Юрий Григорян: «В нашем предложении река становится распределенным линейным центром города»

Победитель конкурса на разработку концепции прибрежных территорий Москвы-реки – о Сан-Марко, речном транспорте, празднике реки и маппинге конкурсных проектов.

mainImg
– Как бы Вы коротко описали суть проектного предложения бюро для Москвы-реки?

– Наш проект называется "Future Ports” (англ. – порты будущего). Мы хотели представить такой тип городского пространства, достаточно новый и при этом традиционный, как площадь Сан-Марко. Это пространство, которое прямо связано с рекой так же, как эта венецианская площадь взаимодействует с лагуной. Получаются новые городские центры – 11 городского значения и 28 ­районного. Мы назвали эти порты «Место, где город встречается с рекой». Мы верим в то, что есть линейные объекты, набережные, по которым ты движешься, а есть особые места, где ты можешь находиться на реке. Помимо “Future Ports” в нашем проекте есть и другие небольшие объекты, но 39 портов – это по сути главные элементы структуры.

– В контексте того, что Вы проводите параллели с Венецией, у меня возник резонный вопрос: по вашему проекту планируется запуск какого-либо регулярного транспорта? Может быть появятся системы вроде вапоретто и трагетто?

– Да, конечно! Мы понимаем, что есть вещи, которые в этом конкурсе должен сделать каждый: водный транспорт, благоустройство набережных и так далее. Все эти необходимые моменты мы учли. Поэтому, конечно, там будет водный транспорт. Например, в порту Сити, который мы условно называем «Banana Port» или «Orange Port», появятся катера оранжевого цвета и они будут узнаваемы во всем городе. Это детали. В основном мы сосредоточились на том, чтобы понять, как найти места для этих новых центров, почему они должны быть в именно этих местах, как они будут соответствовать плотности населения, как будут решать транспортную задачу… То есть мы хотели выяснить, как открыть с помощью этих акупунктурных вмешательств, интервенций, всю протяженность реки и связать ее в единую конструкцию, в «позвоночник», который бы и стал одним из городских центров.
Концепция развития территорий у Москвы-реки, 2014
© Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Парламентские сады в Мневниках. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Эко-остров. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

В нашем предложении река становится физическим линейным центром города, потому что к ней, с помощью своих локальных центров, прикреплены все районы и все, что находится вокруг нее. В такой ситуации водный транспорт должен быть обязательно. Я даже думаю, что он и так должен быть безо всякого конкурса! Впрочем там есть своя особенность – река разрезана с помощью шлюзов, поэтому все эти катера будут вводиться в определенных заводях. Город должен запустить транспорт хотя бы там, где это возможно. Например, один из запланированных нами центров – гостиница Украина, которая у нас называется «District Port», легко могла бы служить этой функции. Мы знаем, что у них есть свои катера, узнаваемые шаттлы. Мне кажется, что это было бы здорово, если у каждого такого центра появится свой дизайн катера, и тогда ты сразу видишь, откуда он идет и куда следует.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

– Одним из участков детальной проработки стала правая часть полуострова ЗИЛ, а это половина той территории, которую Вы разрабатывали в 2012 году. В чем заключается отличие вашего сегодняшнего подхода к реорганизации этой части города от примененного двумя годами ранее?

– К форме генерального плана мы пришли уже тогда. Первое изменение касается нашего комплекса «Планета ЗИЛ». Мы сильнее выдвинули его на воду и переделали под другую композицию. Нам показалось, что так он лучше работает. Сегодня «Планета ЗИЛ» – это один из 11 городских портов. Кроме того мы комплексно решили всю гавань. Раньше она распадалась на две части, а сейчас мы намеренно расположили застройку с двух сторон. Аналогом является «Halfen City» (порт в Гамбурге – А.Л.). Еще мы думаем, что там должен остаться цех, в который вложены большие деньги под инновационное производство. Но, помимо R&D (Research and Development – А.Л.), которому сейчас выделено не так много места, мы предложили сделать большой выставочный комплекс. Экспо, где можно будет проводить автомобильные или другие выставки, и при этом сохранить исследовательскую функцию. По сути концепция не очень изменилась, просто мы, образно говоря, навели на неё резкость. Конечно, когда глубже занимаешься какой-либо территорией, начинаешь видеть что-то, незамеченное ранее. Нам кажется, что сейчас этот участок складывается в очень ясную композицию, где есть три канала, которые сходятся к «Планете ЗИЛ». Три главные улицы – вектор бульвара ЗИЛ красного цвета, зеленый Выставочный бульвар и голубой, это Гавань. Три эти истории встречаются в «Планете ЗИЛ», где и смешиваются цвета.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

– Полуостров ЗИЛ был назван один из участков первой очереди реализации… Предполагается, что и вся концепция проекта-победителя будет осуществляться в три этапа – работы до 2017 года, 2025 и 2035. Какие еще краткосрочные мероприятия Вы предлагаете в своем проекте?

– Есть не столько краткосрочные мероприятия, сколько вещи, которые нужно было бы сделать, опять же, и безо всякого конкурса, – необходимые меры. Во-первых, нужно очистить реку. Для этого надо перестать сбрасывать в нее все, что попало. Мы нашли источники загрязнения и считаем, что это достаточно серьезный вопрос. Непонятно, почему этот губительный процесс до сих пор продолжается, а река постоянно меняет свой цвет. Мы предложили необходимые мероприятия, нацеленные на восстановление экосистемы, на то, чтобы там наконец завелись чистая вода и растения. Во-вторых, на окраинах надо всё-таки стараться избегать хайвэев по берегам реки, не отрезать ее транспортом от районов. Хотя бы там, где этого можно не делать. Наконец, в-третьих, мы придумали праздник, который называется «Celebrating the River». Мы решили, что когда-нибудь летом может быть День реки, наравне с Днем города. Это может быть большой сплав по Москве-реке, когда все плывут на чем угодно: кораблях, катерах, катамаранах или крышках от холодильника. Праздник реки, этот проплыв через весь город, можно легко реализовать. Зато тогда, может быть, люди поймут, зачем ее надо чистить.

– Какое место этот проект занимает в работе бюро? Это, наверное, один из самых масштабных проектов, которым вы занимались…

– Дело в том, что с 2006 года мы так или иначе постоянно были вовлечены в довольно масштабные проекты, посвященные Москве. Сами же в них и вовлекались. Это и «Зеленая река», и «Инвентаризация», и участие в каких-то похожих конкурсах, например, в «Большой Москве». Поэтому для нас это совершенно понятная вещь, хотя, безусловно, конкурс на Москву-реку сейчас занимает достойное место в ряду всех наших проектов для города. Не делать эти проекты мы не можем. Несмотря на то, что все очень заняты, мы поняли, что не можем не подать заявку на конкурс, потому что усмотрели в этом элемент неуважения. Конечно, мы не думали, что пройдем в финал и выиграем, мы никогда на это не надеемся.

В проекте мы постарались максимально уважительно отнестись к тем, кто нас выбрал, то есть действительно сделать что-то, что в любом случае, вне зависимости от результатов конкурса, войдет в копилку градостроительных идей для города и будет полезным. В этом смысле мы очень довольны результатом, потому что теперь мы знаем точно, что в Москве нужно делать такие места, где город встречается с рекой.
Водоотводный канал: «зеленый канал». Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Меганом выбрал площадь Сан-Марко образным прототипом своей концепции. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

– Вы упомянули несколько крупных ваших проектов, в том числе конкурс на Большую Москву… Сейчас кажется, что каждый из московских конкурсов крупнее предыдущего, тем не менее, на сегодняшний день столь же крупных изменений на этих территориях не произошло. Как Вы считаете, станет ли конкурс на разработку прибрежных территорий Москвы-реки исключением?

– Я бы сразу отделил одни типы конкурсов от других. Например, есть конкурс на Зарядье. Это совершенно прикладной конкурс, который просто необходимо осуществить. Такие конкурсы как «Большая Москва» и «Москва-река», это конкурсы-консультации, как сами организаторы их и называют. Они не требуют реализации. Это делается затем, чтобы создать некий банк идей, который скорее проясняет картину происходящего, формирует векторы, по которым надо развиваться и в направлении которых надо думать. Это важные для градостроительства навигационные опыты, которые затем лишь направляют движение градостроительной мысли. На самом деле, сейчас мы уже наблюдаем огромный прогресс в реальности после конкурса на Большую Москву. Хотя это был не прикладной конкурс, а такой огромный образовательный семинар! Кстати, сам конкурс на Москву-реку проявился в третьем семинаре «Большой Москвы», когда неожиданно для всех несколько команд нашли в городе реку. Хотя Институт Берлаге обнаружил ее еще в 2006 году, сделал очень качественную работу во главе с Аурелли («Стратегический диалектический план для Москвы» – А.Л.), которую, я уверен, многие участники этого конкурса изучили. Это студенческая работа, но очень важная. Я бы даже сказал, что это эпохальное исследование, о котором мало кто знал.
Строгино. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Фрагмент озелененной набережной около Кремля. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

