом архитекторы «разрезали» их на середине высоты и построили «пирамиду». Тогда и возник силуэт в виде символической буквицы «М». Подобного «вертикального квартала» нет в портфолио обеих студий – его, по-видимому, надо признать результатом совместной работы людей, говорящих на одном языке.
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
© ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Функциональное зонирование © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Распределение очеердей строительства. © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План нулевого этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 2-го этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 5-го, 6-го и 7-го этажей © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 9-го этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План 39 этажа © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. План этажа с апартаментами © ТПО «Резерв» & MVSA
М-Сити. Фасад © ТПО «Резерв» & MVSA
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
М-Сити (Проект BR)
Россия, Москва, ММДЦ "Москва-Сити", участок №17-18

Авторский коллектив:
(mvsa): Roberto Meyer, Barry van Waveren, Andrew Tang, Huub Larink; (reserve): Владимир Плоткин, Сергей Гусарев, Антон Егерев, Наталья Толмачева, Алексей Платонов, Елена Кузнецова, Анастасия Иванова, Ольга Чалова, Азат Хасанов, Ольга Просвирина

1.2012 — 4.2012

30 Мая 2012

Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.