Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

Дворец культуры «Нефтяник»

/ Culture center “Neftyanik”

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44

Company: / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Василий Романцев, Наталья Архипова, Юрий Ашметьев, Григорий Иванов при участии Дмитрия Косова, Маргариты Явейн
Конструктор: Олег Курбатов

партнеры, заказчики, смежники
заказчик: ОАО «Сургутнефтегаз»
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

описание:

Дворец культуры «Нефтяник» задуман как многофункциональное здание, вместилище самых разных культурных событий, главное место приобщения к искусству жителей Сургута – динамично развивающейся нефтяной столицы России. Его самобытный облик построен на весьма нетривиальном сочетании индустриальной эстетики и классической традиции.

В основу концепции сооружения положена тема Римского форума – центра общественной жизни, объединяющего в едином порыве всех горожан. Поскольку большую часть года в Сургуте царит зима, пространство форума в данном случае перенесено внутрь здания. Сцена – центр, собирающий вокруг себя все значимые элементы комплекса: зрительный и репетиционные залы, музыкально-танцевальный клуб, зал торжеств и др. Механика сцены предусматривает возможность гибкой трансформации основных помещений комплекса – как раздельного использования всех функциональных зон, так и их слияния в единое пространство для проведения крупных мероприятий. В последнем случае образуется крытый «стадион» вместимостью более трех тысяч человек.

Архитектура зрительного зала не имеет аналогов в российской и мировой практике. Свое изобретение – синтез античного амфитеатра и ярусного театра лож – авторы проекта назвали «амфитеатром лож». В нем сохраняется присущая классическому амфитеатру демократичность, общность зрителей и равноценность мест. В то же время ложи предоставляют больший психологический комфорт, единство внутри каждой группы зрителей и автономию групп внутри коллектива, необходимые для корпоративной версии форума.

«Амфитеатр лож» состоит из секций различной вместимости (от 6 до 20 мест), расположенных в шахматном порядке. Каждый следующий ряд лож поднят над предыдущим на 1,20 – 1,25 м, а второй ряд внутри каждой ложи возвышается над первым на 30-35 см. Таким способом обеспечивается абсолютная видимость для всех зрителей. Каждая ложа-площадка имеет отдельный выход в кулуары, которые устроены в промежуточном уровне между ярусами лож и связаны с ними мостиками. Движение людей по открытым мостикам, просматриваемым на высоту нескольких этажей, театрализует антракты, обыгрывая перемещение публики из зала в кулуары и обратно.
В отличие от вертикальных стен традиционных амфитеатров, несущий металлический каркас Дворца культуры расширяется кверху, подчеркивая динамичную форму чаши и придавая зданию некоторое сходство с «летающей тарелкой». Наклонные стеновые ограждения образуют навес, способный укрыть от непогоды участников народных гуляний на театральной площади. Периметр кровли решен как кольцевая обзорная галерея с круговой панорамой Сургута.

Варианты использования комплекса:

•Основной вариант: театральные постановки (спектакли, балеты, концерты и т. п.). Функционирование театрально-концертного зала на 874 зрителя с оркестровой ямой, авансценой, сценической коробкой 27х27 м и карманами площадью 130 кв. м каждый отдельно от музыкально-танцевального клуба, зала торжеств, репетиционных помещений и хореографических классов.

•Проведение общегородских праздников (например, встречи Нового года), корпоративных мероприятий (годовых собраний акционеров, празднования Дня нефтяника, юбилеев и пр.), а также выступлений мировых знаменитостей. Полная трансформация помещений: раскрываются порталы сцены, поднимаются боковые стенки, отделяющие музыкально-танцевальный клуб от карманов сцены, раздвигаются перегородки, включая в единое пространство хореографические классы и репетиционные залы, а также балконы музыкально-танцевального клуба и зала торжеств. Общая вместимость комплекса в этом случае – более 3 000 зрителей.

•Проведение конференций/праздников в основном зрительном зале с использованием объединенного пространства остальных залов для организации там фуршета (а также, в случае праздника, с использованием плоскости сцены для танцевально-развлекательной программы). Примерное количество участников конференции/праздника – 1 000 человек.
•Использование зрительного зала как зала варьете с ужином во время просмотра шоу. Трансформация лож с заменой театральных кресел на столы и стулья.

