Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
информация:
-
статус
проект -
место
Уфа -
координаты
54.735147, 55.958727 -
функция
Градостроительство / Планировка города
Александр Котенков
РоссияИнститут Генплана Москвы
Genplan Institute of Moscow / Россияавторский коллектив
Концептуальные архитектурно-планировочные решения:
Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Н. Егорова, А.А. Котенков, М.С. Викулин, Н.А. Чернышова
О.Е. Беговатова, Н.Б. Рыхлицкая, А.В. Нуждова, Е.В. Старикова, К.Л. Здышев, Я.Я. Нестеренко, А.А. Воронина, Ю.С. Зенина
Социально-экономическое развитие:
Д.Ю. Некрасов, О.Ю. Галушко, Е.В. Тихомирова, М.Л. Жидков, Г.Г. Романов
Инженерное обеспечение:
А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, В.М. Веткина, И.И. Рябикина
Анализ исторических территорий:
Д.А. Верховский, К.В. Иванов, Л.Б. Туркина
Социальное обеспечение:
Ю.Г. Страшнова, Т.Г. Цивилева, М.А. Григорьева
Транспортные решения:
С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, Н.Ю. Кармадонова, Г.А. Новиков, Ф.В. Костылев, Н.О. Зимовская, С.В. Овчинников, М.В. Савочкина, О.Л. Фролова, В.Э. Шамеев , А.А. Мингазов
Экология и ландшафтное проектирование:
Е.В. Лебедева, И.В. Ивашкина, О.Ю. Кузнецова, Е.С. Радчикова, Т.Н. Левина, М. В. Елагина, Н.Н. Чадина
Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Н. Егорова, А.А. Котенков, М.С. Викулин, Н.А. Чернышова
О.Е. Беговатова, Н.Б. Рыхлицкая, А.В. Нуждова, Е.В. Старикова, К.Л. Здышев, Я.Я. Нестеренко, А.А. Воронина, Ю.С. Зенина
Социально-экономическое развитие:
Д.Ю. Некрасов, О.Ю. Галушко, Е.В. Тихомирова, М.Л. Жидков, Г.Г. Романов
Инженерное обеспечение:
А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, В.М. Веткина, И.И. Рябикина
Анализ исторических территорий:
Д.А. Верховский, К.В. Иванов, Л.Б. Туркина
Социальное обеспечение:
Ю.Г. Страшнова, Т.Г. Цивилева, М.А. Григорьева
Транспортные решения:
С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, Н.Ю. Кармадонова, Г.А. Новиков, Ф.В. Костылев, Н.О. Зимовская, С.В. Овчинников, М.В. Савочкина, О.Л. Фролова, В.Э. Шамеев , А.А. Мингазов
Экология и ландшафтное проектирование:
Е.В. Лебедева, И.В. Ивашкина, О.Ю. Кузнецова, Е.С. Радчикова, Т.Н. Левина, М. В. Елагина, Н.Н. Чадина
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа
описание:
Уфа входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров страны, сейчас это один из наиболее динамично развивающихся городов-миллионников, средоточие уникальных объектов культуры и туризма, образовательный центр и ядро столичной городской агломерации.
Для Института Генплана Москвы разработка генплана Уфы – знаковый проект, поэтому предпроектным исследованиям и обсуждениям уделялось особое внимание. В ходе работ над проектом был проведен сбор исходных данных и выполнена обширная предпроектная аналитика: анализ агломерационных и региональных связей, границ реального города, демографический прогноз, анализ городской экономики и землепользования ключевых предприятий, транспортное исследование с использованием транспортной лаборатории, камер видеонаблюдения, данных сотовых операторов, анализ экологических проблем, социальной и инженерной инфраструктуры.
Концепция пространственного развития Уфы разработана в нескольких вариантах, для обсуждения которых была организована серия круглых столов и открытых обсуждений получившихся наработок. Каждая из предложенных концепций прошла через транспортное и балансовое моделирование, на базе объективных данных которого был предложен итоговый вариант развития города.
Общественное обсуждение проектных решений
При разработке генплана Институт всегда рассматривает город в контексте социально-экономических связей с ближайшими муниципалитетами и с регионом в целом. Для Уфы на основе данных сотовых операторов были определены реальные границы города – то есть та территория, для которой Уфа важна как «поставщик» рабочих мест и досуга. Эти данные важно иметь, чтобы оценить и смоделировать реальную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру города, а также увидеть основные направления развития агломерации.
