Башни и мосты

Комплекс на Нахимовском проспекте – пример яркой и неординарной жилой архитектуры, где смелые пространственные и дизайнерские решения соединяются с традициями отечественной архитектурной школы.

mainImg
Проект:
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2004 — 2010 / 2008 — 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. Эскиз © Архитектурное бюро Асадова


Одно мгновение и 13 лет реализации
Архитектура во многом похожа на музыку и на математику. В ней есть место и ratio, и творческому озарению, которое может прийти неожиданно – тогда и пригождаются салфетки и листки блокнотов. Архитекторы с удовольствием сохраняют эскизы своих проектов, особенно тех, что удалось реализовать. Наброски напоминают о ценном и ярком мгновении, за которым последовали тяжелые месяцы проектной работы по превращению легких линий в тома документации, сменяемые годами строительных терний.

В истории проекта ЖК «Versis» на Нахимовском проспекте есть та самая «салфетка» и замечательная история, которую с удовольствием рассказывает Александр Рафаилович Асадов – о том, как он ехал в метро и нарисовал в блокноте схематичный фасад, аксонометрию и фрагмент здания из нескольких горизонтальных блоков, нанизанных на пару вертикальных объемов; и написал над ними слово «Лайнер».
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

С этого момента начался проект, растянувшийся на долгие тринадцать лет и, как любят шутить сами Асадовы, переживший два экономических кризиса. Но и сейчас, глядя на фотографии построенного комплекса «Versis», можно почувствовать драйв вдохновения, динамики форм и контраста материалов – все то, чем подкупает рисунок на сохранившемся листке.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. 3-D визуализация. Вид на комплекс со стороны гаражей © Архитектурное бюро Асадова

Вертикаль, горизонталь и прочая геометрия
Об истории создания проекта ЖК «Versis» мы подробно рассказывали в статье «Летучий корабль». Архитекторы превратили недостатки узкого участка, через который проходит коллектор, в достоинство, а точнее в оригинальную объемно-пространственную систему из двух вертикальных и нескольких горизонтальных блоков. А главное – убедили заказчика в том, что это можно и нужно построить. Главным аргументом стала популярность на рынке такого эксклюзивного товара, как пентхаусы или видовые квартиры, которых в комплексе из двух башен высотой 22 и 24 этажа и трех висящих в воздухе мостов длиной по 35 метров могло получиться много.

В ходе реализации корректировки проекта продолжались. Архитекторам пришлось не раз убеждать заказчика в необходимости горизонтальных корпусов. Но это уже специфика нашего строительного процесса, при котором никто и никогда не может быть уверен в том, что утвержденное и согласованное на всех уровнях решение будет реализовано именно так, как оно начерчено в рабочем проекте. Как в знаменитом стихотворении Маршака про багаж «за время пути…» с собачкой может произойти много интересного. С проектами оно происходит сплошь и рядом, а с таким сложным и неординарным, как комплекс на Нахимовском проспекте, происходило несколько раз.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

В процессе разработки проекта изменился первоначальный подход к построению композиции. На первом эскизе всё было деконструктивистски радикально: стеклянные блоки нанизывались на каменные стойки, дематериализуя массив комплекса и растворяя его в воздухе за счет отражений. И вертикали башен-столбов доминировали над горизонталями стеклянных мостов.

В проекте баланс сил и расстановка акцентов изменились. Ядро стало стеклянным, оболочка получила каменную облицовку, перфорированную квадратными и прямоугольными проемами и нишами. «Мы поставили перед собой задачу создать композицию, в которой каменные массивные глыбы держались бы на стеклянном основании», – рассказывает Андрей Асадов. Образ стал другим – вертикальные и горизонтальные объемы, стеклянные и каменные блоки образовали единую структуру, где, словно в игре «Дженга», все элементы равноценны и необходимы для поддержания общего баланса.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План подземного этажа © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План 1 этажа © Архитектурное бюро Асадова
zooming
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте. План этажа с «мостом» © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Эстетика и экономика 
Два кризиса чуть было не привели к отказу от сложнейших с конструктивной точки зрения мостов-перемычек. Но заказчик понимал, что редкое архитектурное решение способно обеспечить востребованность на рынке, так что продолжить работу и реализовать замысел все-таки удалось.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Вместе с конструкторами института «Промстройпроект» и фирмы «ИСТОКСтрой» архитекторы разработали остроумную схему, чье дополнительное достоинство – незаметность. Основной вес воспринимают металлические фермы высотой в этаж, установленные в нижней части «мостов». Снаружи они закрыты навесным фасадом, практически не отличимым от расположенной выше системы остекления. Для перераспределения нагрузок используются дополнительные подвесы, соединяющие верх балок, примерно на трети пролета, с поперечными несущими конструкциями корпусов на два этажа выше. Их можно разглядеть сквозь ленточное остекление мостовых квартир. Конструкции вселяют уверенность в безопасности, а вот обыграть их брутальную внешность в интерьерах квартир – дело будущих дизайнеров.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

В ходе реализации уточняли и некоторые фасадные решения. В какой-то момент авторам показалось, что масштаб членений слишком крупный и необходимо раздробить объемы на более мелкие фракции. Так появились ниши глубиной до 1,5 метров, объединяющие группы из нескольких окон на одном или нескольких соседних этажах. Увлечение нишами и консолями на торцевых фасадах, достигающими 6 метров, чуть было не лишило фасад цельности, так что некоторые из них пришлось убрать уже из рабочей документации. До последнего момента шла работа над пропорциями и конструкциями крупных выступающих блоков, расположенных на двух верхних этажах каждого корпуса, которые должны были играть роль своеобразных «замковых камней» – акцентов, отмечающих остановку вертикальной композиционной темы.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

В большинстве случаев усложнение фасадного рисунка пошло на пользу. К примеру нижняя часть облицовки «мостов» в проекте делалась из того же материала, что и облицовка торцевых консольных выступов. Архитекторы вместе со специалистами компании, которая занималась фасадами, подобрали материалы таким образом, что с земли невозможно отличить облицовку керамогранитом на вертикальных поверхностях от облицовки металлическими кассетами на горизонтальных. Совпадает цвет, матовость и даже размер ячеек. Но на «мостах» облицовка сделана иначе – в нижней части горизонтального блока используются серые металлические кассеты, напоминающие по оттенку остекление. Создается ощущение, что стекло продолжается до конца стены и заворачивается вниз. За счет этого приема удается визуально облегчить объем всего блока.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Держать напряжение
История разработки проекта и его реализации доказывает – для того чтобы создать настоящую архитектуру, недостаточно одного мгновения творческого напряжения. Нужны месяцы и годы, в течение которых автору необходимо держать проект в фокусе внимания и критического переосмысления так, как это удалось сделать команде Асадова. Не удивительно, что комплекс, спроектированный тринадцать лет назад и не замороженный на этапе строительства только чудом, до сих пор воспринимается более чем актуальным и местами даже футуристичным. На некоторых фотографиях, показывающих острые ракурсы с перспективой уходящих вверх и вниз мостовых террас, возникает ощущение, что тут вполне можно снимать сериалы про будущее, такое, где Брюс Уилисс спасет человечество при помощи пятого элемента.
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

Наследие славной школы
В околоархитектурных кругах социальных сетей популярна игра под названием «угадай прототип». Ее суть, но не смысл, – в том чтобы найти для какой-то новой постройки или проекта именитого автора как можно больше схожих по объемно-пространственному решению аналогов. У этого развлечения, камуфлирующего обвинение в плагиате под соревнование в эрудиции, есть только одна ценность – они позволяют вычленить локальные тенденции и проанализировать их жизнеспособность и соответствие тем изменениям, которые переживает мировая архитектура. Еще более продуктивным может быть исследование исторических прототипов, созданных в рамках одной национальной школы, и выстраивающихся в некую линию, каждое звено в которой отмечает новый этап развития определенной типологии, формирование метода или даже стиля. Иногда эти связи и отсылки легко читаются, иногда они ощущаются на каком-то подсознательном уровне, но их наличие всегда говорит о жизнеспособности и эволюции национальной школы.
Жилой дом на Большой Тульской улице. Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский. Фото © Денис Есаков
Жилой «Лебедь» на Ленинградском шоссе. Архитектор Андрей Меерсон. Фото © Денис Есаков
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте © Архитектурное бюро Асадова

При взгляде на жилой комплекс на Нахимовском проспекте с его мощной пластикой, где вертикали широких башен спорят с горизонтальными тягами обитаемых двух- и трехэтажных мостов, перекинутых между ними, в памяти возникают образы знаменитых московских домов, своей инаковостью и примечательностью заслуживших народное признание в виде имен собственных: дом атомщиков на Тульской или дом Лебедь на Ленинградском шоссе слишком самобытны и слишком соответствуют тем реалиям, в которых создавались, чтобы претендовать на роль архитектурных «прародителей» новой постройки Асадовых, но имеет смысл увидеть и оценить взаимосвязь. Авторы признаются, что впитывают многое и ассоциации с шедеврами Андрея Меерсона, Всеволода Воскресенского и Владимира Бабада воспринимают как комплимент и подтверждение своей принадлежности к традициям российской архитектурной школы. И можно быть уверенными, что и у комплекса на Нахимовском проспекте будет свое имя. Какое – пока можно только гадать.
Проект:
Жилой комплекс «Versis» на Нахимовском проспекте
Россия, Москва, Нахимовский проспект, д. 69 А

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.Р.Асадов, Е.Вдовин, А.Асадов, К.Сапричян, Д.Зражевский, А.Дмитриев, А.Асташов, А.Левашов, А.Зарубина

2004 — 2010 / 2008 — 2015

Заказчик: ЗАО «Пересвет-Инвест»
Конструкции, инженерия:
ООО «Фирма ИСТОКСтрой»: А.Безруков, В.Безруков, Л.Безрукова, А.Рычихин, А.Славнов, А.Выборнов, В.Бессольцев, Е.Тихонова
ЗАО «Промстройпроект»​ (ГИП – А.Ионов)

 

20 Августа 2018

Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Прогулки по воде
Набережная Марка Шагала в скором времени превратится в крупнейший прибрежный парк Москвы с зелеными променадами, велосипедными и беговыми дорожками, парковыми аллеями, спа-центром на воде, водным садом и скульптурными павильонами в духе художников-авангардистов, прежде всего самого Шагала. Рассматриваем проект второй очереди.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.