Конкурс международный, открытый, двухэтапный. На первом этапе, с 21 мая по 21 июня, запланирован отбор заявок, приветствуются консорциумы, в том числе международные, также участие маркетологов и экономистов, и даже наличие уже на первом этапе, плюс к релевантному портфолио, эскизов проектного предложения. По словам директора Института Генплана Татьяны Гук, организаторы надеются, что конкурс будет интересен как маститым бюро, так и молодежи, а эскиз – дополнительный способ для молодых проявить свой творческий потенциал уже на первом этапе отбора.
Подать заявку можно на сайте конкурса https://fili-contest.ru/
Пять отобранных финалистов будут работать над концепциями в течение трех месяцев – каждый получит 1 млн рублей в качестве компенсации за труды. Результаты обещают объявить 22 октября.
С победителем конкурса организаторы гарантируют заключение договора на проектирование, включая авторский надзор, но исключая РД.
Планируется, что финансировать строительство будет компания «Лидер», которая управляет активами Пенсионного фонда РФ; ее руководитель председательствует в жюри. А проводит конкурс – при поддержке Москомархитектуры – Институт Генплана для Новой концессионной компании, которая была создана в 2013 году для строительства новой, открывшейся сравнительно недавно, московской платной дороги – проспекта Багратиона.
На котором, собственно, и расположена станция Фили, недалеко от ММДЦ Москва-Сити; участок входит, таким образом, в «Большой Сити» и, в сущности, конкурирует с деловым центром. Между тем, по словам организаторов, у него есть собственная повестка и много возможностей для развития. Директор Новой концессионной компании Денис Янев рассказал, что идея строительства ТПУ возникла год назад, в процессе согласования пешеходного перехода, который должен был появиться по инициативе РЖД в этом месте.
Территория расположена по сторонам проспекта Багратиона, параллельно которому проходит железная дорога D1, так же как и пути аэроэкспресса Шереметьево. Станция метро «Фили» расположена чуть в стороне, севернее. Он разделен на три части: средняя зарезервирована для транспортной инфраструктуры, две по сторонам – для строительства общественно-делового центра. По словам Дениса Янева, строительство над железнодорожными путями и платной трассой не просто приветствуется, а даже требуется.
От участников конкурса требуется достаточно многое. С одной стороны, яркое и интересное архитектурное решение, с другой – творчество маркетингового плана, предложения по функциональному наполнению, способному сделать комплекс успешным и кроме того привлечь внимание к платной трассе, которая на данный момент остается единственной платной дорогой в Москве, но обеспечивает участку хорошую транспортную доступность. В то же время важно продумать адаптивность здания – его способность легко и гибко меняться, реагируя на турбулентности рынка.
По словам Татьяны Гук, требуется «творческий, но реалистичный подход» в поиске синергии множества функций, технологий и архитектуры.
По словам Дениса Янева, задача – получить видение конкурсантов и даже «посмотреть на участок с чистого листа» со всех сторон: логистической, экономической, и прочих. Поэтому даже заявленная площадь 150 000 м2 не является истиной в последней инстанции.
Янев также перечислил вероятные функции – помимо ключевых офисов, торговли, гостиницы требуются парковки, которые смогут выполнять в том числе роль перехватных, так же как и полезные для жителей МФЦ, досуговый и туристический центры. Тем не менее организаторы несколько раз подчеркнули, что ждут от участников инициативы, в том числе в поиске «функциональной изюминки», способной придать проекту черты исключительности.
Несколько вопросов вызвало обещание организаторов конкурса гарантировать победителю контракт на дальнейшую работу с проектом в качестве оферты. По словам Дениса Янева, эта гарантия определена юридически в условиях конкурса, но и выбирать команды будут, в числе прочего, на основе реалистичности их гонораров. На втором этапе с каждым из пяти финалистов заключат договор. Организаторы пообещали разместить на сайте больше документов, освещающих юридические нюансы.
Начать строительство планируют через 1–1.5 года после объявления победителя, а завершить – в 2028 году.
Денис Янев также намекнул на планы проведения других конкурсов на участки вдоль проспекта Багратиона, но уточнения обещал дать после того, как будет оценен опыт проведения первого соревнования.
Подать заявку можно на сайте конкурса https://fili-contest.ru/
Жюри конкурса
Гавриленко Анатолий Анатольевич – председательГенеральный директор Управляющей Компании «Лидер»
Дмитриев Кирилл Александрович
Генеральный директор «Российского фонда прямых инвестиций»
Янев Денис Анатольевич
АО «Новая Концессионная Компания»
Кузнецов Сергей Олегович
Главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Костин Сергей Васильевич
Заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Нуждов Алексей Викторович
Старший вице-президент НПФ «Газфонд»
Шрейдер Анатолий Владимирович
Директор АО «Профессиональный строитель»
Башкаев Тимур Истанович
Архитектор, руководитель Архитектурного бюро Тимура Башкаева (АБТБ)
Кудрявцев Пётр Александрович
Урбанист, социолог, основатель CM International
Гнездилов Андрей Леонидович
Архитектор, руководитель Архитектурного бюро «Остоженка»
Долгой Дмитрий Тимофеевич
Руководитель «Архитектурной мастерской KD», советник директора АО «Новая концессионная компания»
Огарёв Дмитрий Владимирович
Генеральный директор «Проектного бюро Конструктор», советник директора АО «Новая концессионная компания»