Архсовет Москвы–21

Итоги выездного заседания Архсовета, посвященного вопросу модернизации методов индустриального жилищного строительства.

mainImg
Как мы уже сообщали, 17 декабря в Музее Москвы состоялось выездное заседание архитектурного совета, привлекшее большое внимание со стороны профессионального сообщества. В рамках заседания были представлены пять проектных предложений новых серий панельных жилых домов, подготовленные крупными московскими застройщиками с учетом ранее предложенных Москомархитектурой критериев качества строительства.

Открывая совет, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что достигнутые на сегодняшний день результаты внушают большой оптимизм. Работа по обновлению панельного строительства ведется уже около двух лет, а реализация программы будет запущена в 2016 году: с этого момента вся массовая застройка будет соответствовать новым критериям в обязательном порядке. Но пока впереди – сложный процесс модернизации производства и выход на строительные площадки.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА
Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг» (ГК «Интеко»)
Проектная организация: ООО «БРТ РУС»

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»

Серия домов эконом-класса базируется на четырех основных принципах: вариативность квартирографии, разнообразие фасадных решений, широкие градостроительные возможности и современные строительные технологии, позволяющие реализовать практически любой архитектурный проект.

Матрица самых разных квартир с широким шагом перекрытий от 6 до 8 метров позволяет менять квартирографию каждый год в соответствии с потребностями населения, создавая максимально востребованное жилье. Широтные секции включают в себя все возможное разнообразие планировочных решений, меридиональные – чуть менее гибкие, но и в них предусмотрены такие варианты, как, например, квартиры-студии. Также созданы поворотная и универсальная угловая секции, которые могут использоваться как в обычном, так и в «зеркальном» исполнении.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»

За основу градостроительных решений взяты три типа кварталов – башенный тип, барселонский квартал со срезанным углом, позволяющим сформировать внутреннюю площадь, и незамкнутый квартал со среднеэтажной открытой застройкой и внутридворовым пространством. Двор решен в одном уровне, без дополнительных пандусов и лестниц, что существенно облегчает передвижение маломобильного населения. Все первые этажи, имеющие переменную высоту от 4 до 5,5 метров, заняты общественными функциями.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»

Отдельно стоит упомянуть конструктивное решение, позволяющее добиться особой устойчивости здания и возможности строить до 24 этажей. Для строительства применяется пустотная плита перекрытий толщиной 20 см, полностью монолитные узлы позволяют отказаться от сварных работ.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»

Что касается фасадов, то, как сообщил докладчик, на комбинате уже сегодня выполняют любые виды облицовок, рельефов, решеток и рисунков. Для отделки представленной серии предлагается использовать архбетон и плитку. Разнообразия и пластики зданиям также добавляют приставные полностью остекленные балконы, разноцветные подъезды, облегчающие ориентацию внутри квартала, и французские окна. Конечной целью предлагаемых решений, по словам авторов, должна стать гуманная рядовая застройка, лишенная резких акцентов.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов РБТА. Заказчик: ЗАО «Патриот – Инжиниринг (ГК «Интеко»). Проектная организация: ООО «БРТ РУС»

Евгения Муринец, начальник управления Архсовета, отметила, что представленный проект отвечает всем критериям. Единственное, на что, по ее мнению, стоило бы обратить внимание – это недостаточная пластика фасадов. Возможно, авторам следовало бы предусмотреть смещение балконов и лоджий друг относительно друга. Ханс Штимманн похвалил проект, но заметил, что мало внимания уделено вопросу энергоэффективности зданий, что в Германии является первостепенной задачей. В целом же было отмечено, что дома рассматриваемой серии решены в соответствии с современными стандартами и являются хорошим примером нового панельного строительства.

Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001
Заказчик: компания «Главмосстрой»
Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»

Квартал состоит из смещенных друг относительно друга широтных и меридиональных секций высотой от 6 до 17 этажей. Смещение и перепад высот формируют динамичный образ, и, кроме того, дают возможность создавать удобные планировки с большим количеством хорошо освещенных угловых квартир. Уступы фасада, таким образом, отвечают не только за пластику, но и за появление индивидуальных планировочных решений. Кроме того, панельно-каркасная серия предполагает полное отсутствие несущих конструкций внутри квартиры.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»

Первые этажи отданы под размещение общественных функций. Одним из важных моментов в проекте стало функциональное зонирование и разграничение транспортных и пешеходных потоков. Так, внутренний двор полностью освобожден от машин: все транспортные коммуникации проходят по внешней границе квартала. При этом с улицы во двор можно легко попасть с помощью предусмотренных сквозных проходов.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»

Для отделки предлагается использовать архитектурный бетон разных цветов и различные виды плитки. Все это, вместе со сбитым ритмом окон, меняющимся рисунком стен и специально предусмотренными вертикальными нишами под декоративной решеткой, где будут спрятаны кондиционеры, создает привлекательное жилье, мало похожее на панельное.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ТА-714-001. Заказчик: компания «Главмосстрой». Проектная организация: ГК «ТЕРРА АУРИ»

Александр Кудрявцев, посмотрев работу, поинтересовался, в какие сроки может быть реализован подобный проект и насколько серьезная предстоит модернизация производства. Сергей Кузнецов ответил, что проект был выполнен в рамках программы создания новых серий домов, поэтому преобразование производства – в будущем. Ханса Штимманна заинтересовали лоджии и балконы: в Москве они обычно остеклены по-разному у каждого жильца. Авторы пояснили, что в проекте изначально предусмотрено остекление всех лоджий и балконов во избежание подобного произвола. Отсутствие технического этажа встревожило Андрея Гнездилова. Подытожив дискуссию, Сергей Кузнецов порекомендовал проектировщикам задуматься над вариативностью секций для создания более разнообразных градостроительных «сюжетов».

Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК» и «НАД»
Заказчик: ОАО «ДСК №1»
Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura

zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura

Эта серия, разработанная при участии испанского архитектора Рикардо Бофилла, включает стандартные секции переменной этажности, а также поворотные секции, позволяющие создавать уникальную застройку. Кварталы могут выстраиваться со смещением и различными вариантами блокировки секций, образуя небольшие курдонеры, внутренние дворы и открытые общественные пространства. Разнообразие фасадных решений достигается использованием разных типов плитки многочисленных оттенков, из которой формируются всевозможные рисунки стен; меняется и цвет оконных проемов.
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura

Учитывая замечания, сделанные членами совета на предыдущем рассмотрении, проектировщики попытались придать фасадам больше пластики, предусмотрев выступающие балконы и лоджии. Большое внимание было уделено первым этажам, которые выполнены в двух вариантах – панельном и монолитном. Первый вариант с внутренними несущими перекрытиями рассчитан на размещение муниципальных и коммунальных служб, второй – более просторный с высокими потолками – сможет вместить магазины, кафе и другие объекты инфраструктуры.
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «РИК». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura

Евгения Муринец после доклада авторов заметила, что в проекте не достает гибкости в работе с фасадами. У Сергея Кузнецова возник вопрос к дизайнерскому решению верхней части домов серии «НАД», которая везде оставлена белой. Также главный архитектор попросил авторов уточнить и показать членам совета всю палитру возможных оттенков для отделки фасадов. Ханс Штимманн признался, что данный проект ему глубоко симпатичен, но при явной переменной этажности не использовать кровли для устройства террас архитектору кажется нерациональным. Владимир Плоткин огорчился, что используются стеновые панели с одинаковым типом окна, что ограничивает архитектурные возможности. Александр Кудрявцев назвал этот проект самым аскетичным среди всех представленных. А Андрей Боков отметил, что «испанский опыт в нашей стране, безусловно, кажется интересным, но уровень артистизма и исполнения у него явно ниже, чем у выше представленных работ». Сергей Кузнецов парировал, что, «во-первых, коллеги учли пожелание совета и сделали пластику фасадов более разнообразной, а во-вторых, жесткость и определенная лапидарность решений – это авторский ход и выбор Рикардо Бофилла», с которым Кузнецов лично обсуждал данный вопрос.
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «НАД». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «НАД». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura
zooming
Панельно-каркасная серия жилых домов «НАД». Заказчик: ОАО «ДСК №1». Проектная организация: Ricardo Bofill taller de arqutectura


Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град»
Заказчик: «ДСК Град»
Проектная организация: ГК «Мортон»

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»

Жилые дома этой серии представляют собой застройку из разновысотных секций. Яркости ей добавляет окрашенный в разные тона бетон и разноцветные коробки для блоков кондиционеров, а выразительность придает решение расположить большие окна в шахматном порядке. Такими простыми способами авторы достигают необходимого разнообразия фасадов для создания комфортной, гуманной и, как выразился один из докладчиков, «информативной» среды.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»

Особое внимание в проекте уделено первым нежилым этажам, которые предназначены для общественного использования и варьируются по высоте. Их входные группы ориентированы как в сторону улицы, так и во двор. Стоянки автомобилей организованы вдоль магистральной застройки и в разрывах между квартальными блоками. Во дворе движение автомобилей запрещено.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»

Обладая собственным производством, компания решила ориентироваться на европейский путь развития панельного строительства при полном отказе от понятия «серия» и переходе к повторяющимся проектам. Созданная на сегодняшний день технология производства позволяет воплотить в жизнь практически любые архитектурные замыслы, и своей основной задачей комбинат видит выпуск индивидуальных изделий. Помимо рассматриваемого проекта, уже ведется разработка пяти проектных предложений, представляющих собой разные версии нового жилого дома, каждый из которых отличается фасадным решением, выполненным с применением окрашенного бетона, плитки, стекла и других материалов. Возможны и разные строительные конструкции – железобетонная, каркасная, ригельная система и т.д.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»

Представленная работа показалась Андрею Гнездилову вполне законченным, готовым проектом, в котором сложно будет что-то поменять. При этом определенные планировочные решения вызывают вопросы и явно нуждаются в доработке. Авторы пояснили, что изменения в проект в любом случае еще будут вноситься, а все замечания – учитываться. Андрей Боков, напротив, выделил представленную работу: «Это единственная команда, которая четко поставила планировочную задачу и справилась с ней». Хансу Штимманну не понравилось решение с размещением кондиционеров, которое, по его словам, напоминает «кожную болезнь». Но это индивидуальное эстетическое восприятие, а вот что касается конкретных недостатков, то здесь стоит обратить внимание на то, что планировочное решение не позволяет человеку попасть сразу из своего автомобиля в подъезд. Это, уверен Штимманн, стратегически неправильно и подходит разве что для небольшой поселковой застройки, но никак не для столицы. По данному вопросу прозвучали и комментарии из зала – проект хвалили, отмечая, что это единственное предложение, где очень четко показано использование угловой секции, есть грамотная инсоляция и соответствие нормативам.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов ДСК «Град». Заказчик: ООО «ДСК Град». Проектная организация: ГК «Мортон»


Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов «ДОМОС»
Заказчик: ГК «Мортон»
Проектная организация: ХК «ГВСУ-центр»

zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов «ДОМОС». Заказчик: ГК «Мортон». Проектная организация: ХК «ГВСУ-центр»

Последние два года компания занимается модернизацией собственного производства, сегодня заводы полностью роботизированы и открывают большие строительные возможности. На этой базе была создана серия «Домос», состоящая из 6–9-тиэтажных домов, которые учитывают современные критерии проектирования. В рамках проекта разработано семь блок-секций – три рядовых и четыре угловых. Разнообразие планировочных решений достигается за счет увеличенного шага несущих стеновых панелей: он достигает 6,6 метров. Полностью остекленные общественные первые этажи, имеют изолированные входы со стороны улицы, тогда как подъезды жилых секций обращены во двор с возможностью выхода на улицу. Внутренняя территория квартала освобождена от машин: для них предусмотрен подземный паркинг.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов «ДОМОС». Заказчик: ГК «Мортон». Проектная организация: ХК «ГВСУ-центр»

Подобные секции сегодня уже реализуются компанией, что позволило четко отработать конструктивную схему. Однако задуматься над решением визуального образа проектировщикам пришлось именно в процессе разработки представленного на Архсовете проекта. Придуманный фасад напоминает конструктор Lego: для отделки применяется фактурный бетон в сочетании с клинкерной плиткой различных цветов. Балконы и лоджии, которые можно поместить в любой части дома, создают различные членения по вертикали и горизонтали. Помимо лоджий, в каждой квартире предусмотрен французский балкон. Его можно использовать либо по прямому назначению, либо для размещения кондиционера.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов «ДОМОС». Заказчик: ГК «Мортон». Проектная организация: ХК «ГВСУ-центр»

Андрей Гнездилов, обсуждая проект, заметил, что ограждение кровли в виде стеновых панелей выглядит как временное, промежуточное предложение, понятное только на этапе строительства, но не в готовом доме. В планировках квартир Гнездилов также увидел недочеты – например, санузел, расположенный при входе в квартиру, а не рядом со спальней, что не соответствует современным стандартам. Также было отмечено, что на многочисленных выступающих элементах фасада в зимнее время будет скапливаться снег и вода. Авторы ответили, что представленное решение не является окончательным и еще будет дорабатываться.
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов «ДОМОС». Заказчик: ГК «Мортон». Проектная организация: ХК «ГВСУ-центр»
zooming
Полносборная панельно-каркасная серия жилых домов «ДОМОС». Заказчик: ГК «Мортон». Проектная организация: ХК «ГВСУ-центр»


В завершении Архсовета участники высказали свое мнение по поводу представленных работ. Сергей Кузнецов подчеркнул, что не стоит воспринимать представленные проекты как конкретные предложения: важно, что сегодня удалось выработать определенный инструментарий, устроивший всех и способный в дальнейшем помочь создать комфортную жилую среду. Александр Кудрявцев, вспомнив, что в этом году состоявшееся заседание станет последней встречей, посвященной панельному домостроительству, огорчился, что разработчикам так и не удалось уйти от привычных «панелек»: проблематично, что изначально все предложения базируются на существующем производстве, и не удалось отказаться от многоэтажности застройки, что противоречит самому понятию городского квартала. Кудрявцев уверен, что будущее не за массовой типовой застройкой, а за малыми сериями и авторской архитектурой. Андрей Боков предложил обратиться к таким темам, как арендное и социальное жилье, которые не менее, а, возможно, и более актуальны, чем панельное строительство. На это замечание Сергей Кузнецов ответил, что не стоит пытаться решить все проблемы в рамках одной программы. Также, отвечая Александру Кудрявцеву, он подчеркнул, что никто сегодня не пытается достичь идеала, и сравнивать представленные проекты следует не с идеалом, а с примерами панельного строительства прошлого – очевидно, что достигнуты большие результаты.

Подводя итог дискуссии, Сергей Кузнецов признался, что у него редко остается такое позитивное впечатление от Архсовета, как в этот раз. Проекты, по его мнению, получились достойными и соответствующими выработанным критериям. Конечно, есть отдельные недостатки, но они носят характер технических правок. Большинство же предложений является примером качественной архитектуры, сравнимой с жилой застройкой в европейских странах, уверен Кузнецов.

19 Декабря 2014

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.