Зона комфорта

Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.

25 Декабря 2019
mainImg
Архитектор:
Михаил Микадзе
Оят Шукуров
Мастерская:
Хора https://xopapraxis.com/
Проект:
«Мой Социальный Центр»
Россия, Москва, Сущёвский Вал, 31 стр. 2

Авторский коллектив:
Михаил Микадзе (руководитель авторского коллектива), Оят Шукуров (руководитель авторского коллектива), Александра Ивашкевич (архитектор), Елизавета Ларцева (архитектор)
Проект благоустройства: АБ Новое
Навигация: ZOLOTOgroup

3.2019 — 4.2019 / 4.2019 — 6.2019

Подрядчик: ООО «СТМ»
Заказчик: Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы
Социальные центры запланированы в Москве как сеть мест для проведения досуга старшего поколения, по одному в каждом округе: планировалось, что первый пилотный центр откроется в Центральном, но так вышло, что его опередило СВАО, и раньше других открылось пространство в Марьиной роще. [UPD: согласно сообщению Департамента труда и соцзащиты города, СВАО был выбран среди московских округов для создания первого центра]. Его появлению предшествовало общественное обсуждение и выбор площадки: здание на Сущевском валу, 31 признали лучшим из-за достаточно просторной площади – 1642 м2, и удачного расположения: недалеко от автобусной остановки и подземного перехода под ТТК, за супермаркетом Billa.

Одноэтажное здание расположено во дворе бизнес-центра «Сущевский, 31» и широкой П-образной рамкой окружает его парковку. До превращения в социальный центр корпус сдавали в аренду как часть того же БЦ: внутри был офисный ремонт 2011 года, собственно же здание построено в конце 1950-х – начале 1960-х годов, оно – представитель промышленного или административного строительства времени оттепели: большие окна, высокие потолки, никаких «архитектурных излишеств». От архитекторов бюро Хора требовалось сохранить имеющиеся достоинства пространства – прежде всего, конечно, свет и простор, добавив уюта и узнаваемости: проект для города знаковый и должен живо демонстрировать обновление социальной сферы.

Работе предшествовал другой заказ Департамента труда и соцзащиты – на исследование мирового опыта создания социальных центров, прежде всего, их функционального состава – поэтому авторы участвовали и в создании программы центра. Ее основу составили пять основных зон: ресепшн-приемная, гостиная и творческая гостиная, зона спорта и здоровья с медицинским кабинетом, актовый зал и кухня-кафе.
План. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА

Внутрь мы попадаем через автоматические стеклянные двери, без ступенек, небольшой перепад высоты смягчен пандусом. Входов-выходов три: прямо по центру и симметрично в двух углах. Пространство интерьера вдоль обращенного во двор фасада с его крупными, почти до земли, окнами, решено как цельное, с минимумом перегородок – тематические зоны «перетекают» одна в другую и предполагают свободное перемещение, может быть даже прогулку. Вдоль окон расставлены плюшевые кресла с высокими спинками и даже «ушами» – популярный в наше время вид мебели обладает несколькими достоинствами, они не просто уютные, мягкие и удобные даже на вид, но еще и помогают создать ощущение приватности в открытом пространстве, полузакрытости и, как следствие, комфорта без потери простора. Это место, где можно спокойно беседовать, поглядывая за окно, или попросту отдыхать, наслаждаясь отличием обстановки от привычной домашней.
Общий вид. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА

Зона, назовем ее так, кресел перед окнами, больше всего похожая на собственно гостиную, перетекает в гостиную-библиотеку, которая занимает правый от входа северо-восточный угол. Стеллажи с книгами по стенам создают уют, а те же кресла с высокими спинками и похожие на них диваны сгруппированы вокруг столиков побольше, не таких «журнальных», как у окон, где-то – игровых, с шахматами. Здесь, в сочетании с темным деревом стеллажей, появляется темно-зеленый, сдержанно-прохладный цвет стен, который многим, вероятно, напомнит о «зеленой лампе» – была ведь даже такая передача – и в целом обстановку не столько гостиной, сколько кабинета.
Библиотека. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА

Поворачивая за угол, попадаем в зону розового цвета – для самостоятельной готовки и кулинарных мастер-классов (вот, к примеру, один уже состоялся), здесь оборудована кухня. За ней – самое настоящее кафе, в котором, однако, можно съесть и свою, приготовленную на мастер-классе, еду.
Кулинарная студия. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА

Левая, западная часть здания отведена для спорта и театра: начинается она со столов для пинг-понга, гимнастического зала и тренажеров, дальше, за поворотом, расположен актовый зал. В этой зоне оттенки цвета более сдержанны, преобладает светло-серый.
Актовый зал. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА
Медиа-гостинная. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА

Вдоль «темных» стен внешнего контура расположены пространства для мастер-классов, уроков и лекций, включая два медиа-зала за темными шторами. Закрытые пространства, впрочем, здесь возникают только там, где это необходимо, в остальном даже среди перегородок преобладают сдвижные и прозрачные, все отлично просматривается, и даже просто прогуливаясь по центру, можно видеть – где начинается урок работы с социальными сетями, а где бисероплетения, как беседуют в гостиной-библиотеке и как прыгают (кажется, постоянно) спортивно настроенные посетители вокруг столов пинг-понга. Любопытно, что зоны без перегородок, разного рода гостиные и связывающие их переходы, объединены «теплым» потолком из деревянных реек, а полузакрытые помещения – места для мастер-классов и актовый зал – получили актуальные в наше время потолки с открытыми коммуникациями, чьи главные достоинства – максимальная высота и возможность рассматривать их устройство.
Мастерская. Мой Социальный Центр
© фотограф – Андрей Орехов/ХОРА

Интерьер социального центра представляет собой интересный гибрид современного дизайна и латентной классики. Наиболее считываемый элемент традиции – это, конечно же, мягкие кресла с высокими спинками, или, к примеру, изогнутые ножки шахматного столика. Менее заметные признаки классики– широкая белая полоса под потолком во всех помещениях и сдержанные респектабельные оттенки, «цвета классицизма»: зеленый, розовый, оливковый, серый. На ту же задачу работает и обилие дерева – на полу, потолке, в мебели. Эта часть образа отвечает, надо сказать, не только за пресловутый уют, но и за эмоциональную насыщенность, а отчасти за навигацию, поскольку человеку важно ощущать себя в разных частях здания по-разному. Навигации, к слову, здесь много, списки тематических зон со стрелками встречаются часто, не позволяя заблудиться (они разработаны ZOLOTOgroup).

И между тем интерьер абсолютно современен и свеж, в нем нет ничего от ресторанно-гостиничного заигрывания с традицией. Только его современность – не фраппирующая, без эпатажа, а техничная, практическая и понята как разумная необходимость. Наверное можно сказать, что здесь достигнут баланс между классикой и современностью, хотя это будет звучать слишком громко: скорее не баланс, скорее – противоречие векового спора между ними снято как не имеющее смысла и давно исчерпанное.

«Пространство этого центра, в отличие от былых образцов, открыто, наполнено светом, дружелюбно и тактично по отношению к пользователю», – говорят архитекторы, подчеркивая: главное – ценность для человека. Свой проект авторы считают очень важным именно потому, что он нацелен продлить жизнь пожилым людям, сделать ее насыщенной и интересной. С точки зрения интерьера, признаем, для этой цели здесь сделано многое.

Перед фасадом во дворе также появилось благоустройство, спроектированное АБ Новое: деревянный помост, кадки с зеленью, реечная, похожая на потолки внутри, беседка. Они несколько «отодвигают» от взгляда изнутри парковку, которой все же продолжает служить двор. С другой стороны, 10 машиномест здесь зарезервировано, как нам рассказали на охране, для социального центра.

Сейчас в Москве работает уже 4 центра: один, на Таганке, открылся в ЦАО вскоре после марьинорощинского; два других, в Преображенском и Чертанове, открылись в декабре. Все интерьеры основаны на концепции, предложенной архитекторами Хоры, адаптированной к планировкам конкретных помещений. 
Архитектор:
Михаил Микадзе
Оят Шукуров
Мастерская:
Хора https://xopapraxis.com/
Проект:
«Мой Социальный Центр»
Россия, Москва, Сущёвский Вал, 31 стр. 2

Авторский коллектив:
Михаил Микадзе (руководитель авторского коллектива), Оят Шукуров (руководитель авторского коллектива), Александра Ивашкевич (архитектор), Елизавета Ларцева (архитектор)
Проект благоустройства: АБ Новое
Навигация: ZOLOTOgroup

3.2019 — 4.2019 / 4.2019 — 6.2019

Подрядчик: ООО «СТМ»
Заказчик: Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы

25 Декабря 2019

Авторы текста:

Мария Елфимова, Серафима Львовская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
От фундамента до ложки
Ориентируясь на вкус друзей-заказчиков, архитекторы Ольга Буденная и Роман Леонидов задумали и осуществили дом в ближнем Подмосковье как игру в ар-нуво. А заодно обогатили типологию частного жилья современными функциями гаражного лофта и детской художественной студии-мастерской.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Четыре интерьера
Сейчас, когда кафе, салоны и многие магазины, увы, закрыты, мы подобрали несколько свежих интерьеров из Перми, Минска и Челябинска. Все они завершены осенью 2019 года и почти не успели поработать до начала пандемии.
Открывшиеся перспективы
Самая высокая наклонная башня в мире, «мачта» раздвижной кровли Олимпийского стадиона в Монреале, после реконструкции архитекторами Provencher_Roy стала офисным зданием для финансовой группы Desjardins.
Ветви в атриуме
Лестницу в атриуме новой штаб-квартиры норвежского банка SR ее авторы называют самой длинной консольный лестницей из дерева. Она состоит из четырех частей и выглядит футуристично.
Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.