Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

Дворец культуры «Нефтяник»

/ Culture center “Neftyanik”

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Василий Романцев, Наталья Архипова, Юрий Ашметьев, Григорий Иванов при участии Дмитрия Косова, Маргариты Явейн
Конструктор: Олег Курбатов

партнеры, заказчики, смежники
заказчик: ОАО «Сургутнефтегаз»

Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

описание:

Дворец культуры «Нефтяник» задуман как многофункциональное здание, вместилище самых разных культурных событий, главное место приобщения к искусству жителей Сургута – динамично развивающейся нефтяной столицы России. Его самобытный облик построен на весьма нетривиальном сочетании индустриальной эстетики и классической традиции.

В основу концепции сооружения положена тема Римского форума – центра общественной жизни, объединяющего в едином порыве всех горожан. Поскольку большую часть года в Сургуте царит зима, пространство форума в данном случае перенесено внутрь здания. Сцена – центр, собирающий вокруг себя все значимые элементы комплекса: зрительный и репетиционные залы, музыкально-танцевальный клуб, зал торжеств и др. Механика сцены предусматривает возможность гибкой трансформации основных помещений комплекса – как раздельного использования всех функциональных зон, так и их слияния в единое пространство для проведения крупных мероприятий. В последнем случае образуется крытый «стадион» вместимостью более трех тысяч человек.

Архитектура зрительного зала не имеет аналогов в российской и мировой практике. Свое изобретение – синтез античного амфитеатра и ярусного театра лож – авторы проекта назвали «амфитеатром лож». В нем сохраняется присущая классическому амфитеатру демократичность, общность зрителей и равноценность мест. В то же время ложи предоставляют больший психологический комфорт, единство внутри каждой группы зрителей и автономию групп внутри коллектива, необходимые для корпоративной версии форума.

«Амфитеатр лож» состоит из секций различной вместимости (от 6 до 20 мест), расположенных в шахматном порядке. Каждый следующий ряд лож поднят над предыдущим на 1,20 – 1,25 м, а второй ряд внутри каждой ложи возвышается над первым на 30-35 см. Таким способом обеспечивается абсолютная видимость для всех зрителей. Каждая ложа-площадка имеет отдельный выход в кулуары, которые устроены в промежуточном уровне между ярусами лож и связаны с ними мостиками. Движение людей по открытым мостикам, просматриваемым на высоту нескольких этажей, театрализует антракты, обыгрывая перемещение публики из зала в кулуары и обратно.
В отличие от вертикальных стен традиционных амфитеатров, несущий металлический каркас Дворца культуры расширяется кверху, подчеркивая динамичную форму чаши и придавая зданию некоторое сходство с «летающей тарелкой». Наклонные стеновые ограждения образуют навес, способный укрыть от непогоды участников народных гуляний на театральной площади. Периметр кровли решен как кольцевая обзорная галерея с круговой панорамой Сургута.

Варианты использования комплекса:

•Основной вариант: театральные постановки (спектакли, балеты, концерты и т. п.). Функционирование театрально-концертного зала на 874 зрителя с оркестровой ямой, авансценой, сценической коробкой 27х27 м и карманами площадью 130 кв. м каждый отдельно от музыкально-танцевального клуба, зала торжеств, репетиционных помещений и хореографических классов.

•Проведение общегородских праздников (например, встречи Нового года), корпоративных мероприятий (годовых собраний акционеров, празднования Дня нефтяника, юбилеев и пр.), а также выступлений мировых знаменитостей. Полная трансформация помещений: раскрываются порталы сцены, поднимаются боковые стенки, отделяющие музыкально-танцевальный клуб от карманов сцены, раздвигаются перегородки, включая в единое пространство хореографические классы и репетиционные залы, а также балконы музыкально-танцевального клуба и зала торжеств. Общая вместимость комплекса в этом случае – более 3 000 зрителей.

•Проведение конференций/праздников в основном зрительном зале с использованием объединенного пространства остальных залов для организации там фуршета (а также, в случае праздника, с использованием плоскости сцены для танцевально-развлекательной программы). Примерное количество участников конференции/праздника – 1 000 человек.
•Использование зрительного зала как зала варьете с ужином во время просмотра шоу. Трансформация лож с заменой театральных кресел на столы и стулья.

•Проведение торжественных приемов, презентаций, общегородских выставок.

Возможны также дополнительные виды трансформаций:

•Трансформация, при которой боковые карманы сцены включаются в качестве отдельных сценических площадок в пространство музыкально-танцевального клуба или зала торжеств, что не мешает параллельному функционированию центрального зала с коробкой сцены.

•Трансформация, когда основной концертно-театральный зал, репетиционные залы и хореографические классы используются как единое зрительское пространство со сценой посередине. Такой вариант не исключает отдельного функционирования музыкально-танцевального клуба и зала торжеств.

Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

пресса:

Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Кампус университета ИТМО, Южный
  • Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус, Южный
  • Кампус университета ИТМО. Общежития, Южный
  • Академия танца под руководством Бориса Эйфмана, 2 очередь, Санкт-Петербург
  • Гимназия им. Е.М. Примакова, 2 очередь, Одинцово
  • Культурно-образовательный комплекс и музей Славы Севастополя, Севастополь
  • Образовательный центр для одаренных детей «Сириус», Сочи
  • Реконструкция внутренней территории Большого Гостиного двора, Санкт-Петербург
  • ЖК «ТЭЦ на Великой», Псков

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Михаил Канунников
  • Никита Явейн
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Васильев
  • Степан Липгарт
  • Антон Лукомский
  • Вера Бутко
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Переслегин
  • Александр Скокан
  • Карен Сапричян
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Наталия Шилова
  • Андрей Романов
  • Наталия Порошкина
  • Арсений Леонович
  • Алексей Гинзбург
  • Василий Крапивин
  • Катерина Грень
  • Зураб Басария
  • Наталья Сидорова
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Илья Машков
  • Андрей Михайлов
  • Сергей Чобан
  • Ростислав Цайзер
  • Кристина Павлова
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Анатолий Столярчук
  • Николай Переслегин
  • Анастасия Абашева
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Порошкин
  • Андрей Асадов
  • Валерий Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Сергей Скуратов
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Уткин
  • Георгий Трофимов
  • Левон Айрапетов
  • Станислав Белых
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Орешкин
  • Полина Воеводина
  • Александр Самарин
  • Иван Кожин
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Олег Мединский
  • Сергей Никешкин
  • Вероника Дубовик
  • Антон Надточий
  • Евгений Подгорнов
  • Павел Андреев

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Лаборатория НИИ автоматики им. Н. Духова
  • Дом на Гражданской улице
  • Детский сад на Рязанском шоссе
  • Аэропорт курорта Амаала
  • МФК на Золоторожском валу
  • Офис продаж жилого комплекса «RiverSky»
  • Станция метро «Каховская»
  • Медицинский центр на Земляном Валу
  • Жилой комплекс ЗИЛАРТ дом №15 2-я очередь строительства

Новости российской архитектуры:

Квартальный подход
12.08.2020

Квартальный подход

Игорь Каширин, Алёна Каширина
Ганзейский молл
11.08.2020

Ганзейский молл

Андрей Голубь, Дмитрий Ешметов
Архсовет Москвы-67
06.08.2020

Архсовет Москвы-67

Владимир Плоткин, Александр Скокан, Валерий Каняшин

Технологии:

11.08.2020

Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020

VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Vitra +
05.08.2020

Хрустальные колонны

Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
AGC Glass Russia
27.07.2020

Triflex ProTect на необычных проектах: университетский корпус Audimax в Лейпциге в виде гигантской гальки. Архитекторы – бюро Эрика ван Эгераата.

Подробно рассказываем, как обеспечить надежность и герметичность ограждающих конструкций округлых форм
Triflex
другие статьи