Еще один контекст, в который вписываются решения генерального плана – это контекст документов градостроительного и стратегического планирования. Проект генплана увязан с ключевыми направлениями развития, указанными в Схеме территориального планирования республики Башкортостан и Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа. Учитывалась уже существующие проекты планировки кварталов и микрорайонов и, конечно, мероприятия текущего генерального плана тоже брались в расчет.
Таким образом, предлагаемый проект генплана – результат детального предпроектного анализа и моделирования, а также обсуждений среди активистов, экспертов и бизнес-сообщества
Концепция развития
Основными принципами разработки итоговой концепции и материалов генплана являются:
Важная особенность выбранной модели в том, что она предполагает сбалансированное развитие: как центральной части города, так и поэтапное – периферии, сопровождаемое опережающим развитием транспортной, социальной и инженерных инфраструктур этих частей города. При этом периферийные районы должны получить комплексное развитие, индивидуальный облик и насыщение, исключающее их превращение в спальные районы.
Проект генплана выделяет несколько опорных центров, где будут создаваться новые кластеры с рабочими местами. Для этого в документе:
Все проектные решения генплана опираются на наши прогнозные показатели по населению, рабочим местам, жилому фонду и автомобилизации.
Демографические показатели на 2040 год – 1,3 млн человек – приняты по «стресс-сценарию» – максимально возможному увеличению численности населения Уфы, включающему и миграционный прирост, чтобы учесть максимальную возможную нагрузку на транспортную и инженерную сеть.
Транспорт – быстро и комфортно
Основной приоритет в развитии транспортной сферы отдается общественному транспорту: к 2040 году доля поездок на общественном транспорте должна вырасти до 65% от всех корреспонденций, что предполагает не только реализацию планировочных решений генплана, но и чисто административные решения по «демотивации» использования транспорта индивидуального. При этом плотность сети маршрутов общественного транспорта вырастет в 2 раза.
Опираясь на опыт Москвы и в целом на мировые тренды, мы предполагаем, что, несмотря на общий рост автомобилизации в Уфе (до 380 автомобилей на 1 тыс. жителей в 2040 году), общественный транспорт станет более востребованным. Во-первых, за счет развития выделенных полос и рельсового транспорта (трамвай и городская электричка) передвижение на общественном транспорте не будет сильно зависеть от автомобильного трафика – а значит, время поездки сократится и будет более предсказуемым. Во-вторых, продуманная система маршрутов и пересадочных узлов позволит разгрузить основные направления и сделает поездку более комфортной для жителей.
В центральной части города трамвай станет одним из основных видов транспорта. На периферии трамвайная сеть будет развивается поэтапно, за границами расчетного срока генплана, но транспортные коридоры для будущих линий резервируются уже сейчас, и на месте будущих трамвайных маршрутов будут организованы выделенные полосы для автобусов и маршрутных такси.
Трамвайная сеть
Обоснованность решений. Моделирование
Татьяна Гук: Мы можем с уверенностью сказать, что каждая линия и каждая цифра на наших чертежах придирчиво проверена и детально аргументирована
Любые проектные решения в рамках генплана проходят через несколько этапов моделирования. Данные для транспортной модели собирает специальная транспортная лаборатория Института: в Уфе производились замеры транспортных потоков на всех основных магистралях (более 100 точек), исследовались данные с камер, анализировалась информация от сотовых операторов. Все собранные данные легли в основу итоговой транспортной модели.
В частности, эта модель использовалась при проектировке и обосновании связи Дема – Центр – Черниковка. Исследование показало, что эта связь востребована – часть потоков пойдет по новой магистрали, это позволит разгрузить Бельский мост. Связь района Затон с Центром тоже была проверена транспортной моделью – анализ подтвердил, что новая магистраль востребована.
Природный каркас – сохранение и бережное использование
Сохранение природных территорий в условиях динамично развивающегося города – одна из первостепенных задач предлагаемого генплана. Уфа обладает большим экологическим потенциалом – площадь зеленых зон города в среднем выше, чем в большинстве российских миллионников. В проекте генплана учтен баланс сохранения природных территорий и раскрытия этого потенциала. Основные рекреационные зоны расположены в долинах рек – Уфы, Белой и Демы – и тем самым раскрывают еще и видовой потенциал городских природных ландшафтов.
