Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)

информация:

Институт Генплана Москвы
авторский коллектив
Концептуальные архитектурно-планировочные решения:
Т.Н. Гук, О.Д. Григорьев, М.Н. Егорова, А.А. Котенков, М.С. Викулин, Н.А. Чернышова
О.Е. Беговатова, Н.Б. Рыхлицкая, А.В. Нуждова, Е.В. Старикова, К.Л. Здышев, Я.Я. Нестеренко, А.А. Воронина, Ю.С. Зенина
Социально-экономическое развитие:
Д.Ю. Некрасов, О.Ю. Галушко, Е.В. Тихомирова, М.Л. Жидков, Г.Г. Романов
Инженерное обеспечение:
А.С. Рябов, О.Б. Воронцова, В.М. Веткина, И.И. Рябикина
Анализ исторических территорий:
Д.А. Верховский, К.В. Иванов, Л.Б. Туркина
Социальное обеспечение:
Ю.Г. Страшнова, Т.Г. Цивилева, М.А. Григорьева
Транспортные решения:
С.Э. Канеп, Е.Н. Боровик, Н.Ю. Кармадонова, Г.А. Новиков, Ф.В. Костылев, Н.О. Зимовская, С.В. Овчинников, М.В. Савочкина, О.Л. Фролова, В.Э. Шамеев , А.А. Мингазов
Экология и ландшафтное проектирование:
Е.В. Лебедева, И.В. Ивашкина, О.Ю. Кузнецова, Е.С. Радчикова, Т.Н. Левина, М. В. Елагина, Н.Н. Чадина

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа

Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

описание:

Уфа входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров страны, сейчас это один из наиболее динамично развивающихся городов-миллионников, средоточие уникальных объектов культуры и туризма, образовательный центр и ядро столичной городской агломерации.

Для Института Генплана Москвы разработка генплана Уфы – знаковый проект, поэтому предпроектным исследованиям и обсуждениям уделялось особое внимание. В ходе работ над проектом был проведен сбор исходных данных и выполнена обширная предпроектная аналитика: анализ агломерационных и региональных связей, границ реального города, демографический прогноз, анализ городской экономики и землепользования ключевых предприятий, транспортное исследование с использованием транспортной лаборатории, камер видеонаблюдения, данных сотовых операторов, анализ экологических проблем, социальной и инженерной инфраструктуры.

Концепция пространственного развития Уфы разработана в нескольких вариантах, для обсуждения которых была организована серия круглых столов и открытых обсуждений получившихся наработок. Каждая из предложенных концепций прошла через транспортное и балансовое моделирование, на базе объективных данных которого был предложен итоговый вариант развития города.

Общественное обсуждение проектных решений

  1. Социологический опрос по транспортному поведению населения (более 2700 респондентов в МФЦ и детских садах города)
  2. 2 круглых стола в рамках разработки Концепции пространственного развития (2 этап)
  3. Привлечение соисполнителей к разработке 2-х из 3-х вариантов Концепций пространственного развития по результатам открытого конкурса
  4. Опрос жителей на сайте Института (более 3000 респондентов)
  5. Серия открытых докладов разработчиков на фестивале Экоберег-2019
  6. Пресс-конференция в Уфе
  7. Открытое обсуждение Генерального плана Уфы, организованное Главархитектурой города, с участием разработчиков.
Анализ контекста и преемственность решений
При разработке генплана Институт всегда рассматривает город в контексте социально-экономических связей с ближайшими муниципалитетами и с регионом в целом. Для Уфы на основе данных сотовых операторов были определены реальные границы города – то есть та территория, для которой Уфа важна как «поставщик» рабочих мест и досуга. Эти данные важно иметь, чтобы оценить и смоделировать реальную нагрузку на транспортную и социальную инфраструктуру города, а также увидеть основные направления развития агломерации.

Еще один контекст, в который вписываются решения генерального плана – это контекст документов градостроительного и стратегического планирования. Проект генплана увязан с ключевыми направлениями развития, указанными в Схеме территориального планирования республики Башкортостан и Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа. Учитывалась уже существующие проекты планировки кварталов и микрорайонов и, конечно, мероприятия текущего генерального плана тоже брались в расчет.

Таким образом, предлагаемый проект генплана – результат детального предпроектного анализа и моделирования, а также обсуждений среди активистов, экспертов и бизнес-сообщества

Концепция развития
Основными принципами разработки итоговой концепции и материалов генплана являются:
  • Устойчивое, комплексное и сбалансированное развитие города
  • Обеспечение функций Уфы как столицы Республики Башкортостан
  • Баланс мест проживания и приложения труда, сокращение маятниковых поездок
  • Плотный развитый центр и периферия с локальными центрами – полицентричное развитие города
  • Развитие в контексте агломерации
  • Опережающее развитие транспортной, социальной и инженерных инфраструктур
  • Комплексное развитие, создание районов смешанного функционального использования, недопустимость спальных районов
  • Формирование природно-рекреационного комплекса города с усилением рекреационной роли природных территорий и бережным и эффективным использованием экологического потенциала в интересах жителей
  • Гармонизация новой застройки и объектов культурного наследия
  • 100-процентная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры
  • Индивидуальное лицо периферийных районов
  • Многообразие типов городской среды и комплексности застройки жилых территорий, повышение качества городской среды
К итоговой концепции Институт пришел через многочисленные этапы моделирования. Наряду с полицентричностью рассматривались и концепция компактного города, и вариант рассредоточенного развития, однако именно выбранная концепция по результатам проверки на моделях оказалась наиболее сбалансированной с точки зрения доступности рабочих мест и нагрузки на транспорт.

Важная особенность выбранной модели в том, что она предполагает сбалансированное развитие: как центральной части города, так и поэтапное – периферии, сопровождаемое опережающим развитием транспортной, социальной и инженерных инфраструктур этих частей города. При этом периферийные районы должны получить комплексное развитие, индивидуальный облик и насыщение, исключающее их превращение в спальные районы.
Проект генплана выделяет несколько опорных центров, где будут создаваться новые кластеры с рабочими местами. Для этого в документе:
  • заранее резервируются территории под исключительно нежилые функции,
  • реорганизуются отдельные промышленные территории внутри Полуострова,
  • формируются новые логистические и производственные центры на периферии, с опорой на агломерационные связи.
На что ориентируется генплан. Прогнозные показатели
Все проектные решения генплана опираются на наши прогнозные показатели по населению, рабочим местам, жилому фонду и автомобилизации.
Демографические показатели на 2040 год – 1,3 млн человек – приняты по «стресс-сценарию» – максимально возможному увеличению численности населения Уфы, включающему и миграционный прирост, чтобы учесть максимальную возможную нагрузку на транспортную и инженерную сеть.

Покзатели 2020 2040
Рабочие места, тыс. ед. 550 625
Жилищный фонд, млн кв. м. 28,0 43,3
Уровень автомобилизации, (Легковые авто в собствнности физических лиц на 1000 жителей) 340 380
Транспорт – быстро и комфортно
Основной приоритет в развитии транспортной сферы отдается общественному транспорту: к 2040 году доля поездок на общественном транспорте должна вырасти до 65% от всех корреспонденций, что предполагает не только реализацию планировочных решений генплана, но и чисто административные решения по «демотивации» использования транспорта индивидуального. При этом плотность сети маршрутов общественного транспорта вырастет в 2 раза.

Опираясь на опыт Москвы и в целом на мировые тренды, мы предполагаем, что, несмотря на общий рост автомобилизации в Уфе (до 380 автомобилей на 1 тыс. жителей в 2040 году), общественный транспорт станет более востребованным. Во-первых, за счет развития выделенных полос и рельсового транспорта (трамвай и городская электричка) передвижение на общественном транспорте не будет сильно зависеть от автомобильного трафика – а значит, время поездки сократится и будет более предсказуемым. Во-вторых, продуманная система маршрутов и пересадочных узлов позволит разгрузить основные направления и сделает поездку более комфортной для жителей.

В центральной части города трамвай станет одним из основных видов транспорта. На периферии трамвайная сеть будет развивается поэтапно, за границами расчетного срока генплана, но транспортные коридоры для будущих линий резервируются уже сейчас, и на месте будущих трамвайных маршрутов будут организованы выделенные полосы для автобусов и маршрутных такси.

