Архитектура и художественная культура армянской диаспоры в Западной Украине

Тезисы выступления Ирина Гаюк на семинаре «Архитектура и градостроительство Востока. Межцивилизационное взаимодействие и творческие новации» 24 января 2013 года

 Армянская диаспора в Украине принадлежит к числу не только крупнейших, но и старейших в Европе. Ее богатое культурное наследие можно разделить на: 1. недвижимое армянское культурное наследие; 2. движимое культурное наследие, отображенное в предметах культуры, ремесленных изделиях и письменных памятниках.

Архитектурное наследие армян в Украине довольно значительно. Сюда относятся архитектурные памятники – дома, церкви, приюты, колодцы и т.д., которые: а) принадлежали армянам, б) были построены по заказу или на средства армян. Условно к этой группе можно отнести памятники, в строительстве которых принимали участие армянские каменщики, и памятники, построенные по проекту польских, украинских или русских армян. Такие памятники являются живым свидетельством вклада армян в формирование особенностей архитектурного пространства Украины, и об этом следует говорить и помнить, но отнести их к армянскому архитектурному наследию вряд ли оправданно. Большинство работ, посвященных церковному архитектурному наследию армян Украины, отличает  описательный, а не сравнительно-аналитический характер. Комплексные же аналитические работы по церковной, как и по светской, архитектуре армян Украины, освещающие характерные общие и специфические черты церковной архитектуры армян Украины и выявляющие степень ее своеобразия или специфики в сравнении с другими конфессиями на сегодня отсутствуют. Старейшим памятником архитектуры армян Украины является львовский Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы 1363 г. Помимо этого, во Львове также сохранились церковь Сурб-Хач XVII в. на ул. Замарстыновской, часовня армянских бенедектинок на Лычаковском кладбище, дворец армянского архиепископа и монастырь бенедектинок возле Армянского собора, ценнейшее архитектурное наследие представляет собой весь комплекс улицы Армянской. Подавляющее число армянских архитектурных памятников относится к позднейшему полеунийному периоду (т.е. середина XVII–XIX вв.). Из более ранних памятников церковной архитектуры армян еще сохранились церковь Благовещания XV века в Каменец-Подольском. 

Светская, как и церковная архитектура армян, как правило, соответствует традициям западноукраинского региона, что не удивительно, ведь иногда она составляла довольно заметную часть городского ландшафта. Это богатейшее культурное наследие: армянские жилые дома, дворцы, торговые здания, бани, колодцы, школы (дом знаменитого дипломата и купца Мирзояна в Одессе, дворец Ромашканов в Ивано-Франковске и т.д.) армянские фонтаны и колодцы (Каменец-Подольский, Феодосия и т. д.), работы армянских архитекторов в Украине, в частности, Яна де Витте, Юлиана Захаревича и др. 

Особую актуальность сегодня приобретают изучение, систематизация и каталогизация армянских кладбищ и захоронений, что даст ценнейший материал для изучения армянских родов, генеалогии, взаимосвязей армян разных регионов Украины, прослеживание миграционных потоков армян в разные периоды, не говоря уже о получении важного материала для изучения истории местных армянских общин. Интересные и значимые как в плане историческом, так и в художественном, армянские захоронения находятся во Львовском историко-культурном музее-заповеднике «Лычаковское кладбище». Здесь похоронены выдающиеся представители известных армянских родов Абгаровичей, Барончей, Исаковичей, Кшечуновичей, Ромашканов, Стефановичей, Теодоровичей, Тировичей. Здесь также представлены и работы именитых армянских художников, в частности, Тадеуша Баронча, Юлиана Захаревича, Людвига Тировича-старшего. 

