Современный кирпич и системы креплений позволяют архитекторам создавать запоминающиеся фасады и решать многие задачи: вписывать здание в исторический контекст, бороться с монотонностью, добиваться теплоты и тактильности при отчетливо современном образе. Самая обычная кладка из пестрого кирпича ручной формовки способна превратить простую стену в художественное высказывание, а в умелых руках он превращается в мощный инструмент: лепит форму не хуже бетона, оттеняет другие материалы, ловит свет и играет тенями.
Производители делают многое, чтобы замыслы архитекторов воплощались как можно более тонко: выпускают кирпичи ромбовидной формы, используют местные глины, возрождают старинные технологии, разрабатывают все новые цвета и фактуры. При этом материальность кирпича – его цвет, шероховатости, толщина и форма – это только половина его потенциала. Вторая, не менее мощная – это способы его кладки, которых в последнее время, опять же благодаря новым технологиям, появляется все больше. О них мы и поговорим в этом материале.
Основа основ
Основа основ
У кирпича, как известно, две «рабочие» стороны: ложок – длинная, и тычок – короткая. Попеременное их использование позволяет получать множество типов поверхностей, создавать орнаменты и акценты. Иногда, чтобы традиционная кладка зазвучала по-новому, достаточно выдвинуть некоторое количество кирпичей за пределы плоскости стены, чтобы получилась объемная поверхность. Такой способ получил обобщенное название 3D-кладка и включает в себя множество вариаций. Рассмотрим некоторые из них, переходя от простых к сложным.
3D-узоры
Небольшие фрагменты 3D-кладки могут использоваться в качестве декоративного элемента, который подчеркивает тектонику здания и делает стену более интересной для разглядывания. Так в комплексе «Парк Апрель» за счет разного цвета облицовочного кирпича таунхаусы получают индивидуальность, а лаконичную форму и относительно плоскую стену дополняют «аппликации» из 3D-кладки – по сути это крестовая кладка, в которой тычок выдвинут наружу.
Выдвинутые ложки создают уже совсем иную, «плетеную» поверхность. К такому приему обратились архитекторы общежития в Лондоне, облицованного кирпичом ENGELS Mystique. Здесь большие поверхности стены «разбавляет» также клаустра – ажурный способ перевязки, при котором часть кирпичей в ряду вынимается, образуя перфорированную поверхность.
Еще один пример переосмысления традиционной кладки – апарт-отель Ye’s, спроектированный архитектурным бюро «Земцов, Кондиайн и Партнеры» при участии Nikken Sekkei. Главный фасад здания представляет собой многослойную композицию, которая олицетворяет связь прошлого и современного: внешний объем облицован камнем, внутренний – стеклом и керамогранитом, между ними – кирпичная «прослойка», но не вполне обычная. В самой что ни на есть традиционной ложковой кладке архитекторы слегка выдвигают ряды через один, что создает элегантную рифленую поверхность.
3D-полотна
Благодаря современным навесным системам стали возможны и более сложные способы укладки кирпича, которые сообщают ему совершенно новые эстетические качества.
В ставшем уже знаменитом петербургском «Депо №1» Артем Никифоров стену с 3D-кладкой называет «кулисой» – большая глухая поверхность действительно напоминает тяжелый театральный занавес, который хочется разглядывать и трогать. Секрет живой поверхности не только в кирпиче ручной формовки, но и в мастерстве укладки – в каждом ряду кирпичи немного смещены относительно друг друга, из-за чего возникает ощущение вибрации.
В ставшем уже знаменитом петербургском «Депо №1» Артем Никифоров стену с 3D-кладкой называет «кулисой» – большая глухая поверхность действительно напоминает тяжелый театральный занавес, который хочется разглядывать и трогать. Секрет живой поверхности не только в кирпиче ручной формовки, но и в мастерстве укладки – в каждом ряду кирпичи немного смещены относительно друг друга, из-за чего возникает ощущение вибрации.
В данном случае технология потребовала особого подхода и расчета: при проектировании навесной системы BAUT, с помощью которой кирпичный фасад крепится к стене здания, разрабатывались индивидуальные решения.
При реализации проекта «Депо №1» исходное здание оказалось слишком неровным: по вертикали были заметны большие отклонения. Поэтому каждый квадратный метр рассматривали отдельно и проектировали нужную длину кронштейнов. Для армирования кирпича при вертикальной кладке над окнами впервые применили систему DECOBAUT.
Облицовка фасада усложнилась тем, что начало кирпичной кладки было намного ниже несущих конструкций. При проектировании навесной системы BAUT, с помощью которой кирпичный фасад крепится к стене здания, разрабатывались индивидуальные решения. Так, получилось спроектировать и реализовать нестандартные понижающие пластины, которые помогли подвесить кирпичную кладку ниже несущей конструкции.
Облицовка фасада усложнилась тем, что начало кирпичной кладки было намного ниже несущих конструкций. При проектировании навесной системы BAUT, с помощью которой кирпичный фасад крепится к стене здания, разрабатывались индивидуальные решения. Так, получилось спроектировать и реализовать нестандартные понижающие пластины, которые помогли подвесить кирпичную кладку ниже несущей конструкции.
Другой пример: поверхность стены школы искусств «Saules skola» в Латвии напоминает лемех благодаря удачно подобранному цвету и способу кладки – кирпич развернут относительно плоскости стены под острым углом, причем направление в каждом ряду меняется, что создает сложную волнообразную фактуру. Этого, впрочем, архитекторам показалось мало, и они дополнили «лемех» другими «лоскутами». В результате фасад – как бы странно это ни звучало – словно соткан из кирпича, а брутальная форма здания уравновешена ремесленной проработкой облицовочного материала.
Пожалуй самый оригинальный способ работы с 3D-кладкой применила «Студия-44» в проекте академии танца под руководством Бориса Эйфмана: здесь кирпичи образуют орнамент из QR-кодов, которые при определенном освещении легко считываются смартфоном.
В завершение разговора о 3D-кладкой нельзя не вспомнить ЖК РАССВЕТ LOFT*Studio от DNK ag, где архитекторы уходят от плоскости стены, вылепливая из кирпича «плитки» с объемным орнаментом, которые дают глубокую игру света и тени и под разным углом воспринимаются как разные паттерны.