English version

Набережная Ленинградки

Представляем проекты победителей и финалистов конкурса на концепцию бульвара «Динамо» в Москве.

mainImg
Конкурс проводился с октября 2014 по январь 2015 года в рамках образовательной программы Школы МАРШ «Набережная Ленинградки». Студенты под руководством куратора конкурса, архитектора Ильи Мукосея провели исследование бульвара «Динамо» и выявили там проблемные места. Бульвар рассматривался в комплексе с прилегающей к нему площадью, парком и стадионом «Динамо», а также Петровским парком. Затем участникам предстояло разработать конкретные решения найденных проблем. В конце января состоялась защита студенческих проектов, семь из которых были направлены на рассмотрение жюри. Также организаторы провели народное on-line голосование.
***

Победители конкурса

Первое место + приз зрительских симпатий
Ксения Зверева
Визуализация фрагмента бульвара. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
В основе концепции – звуковое разнообразие территории. Используя мобильное приложение для измерения уровня шума, Ксения определила места, наиболее подверженные шумовому загрязнению. В частности, сильный шумовой фон был обнаружен напротив жилого дома-пластины, фасад которого отражает звук. Согласно выводам автора проекта, причина шумового загрязнения бульвара – в отсутствии «среднего пояса озеленения». Кустарники и невысокие деревья должны поглощать шум у поверхности земли. Усиление этого пояса стало ключевой идеей проекта. Однако, по мнению архитектора, нет необходимости избавляться от шума полностью, ведь он формирует уникальный «звуковой портрет» территории. Поэтому на некоторых участках городской шум предлагается сохранить, дополнив его декоративными источниками звука, к примеру, фонтанами. Так, на бульваре формируется своеобразный «прогулочный звуковой маршрут». В продолжение идеи звукового разнообразия Ксения предложила разместить под эстакадой транспортной развязки центр йоги, который противопоставляется шумному многолюдному стадиону и одновременно поддерживает характерную для этого места тему спорта.
Схема размещения шумовых аттракционов. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
Сечение по бульвару с дополнительным средним поясом озеленения. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
План расположения шумозащитных живых изгородей. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
Сечение по эстакаде и Центру йоги. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
Интерьер центра йоги. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
Площадь перед Центром йоги. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Ксения Зверева
***
Второе место
Анастасия Рожкова
Примеры: природные и техногенные коридоры. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
Проект ориентирован на благоустройство и комфортное использование бульвара несмотря на близость к стройке и шумному шоссе. Анастасия предлагает создать крытую аллею, вертикальное озеленение которой позволит отгородиться от внешней среды. Барная стойка транзитного кафе располагается прямо вдоль пешеходного пути. Напротив нее автор размещает грифельную доску, где может оставить запись любой желающий. Здесь можно проводить воскресные базары и ярмарки, подобно тому, как это происходит на бульварах европейских городов.
Визуализация крытой аллеи. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
Визуализация летнего кафе. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
Стена для самовыражения. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
Схемы расположения крытой аллеи на генплане и поперечном профиле бульвара. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
***
Третье место
Дарья Герасимова
Анализ доступности среды. Фотофиксация. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
В центре внимания Дарьи Герасимовой – доступность бульвара и площади для людей с ограниченными возможностями. Для того, чтобы сделать территорию «проходимой», предлагается заменить часть лестниц зигзагообразными пандусами. Кроме того, на «Динамо», по мнению автора, не хватает велосипедной инфраструктуры. В конкурсном проекте для Парка физкультуры и спорта бюро «Практика» предлагает создание велобегового кольца, опоясывающего парк и стадион. Дарья считает нужным расширить кольцо до границ Петровского парка, а велотрассу на площади приподнять над уровнем земли, чтобы не ограничивать движение пешеходов и болельщиков в дни матчей. В центре площади – велостанция, где можно взять велосипед напрокат, и небольшое кафе. Кольцевой пандус станции позволяет подняться на уровень велодорожки.
Велобеговое кольцо от бюро «Практика». Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Схема расположения спортивных объектов в окрестностях Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Анализ доступности среды. Схема проблемных мест. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Общий вид площади с велостанцией. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Велостанция «Динамо». Визуализация. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
***

