12.07.2016

Дом с тремя лицами

Проект жилого дома в Замоскворечье – пример филигранной работы с фактурой и контекстом, который не выходит, впрочем, за рамки современной стилистики.

информация:

Жилой дом на Малой Ордынке. Проект, 2016. В процессе строительства © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Проект, 2016. В процессе строительства © ADMоткрыть большое изображение

Мы уже рассказывали об этом проекте в рамках репортажа с архсовета Москвы от 1 апреля. Девелоперская компания Sminex строит жилой дом на прямоугольном участке площадью 0,366 га в Замоскоречье на Малой Ордынке. Он займёт участок советского здания, где в последнее время располагались офисы, и таким образом изменит функцию на жилую. Прежнее здание – четырёхэтажное, протяжённое, напоминает советскую школу или промышленное здание: это творение скорее инженерно-строительной, нежели архитектурной мысли и оно практически во всём противоречит тому, что мы привыкли связывать с Замоскворечьем. Архитекторы, по их собственному признанию, предпочли проигнорировать инородное тело предшественника и придумали для участка новый образ, подходящий для увеличившегося масштаба: на месте четырехэтажного здания появится шестиэтажный дом, который займет, к тому же, несколько большую площадь.

Здание, на месте которого будет построен новый дом. Здесь же можно посмотреть, что справа, что слева. 


Новый дом, впрочем, тщательно вписан в масштаб уличной застройки – хоть и по верхней линии, но он «ловит» уровень карнизов соседних зданий.
Жилой дом на Малой Ордынке. Развертка. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Развертка. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Ситуационный план © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Ситуационный план © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Дом откликается на масштаб исторического Замоскворечья – одной из самых целостных, в смысле сохранности ткани старого города, территорий московского центра. Конечно же, он не может превратиться в деревянный или каменный купеческий особняк с садом, подобный сохранившимся напротив по улице Малая Ордынка. Но с городом доходных домов начала XX века решение, предложенное архитекторами ADM, перекликается и масштабно, и ритмически.

Длинный уличный фронт дома архитекторы предложили разделить на три части, имитируя для взгляда прохожего три дома вместо одного. Первоначально планировалось две части, но затем остановились на трёх – «оптимальных с точки зрения визуальной ритмичности». Три фасада по-разному реагируют на окружение. Левый, северный – стеклянный: он позволяет создать паузу, входящую в определённый резонанс с цезурами замоскворецких садов (один из которых расположен как раз почти напротив). Центральный фасад – кирпичный, он откликается на соседство здания ВШЭ, построенного в конце XIX века в кирпичном псевдорусском стиле с соответствующими украшениями; в центральной части, следуя правилам классического искусства, расположен главный вход в дом, впрочем, не слишком акцентированный. Третья, южная часть дома белокаменная и реагирует на другого «соседа», здание 1930-х годов.
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Казалось бы, идея очень проста: один объём с тремя фасадами, нацеленными на диалог с контекстом исторического города – не зря название бюро расшифровывается как «диалог с мегаполисом». Три материала, почти как первоэлементы: стекло, кирпич, камень. Два последних типичны для старого Замоскворечья, а если учесть, что в каменном фасаде много деревянных вставок, то все фактурные темы оказываются, таким образом, раскрыты. Исторически в Москве и многих русских городах белый камень использовался в основном для цоколя зданий, кирпич был материалом первого этажа, дерево – второго; вверху же был балкон, горенка, ещё выше небо. Теперь попробуем мысленно «перевернуть» дом на 90 градусов: чередование получится почти таким же, стекло будет условным небом, южная часть условным цоколем. Череда фасадов как будто впитывает в себя составляющие Замоскворечья, но именно что на уровне элементов Анаксимандра, но выстраивает их них свою последовательность, ссылаясь на окружение фактурно, а не буквально.

Самым подвижным и живым в этом сочетании выглядит «воздух» стекла. С первого взгляда ясно, что никакое это не зеркало замоскворецкого сада, или скажем мягче – не только оно, а прежде всего ультра-современное вкрапление, неомодернистская жемчужина в каменно-деревянной старой Москве. Конструкции из стекла, изогнутого горячим способом и смонтированного в качестве второй оболочки фасада, прикрывают помещения спален, расположенные в центральной части фасада. По сторонам, где расположены гостиные, стекла широки и ничем не прикрыты – так прозрачность стеклянного фасада становится непостоянной, как у смятой собранной складками шторы.
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 2, проект, 2016. В процессе строительства © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 2, проект, 2016. В процессе строительства © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Плоские стекла гостиных обеспечивают спокойную стыковку с центральным кирпичным фасадом. Который, как мы помним, фактурой, светотенью и материалом перекликается с псевдорусским зданием более чем столетней давности, где сейчас помещается одна из частей ВШЭ. Половину всех поверхностей нового фасада планируется выложить сплошным поребриком: кирпичи повернуты под углом, да ещё и вперебежку, угол над уступом – не только в междуэтажных тягах, но и часть простенков выполнена так же. Получается рельефно и к тому же позволяет избежать одного из недостатков кирпича: его плоскостности и скучноватого однообразия кладки. Здесь кирпич выглядит не так, как гладкая плитка (хотя для реализации скорее всего и будет использована плитка-ригель), а – как самоценный и живописный элемент.