Трамвайная сеть
  • 35,4 км – существующая протяжённость
  • 119,5 км – планируемая перспективная протяжённость
  • 806 тыс. чел – население в зоне пешеходной доступности
  • 62% – доля населения проживающего в зоне обслуживания трамваем
Выделенные полосы НГПТ
  • 94,8 км – планируемая протяжённость до строительства трамвайных линий
  • 259,7 тыс. чел – население в зоне пешеходной доступности
  • 20% – доля населения проживающего в зоне обслуживания трамваем
Городская электричка
  • 5 – существующие пункты
  • 5 – новые пункты
  • 693 тыс. чел – население в зоне пешеходной доступности
  • 53% – доля населения проживающего в зоне обслуживания
Для передвижения на личном автомобиле город тоже станет комфортнее. В 2 раза расширится сеть городских магистралей, запланировано 46 новых транспортных развязок и 8 новых мостов – благодаря этим мерам существенно повысится связность районов города и увеличится средняя скорость движения на автомобиле – до 38 км/ч. Так, например, планируемые магистрали свяжут районы Дема и Черниковка, Затон и Центр, Сипайлово и Инорс и другие.

Обоснованность решений. Моделирование
Татьяна Гук: Мы можем с уверенностью сказать, что каждая линия и каждая цифра на наших чертежах придирчиво проверена и детально аргументирована
Любые проектные решения в рамках генплана проходят через несколько этапов моделирования. Данные для транспортной модели собирает специальная транспортная лаборатория Института: в Уфе производились замеры транспортных потоков на всех основных магистралях (более 100 точек), исследовались данные с камер, анализировалась информация от сотовых операторов. Все собранные данные легли в основу итоговой транспортной модели.

В частности, эта модель использовалась при проектировке и обосновании связи Дема – Центр – Черниковка. Исследование показало, что эта связь востребована – часть потоков пойдет по новой магистрали, это позволит разгрузить Бельский мост. Связь района Затон с Центром тоже была проверена транспортной моделью – анализ подтвердил, что новая магистраль востребована.

Природный каркас – сохранение и бережное использование
Сохранение природных территорий в условиях динамично развивающегося города – одна из первостепенных задач предлагаемого генплана. Уфа обладает большим экологическим потенциалом – площадь зеленых зон города в среднем выше, чем в большинстве российских миллионников. В проекте генплана учтен баланс сохранения природных территорий и раскрытия этого потенциала. Основные рекреационные зоны расположены в долинах рек – Уфы, Белой и Демы – и тем самым раскрывают еще и видовой потенциал городских природных ландшафтов.

Работа с историческим наследием
В сфере исторического наследия тоже важен баланс сохранения и создания условий для ответственного использования исторических зданий. Историко-культурный потенциал Уфы значительный – в городе находится 10 объектов культурного наследия (далее – ОКН) федерального значения, около 300 ОКН регионального значения и около 500 выявленных ОКН. Большинство из них локализовано на 3 участках – это Регулярный Центр, Старая Уфа и Черниковка.

Для Регулярного Центра целесообразно актуализировать весь охранный статус и разработать объединенную зону охраны для всего участка. Для Старой Уфы и Черниковки предлагается разработать статус достопримечательного места.
Разработка этих проектов позволит отменить действие потенциальных и существующих защитных зон объектов культурного наследия, которые устанавливаются сегодня без учета реальной ситуации и блокируют любое строительство, тогда у территории появляется возможность развиваться, она становится более инвестиционно привлекательной. Для того, чтобы развитие было бережным и не привело к утратам, для каждой территории должны быть прописаны прозрачные и детальные требования: предельно допустимые и архитектурно-стилистические параметры использования объектов.

Разработка данных проектов позволит:
  • Отменить действие потенциальных и существующих защитных зон объектов культурного наследия, блокирующих строительство
  • Зафиксировать прозрачные и стабильные требования к развитию исторических территорий
  • Детально регулировать предельно допустимые и архитектурно-стилистические параметры застройки
  • Сохранить выявленные объекты путем внесения их в предмет охраны без отнесения их к объектам культурного наследия
Социальная инфраструктура – устранение дефицитов
Основная задача генплана в социальной сфере – расширить сеть социальных объектов и снять чрезмерные нагрузки с существующей инфраструктуры: сейчас 99% детских садов и 73% школ перегружены, половина работает в две смены. К 2040 году количество мест в детских садах увеличится на 30 тыс. мест, а в школах – на 105 тыс. мест, таким образом дефициты будут устранены.

Резюме
В отличие от предыдущего генплана Уфы, проект нового генплана будет максимально учитывать результаты всех предпроектных исследований и общественных дискуссий и даст городу четкий вектор развития. С решениями генерального плана увязываются ПЗЗ и местные нормы градостроительного проектирования.

Таким образом, в Уфе формируется прозрачная, связанная и непротиворечивая система градостроительной документации, разработка которой, как и дальнейшее ее применение, имеет характер и все возможности электронного документа, что позволит использовать ее в качестве рабочего документа градостроительной деятельности и исключает для нее риск остаться лежать на полке.

 

Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы
Проект генерального плана города Уфа (до 2040 года)
© Институт Генплана Москвы

Александр Котенков,

другие постройки:
  • Концепции архитектурно-планировочного решения микрорайона в городе Саров, Саров
  • Отраслевая схема размещения объектов инфраструктуры для проведения в городе Москве Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, Москва

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Илья Машков
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Александр Попов
  • Всеволод Медведев
  • Антон Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Арсений Леонович
  • Наталья Сидорова
  • Андрей Гнездилов
  • Валерия Преображенская
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Орешкин
  • Юлия Тряскина
  • Александр Самарин
  • Олег Григорьев
  • Татьяна Гук
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Членов
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Николай Миловидов
  • Анастасия Абашева
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Владимир Плоткин
  • Константин Ходнев
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев
  • Кристина Павлова
  • Иван Кожин
  • Зураб Басария
  • Евгений Подгорнов
  • Александр Асадов
  • Георгий Трофимов
  • Александр Скокан
  • Катерина Грень
  • Андрей Михайлов
  • Юлий Борисов
  • Николай Переслегин
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Виталий Лутц
  • Левон Айрапетов
  • Полина Воеводина
  • Анатолий Столярчук
  • Дмитрий Васильев
  • Наталия Порошкина
  • Андрей Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Переслегин
  • Александр Порошкин
  • Сергей Никешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Евгений Герасимов
  • Максим Гурвич
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Ростислав Цайзер
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Котенков
  • Михаил Канунников
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Вероника Дубовик
  • Степан Липгарт
  • Василий Крапивин
  • Илья Уткин

Проект из каталога (случайный выбор)

Дом в Хлюпино
Олег Карлсон, 2008 – 2010
Дом в Хлюпино

Постройки и проекты (новые записи):

  • «Колонна» в экопарке ЖК West Garden
  • Набережная Марка Шагала, мастерплан
  • Реконструкция и реставрация кинотеатра «Художественный»
  • Станция метрополитена «Академическая» Коммунарской линии
  • Экорынок по продаже фермерских продуктов
  • Стратегия пространственного развития г. Суздаль до 2030 года
  • Стартовый дом по программе реновации на улице Плющева
  • Детский сад в Некрасовке
  • Детский сад в Томилино

Новости российской архитектуры:

От пожара до потопа
22.10.2020

От пожара до потопа

Тотан Кузембаев, Артём Никифоров , Никита Капитуров, Антон Кочуркин, Надежда Снигирёва, Александр Порошкин, Наталия Порошкина, Вероника Дубовик, Кристина Павлова
Столп плодородия
22.10.2020

Столп плодородия

Николай Полисский
Путь к новой орнаментальности
21.10.2020

Путь к новой орнаментальности

Александра Кузьмина, Илья Машков

Технологии:

22.10.2020

Пленение плетением

Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Wienerberger (Винербергер)
14.10.2020

Строительный материал от Адама

Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Wienerberger (Винербергер)
14.10.2020

Топ-3 удивительных зданий России с применением продукции «Татпроф»

Здания, которые ломают стереотипы: подборка самых необычных построек в Казани, Грозном и Владивостоке.
АО «ТАТПРОФ»
09.10.2020

Гран-при Kerama Marazzi 2020
Конкурс реализованных проектов для архитекторов и дизайнеров

Эксперты – Николай Лызлов, Александр Джикия, Массимо Санти, Роберто Леонелли, Альберто Фаварон и Элизабетта Бандини.
KERAMA MARAZZI
другие статьи