Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX – начала XX века

Актуальность исследования
Архитектурное творчество середины и второй половины XIX в. -эпохи строительного подъема в крупнейших городах России и, в первую очередь, в Петербурге - за последнее время неоднократно привлекало внимание историков искусства. В этот период развитие отечественной архитектуры, уже вышедшее за пределы стилистической однонаправленности, во многом основывалось на использовании различных художественных систем, ставших достоянием мировой культуры. Высоко оценивая эрудицию русских зодчих, критики в то же время не признавали их деятельность самостоятельным творчеством, считали использование форм искусства прошлого беспринципным заимствованием, необоснованным подражанием или пародированием старины. Это привело к отрицанию художественной ценности многих памятников архитектуры 1830 - 1910-х гг., возобладавшему на многие десятилетия. Преодоление критического негативизма стало заметным лишь в 1970-е гг. Но подавляющее большинство исследований оказалось сосредоточенным на общей проблематике стилеобразования в эклектике ("архитектуре выбора" ), на методологических вопросах изучения данного периода в целом - или же на рассмотрении отдельных произведений и на биографиях ведущих зодчих того времени.
Фундаментальными работами, посвященными конкретным опытам эклектического "стилеобразования" - стилистическим направлениям архитектуры середины и второй половины XIX в., рассмотренным на примерах творчества хотя бы самых видных авторов - современное искусствознание фактически не располагает до сих пор. (Редкими исключениями, в частности, являются работы Е.А Борисовой /1982, 1997 / и В.Г. Лисовского /1988/.) Между тем, выдающиеся мастера архитектуры XIX в. намечали в своем творчестве несколько ориентиров, действовали в нескольких направлениях, создавая совершенно оригинальные произведения или обращаясь к воссозданию форм различных исторических стилей. Поэтому становятся необходимыми специальные исследования каждой из разновидностей эклектики, в том числе и "второго барокко" ( необарокко ). В середине ХIХ в. в русле этого направления работают почти все известные строители-практики: выпускники Академии художеств, военные и гражданские инженеры; на нем специализируется работа крупнейших художественно - промышленных мастерских столицы, фабрик, мануфактур, ремесленных артелей. Постепенно, к рубежу XIX и XX вв., необарокко получает всеобщее признание и широко используется в петербургской строительной практике. Интерпретация образов барочной архитектуры обнаруживает внушительную силу эмоционально-эстетического воздействия: специальный эксперимент позволил выяснить, что сохранившиеся в Петербурге памятники "второго барокко" импонируют современным зрителям едва ли не в большей степени, чем их "оригиналы" - шедевры зодчества первой половины XVIII столетия. ( С.В. Семенцов и Х.Э. Штейнбах, 1981 ). Этот "вторичный стиль" упоминается почти всегда, когда речь заходит обо всем множестве противовесов петербургскому классицизму, появившихся к середине XIX в. Степень разработанности проблем. Изучение литературы, содержащей сведения о произведениях "второго барокко" и об их авторах, позволяет установить, что генезис, природа и возможности данного направления в зодчестве Петербурга не становились предметом специального исследования. Связь необарокко с "подлинным" барокко - хотя бы с тем вариантом стиля, который сложился в России в эпоху Растрелли, - выявлена далеко не полностью. Впервые данный круг проблем вскользь и частично затрагивается в литературных произведениях и письмах современников ( И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, И.И. Панаева, А.К. Толстого, Ф.Б. Булгарина ); знатоков искусства он привлекает лишь с конца XIX в. Вторичное барокко было сопоставлено с "изначальным" в работах В.В. Стасова ( 1883, 1901 ), И.Э. Грабаря ( 1908 ), А.Н. Бенуа и Н.Е. Лансере, В.Я. Курбатова ( 1913 ), но опыт воспроизведения барочных форм эклектиками большинство авторов признали неудачным. В дальнейшем о воссоздании барокко упоминают как о совершенно бесплодных для дальнейшего развития русского зодчества "эклектических вылазках" ( М.Я. Гинзбург, 1924 ), или как о "проявлении внешне-декоративной, отвлеченно-зрительной "живописной" установки в архитектуре" ( А.А. Федоров-Давыдов, 1929 ), о "нарядах прошлого", применение которых было непосредственно связано с политической конъюнктурой (С.С. Гейченко, 1936). "Влияние Растрелли на последующее развитие русской архитектуры" ( в частности, петербургской архитектуры середины XIX в. ) как проблему, достойную научного исследования, отметил в 1938 г. архитектор А.Г. Яцевич. Но при этом он оценил стремление "еще раз призвать к жизни пышные формы растреллиевского барокко" как заведомо несостоятельную попытку. "Беспочвенный эклектизм" - склонность "жить в архитектуре за счет своего прошлого" - критиковал и архитектор Л.А. Ильин (1940 ), неоднократно обращавшийся к традициям барокко в начале XX в. Резкость подобных замечаний специалистов была сразу же усилена архитектурной критикой: отзывы о "псевдобарочных" постройках, относящиеся к 1930 - 1950-м гг., в большинстве своем явно тенденциозны; в них культивируется решительное отрицание художественной ценности памятников эклектического периода. Негативная реакция на "псевдобарочный эклектизм" прослеживается в работах таких известных исследователей, как Н.И. Брунов ( 1937 ) и Н.