•Проведение торжественных приемов, презентаций, общегородских выставок.

Возможны также дополнительные виды трансформаций:

•Трансформация, при которой боковые карманы сцены включаются в качестве отдельных сценических площадок в пространство музыкально-танцевального клуба или зала торжеств, что не мешает параллельному функционированию центрального зала с коробкой сцены.

•Трансформация, когда основной концертно-театральный зал, репетиционные залы и хореографические классы используются как единое зрительское пространство со сценой посередине. Такой вариант не исключает отдельного функционирования музыкально-танцевального клуба и зала торжеств.

Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

пресса:

Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44
Дворец культуры «Нефтяник»
© Студия 44

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Дом на Пироговской набережной, Санкт-Петербург
  • Территория развития СПбГУ. Генплан и объемно-планировочная композиция, Санкт-Петербург
  • Храм металла. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса
  • Архитектурная концепция музея современного искусства в Уфе, Уфа
  • Жилой комплекс «Красин», Санкт-Петербург
  • Реставрация и модернизация публичной библиотеки им. Маяковского, Санкт-Петербург
  • ЖК на Синопской набережной, Санкт-Петербург
  • Кампус университета ИТМО, Южный
  • Кампус университета ИТМО. Главный учебный корпус, Южный

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерия Преображенская
  • Степан Липгарт
  • Татьяна Гук
  • Антон Надточий
  • Анна Иванова
  • Иван Кожин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Романов
  • Николай Миловидов
  • Вера Бутко
  • Всеволод Медведев
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Реутт
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Олег Мединский
  • Зураб Басария
  • Никита Токарев
  • Александра Кузьмина
  • Катерина Грень
  • Василий Крапивин
  • Игорь Шварцман
  • Дмитрий Буш
  • Антон Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Энди Сноу
  • Евгений Волков
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Курков
  • Наталия Шилова
  • Евгений Подгорнов
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Илья Уткин
  • Георгий Трофимов
  • Даниил Лоренц
  • Максим Гурвич
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Членов
  • Сергей Кузнецов
  • Анастасия Абашева
  • Александр Самарин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Виталий Лутц
  • Юлий Борисов
  • Сергей Никешкин
  • Александр Котенков
  • Сергей Переслегин
  • Григориос Гавалидис
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Николай Переслегин
  • Павел Андреев
  • Олег Манов
  • Андрей Михайлов
  • Алексей Орлов
  • Никита Явейн
  • Карина Улога
  • Михаил Шварцман
  • Раис Баишев
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Евгений Герасимов
  • Анатолий Столярчук
  • Юлия Тряскина
  • Анна Бухвалова
  • Дмитрий Селивохин
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Левон Айрапетов
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Асадов
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Георгий Тюгаев
  • Ростислав Цайзер
  • Сергей Труханов

Проект из каталога (случайный выбор)

Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр
Полина Воеводина, Сергей Труханов, – 2014
Реконструкция мельницы И.А. Зарывнова под офисный центр

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом по программе реновации в Обручевском районе
  • Жилой дом по реновации в Кузьминках
  • Клубный дом «Обыденский 1»
  • ЖК Titul
  • Дом по программе реновации в Лефортово
  • Level Академическая
  • Жилой комплекс «Петровский парк II»
  • Игровые площадки ЖК Champine
  • Общественное пространство ЖК «Молжаниново»

Новости российской архитектуры:

Архитектор как граффити
27.01.2023

Архитектор как граффити

Александр Харитонов
Зал торжеств
27.01.2023

Зал торжеств

Елена Загородняя
Кристалл квартала
27.01.2023

Кристалл квартала

Алексей Гинзбург

Технологии:

26.01.2023

Формула надежности. Инновационная фасадная система HILTI

В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
HILTI
09.01.2023

МасТТех: успехи 2022 года

Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
МасТТех (Masttech) - Архитектурные алюминиевые системы нового поколения
31.12.2022

ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах

Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
ROCKWOOL
30.12.2022

Итоги конкурса Outstanding Design Talent Call by
AQUATON x Santek

На рассмотрение жюри было подано 60 работ, созданных в необычном экспресс-формате буквально за несколько часов.
AQUATON, Santek
23.12.2022

Кирпичное узорочье

Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи