Амвросий Романов – новое имя в иконописи начала XVIII века

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Имя Амвросия Романова было обнаружено при реставрации иконы «Благовещение» из собрания Костромского историко-архитектурного музея-заповедника [1]. В 1960-е годы икону «Благовещение» укрепили и сделали довольно значительные пробные раскрытия в нескольких местах. Они показали, что запись скрывает живопись XVI века. К сожалению, отчета о реставрации нет и, возможно, не было. Остается только предполагать, кто ее производил [2].

При повторном укреплении красочного слоя и удалении загрязнений в 1985 году на нижнем поле под лузгой была обнаружена надпись белилами «1710 году. Обновил Амбросий Романовъ» [3]. Подписных и датированных икон мало, и каждый автограф и дата для науки и экспертизы имеет огромное значение. Таким образом, запись приобрела значение документа, эталона творчества данного автора.

Профессионализм Амвросия Романова, его мастерство было видно даже под потемневшей олифой. Было решено ограничиться только удалением олифы, сохранив живопись автора записи. Однако, обстоятельства не позволили в 1985 году продолжить работу над иконой. Только в 2011 году икона вновь попала на стол к реставратору Т.Л. Васильевой, которая по желанию музея сохранила живопись Амвросия Романова [4]. При этом ради цельности восприятия участки пробных раскрытий были тонированы.
Ипатьевский монастырь, родовая обитель Годуновых, основана их предком во второй половине XIII века. С середины XVI века их заботами велось обширное каменное строительство: храмы, крепостные стены, башни, жилые и хозяйственные корпуса. Храмы украшаются стенным письмом и иконами [5].

Переписные книги 1595 года дают подробное описание иконостасов во всех храмах обители [6]. Занимая высокие должности при царском дворе, Годуновы имели возможность заказывать иконы царским иконописцам. Образы соименных святых главных вкладчиков и устроителей обители из рода Годуновых в иконостасе Троицкого собора (1560) воплощали идею моления Троице. Все иконы местного ряда были высотой 9 пядей. Такая унификация размера позволяла легко заменять, дополнять местные ряды в иконостасах храмов и приделов и ставить их в пристолпные киоты [7].

В 1649 году Троицкий собор был уничтожен взрывом пороха и через три года на его месте выстроили новый, значительно превосходящий годуновский по размерам. В местный ряд нового иконостаса вошли почти все местные иконы из старого собора и придела Филиппа и Ипатия.

В 1709 году от «великой полой воды» собор пострадал катастрофически,  металлические «связи сводов порвало» и через расселины внутрь попадала дождевая вода и снег. В 1742 году архитектор И.Ф. Мичурин, обследовавший ветхости монастыря, перечислил более сотни икон со значительными повреждениями красочного слоя [8].

Починкой образов местного ряда иконостаса занялись вскоре после наводнения. Иконописец Амвросий Романов «обновил» все годуновские иконы, то есть переписал их, впрочем, не слишком отступая от авторской иконографии [9]. За 125 лет олифа потемнела и впитала в себя копоть от свеч и лампад, но только ли это было основанием к «обновлению»?

Мотивом к записи могло быть желание монастырских властей окончательно искоренить память о Годуновых. Приближался 1713 юбилейный год – 100 лет правлению династии Романовых. Новый собор (1652) наследовал память о столь важном событии в жизни страны. Мемориальный характер храма подчеркивала форма крыльца, напоминающая киворий. Обновление икон «годуновского данья», составлявших весь местный ряд иконостаса, могло бы скрыть первоначальное изображение, а пышные цветы по позему должны были создавать впечатление вновь написанных икон.

Амвросий Романов, обновляя иконы, следовал иконографии старых образов XVI века. Так было на годуновских иконах «Иоанн Богослов», «Никита воин», «Сергий Радонежский в житии». В иконе «Благовещение» мастер в точности повторил форму престола с ассистом инокопью. Именно такая форма престола и направление лучей инокопи встречается во всех иконах «Троицы Ветхозаветной» «годуновского данья». Больше того Амвросий Романов навел инокопь, следуя авторским разделкам. Это видно в пробных раскрытиях, следовательно, олифа на иконе была не слишком потемневшей, да и живопись перед «обновлением» была не такой уж плохой сохранности.

Архангел и Богоматерь изображены в полный рост на фоне высоких палат. Под верхним полем в центре, за гирляндой темных облаков, в розовом свете поясной Саваоф благословляет их обеими руками. От уст Саваофа исходят серебряные лучи на голову Богоматери, а над ее нимбом парит белый голубь. Подобную иконографию обычно связывают с «Устюжским Благовещением». Однако, в отличие от устюжского извода архангел Гавриил не стоит, а широко и стремительно шагает навстречу Богоматери так, что вихрящийся конец гиматия выброшен правой ногой вперед. Правой рукой он благословляет, а в левой держит белый посох (мерило), перевитый красной лентой. Черные крылья с розовыми папортками опущены вниз. Перья разделаны серебряной инокопью настолько плотно, что их живопись производит черни по серебру. Темно-зеленый хитон и вишневый гиматий обильно высветлены золотым ассистом «в перо». Притенения в складках черные в растушку.

Динамичной фигуре архангела противостоит спокойно стоящая высокая, стройная фигура Богоматери. На ней темно-зеленое платье и мафорий, так плотно окутавший ее фигуру, что видны только кисть правой руки, с развернутой к небу ладонью, и опущенная левая. Через правую ладонь пропущена пурпурная нить, а в левой клубок. Сзади Богоматери стоит престол с розовой подушкой-валиком на нем. Ткань подушки украшает широкая кайма, золотой и серебряный орнамент и кисточка на конце.