Ф. Хомугецкий (1955). До конца 1970-х гг. "второе барокко", как и многие другие направления эклектики, рассматривалось чаще всего как образец заимствования отдельных форм и элементов с подчас хаотическим смешением признаков разных стилей прошлого, - или поверхностной орнаментации новой объемно-пространственной структуры, совершенно не соответствующей барочным оригиналам, - или простого подражания, копирования, почти полностью повторяющего исторические прототипы. Подобная оценка "барочной" и близких ей тенденций эклектики содержится, в частности, в работах Т.П. Кажпан ( 1969, 1971 ), Е.И. Кириченко (1978), И.А. Бартенева ( 1980 ). В настоящее время становится очевидным, что такая позиция не способствует осознанию исторической преемственности этапов градостроительной и художественной эволюции Петербурга. В монографиях об архитекторах середины и второй половины прошлого столетия "второе барокко" довольно редко выделяется пол особой рубрикой. Определенное внимание данному направлению уделяют В.Н. Листов ( "Ипполит Монигетги", 1976) и Т.А, Петрова (" Андрей Штакеншнейдер ", 1978). Наиболее полно и пристально развитие "второго барокко" в архитектуре Петербурга прослеживает A.Л. Пунин. Однако в его работах, опубликованных в 1980-е гг., памятники классифицируются преимущественно по функционально-типологическим признакам. Поэтому материалы, относящиеся к данной разновидности "архитектуры выбора", рассредоточены А.Л. Луниным по нескольким специальным разделам, в которых выделяются или ключевые проблемы, общие для всех направлений архитектурного творчества, или структурные особенности определенного типа зданий. Краткие сведения о зданиях, построенных или оформленных "в духе" барокко, приводятся также в ряде публикаций преимущественно краеведческого характера, появившихся в последние десятилетия. Однако конспективность такого рода очерков в большинстве случаев не позволяет составить достаточно полное представление о том или ином произведении архитектуры. Вопрос о закономерности воспроизведения отличительных черт стиля барокко не затрагивается и в подробных аннотациях нескольких памятников середины ХГХ - начала XX в., опубликованных в фундаментальном справочном издании ( А.Н. Петров, Е.А. Борисова, A.II. Науменко /1975 /). Вместе с тем, следует отметить, что большинство памятников необарокко в Петербурге сейчас могут считаться атрибутированными благодаря выходу в свет словаря-справочника «Архитекторы - строители С.-Петербурга середины XIX - начала XX века» под редакцией Б.М. Кирикова. Краткие сведения о необарочных постройках, приведенные в этой книге, послужили отправным пунктом в изучении ряда памятников автором данной работы. К настоящему времени не исследованы истоки необарокко и причины постепенной смены его ориентиров в 1860-е гг.; большая часть произведений не рассматривалась в сравнении с их прообразами. Вне поля зрения исследователей, по сути дела, осталось все многообразие барочных оригиналов ( Так, в качестве прототипов ряда зданий середины XIX в. представлены произведения зрелого русского барокко. Но весьма плодотворная деятельность мастеров 1720-х-начала 1740-х гг., достижения которых успешно использовались эклектиками, не получила подробного освещения в данном аспекте ). Далеко не окончательно разрешен и вопрос о том, явилось ли воссоздание барокко в XIX в. мимолетным архитектурным увлечением, данью моде - или же обращение к барочным традициям в Петербурге было осознанным и продуманным, состоялось сообразно реальным условиям общественной и художественной жизни России. Все сказанное выше подтверждает необходимость комплексного изучения предмета исследования-направления, основанного на использовании приемов и форм стиля барокко, в развитии русского зодчества эклектического периода. Объект исследования - архитектура и архитектурная графика петербургских зодчих середины XIX - начала XX в. Основной материал представляют архитектурные памятники "второго барокко", сохранившиеся в Петербурге и его пригородах, а также проектные материалы и графические изображения утраченных или перестроенных зданий. Цель данной работы - систематическое изучение истории становления и развития "второго барокко" как одного из основных направлений в русской архитектуре середины XIX в., логически продолженного в начале XX в.
Конкретные задачи исследования:
- изучить динамику развития и охарактеризовать различные модификации данного направления, исследовать причинную обусловленность каждой из них;
- установить основные особенности восприятия образов барочной архитектуры конца XVI - середины XVIII в. архитекторами, работавшими в данном направлении, и их современниками;
- выяснить возникшие в период эклектики проблемы изучения архитектурного наследия эпохи барокко;
- проанализировать малоизученные до настоящего времени произведения архитектуры "второго барокко" в сравнении с их стилистическими прототипами;
- выявить типичные для барокко образно-композиционные средства, вновь получившие применение в архитектуре исследуемого периода;
- выявить намеченные русскими зодчими пути решения проблемы взаимосвязи традиций и новаторства в архитектурном творчестве;
- уточнить определения необходимых для исследования опорных понятий и категорий, предложенные в работах современных специалистов применительно к изучению архитектуры периода эклектики.
Основной метод исследования - системный искусствоведческий анализ, предполагающий 1) исследование конкретных памятников в их сопоставлении с данными проектных разработок, теоретических и документальных первоисточников, а также отзывов архитектурной критики; и 2) изучение всей совокупности произведений, созданных с учетом традиций эпохи барокко, классификацию различных вариантов интерпретации стиля.
