RSS
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

Дворец культуры «Нефтяник»

/ Culture center “Neftyanik”

информация:

  • статус
    проект
  • даты
    2006
  • region= area= address=ул. Энтузиастов, 32 country_t=Россия city_t=Сургут
    место
    Сургут ул. Энтузиастов, 32
  • координаты
    61.258818, 73.364317
  • функция
    Культурный / Культурный центр
  • общая площадь
    15300 м2
  • строительный объем
    107000 м3
Никита Явейн

авторский коллектив

Архитекторы: Никита Явейн, Василий Романцев, Наталья Архипова, Юрий Ашметьев, Григорий Иванов при участии Дмитрия Косова, Маргариты Явейн
Конструктор: Олег Курбатов

партнеры, заказчики, смежники

заказчик: ОАО «Сургутнефтегаз»
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

описание:

Дворец культуры «Нефтяник» задуман как многофункциональное здание, вместилище самых разных культурных событий, главное место приобщения к искусству жителей Сургута – динамично развивающейся нефтяной столицы России. Его самобытный облик построен на весьма нетривиальном сочетании индустриальной эстетики и классической традиции.

В основу концепции сооружения положена тема Римского форума – центра общественной жизни, объединяющего в едином порыве всех горожан. Поскольку большую часть года в Сургуте царит зима, пространство форума в данном случае перенесено внутрь здания. Сцена – центр, собирающий вокруг себя все значимые элементы комплекса: зрительный и репетиционные залы, музыкально-танцевальный клуб, зал торжеств и др. Механика сцены предусматривает возможность гибкой трансформации основных помещений комплекса – как раздельного использования всех функциональных зон, так и их слияния в единое пространство для проведения крупных мероприятий. В последнем случае образуется крытый «стадион» вместимостью более трех тысяч человек.

Архитектура зрительного зала не имеет аналогов в российской и мировой практике. Свое изобретение – синтез античного амфитеатра и ярусного театра лож – авторы проекта назвали «амфитеатром лож». В нем сохраняется присущая классическому амфитеатру демократичность, общность зрителей и равноценность мест. В то же время ложи предоставляют больший психологический комфорт, единство внутри каждой группы зрителей и автономию групп внутри коллектива, необходимые для корпоративной версии форума.

«Амфитеатр лож» состоит из секций различной вместимости (от 6 до 20 мест), расположенных в шахматном порядке. Каждый следующий ряд лож поднят над предыдущим на 1,20 – 1,25 м, а второй ряд внутри каждой ложи возвышается над первым на 30-35 см. Таким способом обеспечивается абсолютная видимость для всех зрителей. Каждая ложа-площадка имеет отдельный выход в кулуары, которые устроены в промежуточном уровне между ярусами лож и связаны с ними мостиками. Движение людей по открытым мостикам, просматриваемым на высоту нескольких этажей, театрализует антракты, обыгрывая перемещение публики из зала в кулуары и обратно.
В отличие от вертикальных стен традиционных амфитеатров, несущий металлический каркас Дворца культуры расширяется кверху, подчеркивая динамичную форму чаши и придавая зданию некоторое сходство с «летающей тарелкой». Наклонные стеновые ограждения образуют навес, способный укрыть от непогоды участников народных гуляний на театральной площади. Периметр кровли решен как кольцевая обзорная галерея с круговой панорамой Сургута.

Варианты использования комплекса:

•Основной вариант: театральные постановки (спектакли, балеты, концерты и т. п.). Функционирование театрально-концертного зала на 874 зрителя с оркестровой ямой, авансценой, сценической коробкой 27х27 м и карманами площадью 130 кв. м каждый отдельно от музыкально-танцевального клуба, зала торжеств, репетиционных помещений и хореографических классов.

