Представляем проекты победителей и финалистов конкурса на концепцию бульвара «Динамо» в Москве.
Конкурс проводился с октября 2014 по январь 2015 года в рамках образовательной программы Школы МАРШ «Набережная Ленинградки». Студенты под руководством куратора конкурса, архитектора Ильи Мукосея провели исследование бульвара «Динамо» и выявили там проблемные места. Бульвар рассматривался в комплексе с прилегающей к нему площадью, парком и стадионом «Динамо», а также Петровским парком. Затем участникам предстояло разработать конкретные решения найденных проблем. В конце января состоялась защита студенческих проектов, семь из которых были направлены на рассмотрение жюри. Также организаторы провели народное on-line голосование.
***
Победители конкурса
Первое место + приз зрительских симпатий Ксения Зверева
В основе концепции – звуковое разнообразие территории. Используя мобильное приложение для измерения уровня шума, Ксения определила места, наиболее подверженные шумовому загрязнению. В частности, сильный шумовой фон был обнаружен напротив жилого дома-пластины, фасад которого отражает звук. Согласно выводам автора проекта, причина шумового загрязнения бульвара – в отсутствии «среднего пояса озеленения». Кустарники и невысокие деревья должны поглощать шум у поверхности земли. Усиление этого пояса стало ключевой идеей проекта. Однако, по мнению архитектора, нет необходимости избавляться от шума полностью, ведь он формирует уникальный «звуковой портрет» территории. Поэтому на некоторых участках городской шум предлагается сохранить, дополнив его декоративными источниками звука, к примеру, фонтанами. Так, на бульваре формируется своеобразный «прогулочный звуковой маршрут». В продолжение идеи звукового разнообразия Ксения предложила разместить под эстакадой транспортной развязки центр йоги, который противопоставляется шумному многолюдному стадиону и одновременно поддерживает характерную для этого места тему спорта.
Проект ориентирован на благоустройство и комфортное использование бульвара несмотря на близость к стройке и шумному шоссе. Анастасия предлагает создать крытую аллею, вертикальное озеленение которой позволит отгородиться от внешней среды. Барная стойка транзитного кафе располагается прямо вдоль пешеходного пути. Напротив нее автор размещает грифельную доску, где может оставить запись любой желающий. Здесь можно проводить воскресные базары и ярмарки, подобно тому, как это происходит на бульварах европейских городов.
Стена для самовыражения. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
Схемы расположения крытой аллеи на генплане и поперечном профиле бульвара. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Анастасия Рожкова
***
Третье место Дарья Герасимова
Анализ доступности среды. Фотофиксация. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
В центре внимания Дарьи Герасимовой – доступность бульвара и площади для людей с ограниченными возможностями. Для того, чтобы сделать территорию «проходимой», предлагается заменить часть лестниц зигзагообразными пандусами. Кроме того, на «Динамо», по мнению автора, не хватает велосипедной инфраструктуры. В конкурсном проекте для Парка физкультуры и спорта бюро «Практика» предлагает создание велобегового кольца, опоясывающего парк и стадион. Дарья считает нужным расширить кольцо до границ Петровского парка, а велотрассу на площади приподнять над уровнем земли, чтобы не ограничивать движение пешеходов и болельщиков в дни матчей. В центре площади – велостанция, где можно взять велосипед напрокат, и небольшое кафе. Кольцевой пандус станции позволяет подняться на уровень велодорожки.
Велобеговое кольцо от бюро «Практика». Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Схема расположения спортивных объектов в окрестностях Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Анализ доступности среды. Схема проблемных мест. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Общий вид площади с велостанцией. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Герасимова
Эскиз нового зонирования бульвара. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
Свое исследование автор посвятил транспортной ситуации на прилегающих к бульвару магистралях. Его вывод: в ближайшем будущем значительная часть местного населения вынуждена будет отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, и потребность в многоуровневых транспортных развязках в городе отпадет. Эстакады преобразуются в линейные парки, наподобие нью-йоркской Хай-Лайн. Антон предлагает готовить горожан к этим изменениям уже сегодня. Трехфазный сценарий, разработанный автором, называется «Костыль – тропинка – захват». Идея заключается в том, чтобы пристроить к эстакаде дорожку («костыль») для пешеходов и велосипедистов. А со временем они смогут захватить и проезжую часть. Площадку под эстакадой предлагается использовать как выставочное пространство.
Схема бульвара с учетом предложенных изменений. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
«Костыль-тропинка-захват». Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
Остекленная площадка под эстакадой и костыль. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
Интерьер подэстакадного пространства. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Антон Тимофеев
***
Андрей Фомичев
Эскизы модульной конструкции и расположенной за ней площади. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Наиболее уязвимой к негативному воздействию автострады, согласно исследованию Андрея Фомичева, является площадь между павильонами метро «Динамо», а также участок бульвара, не закрытый эстакадой. Автор также обратил внимание на беспорядочное расположение остановок и ларьков вдоль Ленинградского проспекта. В качестве основной идеи Андрей предложил внедрить на тротуаре вдоль Ленинградки модульную структуру-трансформер. Среди составляющих этой структуры – «зеленые модули» (кустарники в кадках), модули-остановки, модули-кафе и другие. Конструкцию можно постоянно менять и приспосабливать под решение конкретных задач. С помощью перестановки мобильных скамей и кадок на площади, ее можно использовать, к примеру, в качестве концертной площадки, места для прогулок, ледового катка.
«Зеленый» модуль. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Фрагмент структуры-трансформера. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Вариант расположения скамей и кадок на площади в обычные дни. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Варианты фасадных решений. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
Вариант организации пространства площади под уличный концерт. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Андрей Фомичев
***
Олег Сазонов
Общий вид площади. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
Автор проекта отмечает важную роль площади как связующего звена между двумя парками (Петровским и «Динамо»). Однако площадь не благоустроена, и, согласно проведенному опросу, мало посещаема. Олег решил повысить популярность этого места и привлечь сюда любителей экстремальных видов спорта. В качестве основы композиции использована рампа, которая, помимо основной, спортивной функции, выполняет и другие (там устроены кассы стадиона, сцена для уличных мероприятий, кафе, магазин). В результате, мы видим живописную анфиладу пространств с разнообразным функциональным назначением, изолированную от шоссе. По ней легко можно попасть из одного парка в другой. Еще одно решение, которое предложил автор – создание терминала для наземного транспорта, где будут собраны все имеющиеся на участке остановочные павильоны.
Наложение пешеходных потоков. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
Добавление функций. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
Визуализация анфилады. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Олег Сазонов
***
Дарья Зайцева
Развертка по Ленинградскому проспекту. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Вдохновением для этой концепции послужила разнообразная архитектура района. Здесь можно встретить все российские архитектурные стили XX века, а также Путевой дворец, построенный в 1780 году по проекту М.Ф.Казакова. Дарья предложила создать собирательный образ архитектуры района в виде фантомной башни, которая может быть установлена на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца. Такие башни, по идее Дарьи, если разместить их на пересечении ТТК с 13 основными радиальными магистралями Москвы, могли бы стать основой для новой городской системы навигации. С технической точки зрения, башня – это металлический шпиль высотой 120 метров, испускающий пар, на который проецируется изображение. Отдельно был отмечен подготовленный Дарьей макет башни. Он состоит из парогенератора и карманного проектора и представляет собой проекцию изображения башни на столб пара.
Эскизы башни Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Фотомонтаж с башней Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Эскизы башни Динамо. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева
Места установки и эскизы 13 башен. Концепция бульвара «Динамо». Автор: Дарья Зайцева