Секция над входом, расположенным асимметрично справа, отмечена шахматным чередованием широких балконов и лоджий – внутри это, соответственно, спальни и гостиные. Два «живописных» фасада: стеклянный и кирпичный, надо сказать, довольно тесно перекликаются между собой, как с точки зрения их композиции: сгущение к центру и разрядка по краям, так и элементами – там и там фактурные элементы чередуются с ажурными решетками балконов, которые планируется выполнить по авторским рисункам архитекторов, с растительным рисунком в духе обобщенного ар-нуво. Диалог современных форм с исторической архитектурой здесь ощущается повсеместно, но эти решетки – один из ярких акцентов на грани приближения. Впрочем, они прекрасно могут быть поняты и в русле современной орнаментальной архитектуры.
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Рядом в двумя фасадами-«братьями», такими разными и такими похожими, третий кажется зашедшим в гости приятелем. Так или иначе сейчас именно он обеспечивает спокойную, респектабельную паузу и переход к соседнему зданию 1930-х (еще немного конструктивистскому, но уже с пилястрами). Этот фасад – из известняка светло-песчаного цвета, который в простенках между окнами покрыт шершавым рисунком узких полос – он перекликается с полями кирпичного поребрика, но более тонок. Межэтажные тяги, напротив, плоские и от этого светлее. На этом фасаде также развит один из любимых приёмов ADM – многослойность: только здесь балконы выступают глубоко вперед (а их решетки, к слову, не ажурны), а в окнах появляется второй, утопленный в глубину, слой светло-жёлтого дерева, которые местами превращается в рамки, «затягивая» стекла по периметру.
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 2. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Угловая консоль нависает на высоте шести метров, под ней устроен пожарный проезд во двор. Он – явная перекличка, апелляция к архитектуре лаконичного советского ар-деко 1930-х, представителем которой выступает соседний дом. Да и весь южный фасад ближе всего к ар-деко, но без декоративных деталей. Тема развивается во дворе – фасад как будто бы «заворачивает» во двор, продолжаясь там. Впрочем, во дворе ритм оживлен чередованием блоков с более и менее активной пластикой, а посреди восточной стены возникает вынужденная пауза: три нижних этажа здесь лишены окон, так как напротив, с другой стороны двора расположено здание школы. В то же время балконы, там где они есть, достаточно широки – 1,7 м, чтобы можно было попить кофе на воздухе, тем более, что стороны света, юг и восток, к этому располагают.
Жилой дом на Малой Ордынке. Дворовый фасад. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Дворовый фасад. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Дворовый фасад. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Дворовый фасад. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Дворовый фасад. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Дворовый фасад. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Квартир – 67, планировки разнообразны. Студии соседствуют с жилищами от 90 до 170 м2, последние преобладают. Практически все они, даже одинаковые по площади и количеству комнат, отличаются в деталях: шириной окон, наличием или отсутствием балкона. На верхних этажах в центральной и южной части дома устроены пентхаусы.
Жилой дом на Малой Ордынке. План 2 этажа © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. План 2 этажа © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. План 3-5 этажей © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. План 3-5 этажей © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Разрез © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Разрез © ADMоткрыть большое изображение

На первых этажах, как и полагается по правилам урбанистики исторического центра, запланированы кафе и магазины. Уличные витрины ритейла почти полностью стеклянные, с небольшими вставками камня и дерева. В доме три лифтовые группы, вход в первую секцию сквозной и ведёт во двор. Вход во вторую секцию, которая стоит торцом, – со двора. Под домом – два уровня парковки на 139 машин, въезд туда – с левого края стеклянного фасада, со стороны Малой Ордынки. Въезд машин во двор, кроме экстренных служб, не предусмотрен.
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство улицы. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство улицы. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

