Архитектура во времени

В обзоре зарубежной прессы – судьба построек Антонио Гауди, Ф. Л. Райта и Даниэля Либескинда, социально ориентированная архитектура Латинской Америки 40 лет назад и сегодня, очередное мега-сооружение Оскара Нимейера и откровения Фрэнка Гери.

mainImg

Барселонский Собор Саграда-Фамилия нередко оказывается в центре событий: в последние годы ему, по мнению неравнодушной публики, угрожало то строительство рядом железнодорожного тоннеля, то оригинальность архитекторов, заканчивающих постройку Гауди по собственному разумению. Но в прошлый вторник опасность была более реальной: в сакристию забрался психически больной человек и поджег хранившиеся там одеяния священников, сообщается в видеоматериале ВВС. В результате интерьер Гауди, созданный еще при жизни архитектора, был практически полностью уничтожен. Поджигателя задержали туристы и передали в руки полиции. The Guardian напоминает, что это не первый поджог собора: в 1936 то же предприняли анархисты, причем в огне тогда погибла значительная часть чертежей и макетов Антонио Гауди, что и стало косвенной причиной «свободного» обращения со зданием продолжателей его дела.

Гораздо спокойнее атмосфера вокруг имения Ф.Л. Райта «Тейлизин» (Талиесин) в штате Висконсин, где архитектор жил и работал более 40 лет. В этом году ансамбль отмечает свое столетие: в 1911 Райт начал его строительство, но, по сути, так никогда и не закончил. До своей смерти в 1959 он использовал его как полигон для проверки новых идей, и здесь же он открыл свою школу. Сейчас комплекс функционирует как музей, но также в нем до сих пор живет несколько семей, в том числе и бывшие ученики Райта: никто из хранителей ансамбля не хочет, чтобы «Тейлизин» превратился в мертвый монумент прошлому.

Вряд ли 100 лет удастся отметить ТРЦ Westside, построенному на окраине Берна по проекту Даниэля Либескинда. Вскоре после его открытия в 2008 году там обвалился потолок фуд-корта, а теперь та же участь постигла потолок бассейна (в обоих случаях пострадали несколько посетителей). Среди читателей Building Design разгорелся спор: могут подобные проблемы быть связаны с недостатками архитектурного проекта, или виноваты недобросовестные инженеры/подрядчики.

Если перечисленные выше сооружения весьма известны, то описанный журналом Domus массив социального жилья в Лиме, построенный под эгидой ООН в начале 1970-х, сегодня практически всеми забыт. В 1960-х Перу возглавлял Фернандо Белаунде Терри, архитектор по образованию. Тогда население стремительно увеличивалось, особенно быстро росло число горожан, что привело к возникновению трущоб. В Лиму была приглашена международная команда архитекторов: им поручили создать предусматривающие возможность расширения проекты дешевых домиков из материалов промышленного производства. Лучшие из вариантов 13 перуанских и 13 зарубежных мастеров были реализованы, и в общей сложности 500 построек сформировали район PREVI (Proyecto Experimental de Vivienda). Среди иностранных участников были метаболисты (Фумихико Маки, Кисё Куракава, Кионори Кикутаке), Альдо Ван Эйк, Джеймс Стерлинг, Чарльз Корреа, Кристофер Александер и другие «звезды» тогдашней архитектурной сцены. Сейчас эти жилища расширены силами владельцев, хотя совсем не так, как предполагали авторы их проектов. Несмотря на не всегда удобную планировку, район PREVI пользуется любовью жителей: они не уезжают оттуда даже тогда, когда достаток позволяет им купить нечто более просторное в престижном районе. Несомненно, сказывается внимание, уделенное авторами каждому проекту. Что до истории архитектуры, этот позабытый проект стал предшественником доктрины сверхдешевого социального жилья, рассчитанного на активность самих жителей – достаточно вспомнить массив Кинта-Монрой в Чили Алехандро Аравены и группы Elemental.

