RSS
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы

Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)

информация:

авторский коллектив

Руководитель проекта: Виталий Лутц
Главный архитектор проекта: Антон Перфильев
Главный специалист Архитектурно-планировочной мастерской №1: Софья Черемисина
Заместитель руководителя научно-проектного объединения экономики градостроительства и стратегических разработок: Дмитрий Некрасов
Начальник сектора историко-культурных исследований: Сергей Клычков
Главный архитектор сектора историко-культурных исследований: Татьяна Щепеткова
Главный специалист сектора перспективного планирования развития отрасли территориальных образований: Михаил Жидков

Ведущий инженер НПО «Экология»: Екатерина Радчикова

Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы

описание:

В новом генеральном плане города Воронежа заложена масштабная реорганизация неэффективных промышленных территорий. Первым шагом на пути к реализации этой задачи стала концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС), разработанная специалистами Института Генплана Москвы под руководством начальникa управления перспективных проектов Виталия Лутца.

«Этот проект – не просто привлекательный образ будущего для деградирующей территории, а конкретный набор экономических и правовых инструментов развития городского пространства» – отметил Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов.

Территория ВЭКС имеет выгодное расположение – между историческим центром города и северными жилыми районами, к тому же она примыкает к Московскому проспекту – главной улице, связывающей две основные части Воронежа. Чтобы вдохнуть жизнь в центральную часть города, было решено создать на территории ВЭКС новый многофункциональный подцентр.

Публичные пространства
Концепция публичных пространств разработана с учетом перспективного развития города на основе существующей планировочной структуры территории завода, что позволяет реализовывать проектные решения поэтапно, а также интегрировать территорию ВЭКС в единый городской каркас публичных пространств и дополнить его недостающими пешеходными связями.

Центральное общественное пространство спроектировано преимущественно для пешеходов, транзитный проезд автомобилей по нему исключен, а транспортное обслуживание осуществляется с помощью тупиковых проездов.

Для разделения приватных и публичных территорий используется принцип артикуляции границ. Частные территории будут отделяться от общественных фасадами зданий, а первые этажи наполнятся объектами обслуживания и услуг.

В комплексе все эти мероприятия позволят организовать единое городское пространство, обеспечивающее проницаемость территории и доступность всех общественно значимых объектов.

Идентичность
Идентичность территории ВЭКС формируется с опорой на сохранение памяти места. Бывший завод является самым крупным сохранившимся промышленным комплексом Воронежа начала XX века. Особый интерес представляют здания завода Рихарда Поле 1920-х годов*, которые было предложено сохранить и интегрировать в новую планировочную структуру за счет размещения в них общественных функций.

* Завод, основанный промышленником Рихардом Поле в 1870 году, переехал в Воронеж в 1915 году, во время Первой мировой войны. Cохранились здания литейной мастерской (1916), фрагменты механической мастерской (1916), обрубная мастерская (1917) и сборочная мастерская (1916).

Помимо сохранения преемственности специалисты Института отмечают важность формирования узнаваемого образа новой среды и создания общей эстетики будущей застройки. Это достигается за счет размещения уникальных объектов и различных общественных пространств. Другим ключевым аспектом является сохранение существующего озеленения. Так, заводской скверик напротив столярной мастерской становится частью Центрального парка; зеленый массив в северо-западной части включается в границы школьного двора; а сквер около главного входа с Московского проспекта на территорию завода сохраняется как элемент площади перед культурно-развлекательным центром.

Многообразие
Создание многообразия является важнейшей задачей при формировании обновленного образа территории.

Новый городской подцентр состоит из различных общественных объектов городского значения. Общественные объекты сосредоточены в двух ключевых узлах: восточном и западном. Восточный образован на пересечении главной пешеходной артерии с Московским проспектом. Там разместятся культурно-развлекательный центр, конгресс-центр, гостиница. А западный включает в себя технопарк и музей.

Публичные пространства также разнообразны. Проектируемое центральное общественное пространство состоит из таких узнаваемых архетипических элементов городской среды как аванплощадь, скверы, променад, главная площадь и городская веранда. Важное место в этом ансамбле займет большой парк, доступный всем жителям города.

Также Концепция предполагает размещение на территории жилой застройки, которая представлена пятью различными морфотипами: точечная застройка и периметральная застройка переменной этажности, а также башенный и многоэтажный квартальные комплексы на стилобатах. Среднеэтажной высокоплотной застройкой представлен «Арт-кластер» – квартал с особым форматом жилья, где на первых этажах зданий размещаются творческие мастерские. Такое сочетание разных высот позволяет преодолеть монотонность городской среды и сформировать уникальный урбанистический сюжет. Также в северной части появятся участки, предназначенные под малоэтажное строительство, которые впоследствии могут стать стартовыми площадками для реновации прилегающих кварталов с индивидуальной жилой застройкой.

При работе над концепцией развития ВЭКС специалистами Института проработан тиражируемый опыт работы с неэффективными промышленными территориями. Концепция показывает перспективы преобразования промышленных зон в качественную городскую среду, а использованные в ней решения могут быть применены в других городах и регионах России.
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Григорий Мустафин
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Надточий
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Елена Пучкова
  • Сергей Скуратов
  • Павел Андреев
  • Георгий Трофимов
  • Евгений Зеленов
  • Раис Баишев
  • Иван Кожин
  • Василий Крапивин
  • Роман Леонидов
  • Ростислав Цайзер
  • Юлия Тряскина
  • Александр Асадов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Чобан
  • Виталий Лутц
  • Степан Липгарт
  • Сергей Труханов
  • Энди Сноу
  • Евгений Подгорнов
  • Николай Переслегин
  • Михаил Канунников
  • Игорь Шварцман
  • Сергей Никешкин
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Ликин
  • Татьяна Гук
  • Николай Кикава
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Котенков
  • Зураб Басария
  • Александр Самарин
  • Юлий Борисов
  • Станислав Белых
  • Владислав Андреев
  • Анна Иванова
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Сухов
  • Григориос Гавалидис
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Андрей Гнездилов
  • Марина Егорова
  • Наталия Шилова
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Андрей Михайлов
  • Дмитрий Буш
  • Игорь Членов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Сергей Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Чуйков
  • Валерий Лукомский
  • Юлия Солдатенкова
  • Алексей Орлов
  • Михаил Давыдов
  • Всеволод Медведев
  • Анастасия Абашева
  • Константин Ходнев
  • Маргарита Авдышева
  • Левон Айрапетов
  • Александр Бровкин
  • Алина Георгиевская
  • Илья Гринберг
  • Алексей Зародов
  • Алексей Ильин
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Николай Макаров
  • Мария Николаева
  • Алексей Полищук
  • Роман Пономарёв
  • Валерия Преображенская
  • Виктория Раубо
  • Александр Стариков
  • Илья Уткин
  • Олег Шурыгин
  • Дмитрий Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Московский квартал
  • Административный корпус вестибюля станции  «Лиговский проспект-2»
  • Проект приспособления объекта культурного наследия регионального значения городской детской больницы (богодельни) конца XIX В. под детский сад и центр досугового развития, г. Иваново
  • Производственный кластер в Некрасовке
  • Многофункциональный жилой комплекс в Бирюлево
  • Многофункциональный жилой комплекс в Измайлово
  • Театр для детей и молодежи в Череповце
  • Навес над тандыром
  • Детский сад в составе в ЖК «Преображенская площадь»

Новости российской архитектуры:

Перспективный вид
13.08.2025

Перспективный вид

Андрей Чуйков
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
12.08.2025

По два, по три на ветку. Древолюция 2025

Николай Белоусов, Тотан Кузембаев, Владимир Кузьмин, Иван Колманок, Константин Ходнев