Апарт-отель на Куршской косе
© Архитектурная мастерская Гринберг
Апарт-отель на Куршской Косе
информация:

Илья Гринберг
Ilya Grinberg / Россияавторский коллектив
Ведущие архитекторы: Назим Бахутов
партнеры, заказчики, смежники
Апарт-отель на Куршской косе. Анализ контекста
© Архитектурная мастерская Гринберг
Архи.ру об этом объекте:
Илья Гринберг. Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Когда-то Куршская коса боролась с песком. Песок приходил с моря, заваливал дома, засыпал деревни. И человек решил посадить лес. Не чтобы победить природу, а чтобы договориться с ней. Поселок Морское самый центр этого заключенного договора. Для этог... читать дальшеАпарт-отель на Куршской косе. Транспортные и пешеходные связи
© Архитектурная мастерская Гринберг
описание:
Илья Гринберг, главный архитектор проекта:
Провокация в заповеднике
Когда-то Куршская коса боролась с песком. Песок приходил с моря, заваливал дома, засыпал деревни. И человек решил посадить лес. Не чтобы победить природу, а чтобы договориться с ней.
В 2024 году я оказался в самом центре этого заключенного договора – в поселке Морское. Здесь, в заповеднике, мне предложили спроектировать апарт-отель. То есть – построить жилье. Современное пятиэтажное здание. В месте, где любое здание уже выглядит почти кощунством.
В общем, классическая ситуация: задание из серии «сделайте красиво, но чтобы не было видно». Участок – крошечный, 56 соток. Мы честно попытались разложить все по заповедной поверхности: четыре небольших корпуса, скромные габариты, архитектура «невидимка». Но это была ерунда. Заказчики терпеливо наблюдали за творческими поисками, ни на чем не настаивали и без лишнего давления смотрели за нашими тщетными попытками поставить четыре отдельных корпуса. Ни у нас не получалось, ни заказчикам не нравилось. Здание не складывалось. И как это обычно бывает, всё прояснилось, когда я перестал делать вид, что можно усидеть на двух стульях: и построить что-то настоящее, и как будто ничего не построить.
Да, это большой дом
Проект в конце концов стал архитектурной капитуляцией. Мы приняли масштабы и плотность. Признались в том, что пятиэтажный дом не может быть иллюзией. И сделали его – мощным, открытым и честным.
Две наклонные пластины – словно стены крепости, как отголосок бастионной архитектуры, такой близкой Калининграду. В них – наклонные пилоны, ригельный кирпич цвета дюн и стекло. Много стекла. Фасад не прячется, но и не давит. Он смотрит на вас с достоинством, слегка склоняясь, отступая назад. Не напористый гигант, а собеседник, который подходит ближе, но не навязывается.
Главный жест – атриум. Сквозной, световой, почти соборный. Атриум – это не просто пространство, а сцена. Мы уже делали нечто подобное на Арх Москве 2020 года, и мне хотелось повторить этот приём – не формально, а по сути. Когда проект был уже готов, я понял, что в него как-то прорвался архетип трехнефной базилики, центральный неф которой сходится к небу. Особенно это видно с первого этажа. Клянусь, это было не специально, но пусть будет так. Архитектура – не форма, архитектура – вызов. Не в том, как выглядит, а в том, что запускает. Какую энергию будит в людях.
Заповедник как место провокации
Это красивое природное место. Когда я поехал смотреть участок, на дорогу выбежала лиса. Не как дикое животное, а как фотомодель. Здесь каждый куст – аргумент в борьбе с урбанизацией. И потому каждое новое здание здесь – провокация. Иначе быть не может.
Наш апарт-отель не стал неприступной крепостью, которая отгораживается от всего мира. Наоборот, это гостеприимная крепость, которая ему открывается. Это архитектура, которая говорит: «Мы здесь, мы – маленькая часть этого огромного пространства, и мы готовы нести за это ответственность».
архитектурно-планировочные решения:
Фасадные конструкции: клинкерный кирпич
Крыша: двускатная
Оконные системы: на торцах тросовая система остекления, остальные окна – с алюминиевым профилем
Интерьер
Пол: бетон
Стены: кирпич