Другой вариант социального жилья – также современный и также в Чили – привлек внимание блога Inhabitat. Это домики для шахтеров в пустыне Атакама – одном из самых засушливых мест на Земле. Там почти никогда не бывает осадков, поэтому архитекторы из чилийского бюро AATA накинули холстяной навес над своим жилым массивом, построенным из транспортных контейнеров. Кроме того, навес задерживает тепло ночью, когда, как и в любой пустыне, в Атакаме очень холодно. Контейнеры выстроены в С-образные 2-этажные модули, сблокированные по 6 штук: они обращены в получившийся в результате внутренний дворик, закрытый от жара и сильного ветра.

104-летний корифей модернизма Оскар Нимейер далек от подобных забот: его очередной проект, приближающийся к завершению – бетонная телебашня Torre TV Digital для Бразилиа. Это сооружение высотой 185 м снабжено двумя «ветвями», где под стеклянными куполами на высоте 60 и 80 м соответственно будут устроены смотровые площадки, сообщает сайт therealbrazil.com.

Другой корифей современной архитектуры, Фрэнк Гери дал интервью изданию The Wall Street Journal, в котором рассказал, что самые интересные для него формы – складчатые. Поэтому само собой разумеющейся кажется упомянутая там же его любовь к Бернини, в частности, к его скульптурной группе «Экстаз Святой Терезы», где складки играют ключевую роль. Кроме того, архитектор рассказал о своих любимых дирижерах, шляпе для Леди Гага, идеальном доме, хоккее на льду, а также о том, что в 82 слишком рано уходить на пенсию (безусловно, пример Нимейера не может не вдохновлять его коллег – прим. ред.).

Н. Ф.

zooming
Саграда-Фамилия во время пожара 19/04/2011
zooming
Имение «Тейлизин» в Висконсине © Dick Ainsworth/courtesy Taliesin Preservation, Inc.
zooming
Бассейн ТРЦ Westside в Берне после обрушения потолка. Изображение с сайта газеты Berner Zeitung
Район PREVI. Дом по проекту Ч. Корреа. Фото © Cristobal Palma с сайта domusweb.it
zooming
Район PREVI. Дом по проекту Дж. Стерлинга. Фото © Cristobal Palma с сайта domusweb.it
Район PREVI. Дом по проекту А. Ван Эйка. Фото © Cristobal Palma с сайта domusweb.it
zooming
Новый поселок шахтеров в пустыне Атакама. Фото с сайта inhabitat.com
zooming
Новый поселок шахтеров в пустыне Атакама. Фото с сайта inhabitat.com
zooming
Телебашня Torre TV Digital для Бразилиа. Фото с сайта therealbrazil.com
zooming
Фрэнк Гери. Фото © Francois Dischinger for The Wall Street Journal

25 Апреля 2011

Наследие разных лет
В очередном обзоре зарубежной прессы — проблемы сохранения памятников Средневековья и построек, которым едва исполнилось десять лет, исторических пространств и домов замечательных людей.
Утопии прошлого и взгляд в будущее
Дэвид Чипперфильд в Венеции, здание «Ллойдс» среди шедевров архитектуры, Фрэнк Гери на «Грэмми», и многое другое в нашем последнем в 2011 году обзоре зарубежной прессы.
От канатной дороги до суперграфики
А кроме того: временные укрытия для пострадавших от землетрясения в Японии, теплозащита синагоги в Дуйсбурге, еще один конкурсный проект православного храма в Париже, школа в Порто и другие новости в нашем обзоре зарубежной прессы.
Ветряные турбины и хижины для пилигримов
А также Луис Кан в Венеции, Петер Цумтор в Лос-Анджелесе, бездомные в Нью-Йорке, Заха Хадид в Милане и принц Чарльз в Сент-Джеймсском дворце — в нашем обзоре зарубежной прессы.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.