RSS
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы

Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)

информация:

авторский коллектив

Руководитель проекта: Виталий Лутц
Главный архитектор проекта: Антон Перфильев
Главный специалист Архитектурно-планировочной мастерской №1: Софья Черемисина
Заместитель руководителя научно-проектного объединения экономики градостроительства и стратегических разработок: Дмитрий Некрасов
Начальник сектора историко-культурных исследований: Сергей Клычков
Главный архитектор сектора историко-культурных исследований: Татьяна Щепеткова
Главный специалист сектора перспективного планирования развития отрасли территориальных образований: Михаил Жидков

Ведущий инженер НПО «Экология»: Екатерина Радчикова

Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы

описание:

В новом генеральном плане города Воронежа заложена масштабная реорганизация неэффективных промышленных территорий. Первым шагом на пути к реализации этой задачи стала концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС), разработанная специалистами Института Генплана Москвы под руководством начальникa управления перспективных проектов Виталия Лутца.

«Этот проект – не просто привлекательный образ будущего для деградирующей территории, а конкретный набор экономических и правовых инструментов развития городского пространства» – отметил Виталий Лутц, начальник управления перспективных проектов.

Территория ВЭКС имеет выгодное расположение – между историческим центром города и северными жилыми районами, к тому же она примыкает к Московскому проспекту – главной улице, связывающей две основные части Воронежа. Чтобы вдохнуть жизнь в центральную часть города, было решено создать на территории ВЭКС новый многофункциональный подцентр.

Публичные пространства
Концепция публичных пространств разработана с учетом перспективного развития города на основе существующей планировочной структуры территории завода, что позволяет реализовывать проектные решения поэтапно, а также интегрировать территорию ВЭКС в единый городской каркас публичных пространств и дополнить его недостающими пешеходными связями.

Центральное общественное пространство спроектировано преимущественно для пешеходов, транзитный проезд автомобилей по нему исключен, а транспортное обслуживание осуществляется с помощью тупиковых проездов.

Для разделения приватных и публичных территорий используется принцип артикуляции границ. Частные территории будут отделяться от общественных фасадами зданий, а первые этажи наполнятся объектами обслуживания и услуг.

В комплексе все эти мероприятия позволят организовать единое городское пространство, обеспечивающее проницаемость территории и доступность всех общественно значимых объектов.

Идентичность
Идентичность территории ВЭКС формируется с опорой на сохранение памяти места. Бывший завод является самым крупным сохранившимся промышленным комплексом Воронежа начала XX века. Особый интерес представляют здания завода Рихарда Поле 1920-х годов*, которые было предложено сохранить и интегрировать в новую планировочную структуру за счет размещения в них общественных функций.

* Завод, основанный промышленником Рихардом Поле в 1870 году, переехал в Воронеж в 1915 году, во время Первой мировой войны. Cохранились здания литейной мастерской (1916), фрагменты механической мастерской (1916), обрубная мастерская (1917) и сборочная мастерская (1916).

Помимо сохранения преемственности специалисты Института отмечают важность формирования узнаваемого образа новой среды и создания общей эстетики будущей застройки. Это достигается за счет размещения уникальных объектов и различных общественных пространств. Другим ключевым аспектом является сохранение существующего озеленения. Так, заводской скверик напротив столярной мастерской становится частью Центрального парка; зеленый массив в северо-западной части включается в границы школьного двора; а сквер около главного входа с Московского проспекта на территорию завода сохраняется как элемент площади перед культурно-развлекательным центром.

Многообразие
Создание многообразия является важнейшей задачей при формировании обновленного образа территории.

Новый городской подцентр состоит из различных общественных объектов городского значения. Общественные объекты сосредоточены в двух ключевых узлах: восточном и западном. Восточный образован на пересечении главной пешеходной артерии с Московским проспектом. Там разместятся культурно-развлекательный центр, конгресс-центр, гостиница. А западный включает в себя технопарк и музей.

Публичные пространства также разнообразны. Проектируемое центральное общественное пространство состоит из таких узнаваемых архетипических элементов городской среды как аванплощадь, скверы, променад, главная площадь и городская веранда. Важное место в этом ансамбле займет большой парк, доступный всем жителям города.

Также Концепция предполагает размещение на территории жилой застройки, которая представлена пятью различными морфотипами: точечная застройка и периметральная застройка переменной этажности, а также башенный и многоэтажный квартальные комплексы на стилобатах. Среднеэтажной высокоплотной застройкой представлен «Арт-кластер» – квартал с особым форматом жилья, где на первых этажах зданий размещаются творческие мастерские. Такое сочетание разных высот позволяет преодолеть монотонность городской среды и сформировать уникальный урбанистический сюжет. Также в северной части появятся участки, предназначенные под малоэтажное строительство, которые впоследствии могут стать стартовыми площадками для реновации прилегающих кварталов с индивидуальной жилой застройкой.

При работе над концепцией развития ВЭКС специалистами Института проработан тиражируемый опыт работы с неэффективными промышленными территориями. Концепция показывает перспективы преобразования промышленных зон в качественную городскую среду, а использованные в ней решения могут быть применены в других городах и регионах России.
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы
Концепция развития территории бывшего воронежского экскаваторного завода (ВЭКС)
© Институт Генплана Москвы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Явейн
  • Валерий Лукомский
  • Григорий Мустафин
  • Евгений Зеленов
  • Дмитрий Остроумов
  • Олег Шапиро
  • Владимир Плоткин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Котенков
  • Анна Иванова
  • Александр Самарин
  • Зураб Басария
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Буш
  • Андрей Чуйков
  • Григориос Гавалидис
  • Александр Скокан
  • Антон Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Ростислав Цайзер
  • Николай Кикава
  • Олег Мединский
  • Сергей Переслегин
  • Владислав Андреев
  • Константин Ходнев
  • Наталья Сидорова
  • Юлий Борисов
  • Игорь Членов
  • Станислав Белых
  • Екатерина Кузнецова
  • Евгений Новосадюк
  • Татьяна Гук
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Ликин
  • Энди Сноу
  • Марина Егорова
  • Андрей Асадов
  • Раис Баишев
  • Ерлан Бекмухамедов
  • Вера Бутко
  • Алексей Орлов
  • Андрей Романов
  • Николай Переслегин
  • Елена Пучкова
  • Игорь Шварцман
  • Евгений Подгорнов
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Чобан
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Василий Крапивин
  • Анастасия Абашева
  • Сергей Труханов
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Виталий Лутц
  • Андрей Михайлов
  • Иван Кожин
  • Георгий Трофимов
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Сергей Скуратов
  • Роман Леонидов
  • Сергей Никешкин
  • Илья Машков
  • Степан Липгарт
  • Юлия Солдатенкова
  • Михаил Давыдов
  • Дмитрий Сухов
  • Маргарита Авдышева
  • Левон Айрапетов
  • Владислав Бек-Булатов
  • Александр Бровкин
  • Алина Георгиевская
  • Павел Гордеев
  • Илья Гринберг
  • Никита Демидов
  • Алексей Зародов
  • Алексей Ильин
  • Дарья Ильина
  • Олег Карлсон
  • Алексей Курков
  • Антон Ладыгин
  • Николай Макаров
  • Мария Николаева
  • Алексей Полищук
  • Роман Пономарёв
  • Валерия Преображенская
  • Виктория Раубо
  • Александр Стариков
  • Илья Уткин
  • Олег Шурыгин
  • Дмитрий Шурыгин

Проект из каталога (случайный выбор)

Школа в Непале
Елизавета Шишина, Михаил Шишин, Роман Гек, 2014 – 2015
Школа в Непале

Постройки и проекты (новые записи):

  • Парящий дом
  • ЖК ЗИЛАРТ Дом с зайцами
  • Падел-центр
  • Дворец бракосочетания во Всеволжске
  • Дом культуры Центр притяжения
  • Санаторный комплекс
  • Центр Космонавтики и авиации
  • Реконструкция базы отдыха Маяк
  • Многофункциональный центр с сохранением здания СЭВ

Новости российской архитектуры:

Парящий дом
05.09.2025

Парящий дом

Владислав Бек-Булатов, Дарья Ильина
Замковый камень
05.09.2025

Замковый камень

Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов
Перпетум мобиле
04.09.2025

Перпетум мобиле

Юлий Борисов, Амир Идиатулин, Юлия Парфенова
Вода и свет
04.09.2025

Вода и свет

Дмитрий Остроумов
Торжество во дворце
03.09.2025

Торжество во дворце

Александр Шретер, Антон Головин