Научная новизна исследования. В данной диссертации впервые предложена подробная характеристика направления в развитии отечественной архитектуры, основанного в середине XIX в. на стремлении использовать характерные формы стиля барокко как в традиционном, так и в принципиально новом художественном контексте. Исследована эволюция восприятия западноевропейского зодчества эпохи барокко в России XIX в.; выявлен круг проблем изучения барочной архитектуры, возникших в период эклектики ( в частности, проблемы генезиса барокко, выделения его в качестве особой художественной системы, отличающейся от исторически предшествующего ей ренессансного маньеризма и сменившего ее рококо). В процессе изучения конкретных произведений архитектуры уточнены датировка и атрибуции нескольких памятников; обнаружены графические изображения не сохранившихся к настоящему времени или капитально перестроенных зданий.
Предложена классификация вариантов воссоздания барочных форм в эклектике по нескольким качественным уровням воспроизведения черт прототипов в неостиле. Данная работа призвана способствовать более точному ориентированию в предельно разнохарактерном архитектурном наследии эклектики, выяснению логики формирования его достаточно обширного пласта на первооснове европейских образцов и, таким образом, получению ясного представления о роли стиля барокко в развитии архитектуры Петербурга и России. Ряд формулируемых здесь положений может найти практическое применение в поиске дальнейшего пути взаимодействия традиционного и современного в архитектурной практике сегодняшнего Петербурга.  Иконографический материал по исследованным памятникам, приложенный к авторскому тексту, может быть использован в педагогической и экскурсионной работе, при создании путеводителей и справочников по архитектуре Петербурга, - а также всеми, интересующимися исторической судьбой зодчества барокко и необарокко. На защиту выносятся следующие положения исследования:
1 . Произведения архитектуры необарокко обнаруживают сложное и противоречивое сочетание традиционных и новых черт, проявляющихся как в планировке и объемно-пространственной структуре, так и в декоративном оформлении реконструируемых и новых зданий.
2. Наследие необарокко периода эклектики может быть классифицировано исходя из того, какой способ интерпретации исторического материала используется архитекторами и какого качественного уровня воспроизведения основных черт стиля достигает каждый из мастеров.
3. В конце XIX - начале XX века традиции барокко осваиваются на базе использования художественных методов, характерных для магистральных направлений архитектуры этого периода-модерна и неоклассики.
Основные положения исследования излагались на нескольких конференциях и семинарах, посвященных проблемам развития художественного творчества и науки об искусстве: РГПУ. им. А.И. Герцена, кафедра искусствоведения и методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, совместно с кафедрой ЮНЕСКО: - "Теория образования в поликультурном обществе" ( май 1995 ); "Художественное сотворчество в искусстве и педагогике" ( апрель 1996); Герценовские чтения ( май 1997, июнь 1998 ); Ассоциация исследователей С.-Петербурга: "С.-Петербург в XIX веке" (февраль 1999). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы, а также приложений: опорной схемы-конспекта, 4 таблиц и 83 иллюстраций. Объем авторского текста -190 страниц. Библиография включает 302 наименования источников, в том числе 3 - на иностранных языках. В работе использованы материалы из архивных и музейных фондов Петербурга: Российского государственного исторического архива. Центрального государственного исторического архива С,- Петербурга, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Отдела рисунков Государственного Эрмитажа, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. Института русской литературы. Содержание диссертации. Во введении содержится подробное обоснование темы диссертации, указываются объект, предмет, цель и конкретные задачи исследования, обосновывается выбор метода работы, поясняется ее научная новизна и практическая значимость ее результатов. В первой главе - "Необарокко как направление в архитектуре эклектики " - раскрывается характер оценочных суждений о "втором барокко", о его роли в развитии отечественного зодчества и о близких к нему разновидностях архитектуры. Кроме того, в данной главе затрагиваются вопросы типологической характеристики художественного мышления эпохи эклектики, особенностями которого было определено художественное своеобразие новой трактовки образов барокко. Глава подразделяется на два параграфа. II. 1.1 - "Эклектика и неостиль в определениях современного искусствознания" - посвящен проблемам сравнительного анализа произведений архитектуры необарокко и некоторых других направлений архитектуры исследуемого периода, а также определению качественного уровня критической характеристики архитектурного творчества в данном направлении.
Исследователями обоснованно затрагивается вопрос о правомерности трактовки явления, обозначенного термином "эклектика", как художественного стиля эпохи. Более обстоятельное и углубленное изучение искусства XIX и XX вв. неизбежно вносит существенные коррективы и в определение самой категории стиля. В одной из новейших интерпретаций стиль характеризуется в первую очередь как "живой художественный процесс", а не "постоянная и неизменная структура" ( В.Г. Власов, 1995 ). Это позволяет определить стиль как общность художественных тенденций определенной эпохи или, в узком смысле, собственно способ творчества художника, своего рода интегратор всех компонентов формообразования в творческом процессе. Такое определение даст возможность рассматривать эклектику в качестве исходного формообразующего русла, ответвлениями которого являются все основанные на конкретных исторических прототипах стилистические разновидности, объединенные общим характером отношения к идейному и образному содержанию оригиналов, общим творческим методом, основанным на принципе выбора художественного материала в соответствии с заданными новой эпохой целями, с условиями и запросами нового времени. В русле эклектики выделяется ряд неостилей - новых модификаций художественных систем конкретных исторических эпох или определенных регионов. Неостиль основан на использовании принципов и характерньк форм стиля, избранного художниками в процессе исследования памятников искусства прошедших эпох. Термин "неостиль" служит также обозначением стилистического направления - программно оформленного творческого движения, обусловленного как избранным в художественном наследии ориентиром формообразования, так и закономерностями, общими для развития нового искусства, свойственными новой эпохе особенностями художественного мышления. В неостиле, таким образом, фокусируется сложное взаимодействие традиций и новаций: обнаруживаются свойства оригинального стиля, обеспечившие его бытование в прошлом и, с другой стороны, актуализирующие его дня современности (применительно к барокко это, в первую очередь, изящество и комфорт, сочетание помпезно-монументальных форм с удобством и целесообразностью объемно-пространственной структуры здания). Исходя из приведенных выше определений, направление эклектики, основанное на внедрении принципов, приемов и форы барочного зодчества в проектирование и строительство середины XIX - начала XX в. и являющееся предметом данного исследования, уместно обозначить термином "необарокко". Конкретный факт использования художественной системы, уже сделавшейся достоянием истории, при исполнении какого-либо произведения в эклектическом неостиле, а также (в узком смысле) воспроизведение в отдельных элементах композиции уже известных форм, определены в современном искусствознании термином "стилизация". Но этот термин не раскрывает различные варианты интерпретации мотивов и форм барокко в эклектике. Поэтому для качественных уровней "вторичного воплощения" барокко диссертантом предложены определения по ряду специальных наименований, уже используемых применительно к характеристике неоготики и "неорусских стилей": реминисценции - условного воспроизведения ряда черт оригинала в свободном сочетании мотивов; репликации - авторской интерпретации конкретного образца с возможным изменением деталей; ретроспекция -системного воспроизведения стиля прототипа без существенных изменений в комплексе его выразительных средств ( в архитектуре - с полной согласованностью конструктивного и декоративно-композиционного аспектов в решении всей постройки ). Разведение этих понятий позволило осуществить классификацию основных тенденций в русле исследуемого неостиля. 11.1.2 - "Барокко и необарокко в оценках архитектурной критики и теории 1830-1910-х гг." - содержит подробное освещение теоретических, литературных, публицистических и документальных первоисточников, раскрывающих характер отношения зодчих-эклектиков и их современников к архитектурному наследию Западной Европы и России эпохи барокко; к их числу относятся труды в области теории архитектуры, критические очерки, энциклопедические и журнальные статьи, заметки, мемуары, письма и дневники. Изучение этих материлов предпринято с целью определить уровень теоретической оформленности необарочного направления, а также специфику образного восприятия и проблематику изучения зодчества конца XVI - первой половины ХVIII в., оценку его выразительных средств и эмоционального потенциала. Заметный интерес к барокко знатоки архитектуры проявляют уже в 1830 - 1850-х гг., подчеркивая значимость нововведений, связанных с именами Микеланджело и Дж. Виньолы. В этот период устанавливается наличие таких свойств стиля, как драматизм, "странность", иррациональность. Ведущие теоретики фактически признают возможность употребления ряда приемов барокко в современной им архитектуре. Критики подчеркивают внушительность силы эмоционального воздействия образов барокко. Появляются публикации, содержащие сведения о непосредственном влиянии итальянского барокко на творчество архитекторов, работавших в России в ХVIII в. Главным связующим звеном родственных линий развития отечественного и западного зодчества уверенно провозглашается деятельность Ф.-Б. Растрелли, в характеристиках которой неизменно преобладает восторженный тон. Обнаруживается неподдельный интерес к многолетним традициям петербургской архитектуры, к характерным особенностям изначального облика Петербурга. Вместе с тем, художественная мысль России середины XIX в. часто демонстрирует весьма критическое восприятие западноевропейских барочных оригиналов. Многие авторы воспринимают появление барокко как художественную аномалию, возникшую вследствие умышленной "порчи" или "вырождения" стилистики Ренессанса ( А.П. Попов, А.Т. Жуковский, А.П. Башуцкий, С.Г. Строганов ). Впечатление сословной ограниченности сферы влияния барокко, уверенность в том, что "создатели" стиля не учитывали в должной мере запросы пользователей и зрителей, искажали в своих произведениях немаловажные теоретические основы зодчества - все это побуждало рассматривать барокко не как стиль, а как "манеру", т.е. в границах определения более частного понятия. Двойственный характер воззрений на барокко сохраняется практически на всем протяжении прошлого столетия.