Работа с историческим наследием
В сфере исторического наследия тоже важен баланс сохранения и создания условий для ответственного использования исторических зданий. Историко-культурный потенциал Уфы значительный – в городе находится 10 объектов культурного наследия (далее – ОКН) федерального значения, около 300 ОКН регионального значения и около 500 выявленных ОКН. Большинство из них локализовано на 3 участках – это Регулярный Центр, Старая Уфа и Черниковка.
Для Регулярного Центра целесообразно актуализировать весь охранный статус и разработать объединенную зону охраны для всего участка. Для Старой Уфы и Черниковки предлагается разработать статус достопримечательного места.
Разработка этих проектов позволит отменить действие потенциальных и существующих защитных зон объектов культурного наследия, которые устанавливаются сегодня без учета реальной ситуации и блокируют любое строительство, тогда у территории появляется возможность развиваться, она становится более инвестиционно привлекательной. Для того, чтобы развитие было бережным и не привело к утратам, для каждой территории должны быть прописаны прозрачные и детальные требования: предельно допустимые и архитектурно-стилистические параметры использования объектов.
Разработка данных проектов позволит:
Основная задача генплана в социальной сфере – расширить сеть социальных объектов и снять чрезмерные нагрузки с существующей инфраструктуры: сейчас 99% детских садов и 73% школ перегружены, половина работает в две смены. К 2040 году количество мест в детских садах увеличится на 30 тыс. мест, а в школах – на 105 тыс. мест, таким образом дефициты будут устранены.
Резюме
В отличие от предыдущего генплана Уфы, проект нового генплана будет максимально учитывать результаты всех предпроектных исследований и общественных дискуссий и даст городу четкий вектор развития. С решениями генерального плана увязываются ПЗЗ и местные нормы градостроительного проектирования.
Таким образом, в Уфе формируется прозрачная, связанная и непротиворечивая система градостроительной документации, разработка которой, как и дальнейшее ее применение, имеет характер и все возможности электронного документа, что позволит использовать ее в качестве рабочего документа градостроительной деятельности и исключает для нее риск остаться лежать на полке.
Для Института Генплана Москвы разработка генплана Уфы – знаковый проект, поэтому предпроектным исследованиям и обсуждениям уделялось особое внимание. В ходе работ над проектом был проведен сбор исходных данных и выполнена обширная предпроектная аналитика: анализ агломерационных и региональных связей, границ реального города, демографический прогноз, анализ городской экономики и землепользования ключевых предприятий, транспортное исследование с использованием транспортной лаборатории, камер видеонаблюдения, данных сотовых операторов, анализ экологических проблем, социальной и инженерной инфраструктуры.
Концепция пространственного развития Уфы разработана в нескольких вариантах, для обсуждения которых была организована серия круглых столов и открытых обсуждений получившихся наработок. Каждая из предложенных концепций прошла через транспортное и балансовое моделирование, на базе объективных данных которого был предложен итоговый вариант развития города.
Общественное обсуждение проектных решений
- Социологический опрос по транспортному поведению населения (более 2700 респондентов в МФЦ и детских садах города)
- 2 круглых стола в рамках разработки Концепции пространственного развития (2 этап)
- Привлечение соисполнителей к разработке 2-х из 3-х вариантов Концепций пространственного развития по результатам открытого конкурса
- Опрос жителей на сайте Института (более 3000 респондентов)
- Серия открытых докладов разработчиков на фестивале Экоберег-2019
- Пресс-конференция в Уфе
- Открытое обсуждение Генерального плана Уфы, организованное Главархитектурой города, с участием разработчиков.
При разработке генплана Институт всегда рассматривает город в контексте социально-экономических связей с ближайшими муниципалитетами и с регионом в целом. Для Уфы на основе данных сотовых операторов были определены реальные границы города – то есть та территория, для которой Уфа важна как «поставщик» рабочих мест и досуга. Эти данные важно иметь, чтобы оценить и смоделировать реальную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру города, а также увидеть основные направления развития агломерации.
Еще один контекст, в который вписываются решения генерального плана – это контекст документов градостроительного и стратегического планирования. Проект генплана увязан с ключевыми направлениями развития, указанными в Схеме территориального планирования республики Башкортостан и Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа. Учитывалась уже существующие проекты планировки кварталов и микрорайонов и, конечно, мероприятия текущего генерального плана тоже брались в расчет.
Таким образом, предлагаемый проект генплана – результат детального предпроектного анализа и моделирования, а также обсуждений среди активистов, экспертов и бизнес-сообщества
Концепция развития
Основными принципами разработки итоговой концепции и материалов генплана являются:
- Устойчивое, комплексное и сбалансированное развитие города
- Обеспечение функций Уфы как столицы Республики Башкортостан
- Баланс мест проживания и приложения труда, сокращение маятниковых поездок
- Плотный развитый центр и периферия с локальными центрами – полицентричное развитие города
- Развитие в контексте агломерации
- Опережающее развитие транспортной, социальной и инженерных инфраструктур
- Комплексное развитие, создание районов смешанного функционального использования, недопустимость спальных районов
- Формирование природно-рекреационного комплекса города с усилением рекреационной роли природных территорий и бережным и эффективным использованием экологического потенциала в интересах жителей
- Гармонизация новой застройки и объектов культурного наследия
- 100-процентная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры
- Индивидуальное лицо периферийных районов
- Многообразие типов городской среды и комплексности застройки жилых территорий, повышение качества городской среды
Важная особенность выбранной модели в том, что она предполагает сбалансированное развитие: как центральной части города, так и поэтапное – периферии, сопровождаемое опережающим развитием транспортной, социальной и инженерных инфраструктур этих частей города. При этом периферийные районы должны получить комплексное развитие, индивидуальный облик и насыщение, исключающее их превращение в спальные районы.
Проект генплана выделяет несколько опорных центров, где будут создаваться новые кластеры с рабочими местами. Для этого в документе:
- заранее резервируются территории под исключительно нежилые функции,
- реорганизуются отдельные промышленные территории внутри Полуострова,
- формируются новые логистические и производственные центры на периферии, с опорой на агломерационные связи.
Все проектные решения генплана опираются на наши прогнозные показатели по населению, рабочим местам, жилому фонду и автомобилизации.
Демографические показатели на 2040 год – 1,3 млн человек – приняты по «стресс-сценарию» – максимально возможному увеличению численности населения Уфы, включающему и миграционный прирост, чтобы учесть максимальную возможную нагрузку на транспортную и инженерную сеть.
Покзатели | 2020 | 2040 |
Рабочие места, тыс. ед. | 550 | 625 |
Жилищный фонд, млн кв. м. | 28,0 | 43,3 |
Уровень автомобилизации, (Легковые авто в собствнности физических лиц на 1000 жителей) | 340 | 380 |
Основной приоритет в развитии транспортной сферы отдается общественному транспорту: к 2040 году доля поездок на общественном транспорте должна вырасти до 65% от всех корреспонденций, что предполагает не только реализацию планировочных решений генплана, но и чисто административные решения по «демотивации» использования транспорта индивидуального. При этом плотность сети маршрутов общественного транспорта вырастет в 2 раза.
Опираясь на опыт Москвы и в целом на мировые тренды, мы предполагаем, что, несмотря на общий рост автомобилизации в Уфе (до 380 автомобилей на 1 тыс. жителей в 2040 году), общественный транспорт станет более востребованным. Во-первых, за счет развития выделенных полос и рельсового транспорта (трамвай и городская электричка) передвижение на общественном транспорте не будет сильно зависеть от автомобильного трафика – а значит, время поездки сократится и будет более предсказуемым. Во-вторых, продуманная система маршрутов и пересадочных узлов позволит разгрузить основные направления и сделает поездку более комфортной для жителей.
В центральной части города трамвай станет одним из основных видов транспорта. На периферии трамвайная сеть будет развивается поэтапно, за границами расчетного срока генплана, но транспортные коридоры для будущих линий резервируются уже сейчас, и на месте будущих трамвайных маршрутов будут организованы выделенные полосы для автобусов и маршрутных такси.
Трамвайная сеть
- 35,4 км – существующая протяжённость
- 119,5 км – планируемая перспективная протяжённость
- 806 тыс. чел – население в зоне пешеходной доступности
- 62% – доля населения проживающего в зоне обслуживания трамваем
- 94,8 км – планируемая протяжённость до строительства трамвайных линий
- 259,7 тыс. чел – население в зоне пешеходной доступности
- 20% – доля населения проживающего в зоне обслуживания трамваем
- 5 – существующие пункты
- 5 – новые пункты
- 693 тыс. чел – население в зоне пешеходной доступности
- 53% – доля населения проживающего в зоне обслуживания
Обоснованность решений. Моделирование
Татьяна Гук: Мы можем с уверенностью сказать, что каждая линия и каждая цифра на наших чертежах придирчиво проверена и детально аргументирована
Любые проектные решения в рамках генплана проходят через несколько этапов моделирования. Данные для транспортной модели собирает специальная транспортная лаборатория Института: в Уфе производились замеры транспортных потоков на всех основных магистралях (более 100 точек), исследовались данные с камер, анализировалась информация от сотовых операторов. Все собранные данные легли в основу итоговой транспортной модели.