Возвращаясь к основному вопросу, реализуемость не является прямым критерием оценки происходящего. Хотя, вне всякого сомнения, авторские конкурсы, вроде «Зарядья», должны быть реализованы с полным уважением к архитекторам и с привлечением их к работе. Иначе мы получаем крайне позорные примеры типа Мариинки… В этом смысле конкурс на Москву-реку обречен на успех как создание новой истории. Он призван привлечь внимание к реке и, может быть, теперь она станет чистой, доступной и активной! Это и есть цель конкурса.

Как мне кажется, его результатом мог бы стать «мэппинг» всех концепций – то есть наложение их одна на другую, чтобы таким образом создать единое решение (что и было обещано сделать при объявлении результатов 11 декабря – прим.ред.). Хорошо было бы, если НИиПИ Генплана мог проделать такую работу. Даже если этого не случится, само по себе проведение этого конкурса, безусловно, было очень важно.
 

12 Декабря 2014

Пресса: Власти Москвы планируют проложить 246 километров велодорожек
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, велодорожки планируется сделать частью единой взаимосвязанной системы пешеходно-рекреационных пространств, предусмотренной рамочной концепцией преобразования прилегающих к Москве-реке территорий.
Пресса: Экология реки: стратегия и практики
Экологическая стратегия является важным разделом общей концепции развития прибрежных территорий Москвы-реки. В проекте победившей в конкурсе команды «Проект Меганом» за экологизацию реки отвечает партнер всемирно известного бюро Gillespies Брайан Эванс. Мы попросили Брайана прокомментировать его предложения, а также задали вопросы эксперту конкурса, директору Института комплексного развития территорий Анне Курбатовой.
Пресса: «Проект Меганом»: на Москве-реке могут появиться очищающие...
Как решить проблему загрязнения Москвы-реки, открыть доступ к реке для горожан и сделать столичные набережные благоустроенными с применением инновационных идей? Об этом в интервью корреспонденту портала Стройкомплекса рассказала Анна Камышан, менеджер проекта-победителя международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом».
Пресса: Юрий Григорян: Москва-река станет самой оживленной...
Архитектор, основатель и руководитель бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян рассказал о преобразовании набережных Москвы-реки, «портах будущего» и развитии новых городских центров в периферийных районах Москвы.
Пресса: Архитекторы решают – какой станет Москва-река через...
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.
Пресса: Быстрое течение
В 2015 году в столице начнется реализация нового масштабного проекта, связанного с реабилитацией городских набережных и застройкой территорий, тяготеющих к Москве-реке. За основу будет взята концепция архитектурного бюро «Меганом», победившая на международном конкурсе.
Пресса: Финалисты конкурса по развитию Москвы-реки: плюсы...
13 декабря в рамках Фестиваля Урбанфорума-2014 прошла презентация концепций финалистов конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. О достоинствах и недостатках проектов рассказали главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов.
Пресса: Архитектуру Москвы-реки вводят в жилое русло
Столичные власти подвели итоги международного конкурса на разработку облика московских набережных. Победители из бюро «Проект Меганом» задались целью превратить реку в «позвоночник» города, спроектировав в каждом районе «порты будущего» с магазинами, жильем и спорткомплексами. Эксперты полагают, что концепция позволит построить вдоль реки 30 млн кв. м недвижимости стоимостью до $180 млрд.
Пресса: Москва-река и 37 портов
Столичные власти выбрали концепцию, определяющую развитие главной водной артерии города до 2035 года. Победителем стал проект российской компании «Меганом». Для его воплощения в правительстве города будет создана специальная рабочая группа, призванная координировать действия органов исполнительной власти.
Пресса: Новое течение Москвы-реки
Победителем международного конкурса на концепцию градостроительного развития территории у Москвы-реки стал консорциум во главе с российским архитектурным бюро «Проект Меганом». Программа ляжет в основу развития Москвы-реки, которая будет представлена в апреле 2015 года, а реализована полностью к 2035 году.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.