Но во второй половине XIX в. архитектурное творчество эпохи барокко получает и ряд положительных отзывов ( А.П. Брюллов, П.Я. Чаадаев, Н.В. Кукольник ); характерные для него приемы и формы широко используются в архитектурной практике. Необходимость теоретического подкрепления опытов необарочного зодчества становится все более ощутимой. В 1890-е-1900-е гг. на Западе выходит в свет ряд выдающихся работ, посвященных барочному искусству ( Г. Всльфлин, К. Гурлитт, А. Гильдебранд и др. ). Пересмотр воззрений на барокко и исторически связанные с ним модификации архитектуры назревает в это время и в русской художественной мысли. Уже в 1883 г. Н.В. Султанов впервые акцентирует особенности зрительного восприятия, свойственные эпохе барокко; позже он осуществляет классификацию основных проявлений стиля. В работах исследователей искусства начала XX в. опыт мастеров барокко актуализируется в сопоставлении с творческими поисками современных деятелей искусства. В частности, в изысканиях эклектиков и в последовавших на рубеже столетий поисках "нового стиля" усматривается уже не только использование типичных для барокко мотивов, но и осознанное соблюдение основных принципов барочного искусства. Наиболее обстоятельное и многоплановое исследование генезиса барокко, его историко-художественного резонанса, импульсов западного влияния в допетровской России и особенностей развития барокко в новом русском искусстве проводят в 1900 - 1910-е гг. В.Я. Курбатов и И.Э. Грабарь. Последний проводит ряд параллелей между барокко и стилем модерн, прослеживает влияние ранних барочных форм на искусство России рубежа XVII и XVIII в. О начале фундаментальной исследовательской работы по изучению общих закономерностей стилеобразования в западноевропейском и русском зодчестве начала Нового времени, а также об осознании смысла обращения зодчих-эклектиков к традициям барокко свидетельствуют искусствоведческие работы А.Н. Бенуа, Н.Е. Лансере, Л.А. Ильина, в которых впервые ставится под сомнение объективность отрицательных оценок творчества русских мастеров в русле барокко и необарокко.
Изучение указанных источников позволило установить, что восприятие оригиналов барокко на протяжении 1830- 1890-х гг. было преимущественно бессистемным: как правило, высказывались суждения об отдельных мастерах данного стиля и их произведениях. В качестве стилистических ориентиров необарочного направления в середине и второй половине XIX в. чаще всего выступает стиль, непосредственно предшествующий барокко - поздний Ренессанс, модификациями которого считались вплоть до начала XX в. стиль рококо и русское барокко XVIII столетия, вызывающее в эпоху эклектики огромный практический интерес. Но общность принципов "стиля Растрелли" со стилеобразующими началами барокко на Западе не была осмыслена в полной мере. В качестве специфической системы барокко рассматривается лишь с 1900-х гг., но и тогда программа его воссоздания была только намечена в общих чертах, что обеспечило необарочному направлению сильную зависимость от условий исполнения конкретных произведений. Вторая глава - "Необарокко в творчестве зодчих Петербурга середины XIX века" - посвящена развитию "барочного" неостиля в архитектурной практике 1840 - начала 1860-х гг. В пределах главы рассматривается основной предметный материал. Анализ материала направлен на выявление причин утверждения необарокко в практике петербургских зодчих, стимулов к его дальнейшему развитию, основных художественных приемов и образно-композиционных средств барокко, вновь нашедших применение. Глава состоит из двух параграфов. В п.2.1 -" "Возобновление" стиля при реконструкции памятников архитектуры эпохи барокко " - раскрыто решение русскими архитекторами взаимообусловленных проблем сохранности архитектурного наследия эпохи барокко и приспособления старинных построек к новым условиям функционирования. В процессе работы по реконструированию и реставрации целого ряда старинных зданий отчетливо проявилось стремление сохранить первоначальный облик здания в процессе его капитального переоборудования на современном уровне строительной техники. Обеспечение дальнейшей эксплуатации объекта не снижало, таким образом, его исторической и художественной ценности. Данный принцип, обозначенный в документальных источниках как "возобновление прежнего вида", получил одобрение современников, поскольку позволял вырабатывать компромиссные варианты достаточно сложного соотношения "старины" с "новшествами" в оснащении и убранстве одного и того же здания или помещения. Опыт подобной работы с отечественными оригиналами барокко успешно использовался в дальнейшем - при перестройке общественных зданий, дворцовых интерьеров, жилых домов XVIII в., а затем и при создании зодчими-эклектиками самостоятельных произведений по старинным образцам. Наиболее показательны в этом плане работы В. П. Стасова ( реконструкция Смольного собора, интерьеры Зимнего и Екатерининского Царскосельского дворцов ), А.П. Брюллова ( интерьеры Зимнего дворца, проект реконструкции Кунсткамеры), А.Ф. Щедрина ( реконструкция комплекса Двенадцати коллегий - Университета ). В рамках концепции "возобновления" работали в 1840 -1860-х гг. И.-Д. Корсини, А.И. Штакеншнейдер, П.С. Садовников, И-А. Монигетги, А.М. Горностаев, Н.Л. Бенуа, Г.И. Карпов, а позже - Л.Н. Бенуа, И.С. Китнер, Г.Д. Гримм и многие другие архитекторы. Быстрый рост зрительских симпатий к искусству прошедших эпох обеспечивает постепенное распространение "возобновленного" барокко на строительство и оформление новых зданий в Петербурге и его окрестностях. В п. 2.2 - "Необарочные репликации середины XIX века в Петербурге и его окрестностях" - архитектурное творчество в русле необарокко охарактеризовано на примерах вариантов интерпретации оригиналов стиля, предельно близких к прототипам, избранным зодчими, - авторских реплик. Первые опыты такого рода еще сопряжены с разработками "возобновлении", но вместе с тем в них обнаруживается стремление выйти за пределы реставраторской концепции, варьировать формы барокко более свободно, создавать новые пространственные комбинации и сочетания элементов декора. Эта тенденция впервые прослеживается в творчестве О. Монферрана ( особняк П. Н. Демидова, дача Э. Дебонье ) и получает развитие в работах А.И. Штакеншпейдера ( Собственная дача Александра II близ Петергофа, особняк и
дача кн. Белоселыжих-Белозерских ), Г.- Ю. Боссе ( ансамбль Знаменского дворца, особняки М. М. Устинова и Е. М. Бутурлиной, проект дома А.А. Толстой ), И.А Монигетги ( дом Т. Дылева, виллы в Царском Селе), Н.Л. Бенуа ( Фрейлинские корпуса в Петергофе ), а также Л.-Ф. Бонштедта, В. Лангвагена, В.В. фон Витта, Ф.-А. Ланге, Р.И. Кузьмина, К.-Ф. Андерсона, В.П. Львова, П.С. Садовникова, АП. Геми-лиана, Р.Б. Бернгарда, Л. Фонтана и других зодчих. Большинство проектов, разработанных в характере барокко в период 1830-1860-х гг., показывает соблюдение основных принципов стиля, получивших утверждение в России XVIII столетия (симметрия в решении планов и фасадов зданий, выделение центральных осей, применение анфиладной системы в расположении парадных интерьеров ). Получает заметное распространение и принцип "свободной лепки" объема ( например, в ризалитах с вогнутыми боковыми гранями ). В целом ряде крупномасштабных сооружений применяются элементы "большого ордера", объединяющие два яруса здания, а также "пучки" колонн и пилястр. Как и в "подлинной" барочной архитектуре, ордерное убранство приобретает декоративный характер; его компоновка содержит только намек на первоначальную роль опор и перекрытий. Получают распространение подчеркнуто деструктивные формы элементов, изначально призванных служить дополнительной опорой ( волют -"контрфорсов" и консолей ) или защитным покрытием ( фронтонов над ризалитами и сандриков ). В наиболее убедительных стилизациях "под барокко" достигнуто состояние зрительного движения объемных масс. Иногда статичная монолитность оставленной без изменений конструкции эпохи классицизма оживляется пластической насыщенностью и богатством лепного декора (например, у В. Лангвагена и А. Кольба). Однако в силу различных обстоятельств (ограниченности участка застройки, стесненности заказчика в материальных средствах, необходимости соблюдать достаточно жесткие строительно-технические нормативы ) архитекторам далеко не всегда удавалось достичь эффектов, свойственных барокко. В таких случаях применялась фрагментарная стилизация - "в духе Растрелли" решался только один центральный выступ или несколько главных осей, один ярус бельэтажа по фасаду, который сохранял в остальном прежнюю классицистическую или приобретал более скромную неоренессансную отделку. Примеры такого рода продемонстрировали Е.П. Варгин, И.С. Гамазов, А.Ф. Занфтлебен и некоторые другие архитекторы. Дома "камерных" габаритов, подлежащие переоформлению, отделывались в характере рококо - с большей простотой и легкостью очертаний декора фасадов, без применения ордерных элементов, с изысканной орнаментацией интерьеров ( А.К. Бруни, Г.И. Карпов, P.P. Генрихсен ). Произведения "второго барокко" исследованы и в плане социального заказа, чему посвящена специальная статья автора по теме диссертации. Изучение этой проблемы позволяет констатировать, что почти 1/3 домовладельцев, заказавших в 1840-1860-е гг. постройку или отделку здания "во вкусе Растрелли" или "в стиле рококо", принадлежала на момент исполнения заказа к "средней" чиновной прослойке столичного общества. Число титулованных особ, лиц придворного круга составляет несколько меньший процент, а доля частного заказа значительно превышает государственную.1 Изучение работы петербургских зодчих в русле необарокко показывает, что характерные для барочных оригиналов черты декоративного оформления построек, а также основные принципы формирования их объемно-пространственной структуры успешно использовались в период эклектики и получили достаточно широкое распространение. Проблемам трансформации барочных компонентов в принципиально новые объемно-пространственные структуры зданий, возводимых в Петербурге в 1860-1910-е гг., посвящена третья глава - "Барочные модификации в петербургской архитектуре конца XIX-начала XX века". Подсчет проведан автором на основе данных из архивных и музейных фондов Петербурга ( частью - опубликованных А.А. Ивановым и Б.М. Кириковым ) - Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Российского государственного исторического архива. Центрального государственного исторического архива СПб. В общем перечне необарочных построек 26% составляют ведомственные заказы, в том числе 18%-заказы министерства императорского двора, 27%-частные заказы представителей родовой знати, придворных кругов и высшей имперской бюрократии; 29% - офицеров, гражданских чиновников (14-6 классов по "Табели о рангах" ) и членов их семей- Среди "поклонников" необарокко выделяются предприниматели, промышленники и купцы -14%; удалось установить, что двое из них были в прошлом крепостными крестьянами.
В п. 3.1 - "Мотивы и формы барокко в реминисценциях 1860 -1890-х гг.". В этот период интерес русской публики к барокко значительно снижается, что обусловлено активизацией освоения древнерусского архитектурного наследия, ценности которого официально объявляются приоритетными, а также прекращением работы практически всех видных зодчих, обратившихся к "стилю Растрелли" - Штакенш-нейдера, Монигетти, Боссе, Бонштедта, Андерсона, Кузьмина. Архитекторы следующего поколения оказались в большей зависимости от претензий заказчиков, далеко не всегда компетентных в вопросах искусства. Ведущей тенденцией "барочного" неостиля, что вполне закономерно, теперь оказывается сочетание мотивов и форм барокко с элементами других стилистических прототипов, расцениваемое исследователями нашего времени как типично эклектическое. В этом отношении показательны примеры творчества М. А. Макарова ( Ренессанс -барокко ), Б. Стокки и П.Ю. Сюзора ( барокко - рококо и ранний классицизм ), Н. Беккера ( барокко - русский классицизм ). Использовались не только традиционные помпезно-монументальные итальянские или южно-германские барочные формы. Так, большая геометрическая определенность деталей и, вместе о тем, особая мягкость линий, впечатление расплывчатого контура, легкость рисунка лепных украшений обеспечивает особое место среди поздних необарочных реплик работам архитектора Н. П. Гребенки, выполненным в 1860-е гг. В новой трактовке барочных форм у Н. П. Гребенки прослеживаются своего рода ростки будущего - черты стиля модерн. В 1870-1880-е гг. элементы барокко ( большей частью - западноевропейских вариантов стиля ) уверенно внедряются в структуру многоэтажного жилого дома, часто совершенно не соответствующую планировочным и композиционным принципам XVIII в. ( застройка всего участка, даже при неправильной форме; пять и более этажей, смещение главных осей, разнообразие внутренних коммуникаций ). Поэтому барочные формы чаще всего приобретают вид разрозненных фрагментов наружных декораций. Наиболее уместной и творчески оригинальной является их интерпретация в произведениях архитекторов В.А. Кенеля и П.Ю. Сюзора ( в частности, объединение нескольких нижних этажей в один цокольный ярус, акцентировка боковых осей углового дома); однако к 1890 г. такие примеры становятся единичными. Неординарное сочетание мотивов позднего Ренессанса и барокко демонстрируется в оформлении особняков по проектам А.И. фон Гогена, В.А. Пруссакова и В.А Шретера (конец 1880-х- начало 1890-х гг.). В.А. Шретсру принадлежит также одна из последних необарочных реминисценций, близких к первым образцам неостиля. Попытки возврата на ретроспективный уровень воссоздания барокко предпринимает в конце XIX в. Л.Н. Бенуа. Целый ряд его проектов, в большинстве своем неосуществленных, свидетельствует о тщательном изучении характерных черт стиля; в каждой работе зодчий воспроизводит строго определенный вариант барокко или близкой к нему рокайльной модификации. Л.Н. Бенуа открывает новые перспективы развития необарокко в культовом зодчестве, первым обращает серьезное внимание на особенности московской архитектуры начала XVIII в., не без оснований находя интерпретацию ее форм отчасти приемлемой и в Петербурге. Его творческая деятельность во многом способствовала повторному усилению интереса к традициям барокко на рубеже XIX и XX столетий. В н. 3.2 - "Необарокко в контексте модерна и неоклассики" - представлена характеристика процесса видоизменения необарокко в соответствии с концепциями стиля модерн и так называемого "петербургского ренессанса" 1900-1910-х гг. Обращение к формам барокко и рококо в поисках "небывалого ранее" искусства, несомненная близость данным художественным системам основных принципов, декларируемых основоположниками "нового стиля" на рубеже веков (свободная интерпретация конструктивных элементов и декоративных мотивов, пластически-живописная трактовка форм) были отмечены уже современниками ( И.Э. Грабарь, 1908; К.-О. Гартман, 1915). Но в отличие от Западной Европы, где "процесс "бароккизации" архитектуры" 2 почти не обнаруживает непосредственно и точно воспроизведенных форм исторического стиля, - в архитектуре России (ив особенности Петербурга ) для модерна оказывается возможной стилизация барочного декора, в ряде случаев даже оставляющая неизменными его формообразующие основы. Именно так трактуют детали отделки фасадов и интерьеров В.В- Шауб, Б.И. Гир-шович, В.К. Вейс, В.И. Шене, Г. фон Голи. Свободная планировка, наращивание массива здания в высоту, использование элементов отделки, зрительно объединяющих несколько ярусов, оконные проемы разной величины и конфигурации - все это свидетельствует об активном и плодотворном использовании опыта эклектико, уже состоявшегося в необарокко ( например, у Боссе и Монигетти ). В дальнейшем (с начала 1910-х гг.) "барочная ветвь" модерна постепенно сливается с направлением, сложившемся на основе восприятия исторического стиля как целостного явления и ориентированным на беспримесную чистоту форм избранных оригиналов "классических стилей", т.е. модификаций итальянского Ренессанса, барокко и классицизма - с неоклассическим ретроспективизмом. В этом русле изучаются и реставрируются памятники петербургской старины, возводятся новью, часто - весьма значительные, крупномасштабные сооружения, проектируются грандиозные архитектурные комплексы, организуются художественные выставки, выполняются многочисленные ведомственные и частные заказы. В связи с подготовкой к празднованию двухсотлетия со дня основания Петербурга и выходом "юбилейного" движения за пределы отмеченной даты ( 1903 г. ) архитекторы обратились к интерпретации архитектурных образов петровского времени, а затем ввели в круг прототипов неостиля различные мотивы и формы русского барокко переходного этапа ( 1730-начала 1740-х гг.). Необарочные ретроспекции создавали (допуская принципиально новые объемно-пространственные построения, но строго соблюдая все основные приемы компоновки и орнаментации ) архитекторы А.