•Проведение общегородских праздников (например, встречи Нового года), корпоративных мероприятий (годовых собраний акционеров, празднования Дня нефтяника, юбилеев и пр.), а также выступлений мировых знаменитостей. Полная трансформация помещений: раскрываются порталы сцены, поднимаются боковые стенки, отделяющие музыкально-танцевальный клуб от карманов сцены, раздвигаются перегородки, включая в единое пространство хореографические классы и репетиционные залы, а также балконы музыкально-танцевального клуба и зала торжеств. Общая вместимость комплекса в этом случае – более 3 000 зрителей.

•Проведение конференций/праздников в основном зрительном зале с использованием объединенного пространства остальных залов для организации там фуршета (а также, в случае праздника, с использованием плоскости сцены для танцевально-развлекательной программы). Примерное количество участников конференции/праздника – 1 000 человек.
•Использование зрительного зала как зала варьете с ужином во время просмотра шоу. Трансформация лож с заменой театральных кресел на столы и стулья.

•Проведение торжественных приемов, презентаций, общегородских выставок.

Возможны также дополнительные виды трансформаций:

•Трансформация, при которой боковые карманы сцены включаются в качестве отдельных сценических площадок в пространство музыкально-танцевального клуба или зала торжеств, что не мешает параллельному функционированию центрального зала с коробкой сцены.

•Трансформация, когда основной концертно-театральный зал, репетиционные залы и хореографические классы используются как единое зрительское пространство со сценой посередине. Такой вариант не исключает отдельного функционирования музыкально-танцевального клуба и зала торжеств.
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

пресса:

Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Степан Липгарт
  • Александра Кузьмина
  • Алексей Гинзбург
  • Екатерина Кузнецова
  • Игорь Членов
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Асадов
  • Георгий Трофимов
  • Александр Котенков
  • Виталий Лутц
  • Наталия Шилова
  • Сергей Чобан
  • Юлия Солдатенкова
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Роман Леонидов
  • Григорий Мустафин
  • Даниил Лоренц
  • Антон Лукомский
  • Марина Егорова
  • Вера Бутко
  • Александр Асадов
  • Андрей Романов
  • Юлий Борисов
  • Полина Воеводина
  • Анастасия Абашева
  • Раис Баишев
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Гнездилов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Мединский
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Михаил Давыдов
  • Энди Сноу
  • Игорь Шварцман
  • Станислав Белых
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Явейн
  • Алексей Орлов
  • Дмитрий Сухов
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Чуйков
  • Александр Скокан
  • Александр Самарин
  • Дмитрий Буш
  • Владимир Плоткин
  • Евгений Подгорнов
  • Григориос Гавалидис
  • Анна Иванова
  • Зураб Басария
  • Сергей Труханов
  • Сергей Никешкин
  • Олег Шапиро
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Ростислав Цайзер
  • Константин Ходнев
  • Павел Андреев
  • Николай Кикава
  • Николай Переслегин
  • Сергей Кузнецов
  • Татьяна Гук
  • Елена Пучкова
  • Андрей Михайлов
  • Илья Машков
  • Владислав Андреев
  • Евгений Зеленов
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Левон Айрапетов
  • Александр Бровкин
  • Алина Георгиевская
  • Илья Гринберг
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Николай Макаров
  • Роман Пономарёв
  • Валерия Преображенская
  • Виктория Раубо
  • Илья Уткин
  • Олег Шурыгин
  • Дмитрий Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Театр для детей и молодежи в Череповце
  • Навес над тандыром
  • Детский сад в составе в ЖК «Преображенская площадь»
  • Научная площадка Роснефть
  • Площадка 800 летия Москвы
  • Площадка Портал: Куб Пилюгина
  • Площадка Стронций
  • Площадка Франций
  • Площадка Эко Лихачева

Новости российской архитектуры:

Ворота в геопарк
02.07.2025

Ворота в геопарк

Лейсян Азнабаева
Термы за Волгой
02.07.2025

Термы за Волгой

Григорий Дайнов
Респектабельная неформальность
01.07.2025

Респектабельная неформальность

Михаил Новинский, Марк Гришин
Интерьер для нового формата образования
30.06.2025

Интерьер для нового формата образования

Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин