Кировск – детище открытий академика А.Е. Ферсмана и первых Советских пятилеток, город, который в своём развитии опережал планирование, строился быстрее, чем проектировался. Город, решавший сиюминутные актуальные задачи удовлетворения хозяйственных нужд страны. Социальные, гуманитарные и природоохранные задачи никогда не ставились во главу угла и, фактически, город возник, как ряд рабочих поселков при рудниках и обогатительных фабриках. Технологические процессы добычи и переработки апатито-нефелиновой руды диктовали оптимальные, с этой точки зрения, места для расположения обогатительных фабрик и прокладки железнодорожных путей, связывающих фабрики с местами добычи.
Территории зон производственного назначения, занимая доминирующее положение в городской ткани, в том числе в центре города на южном берегу озера Большой Вудъявр, провоцируют планировать развитие жилой и общественной застройки за пределами компактного ядра города. При этом, естественные факторы жизни города, например, убыль населения, позволили не идти по пути растягивание городской ткани, «законсервировать» её в нынешнем состоянии.
Новый стимул развития появился у города в связи с модернизацией горнорудного промышленно-производственного цикла. В следствие этого освободилась обширная территория, занимаемая предприятиями на нижней террасе у озера Большой Вудъявр – весьма важная для города по причине своего центрального месторасположения в городской структуре и различных позитивных качеств – от исторических до ландшафтных, обладающая наибольшим пространственным и функциональным потенциалом для развития Кировска как спортивно-туристического центра.
Горный рельеф ограничивает пространственное развитие Кировска, компактно локализует городскую ткань на южном берегу озера Большой Вудъявр. Рельеф формирует богатые ландшафтные характеристики городской среды. Расположение Кировска в тупике по отношению к внешним коммуникациям, населённым пунктам и окружающим ландшафтам имеет и положительное свойство – один путь следования в город можно внимательно продумать как сценарий событий, сформированный интересными пространственными впечатлениями и разнообразным функциональным насыщением.
Традиционные горнолыжные зоны развивались сначала рядом с главным рудником – гора Кукисвумчорр (30-е, «25-й км»), потом – на восток от центрального ядра города, за парком – гора Айкумвенчорр (60-70-е, «Городской склон»). В городе появилась и утвердилась функция горнолыжного центра – самого северного в стране с наиболее долгим сезоном катания (ноябрь – май), выводя город на новый уровень. Все более востребованным становится летний туризм и другие виды активности (горный, водный, этнографический туризм, экспедиции на внедорожниках, рыбная ловля, парапланеризм и пр.).
Городская ткань в нынешнем положении зажата промышленными, коммунальными и складскими территориями, не в состоянии быть полноценной коммуникацией между городом, горнолыжными зонами и спортивно-туристическими объектами. Фактически, город, не будучи никоим образом для этого приспособлен, помимо своей основной функции как места жизни и работы его жителей (занятых, в основном, в горнорудной промышленности), выполняет роль крупного спортивно-туристического центра.
Освобождение от производственных функций территории на южном берегу озера Большой Вудъявр – вместе с развитием существующих общественных пространств, связей, элементов природного каркаса – а также с помощью реорганизации размещения промышленных зон – предоставляет возможность сформировать в Муниципалитете полноценный всесезонный спортивно-туристический кластер, связать его элементы в единый организм с центром в новом планировочном районе.
Градостроительная концепция призвана:
– примирить противоречия параллельного существования в Кировске промышленности, городской жизни и туризма – архитектурно-планировочными средствами;
– оформить новую – спортивно-туристическую – функцию города, не забывая о прежней, промышленной, опираясь на природно-ландшафтные особенности и исторически сложившуюся городскую структуру.
Концепция предлагает:
1) Расширение горнолыжных зон:
– сложившихся:
– на восток от существующей зоны «Городской склон», «BigWood», на склонах горы Акуймвенчорр;
– на запад от существующей зоны «25-й км», на склонах горы Кукисвумчорр;
– новых:
– на восток от горы Акуймвенчорр, на склонах горы Ловчорр;
– на запад от города, на склонах горы Вудъяврчорр.
2) Размещение панировочных районов нового общегородского центра в компактном городском ядре Кировска, на освобождаемой промтерритории, которая занимает центральное положение по отношению к существующим и перспективным горнолыжным зонам и элементам спортивно-туристического кластера.
3) Формирование системы ярко освещённых пешеходных связей («парковых коридоров», пешеходных улиц, площадей, туристических маршрутов), объединяющей горнолыжные зоны, рекреационные парки с существующим и новым центром города – «Светлый путь».
В условиях тёмного времени года (с декабря по февраль) ярко освещённые пешеходные пространства, улицы и площади, пути будут компенсацией зимней полярной ночи. Свет, световой сценарий организации пространства становится главным элементом оформления и обновления городской среды.
Для создания эффективной структуры планировки выявлена планировочная матрица – градостроительные «силовые линии», которые задают каркас планировки и застройки.
Застройка сложившегося центра Кировска 1930-1950-х годов формирует главные оси и направления планировочной матрицы:
– Монументальный железнодорожный вокзал находится на пересечении лучей – улицы Юбилейной и фрагмента проспекта Ленина.
– Центральная градостроительная ось исторического ансамбля – пешеходная эспланада-лестница, которая берет в качестве начала фрагмент улицы Ленинградской у озера Верхнее, и, далее, соединяет Кировский дворец культуры, Центральную полукруглую площадь, здание универмага «Кировск» в единое общественное пространство – главное в городе.
Планировочные оси микрорайонов, расположенных между улицами Олимпийской и Кондрикова в северо-восточной части города у подножия горы Айкумвенчорр, базируются на луче улицы Олимпийской, идущем в направлении восток – запад (с небольшим отклонением), определяют планировочный каркас и масштаб кварталов Нового Кировска западнее улицы Кондрикова.
Железнодорожные пути, повторяя складки рельефа, создали дополнительные «силовые линии» и направления для новой городской ткани.
Формирование планировочного каркаса новых районов на южном берегу озера Большой Вудъявр ведётся, исходя из следующих принципов:
1) Используются естественные свойства рельефа:
-направления, задаваемые его складками;
-удобные для застройки плоскости – террасы у южного берега озера Большой Вудъявр, освобождённые от промышленно-складской застройки, обладающие наибольшим пространственным и функциональным потенциалом для развития нового города.
2) Новые планировочные оси-лучи развивают направления существующей улично-дорожной сети и сложившейся (исторической) застройки Кировска.
3) В рамках рекультивации бывшей промышленно-складской территории на берегу озера Большой Вудъявр по направлениям железнодорожных путей создаются парковые зоны и природные коридоры – основа нового природно-экологического каркаса как части единой системы общественных пространств города.
4) Историческая преемственность Новый Кировск – Хибиногорск. Начиная новый этап развития, невозможно не вернуться к истокам – к реновации территории, где впервые появилась городская планировка и застройка.
Важнейшие объекты города – Старого и Нового – вместе с объектами спортивно-туристического кластера – нанизываются и связываются главным общественным пространством и коммуникацией города.
Планировочная структура Старого города сохраняется. Благоустраиваются районы существующей застройки, улично-дорожная сеть. Ведётся поэтапная реновация и ремонт существующих зданий, жилого фонда.
Организуется единая пешеходная зона от зоны выката городского склона через Верхний парк – «Спорт-Парк» к лестнице от Дворца культуры к полукруглой площади с гостиницей «Северная», Музеем и – к Новому центру.
Северо-западнее площади – новая городская доминанта – гостиница «Кировская». Северо-восточнее – в географическом центре основного ядра города – многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Плаза», частью которого является Большой Ледовый дворец. Здание окружается системой крытых пешеходных улиц, проникающих внутрь в виде торговых улиц-пассажей, что позволяет сформировать единое пространство – забота о комфорте туристов и жителей Кировска, способ увеличения привлекательности города в сезон полярной ночи.
Пешеходный бульвар – «Эспланада» ведёт на северо-восток от гостиницы «Кировская» мимо «Плазы», Колледжа туризма и гостиничного сервиса (реконструкция здания Горного техникума) к монументальному зданию вокзала – ныне Информационному туристическому центру с необходимой инфраструктурой, кафе, пунктами для аренды снегоходов, упряжек, велосипедов и т. п., стоянкой экспедиционных автомобилей и техники.
Западнее вокзала на границе с Нижним парком – квартал с «Аквапарком» – комплексом зданий со спортивно-развлекательной функцией. Интерьеры комплекса – с видом на озеро и окружающие город горы.
В районе «Западный» Нового планировочного района на Хибиногорской улице формируется деревянный «исторический город», отсылающий к визуальной среде Кировска 1930-х годов. Малоэтажная благоустроенная среда «Гостиничного городка» с открывающимися видами на склоны горы Вудъяврчорр будет организована на месте исторической улицы.
На высоком берегу реки Белая в конце пешеходной улицы – Белореченская станция канатной дороги, старт на горнолыжные склоны Вудъяврчорр. На западный берег Белой перекинут пешеходный мост, ведущий к зоне катания и летним туристическим маршрутам по западному берегу Большого Вудъявра.
Жилые кварталы в районе «Западный» находятся на северо-западе территории между озером и рекой. Там же – детсад и школа. Общественные, обслуживающие, административно-деловые и сервисные функции размещены в нижних этажах застройки.
Нижний парк – «Центро-Парк» пронизывают пешеходные связи по направлениям, заданным квартальной планировкой района «Западный». Верхняя терраса парка включена в городскую застройку, это традиционный городской парк с соответствующим набором функций, павильонов. В центре – площадь у храма. На мысу у озера – колесо обозрения. В парке – аллеи и дорожки, площадки для игр детей и отдыха взрослых, для временной установки цирка-шапито, аттракционов. Нижняя терраса – место проведения фестивалей под открытым небом, спортивная база видов спорта, связанных с использованием ветра.
Планировочный район «Восточный» состоит из, в основном, жилых кварталов с необходимой социальной (детсад, школа) и сервисной инфраструктурой, с вкраплениями кварталов с гостиницами. Первые этажи застройки – общественные.
Планировочный район «Северо-восточный» – блокированные 2-3-х этажные индивидуальные жилые дома группируются вдоль улицы-«серпантина» по рельефу. Это место – с масштабными видами на панорамы озера и гор, и город. Прямая связь по улице Олимпийской с выкатом Городского склона также является привлекательным качеством района.
Представленный сценарий иллюстрирует возможности Кировска стать и современным городом, и центром спортивно-туристического кластера, оставшись центром промышленности.
Наталья Бавыкина, Дарья Мирошниченко, Мария Шапченко, Мария Яско, Наталия Зайченко, Юлия Наполова, Анна Куликова, Наталья Сидорова, Мария Николаева, Мария Ахременкова, Татьяна Осецкая, Катерина Грень, Алёна Каширина, Вера Бутко, Зоя Рюрикова, Наринэ Тютчева, Дарья Листопад, Виктория Гавалиди