Объявлен конкурс на концепцию общественно-делового комплекса «Фили», включающего объекты транспортно-пересадочного узла. Требуется маркетинг, строительство над железной дорогой, а также интересная архитектура
Мастерская:
Институт Генплана Москвы
Как сказала директор Института Генплана Татьяна Гук на пресс-конференции, это первый открытый конкурс на ТПУ, и этим он, в числе прочего, уникален.
Конкурс международный, открытый, двухэтапный. На первом этапе, с 21 мая по 21 июня, запланирован отбор заявок, приветствуются консорциумы, в том числе международные, также участие маркетологов и экономистов, и даже наличие уже на первом этапе, плюс к релевантному портфолио, эскизов проектного предложения. По словам директора Института Генплана Татьяны Гук, организаторы надеются, что конкурс будет интересен как маститым бюро, так и молодежи, а эскиз – дополнительный способ для молодых проявить свой творческий потенциал уже на первом этапе отбора.
Пять отобранных финалистов будут работать над концепциями в течение трех месяцев – каждый получит 1 млн рублей в качестве компенсации за труды. Результаты обещают объявить 22 октября.
Дорожная карта конкурса. ТПУ Фили. Открытый международный конкурс, 2024
С победителем конкурса организаторы гарантируют заключение договора на проектирование, включая авторский надзор, но исключая РД.
Планируется, что финансировать строительство будет компания «Лидер», которая управляет активами Пенсионного фонда РФ; ее руководитель председательствует в жюри. А проводит конкурс – при поддержке Москомархитектуры – Институт Генплана для Новой концессионной компании, которая была создана в 2013 году для строительства новой, открывшейся сравнительно недавно, московской платной дороги – проспекта Багратиона.
На котором, собственно, и расположена станция Фили, недалеко от ММДЦ Москва-Сити; участок входит, таким образом, в «Большой Сити» и, в сущности, конкурирует с деловым центром. Между тем, по словам организаторов, у него есть собственная повестка и много возможностей для развития. Директор Новой концессионной компании Денис Янев рассказал, что идея строительства ТПУ возникла год назад, в процессе согласования пешеходного перехода, который должен был появиться по инициативе РЖД в этом месте.
Три площадки проектирования. ТПУ Фили. Открытый международный конкурс, 2024
Территория расположена по сторонам проспекта Багратиона, параллельно которому проходит железная дорога D1, так же как и пути аэроэкспресса Шереметьево. Станция метро «Фили» расположена чуть в стороне, севернее. Он разделен на три части: средняя зарезервирована для транспортной инфраструктуры, две по сторонам – для строительства общественно-делового центра. По словам Дениса Янева, строительство над железнодорожными путями и платной трассой не просто приветствуется, а даже требуется.
От участников конкурса требуется достаточно многое. С одной стороны, яркое и интересное архитектурное решение, с другой – творчество маркетингового плана, предложения по функциональному наполнению, способному сделать комплекс успешным и кроме того привлечь внимание к платной трассе, которая на данный момент остается единственной платной дорогой в Москве, но обеспечивает участку хорошую транспортную доступность. В то же время важно продумать адаптивность здания – его способность легко и гибко меняться, реагируя на турбулентности рынка.
По словам Татьяны Гук, требуется «творческий, но реалистичный подход» в поиске синергии множества функций, технологий и архитектуры.
По словам Дениса Янева, задача – получить видение конкурсантов и даже «посмотреть на участок с чистого листа» со всех сторон: логистической, экономической, и прочих. Поэтому даже заявленная площадь 150 000 м2 не является истиной в последней инстанции.
Янев также перечислил вероятные функции – помимо ключевых офисов, торговли, гостиницы требуются парковки, которые смогут выполнять в том числе роль перехватных, так же как и полезные для жителей МФЦ, досуговый и туристический центры. Тем не менее организаторы несколько раз подчеркнули, что ждут от участников инициативы, в том числе в поиске «функциональной изюминки», способной придать проекту черты исключительности.
Несколько вопросов вызвало обещание организаторов конкурса гарантировать победителю контракт на дальнейшую работу с проектом в качестве оферты. По словам Дениса Янева, эта гарантия определена юридически в условиях конкурса, но и выбирать команды будут, в числе прочего, на основе реалистичности их гонораров. На втором этапе с каждым из пяти финалистов заключат договор. Организаторы пообещали разместить на сайте больше документов, освещающих юридические нюансы.
Начать строительство планируют через 1–1.5 года после объявления победителя, а завершить – в 2028 году.
Денис Янев также намекнул на планы проведения других конкурсов на участки вдоль проспекта Багратиона, но уточнения обещал дать после того, как будет оценен опыт проведения первого соревнования.