Конец XIX – первая треть XX века – время всплеска культурной жизни Львова и Западной Украины в целом. Для армян – это время расцвета и активизации серьезного изучения армянского культурного наследия Западной Украины не только в плане научно-историческом (создание серьезной документальной исторической базы арменоведческих исследований), но и в плане культурном (собирание, сохранение и изучение армянских памятников ремесла, книг, икон, живописных и скульптурных работ, тканей и т.д.). Движимое культурное наследие армян Украины – ярчайшее свидетельство пути, пройденного поколениями наследников армянских переселенцев из Армении, Крыма, Молдавии. Анализ этого наследия с точки зрения отображения культурных традиций дает следующую картину: 1 часть – это предметы, привезенные в разное время переселенцами, пилигримами, купцами и т.д. из Армении и других районов компактного проживания армян; 2-я часть экспонатов отображает или характеризует торгово-экономическую деятельность армян – это разного рода товары, привезенные армянскими купцами из Персии, Турции, Армении, Италии и т.д. Как правило, значительная часть таких изделий также изготовлялась армянскими же ремесленниками, проживающими в этих странах; 3-я группа экспонатов – это ремесленные изделия и произведения искусства местных польских или украинских армян. Именно третья категория армянского движимого культурного наследия представляет наибольший интерес, т. к. показывает изменения в мировосприятии армян, не первое поколение проживающих на украинских землях. Это наблюдается в живописи, скульптуре, хачкарах и топанахарах и т.д. Так, сравнение мемориальных памятников армян Западной Украины с чисто армянскими хачкарами демонстрирует «большее типологическое разнообразие крестов Львова и Каменца-Подольского, что объясняется контактами с украинским окружением и западным миром». Восточное влияние в украшении доспехов, пороховниц, колчанов, сабельных оправ, щитов – то, чем особенно славился Львов, это сохранялось благодаря, прежде всего, львовским армянам-ювелирам. Интенсивное развитие местного производства шелка и изделий из него на украинских землях, ковроткачества, также во многом связано с армянами. 

В Армении почти не было культа чудотворных икон. В украинской диаспоре ситуация постепенно изменяется: у армян, под влиянием православного и католического окружения, появляется все больше чудотворных — особенно богородичных — икон, что стало заметным после принятия унии в 1630 г. У польских ученых даже появляется термин «армяно-католическая иконография». Еще более интересно, что стилистические особенности некоторых армянских икон Галиции представляют собой синтез западноевро-пейских традиций с традициями молдавско-румынского региона.

Развитие армянской живописи, проходило те же этапы, что и развитие станковой живописи Украины в целом. Так, портрет как самостоятельный вид станковой живописи стал утверждаться с конца XVI в. Светский портрет армян в Украине имел три композиционных варианта – погрудный, поясной и в полный рост, иногда – семейные и парные портреты. Из посмертных известны только надгробные портреты, но не хоругви или эпитафийные. 

По документам известно не такое уж малое количество имен армянских живописцев XVI–XVIII вв. (В.Кеверович, А.Стефанович, Г.Туманович, А.Хидирович, Камчиц, братья Фаруховичи и др.), но соотнести известные произведения армянской живописи с кистью определенного мастера чаще всего невозможно из-за отсутствия необходимой информации. Наиболее известными львовскими армянскими художниками конца XVI–XVIII вв., безусловно, были Богушовичи, Христофор Захария Захнович и отец и сын Шимоновичи.

В ХІХ–ХХ вв. армяне не имели своей специфической „этнической" художественной среды с присущими ей стилевыми особенностями: их творчество отображало общие тенденции, присущие развитию искусства данного региона и данного периода. С конца XVIII в. на характер художественных процессов все больше влияли Академии искусств и академические школы. В Галиции это были венская, с ХІХ в. – краковская, варшавская и мюнхенская школы искусств (академии). С армянской средой таких известных западноукраинских художников как А. Августинович, Т. Аксентович, Антони и Каэтан Стефановичи, Людвиг Тирович-младший и др. связывали семейные узы, круг общения, а также – частично – тематика работ (портреты армянских религиозных, политических  и культурных деятелей, сюжеты из армянской истории и т.п.).  
. Неизв. художник начала ХVІІ в. Святой Григорий с житием. Х., м. 113,5х87 см. Вокруг нимба надпись на дреевнеармянском: «Сурб Григор». Львовская галерея искусств, до 1940 г. икона находилась в коллекции Армянского архи-диецезиального музея Львова.
Христофор Захария Захнович (?). Портрет Кшиштофа Аведика Бернатовича (1590–1671). Х., м. 78х63 см.
Интерьер Армянского собора Успения Пресвятой Богородицы во Львове. Вид из алтаря.
Армянская церковь в Бережанах. Интерьер.
Колокольня армянской церкви в Каменце-Подольском.

16 Января 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Сад знаний
NF studio разработало интерьеры образовательного комплекса «Летово Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.