В частности, эта модель использовалась при проектировке и обосновании связи Дема – Центр – Черниковка. Исследование показало, что эта связь востребована – часть потоков пойдет по новой магистрали, это позволит разгрузить Бельский мост. Связь района Затон с Центром тоже была проверена транспортной моделью – анализ подтвердил, что новая магистраль востребована.
Природный каркас – сохранение и бережное использование
Сохранение природных территорий в условиях динамично развивающегося города – одна из первостепенных задач предлагаемого генплана. Уфа обладает большим экологическим потенциалом – площадь зеленых зон города в среднем выше, чем в большинстве российских миллионников. В проекте генплана учтен баланс сохранения природных территорий и раскрытия этого потенциала. Основные рекреационные зоны расположены в долинах рек – Уфы, Белой и Демы – и тем самым раскрывают еще и видовой потенциал городских природных ландшафтов.
Работа с историческим наследием
В сфере исторического наследия тоже важен баланс сохранения и создания условий для ответственного использования исторических зданий. Историко-культурный потенциал Уфы значительный – в городе находится 10 объектов культурного наследия (далее – ОКН) федерального значения, около 300 ОКН регионального значения и около 500 выявленных ОКН. Большинство из них локализовано на 3 участках – это Регулярный Центр, Старая Уфа и Черниковка.
Для Регулярного Центра целесообразно актуализировать весь охранный статус и разработать объединенную зону охраны для всего участка. Для Старой Уфы и Черниковки предлагается разработать статус достопримечательного места.
Разработка этих проектов позволит отменить действие потенциальных и существующих защитных зон объектов культурного наследия, которые устанавливаются сегодня без учета реальной ситуации и блокируют любое строительство, тогда у территории появляется возможность развиваться, она становится более инвестиционно привлекательной. Для того, чтобы развитие было бережным и не привело к утратам, для каждой территории должны быть прописаны прозрачные и детальные требования: предельно допустимые и архитектурно-стилистические параметры использования объектов.
Разработка данных проектов позволит:
- Отменить действие потенциальных и существующих защитных зон объектов культурного наследия, блокирующих строительство
- Зафиксировать прозрачные и стабильные требования к развитию исторических территорий
- Детально регулировать предельно допустимые и архитектурно-стилистические параметры застройки
- Сохранить выявленные объекты путем внесения их в предмет охраны без отнесения их к объектам культурного наследия
Основная задача генплана в социальной сфере – расширить сеть социальных объектов и снять чрезмерные нагрузки с существующей инфраструктуры: сейчас 99% детских садов и 73% школ перегружены, половина работает в две смены. К 2040 году количество мест в детских садах увеличится на 30 тыс. мест, а в школах – на 105 тыс. мест, таким образом дефициты будут устранены.
Резюме
В отличие от предыдущего генплана Уфы, проект нового генплана будет максимально учитывать результаты всех предпроектных исследований и общественных дискуссий и даст городу четкий вектор развития. С решениями генерального плана увязываются ПЗЗ и местные нормы градостроительного проектирования.
Таким образом, в Уфе формируется прозрачная, связанная и непротиворечивая система градостроительной документации, разработка которой, как и дальнейшее ее применение, имеет характер и все возможности электронного документа, что позволит использовать ее в качестве рабочего документа градостроительной деятельности и исключает для нее риск остаться лежать на полке.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
01.11.2024
МГАХИ 2024: часть II
31.10.2024
Слои и уровни полета
Владимир Плоткин31.10.2024
Арт-лабаз
Наталья Бавыкина, Алексей Фатькин30.10.2024
МГАХИ 2024: часть I
Технологии:
28.10.2024
Центрсвет
Свет и материя
В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.Центрсвет
27.10.2024
Аддитивное строительство по методу «ископаемых рыб» уменьшает образование трещин в бетоне на 63%
15.10.2024
Teplowin
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.Teplowin
01.10.2024
Arlight
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой территории
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.Arlight