В. Щусев, А. Дитрих, Л. П. Шишко, ЛА. Ильин, А.В. Розенберг, О.Р. Мунц, Н.Е. Лансере, АИ. Дмитриев. Оригинальные варианты реминисценций, сочетающие виртуозный артистизм и конструктивную неординарность модерна со стилистической определенностью в деталях ретроспективизма, продемонстрировали А.Л. Лишневский, B.C. Шорохов, И.А. Претро, С.С. Серафимов, Л. Хойновский. Активная творческая работа ретроспективистов, проводившаяся под эгидой Общества архитекторов-художников и Археологической комиссии, осуществлялась непрерывно вплоть до 1917 г., а отдельные произведения ( например, ряд построек комплекса больницы имени Петра Великого) были завершены уже в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Мотивы архитектуры первых лет строительства Петербурга прослеживаются в оформлении некоторых зданий и значительно позже, в конце 1940-х-начале 1950-х гг. (и в городе, и в областных культурных центрах, например, в Петергофе и Царском Селе). Формы, отчасти напоминающие барочные, но трактуемые с учетом новейших технологий и материалов, в некоторых случаях используются и в настоящее время. Это также свидетельствует об объективной ценности традиций барокко для архитектурной практики, осуществляемой в различных социально-исторических условиях. В заключении изложены основные выводы по теме диссертации, подчеркивается неоспоримое историко-художественное значение зодчества периодов эклектики - модерна - неоклассики и выделенного в качестве предмета исследования стилистического направления, утвердившего в архитектуре середины XIX - начала XX в. художественные традиции эпохи барокко. Выводы по теме исследования:
1. Воссоздание стиля барокко в петербургской архитектуре середины XIX в. не было сознательно преследуемой и планомерно достигаемой целью. До конца XIX столетия этот стиль не расценивался в качестве самодостаточной художественной ценности вне родственных ему стилистических систем - модифицированного ренессанса и рококо.
2. Первый этап развития архитектуры эклектики в направлении, получившем название "второе барокко", связан с решением проблем реставрации или реконструкции старинных зданий столицы в практике петербургской академической школы 1830-х - 1840-х гг.
3. Распространение необарокко в сфере проектирования и строительства новых зданий было обусловлено в первую очередь постепенным снятием барьеров сословной регламентации в плане социального заказа в 1850-е гг., благодаря чему данное направление привлекает внимание представителей самых различных слоев населения и развивается в достаточно широком архитектурном диапазоне.
4. В русле необарокко отмечаются следующие основные тенденции эклектики:
- к строгому соответствию новых произведений их эпохально-стилистическим прототипам (ретроспективная/1840-1860-е и 1910-е гг./);- к большей свободе в трактовке мотивов, форм, деталей барочной архитектуры, часто используемых в сложном соотношении с мотивами других стилей ( реминисцентная /1860 - 1880-е гг. /);
-к воспроизведению старинных образцов лишь в пределах отдельных составляющих архитектурной композиции ( тенденция к фрагментарной стилизации или собственно эклектическая / 1890-е гг. /).
5. В качестве стилистических прототипов необарочных построек используются самые различные региональные варианты барокко и генетически связанные с ними модификации стиля рококо. Основными ориентирами неостиля служат образы французской архитектуры первой половины XVIII в., во многом близкие зрелому русскому барокко,-а также архитектуры Петербурга 1720- 1730-х гг.
6. Снижению интереса к необарокко в конце 1860-х гг. во многом способствует активизация поиска "национального стиля", побуждающая обратиться к наследию древнерусского зодчества и пренебречь любой, даже опосредованной опорой на формы искусства Запада.
7. На рубеже XIX и XX в. воссоздание барокко в архитектуре Петербурга осуществляется уже в принципиально ином контексте - в соответствии с концепциями модерна и ретроспективизма, имеющими заметное расхождение с эклектикой. На основе этих концепций и образуются в период 1900 - 1910-х гг. поздние необарочные модификации. В качестве основных прототипов сооружений необарокко этого времени зодчие стремятся использовать произведения петровской эпохи, но в действительности большинство построенных ими необарочных зданий имеет много общих черт с постройками 1730 - 1740-х гг. Традиции барокко вновь утверждаются в зодчестве Петербурга в порядке закономерного восстановления в правах многолетнего опыта создания произведении архитектуры по нормам художественной системы, сложившейся в первые десятилетия строительства города. Факт осмысленного обращения к искусству прошлого, творческое преобразование архитектурного наследия в новых произведениях, усвоение основных закономерностей стилеобразования в различных художественных системах, чуткость реакции на изменения в характере визуального восприятия и образного мышления - все это позволяет расценивать архитектуру исследованного периода и ярко выделяющееся среди всего многообразия ее направлений необарокко характерными и, несомненно, значительными явлениями эпохи, отразившими ее идеалы и воззрения в необычайном множестве вариантов воплощения авторских замыслов.
Основное содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах автора:
1. Особенности нового социального заказа в русской архитектуре: Петербург середины ХГХ века / Художественный образ и педагогический процесс. Вып. 1. СПб.: РГПУ., 1997. С. 53-60.
2. Необарокко в Петербурге ( к вопросу об изучении архитектурного наследия 1830- 1910-х гг.) / Петербургские чтения - 98/99. СПб.: Петербургский институт печати, 1999. С. 173-177.
3 Интерпретация образов архитектуры барокко в проектной графике Л-Н.Бенуа/ Петербургские чтения - 98 / 99. СПб.: Петербургский институт печати, 1999. С. 163 -172.


16 Октября 2007

Похожие статьи
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Сейчас на главной
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.