Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
информация:
-
статус
проект -
место
Воронеж -
координаты
51.689394, 39.174130 -
функция
Градостроительство / Концепция застройки квартала

Виталий Лутц
РоссияИнститут Генплана Москвы
Genplan Institute of Moscow / Россияавторский коллектив
Руководитель проекта: Виталий Лутц
Главный архитектор проекта: Антон Перфильев
Главный специалист Архитектурно-планировочной мастерской №1: Софья Черемисина
Заместитель руководителя научно-проектного объединения экономики градостроительства и стратегических разработок: Дмитрий Некрасов
Начальник сектора историко-культурных исследований: Сергей Клычков
Главный архитектор сектора историко-культурных исследований: Татьяна Щепеткова
Главный специалист сектора перспективного планирования развития отрасли территориальных образований: Михаил Жидков
Ведущий инженер НПО «Экология»: Екатерина Радчикова
Главный архитектор проекта: Антон Перфильев
Главный специалист Архитектурно-планировочной мастерской №1: Софья Черемисина
Заместитель руководителя научно-проектного объединения экономики градостроительства и стратегических разработок: Дмитрий Некрасов
Начальник сектора историко-культурных исследований: Сергей Клычков
Главный архитектор сектора историко-культурных исследований: Татьяна Щепеткова
Главный специалист сектора перспективного планирования развития отрасли территориальных образований: Михаил Жидков
Ведущий инженер НПО «Экология»: Екатерина Радчикова
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
описание:
В новом генеральном плане города Воронежа заложена масштабная реорганизация неэффективных промышленных территорий. Первым шагом на пути к реализации этой задачи стала концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС), разработанная специалистами Института Генплана Москвы под руководством начальникa управления перспективных проектов Виталия Лутца.
«Этот проект – не просто привлекательный образ будущего для деградирующей территории, а конкретный набор экономических и правовых инструментов развития городского пространства» – отметил Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов.
Территория ВЭКС имеет выгодное расположение – между историческим центром города и северными жилыми районами, к тому же она примыкает к Московскому проспекту – главной улице, связывающей две основные части Воронежа. Чтобы вдохнуть жизнь в центральную часть города, было решено создать на территории ВЭКС новый многофункциональный подцентр.
Публичные пространства
Концепция публичных пространств разработана с учетом перспективного развития города на основе существующей планировочной структуры территории завода, что позволяет реализовывать проектные решения поэтапно, а также интегрировать территорию ВЭКС в единый городской каркас публичных пространств и дополнить его недостающими пешеходными связями.
Центральное общественное пространство спроектировано преимущественно для пешеходов, транзитный проезд автомобилей по нему исключен, а транспортное обслуживание осуществляется с помощью тупиковых проездов.
Для разделения приватных и публичных территорий используется принцип артикуляции границ. Частные территории будут отделяться от общественных фасадами зданий, а первые этажи наполнятся объектами обслуживания и услуг.
В комплексе все эти мероприятия позволят организовать единое городское пространство, обеспечивающее проницаемость территории и доступность всех общественно значимых объектов.
Идентичность
Идентичность территории ВЭКС формируется с опорой на сохранение памяти места. Бывший завод является самым крупным сохранившимся промышленным комплексом Воронежа начала XX века. Особый интерес представляют здания завода Рихарда Поле 1920-х годов*, которые было предложено сохранить и интегрировать в новую планировочную структуру за счет размещения в них общественных функций.
* Завод, основанный промышленником Рихардом Поле в 1870 году, переехал в Воронеж в 1915 году, во время Первой мировой войны. Cохранились здания литейной мастерской (1916), фрагменты механической мастерской (1916), обрубная мастерская (1917) и сборочная мастерская (1916).
Помимо сохранения преемственности специалисты Института отмечают важность формирования узнаваемого образа новой среды и создания общей эстетики будущей застройки. Это достигается за счет размещения уникальных объектов и различных общественных пространств. Другим ключевым аспектом является сохранение существующего озеленения. Так, заводской скверик напротив столярной мастерской становится частью Центрального парка; зеленый массив в северо-западной части включается в границы школьного двора; а сквер около главного входа с Московского проспекта на территорию завода сохраняется как элемент площади перед культурно-развлекательным центром.
Многообразие
Создание многообразия является важнейшей задачей при формировании обновленного образа территории.
Новый городской подцентр состоит из различных общественных объектов городского значения. Общественные объекты сосредоточены в двух ключевых узлах: восточном и западном. Восточный образован на пересечении главной пешеходной артерии с Московским проспектом. Там разместятся культурно-развлекательный центр, конгресс-центр, гостиница. А западный включает в себя технопарк и музей.
Публичные пространства также разнообразны. Проектируемое центральное общественное пространство состоит из таких узнаваемых архетипических элементов городской среды как аванплощадь, скверы, променад, главная площадь и городская веранда. Важное место в этом ансамбле займет большой парк, доступный всем жителям города.
Также Концепция предполагает размещение на территории жилой застройки, которая представлена пятью различными морфотипами: точечная застройка и периметральная застройка переменной этажности, а также башенный и многоэтажный квартальные комплексы на стилобатах. Среднеэтажной высокоплотной застройкой представлен «Арт-кластер» – квартал с особым форматом жилья, где на первых этажах зданий размещаются творческие мастерские. Такое сочетание разных высот позволяет преодолеть монотонность городской среды и сформировать уникальный урбанистический сюжет. Также в северной части появятся участки, предназначенные под малоэтажное строительство, которые впоследствии могут стать стартовыми площадками для реновации прилегающих кварталов с индивидуальной жилой застройкой.
При работе над концепцией развития ВЭКС специалистами Института проработан тиражируемый опыт работы с неэффективными промышленными территориями. Концепция показывает перспективы преобразования промышленных зон в качественную городскую среду, а использованные в ней решения могут быть применены в других городах и регионах России.
«Этот проект – не просто привлекательный образ будущего для деградирующей территории, а конкретный набор экономических и правовых инструментов развития городского пространства» – отметил Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов.
Территория ВЭКС имеет выгодное расположение – между историческим центром города и северными жилыми районами, к тому же она примыкает к Московскому проспекту – главной улице, связывающей две основные части Воронежа. Чтобы вдохнуть жизнь в центральную часть города, было решено создать на территории ВЭКС новый многофункциональный подцентр.
Публичные пространства
Концепция публичных пространств разработана с учетом перспективного развития города на основе существующей планировочной структуры территории завода, что позволяет реализовывать проектные решения поэтапно, а также интегрировать территорию ВЭКС в единый городской каркас публичных пространств и дополнить его недостающими пешеходными связями.
Центральное общественное пространство спроектировано преимущественно для пешеходов, транзитный проезд автомобилей по нему исключен, а транспортное обслуживание осуществляется с помощью тупиковых проездов.
Для разделения приватных и публичных территорий используется принцип артикуляции границ. Частные территории будут отделяться от общественных фасадами зданий, а первые этажи наполнятся объектами обслуживания и услуг.
В комплексе все эти мероприятия позволят организовать единое городское пространство, обеспечивающее проницаемость территории и доступность всех общественно значимых объектов.
Идентичность
Идентичность территории ВЭКС формируется с опорой на сохранение памяти места. Бывший завод является самым крупным сохранившимся промышленным комплексом Воронежа начала XX века. Особый интерес представляют здания завода Рихарда Поле 1920-х годов*, которые было предложено сохранить и интегрировать в новую планировочную структуру за счет размещения в них общественных функций.
* Завод, основанный промышленником Рихардом Поле в 1870 году, переехал в Воронеж в 1915 году, во время Первой мировой войны. Cохранились здания литейной мастерской (1916), фрагменты механической мастерской (1916), обрубная мастерская (1917) и сборочная мастерская (1916).
Помимо сохранения преемственности специалисты Института отмечают важность формирования узнаваемого образа новой среды и создания общей эстетики будущей застройки. Это достигается за счет размещения уникальных объектов и различных общественных пространств. Другим ключевым аспектом является сохранение существующего озеленения. Так, заводской скверик напротив столярной мастерской становится частью Центрального парка; зеленый массив в северо-западной части включается в границы школьного двора; а сквер около главного входа с Московского проспекта на территорию завода сохраняется как элемент площади перед культурно-развлекательным центром.
Многообразие
Создание многообразия является важнейшей задачей при формировании обновленного образа территории.
Новый городской подцентр состоит из различных общественных объектов городского значения. Общественные объекты сосредоточены в двух ключевых узлах: восточном и западном. Восточный образован на пересечении главной пешеходной артерии с Московским проспектом. Там разместятся культурно-развлекательный центр, конгресс-центр, гостиница. А западный включает в себя технопарк и музей.
Публичные пространства также разнообразны. Проектируемое центральное общественное пространство состоит из таких узнаваемых архетипических элементов городской среды как аванплощадь, скверы, променад, главная площадь и городская веранда. Важное место в этом ансамбле займет большой парк, доступный всем жителям города.
Также Концепция предполагает размещение на территории жилой застройки, которая представлена пятью различными морфотипами: точечная застройка и периметральная застройка переменной этажности, а также башенный и многоэтажный квартальные комплексы на стилобатах. Среднеэтажной высокоплотной застройкой представлен «Арт-кластер» – квартал с особым форматом жилья, где на первых этажах зданий размещаются творческие мастерские. Такое сочетание разных высот позволяет преодолеть монотонность городской среды и сформировать уникальный урбанистический сюжет. Также в северной части появятся участки, предназначенные под малоэтажное строительство, которые впоследствии могут стать стартовыми площадками для реновации прилегающих кварталов с индивидуальной жилой застройкой.
При работе над концепцией развития ВЭКС специалистами Института проработан тиражируемый опыт работы с неэффективными промышленными территориями. Концепция показывает перспективы преобразования промышленных зон в качественную городскую среду, а использованные в ней решения могут быть применены в других городах и регионах России.
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.02.2025
Пояс Ориона
Николай Переслегин, Георгий Трофимов, Сергей Переслегин20.02.2025
Далеко гляжу
Илья Едемский19.02.2025
Время как театр
Зоя Рюрикова18.02.2025
Прощание с СЭВ
Технологии:
14.02.2025
Группа компаний BRAER
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной плитки BRAER
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.Группа компаний BRAER
12.02.2025
СИБАЛЮКС
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.СИБАЛЮКС
27.01.2025
Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий и дизайна
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.Юнигрин Энерджи, Архитектурное бюро ASADOV
24.01.2025
Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных зданий
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.Группа компаний BRAER, PRSPKT.Architects, СПИЧ, СтройПроектКонсалтинг
23.01.2025
ГК ДИАТ
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.ГК ДИАТ