Авторский коллектив: Артём Никифоров, Михаил Воинов, Анастасия Лысенко, Ксения Татаринова
Рабочая документация:
Руководитель проекта: Никита Базжин
ГАП: Татьяна Панькова
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тип кладки, при котором кирпичи в ряду разворачивают ребром наружу, чаще всего под углом 45 градусов, называют «поребриком». Этот художественный прием известен давно – поребрик, чередуясь с бегунцом, нередко украшал барабаны и апсиды церквей, а также мог служить орнаментом, акцентирующим тот или иной элемент здания. В английской традиции этот тип кладки называют dog tooth – из-за зубчатого характера поверхности.
Исторически поребрик располагался в теле обычной кладки в основном тонкими поясами. Сегодня благодаря новым технологиям у архитекторов есть возможность делать «ребристой» или значительно большую поверхность и создавать новые фактуры. Системы кронштейнов BAUT, например, позволяют делать зубчатой всю поверхность стены, даже если она неровная, при этом располагать кирпичи друг над другом, в шахматном порядке или группами, сочетающими разные типы кладки.
Предлагаем познакомиться с тремя примерами «зубчатой» кладки, реализованными с помощью системы BAUT.
Кирпичный лемех
История школы дизайна и искусств Saules skola берет начало в 1917 году, когда в Даугавпилсе открылись курсы рукоделия. Сегодня учебное заведение предлагает серьезную художественную подготовку, а после недавней реконструкции у него появилось два запоминающихся корпуса в историческом центре города: среднюю школу выделяет изогнутый фасад с ярко-оранжевыми керамическими панелями и витражными окошками, а начальная, как ни странно, выглядит более строго – за счет кубической формы и материала отделки.
В изначальном проекте кладка кирпича воспроизводила традиционный солярный символ, что отсылает к названию школы: saules переводится как «солнечный». В итоговом варианте узор получился более абстрактным, зато фактура – более выраженная. Издалека кажется, что фасады школы состоят из нескольких «лоскутов», а вблизи становится видна рельефная поверхность, дающая богатую игру света и тени.
Плоские типы кладки чередуются с объемными, среди которых есть и «зубчатая». В этом проекте кирпич развернут по отношению к стене меньше, чем на 45 градусов, а направление ребра чередуется в каждом ряду, что создает ощущение колеблющейся, волнистой поверхности. Способ кладки в сочетании с цветом и неоднородной фактурой кирпича ручной формовки придает поверхности стены природный характер, вызывая ассоциации с лемехом, чешуйками шишек, шерстью или вспаханной землей.
Библиотека Академии наук Литвы имени Врублевских – одна из крупнейших в стране. Основное здание было построено в 1885 в центре Вильнюса. В ходе недавней реконструкции по проекту бюро Archinova было модернизировано книгохранилище, пристроенное к библиотеке в 1972 году – его полностью заменили на новое здание, восстановив в прежнем виде главный фасад, ценность которого заключалась в особом рельефе кладки.
Глухая стена без окон, защищающая книги и рукописи от солнечного света, разделена на большие сегменты, соответствующие пропорциям исторического здания. Сегменты акцентируют «рамы» из столбцов кирпича, уложенного без перевязи. Внутри этих рам – ровные и ритмичные складки кирпича, уложенного под углом. Фасад восстанавливали с помощью кронштейнов BAUT, в результате здание обрело первоначальный вид и качественную конструкцию фасада, отвечающую современным требованиям по звуко- и теплоизоляции.
Юрий Оганян, директор UAB Bautopas
Каждые 4,65 м – это высота этажа – к железобетонной балке крепился ряд кронштейнов с шагом 260 мм. Под кронштейнами вывешивалось полтора ряда вертикальной кладки. Ниже – деформационный шов. А на кронштейнах кирпич укладывали уступами. Зубчатую пустоту за кирпичами заполняли раствором. Вес кладки при этом вырастал в полтора раза, что было предусмотрено при расчете кронштейнов.
Бизнес-центр «Депо №1» в Санкт-Петербурге, построенный по проекту Артема Никифорова, стал живой классикой – полюбоваться и изучить кладку этого здания приезжают архитекторы и профессионалы строительного дела. Одна из самых приметных частей объекта – кирпичная «кулиса», отмечающая главный вход. Поверхность хоть и глухая, но не ощущается тяжелой или давящей – все дело в кирпиче ручной формовки и мастерстве укладки: в каждом ряду кирпичи немного смещены относительно друг друга, из-за чего возникает ощущение легкой вибрации, сбивающей монотонность.
Это часть здания по сути – реконструкция. Сохранившиеся стены оказались слишком неровными, по вертикали были заметны большие отклонения. Поэтому при проектировании навесной системы BAUT разрабатывались индивидуальные решения: каждый квадратный метр рассматривали отдельно, подбирая нужную длину кронштейнов.
Облицовка фасада усложнилась также тем, что кирпичная кладка начиналась намного ниже несущих конструкций. Специалистам BAUT удалось спроектировать и реализовать нестандартные понижающие пластины, которые помогли подвесить кирпичную кладку ниже несущей конструкции.