Двор, как и всегда у ADM, продуман в деталях, архитекторы вкладывают в эти истории с благоустройством всю душу. Здесь и геопластика, и баскеты стриженых кустов, и какие-то злаки высокого роста. Двор, по словам Андрея Романова, разделён на своеобразные «зелёные комнаты» – так, чтобы на относительно небольшой территории одновременно могло находиться достаточно большое количество людей, не концентрируясь в одном месте и не мешая друг другу. Надо ли говорить, что на тротуаре вдоль улицы предусмотрены новые газоны с травой и несколько деревьев.
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство двора. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство двора. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство двора. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство двора. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство двора. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Благоустройство двора. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Генеральный план © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Генеральный план © ADMоткрыть большое изображение

Проектирование в зоне исторической застройки неизбежно поднимает целый ряд знакомых всем вопросов: как новое здание впишется в сложившийся контекст, с помощью каких средств и приемов? И главное, должна ли новостройка своим обликом заявлять о себе как о чем-то новом или же лучше ей мимикрировать под уже существующее, проверенное веками окружение? Позиция Андрея Романова, главы мастерской «Архитектурный диалог с мегаполисом», на этот счёт известна: псевдоклассический облик не является залогом того, что здание станет частью контекста. Современные фасады могут оказаться более удачным вариантом при соблюдении правильного, соразмерного окружению и человеческому восприятию масштаба, достаточном количестве деталей уверенно очерченном рисунке. Новый проект мастерской – жилой дом на Малой Ордынке, 19 – в полной мере отражает эти принципы. А также может служить примером филигранной работы с деталями и эмоциональным наполнением дома, как снаружи, так и внутри. 
***
 
Существовал и ещё один вариант проекта: место остро-эффектного стеклянного фасада в нём занимал более спокойный кирпичный. Здесь вдоль улицы возникала равномерная перекличка и чередование крупных светло-бежевых и красно-кирпичных пятен. Ниже можно увидеть, как выглядел этот вариант.
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Главный фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 1. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фрагмент главного фасада. Вариант 1. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADM
Жилой дом на Малой Ордынке. Фасад. Вариант 1. Проект, 2016 © ADMоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Попов
  • Георгий Трофимов
  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Алексей Иванов
  • Андрей Романов
  • Сергей  Цыцин
  • Николай Миловидов
  • Никита Явейн
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Илья Уткин
  • Сергей Эстрин
  • Магда Кмита
  • Дмитрий Васильев
  • Лукаш Качмарчик
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Петр Фонфара
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Ликин
  • Владимир Биндеман
  • Шимон Матковски
  • Наталья Сидорова
  • Даниил Лоренц
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Олег Шапиро
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Переслегин
  • Валерий Лукомский
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Николай Переслегин
  • Евгений Герасимов
  • Александр Бровкин
  • Полина Воеводина
  • Екатерина Грень
  • Анатолий Столярчук
  • Наталия Шилова
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Скокан
  • Константин Ходнев
  • Игорь Шварцман
  • Роман Леонидов
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Токарев
  • Карен Сапричян
  • Екатерина Кузнецова
  • Олег Мединский
  • Олег Карлсон
  • Андрей Асадов
  • Павел Андреев
  • Сергей Труханов
  • Алексей Горяинов
  • Юрий Виссарионов
  • Михаил Крымов
  • Владимир Ковалёв
  • Магда Чихонь
  • Левон Айрапетов
  • Вера Бутко
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия «Здание дома-коммуны Наркомфина» (2015–2017)
  • Жилой комплекс ЗИЛАРТ (лот №3)
  • Апарт-отель Пальм Джумейра
  • Башня и квартал на Якушева
  • Станция метро «Ржевская»
  • Жилой квартал TWIST&STEP
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • КП «Миллениум Парк»
  • Коттеджный поселок «Европа»

Технологии:

26.06.2017

Крепёж в стиле Smart

Темпы строительства с каждым годом всё больше поражают воображение. Всего за несколько месяцев на неприметном пустыре может вырасти огромный логистический терминал, производственное здание или торговый центр.
Компания Металл Профиль
21.06.2017

Какого цвета интерьеры будущего: мнение ведущего мирового эксперта

Ежегодно Международный Центр Эстетики компании AkzoNobel составляет прогноз по тенденциям цветового оформления интерьеров и объявляет модные оттенки ближайших лет. В 2017 в топе все оттенки голубого, от нежно-воздушного до индиго.
Dulux
19.06.2017

Программа «Мансарда без ошибок»

Строите дом? Проверим вашу мансарду на ошибки!
VELUX (Велюкс)
другие статьи