Обе фигуры стоят на оливково-зеленом поземе. Палаты сзади Архангела желтые с килевидной крышей. В центре высокий арочный проем с приподнятой решеткой, выше три окна со слюдяными оконошницами в тонких оловянных переплетах.

Сзади Богоматери палата зеленого цвета, центральная часть которой повышена и выдвинута вперед, а над крышей пирамидка шпиля такая же как у палаты сзади архангела. За эти шпили крепится велум. Фасады обильно украшены растительным узором. В проеме видна пурпурная завеса, вся прошитая золото-серебряным шитьем. Рисунок узора – цветок граната. Этот символ плодородия здесь вполне уместен, ведь Архангел извещает о рождении сына. Сочетание серебра и золота традиционно для костромских иконописцев и в данном образе мастер не раз его использует.

Техника письма ликов предельно аскетична, так пишут стенописцы: по санкирю темной охры объем формируют крупные белильные высветления с мягкой растушкой к краям. Крупный, мягкий нос отмечен двумя бликами света: посредине и на конце, а над верхней губой очень плотный блик белилами, такой индивидуальный росчерк.

В 1756-58 годах монастырские власти подрядили бригаду костромских резчиков для замены старого тяблового иконостаса на новый с пышной, барочной резьбой и яркой позолотой всех деталей резного декора [10]. Из старого иконостаса в него вошли иконы деисусного, пророческого и праотеческого рядов, но число их уменьшилось до 15 в каждом ряду.

В этом иконостасе «Благовещение» стояло вторым слева от царских врат. После поновления прошло 47 лет и живопись еще вполне выдерживала соседство с новыми иконами, написанными В.Н. Вощиным в 1758 году. Икона находилась в иконостасе до 1827 года, тогда ее сменил особо почитаемый образ «Богоматери Тихвинской», до того стоявший в киоте у правого клироса [11].

Об Амвросии Романове сведений пока найти не удалось. Имя у мастера  редкое, в святцах известен только один соименный святой – Амвросий епископ Медиоланский. В русской транскрипции имя чаще звучит как Абросим. Среди костромских иконописцев конца XVII века упоминается Абросимов Артемий, котрый жил на Стрелецкой улице в кремле, и в 1715 году его дом был пуст. Возможно, это сын Амвросия Романова.
 
[1] - КОК 23252/9. Дерево, темпера. 151 × 110 см.  По Описи 1738 года «На Богородице и Архангеле венцы и оклад круг поля медные золоченые по гуфарбе». К настоящему времени оклад с полей и венцы утрачены.
[2] - Пробные раскрытия 1960-х годов около 2-3 кв. дм на каждом участке: верхняя часть левого крыла архангела; средина правого крыла; шея и часть лика Богоматери; верхняя часть ножки престола. Для атрибуции фонда иконописи приглашали искусствоведов и реставраторов из ГЦХРМ им. И.Э.Грабаря, Государственной Третьяковской галереи, Загорского музея-заповедника и Музея им. А.Рублева. Вероятно, в начале 1960-х годов были сделаны пробные раскрытия на древних иконах.
[3] - Реставратор 1 категории Н.А.Волкова. Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. 1985 г.
[4] - Реставратор 1 категории Т.Л. Васильева. Костромской филиал ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря. // «Немногие для вечности творят…» Каталог выставки к 25-летию Костромского филиала ВХНРЦ. Кострома, 2011.
[5] - Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. М., 1984.
[6] - Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М.И.Соколов. М., 1898.
[7] - Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII века.// Каткова С.С. Века и судьбы. Кострома, 2001. С. 83.
[8] - Брюсова В.Г. Архивные выписки из подлинных материалов ЦГАДА и ГАКО о зданиях и сооружениях б.Ипатьевского монастыря. Рукопись. 1960-1961 гг. Научный архив КИАХМЗ. С. 31-48.
[9] - При раскрытии иконы «Иоанн Богослов» от записи начала XVIII века по решению реставрационного совета КСНРПМ цветы на поземе были сохранены. Аналогичные цветы были на поземе в среднике иконы «Сергий Радонежский с житием». Икону реставрировали в ГЦХРМ им. И.Э.Грабаря и цветы удалили, сняли со средника басменый оклад, смонтировали его отдельно. На поземе образа Дмитрия Солунского (ГИМ) цветы сохранены. Одинаковые цветы по позему и общая палитра указывают, что их поновлял один автор.
[10] - Контракты между наместником Варфоломеем и посадскими людьми о строительных работах в Троицком соборе. 1756 г. // Каткова С.С. Века и судьбы. С.120-124.
[11] - Опись Имущества Ипатьевского монастыря. 1838 г. Л. 14об. КОК 24766 // Каткова С.С. Века и судьбы. С.116

стр. 25-28
Амвросий Романов – новое имя в иконописи начала XVIII века

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Сейчас на главной
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Куратор Евгений Асс.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
NEXT 2024: новая десятка
Спецпроект АРХ Москвы для молодых архитекторов NEXT пройдет уже в 15-й раз. Организаторы, во главе с куратором этого года, основателем бюро p.m. (personal message) Пабло Джонаттаном Пухно Бермео привнесли изменения: участников выбирали с помощью всероссийского конкурса, половина из них – не москвичи, а благодаря «Архитайлу» появился призовой фонд. Рассказываем, почему NEXT обязательно стоит посетить.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.