Финалисты конкурса

Антон Тимофеев
Эскиз нового зонирования бульвара. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
Свое исследование автор посвятил транспортной ситуации на прилегающих к бульвару магистралях. Его вывод: в ближайшем будущем значительная часть местного населения вынуждена будет отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, и потребность в многоуровневых транспортных развязках в городе отпадет. Эстакады преобразуются в линейные парки, наподобие нью-йоркской Хай-Лайн. Антон предлагает готовить горожан к этим изменениям уже сегодня. Трехфазный сценарий, разработанный автором, называется «Костыль – тропинка – захват». Идея заключается в том, чтобы пристроить к эстакаде дорожку («костыль») для пешеходов и велосипедистов. А со временем они смогут захватить и проезжую часть. Площадку под эстакадой предлагается использовать как выставочное пространство.
Схема бульвара с учетом предложенных изменений. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
«Костыль-тропинка-захват». Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
Остекленная площадка под эстакадой и костыль. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
Интерьер подэстакадного пространства. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
***
Андрей Фомичев
Эскизы модульной конструкции и расположенной за ней площади. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Наиболее уязвимой к негативному воздействию автострады, согласно исследованию Андрея Фомичева, является площадь между павильонами метро «Динамо», а также участок бульвара, не закрытый эстакадой. Автор также обратил внимание на беспорядочное расположение остановок и ларьков вдоль Ленинградского проспекта. В качестве основной идеи Андрей предложил внедрить на тротуаре вдоль Ленинградки модульную структуру-трансформер. Среди составляющих этой структуры – «зеленые модули» (кустарники в кадках), модули-остановки, модули-кафе и другие. Конструкцию можно постоянно менять и приспосабливать под решение конкретных задач. С помощью перестановки мобильных скамей и кадок на площади, ее можно использовать, к примеру, в качестве концертной площадки, места для прогулок, ледового катка.
«Зеленый» модуль. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Фрагмент структуры-трансформера. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Вариант расположения скамей и кадок на площади в обычные дни. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Варианты фасадных решений. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Вариант организации пространства площади под уличный концерт. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
***
Олег Сазонов
Общий вид площади. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
Автор проекта отмечает важную роль площади как связующего звена между двумя парками (Петровским и «Динамо»). Однако площадь не благоустроена, и, согласно проведенному опросу, мало посещаема. Олег решил повысить популярность этого места и привлечь сюда любителей экстремальных видов спорта. В качестве основы композиции использована рампа, которая, помимо основной, спортивной функции, выполняет и другие (там устроены кассы стадиона, сцена для уличных мероприятий, кафе, магазин). В результате, мы видим живописную анфиладу пространств с разнообразным функциональным назначением, изолированную от шоссе. По ней легко можно попасть из одного парка в другой. Еще одно решение, которое предложил автор – создание терминала для наземного транспорта, где будут собраны все имеющиеся на участке остановочные павильоны.
Наложение пешеходных потоков. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
Добавление функций. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
Визуализация анфилады. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
***
Дарья Зайцева
Развертка по Ленинградскому проспекту. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Вдохновением для этой концепции послужила разнообразная архитектура района. Здесь можно встретить все российские архитектурные стили XX века, а также Путевой дворец, построенный в 1780 году по проекту М.Ф.Казакова. Дарья предложила создать собирательный образ архитектуры района в виде фантомной башни, которая может быть установлена на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца. Такие башни, по идее Дарьи, если разместить их на пересечении ТТК с 13 основными радиальными магистралями Москвы, могли бы стать основой для новой городской системы навигации. С технической точки зрения, башня – это металлический шпиль высотой 120 метров, испускающий пар, на который проецируется изображение. Отдельно был отмечен подготовленный Дарьей макет башни. Он состоит из парогенератора и карманного проектора и представляет собой проекцию изображения башни на столб пара.
Эскизы башни Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Фотомонтаж с башней Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Эскизы башни Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Места установки и эскизы 13 башен. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Фото макета башни. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
***
Жюри конкурса
  • С. П. Шаманов, Первый заместитель генерального директора УК «Динамо»
  • Т. П. Дединская, заместитель главы управы района Аэропорт г. Москвы по вопросам торговли и услуг
  • С. Э. Чобан, архитектор, Управляющий партнер архитектурного бюро SPEECH
  • О. Р. Мамлеев, профессор МАРХИ, МАРШ и Международной Академии Архитектуры, член Лондонской Архитектурной Ассоциации
  • А. А. Воскресенский, Главный редактор «КоммерсантЪ. Дом»
  • Ю.Г. Сапрыкин, журналист, бывший главный редактор журнала «Афиша»
  • Ю. В. Борисов, соучредитель архитектурного бюро UNK project
  • С. А. Никитин, историк-урбанист, руководитель группы «Москультпрог» и основатель международного проекта Велоночь
  • М. Л. Звягинцева, художник и куратор паблик-арт проектов, член Творческого союза художников России и Московского союза художников

03 Марта 2015

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Пресса: Жизнь под эстакадой
Подведены итоги конкурса на разработку концепции бульвара, который планируется создать между парком «Динамо» и Ленинградским проспектом близ пересечения его с Третьим транспортным кольцом. В разработке проекта приняли участие молодые архитекторы из школы МАРШ.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.