Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.12.2014

Юрий Григорян: «В нашем предложении река становится распределенным линейным центром города»

Арина Левицкая
Объект:
Конкурсная концепция развития территорий у Москвы-реки
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Меганом

Победитель конкурса на разработку концепции прибрежных территорий Москвы-реки – о Сан-Марко, речном транспорте, празднике реки и маппинге конкурсных проектов.

Концепция развития территорий у Москвы-реки, 2014
Концепция развития территорий у Москвы-реки, 2014
© Проект Меганом

– Как бы Вы коротко описали суть проектного предложения бюро для Москвы-реки?

– Наш проект называется "Future Ports” (англ. – порты будущего). Мы хотели представить такой тип городского пространства, достаточно новый и при этом традиционный, как площадь Сан-Марко. Это пространство, которое прямо связано с рекой так же, как эта венецианская площадь взаимодействует с лагуной. Получаются новые городские центры – 11 городского значения и 28 ­районного. Мы назвали эти порты «Место, где город встречается с рекой». Мы верим в то, что есть линейные объекты, набережные, по которым ты движешься, а есть особые места, где ты можешь находиться на реке. Помимо “Future Ports” в нашем проекте есть и другие небольшие объекты, но 39 портов – это по сути главные элементы структуры.

– В контексте того, что Вы проводите параллели с Венецией, у меня возник резонный вопрос: по вашему проекту планируется запуск какого-либо регулярного транспорта? Может быть появятся системы вроде вапоретто и трагетто?

– Да, конечно! Мы понимаем, что есть вещи, которые в этом конкурсе должен сделать каждый: водный транспорт, благоустройство набережных и так далее. Все эти необходимые моменты мы учли. Поэтому, конечно, там будет водный транспорт. Например, в порту Сити, который мы условно называем «Banana Port» или «Orange Port», появятся катера оранжевого цвета и они будут узнаваемы во всем городе. Это детали. В основном мы сосредоточились на том, чтобы понять, как найти места для этих новых центров, почему они должны быть в именно этих местах, как они будут соответствовать плотности населения, как будут решать транспортную задачу… То есть мы хотели выяснить, как открыть с помощью этих акупунктурных вмешательств, интервенций, всю протяженность реки и связать ее в единую конструкцию, в «позвоночник», который бы и стал одним из городских центров.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Парламентские сады в Мневниках. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Парламентские сады в Мневниках. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Эко-остров. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Эко-остров. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

В нашем предложении река становится физическим линейным центром города, потому что к ней, с помощью своих локальных центров, прикреплены все районы и все, что находится вокруг нее. В такой ситуации водный транспорт должен быть обязательно. Я даже думаю, что он и так должен быть безо всякого конкурса! Впрочем там есть своя особенность – река разрезана с помощью шлюзов, поэтому все эти катера будут вводиться в определенных заводях. Город должен запустить транспорт хотя бы там, где это возможно. Например, один из запланированных нами центров – гостиница Украина, которая у нас называется «District Port», легко могла бы служить этой функции. Мы знаем, что у них есть свои катера, узнаваемые шаттлы. Мне кажется, что это было бы здорово, если у каждого такого центра появится свой дизайн катера, и тогда ты сразу видишь, откуда он идет и куда следует.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

– Одним из участков детальной проработки стала правая часть полуострова ЗИЛ, а это половина той территории, которую Вы разрабатывали в 2012 году. В чем заключается отличие вашего сегодняшнего подхода к реорганизации этой части города от примененного двумя годами ранее?

– К форме генерального плана мы пришли уже тогда. Первое изменение касается нашего комплекса «Планета ЗИЛ». Мы сильнее выдвинули его на воду и переделали под другую композицию. Нам показалось, что так он лучше работает. Сегодня «Планета ЗИЛ» – это один из 11 городских портов. Кроме того мы комплексно решили всю гавань. Раньше она распадалась на две части, а сейчас мы намеренно расположили застройку с двух сторон. Аналогом является «Halfen City» (порт в Гамбурге – А.Л.). Еще мы думаем, что там должен остаться цех, в который вложены большие деньги под инновационное производство. Но, помимо R&D (Research and Development – А.Л.), которому сейчас выделено не так много места, мы предложили сделать большой выставочный комплекс. Экспо, где можно будет проводить автомобильные или другие выставки, и при этом сохранить исследовательскую функцию. По сути концепция не очень изменилась, просто мы, образно говоря, навели на неё резкость. Конечно, когда глубже занимаешься какой-либо территорией, начинаешь видеть что-то, незамеченное ранее. Нам кажется, что сейчас этот участок складывается в очень ясную композицию, где есть три канала, которые сходятся к «Планете ЗИЛ». Три главные улицы – вектор бульвара ЗИЛ красного цвета, зеленый Выставочный бульвар и голубой, это Гавань. Три эти истории встречаются в «Планете ЗИЛ», где и смешиваются цвета.
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

– Полуостров ЗИЛ был назван один из участков первой очереди реализации… Предполагается, что и вся концепция проекта-победителя будет осуществляться в три этапа – работы до 2017 года, 2025 и 2035. Какие еще краткосрочные мероприятия Вы предлагаете в своем проекте?

– Есть не столько краткосрочные мероприятия, сколько вещи, которые нужно было бы сделать, опять же, и безо всякого конкурса, – необходимые меры. Во-первых, нужно очистить реку. Для этого надо перестать сбрасывать в нее все, что попало. Мы нашли источники загрязнения и считаем, что это достаточно серьезный вопрос. Непонятно, почему этот губительный процесс до сих пор продолжается, а река постоянно меняет свой цвет. Мы предложили необходимые мероприятия, нацеленные на восстановление экосистемы, на то, чтобы там наконец завелись чистая вода и растения. Во-вторых, на окраинах надо всё-таки стараться избегать хайвэев по берегам реки, не отрезать ее транспортом от районов. Хотя бы там, где этого можно не делать. Наконец, в-третьих, мы придумали праздник, который называется «Celebrating the River». Мы решили, что когда-нибудь летом может быть День реки, наравне с Днем города. Это может быть большой сплав по Москве-реке, когда все плывут на чем угодно: кораблях, катерах, катамаранах или крышках от холодильника. Праздник реки, этот проплыв через весь город, можно легко реализовать. Зато тогда, может быть, люди поймут, зачем ее надо чистить.

– Какое место этот проект занимает в работе бюро? Это, наверное, один из самых масштабных проектов, которым вы занимались…

– Дело в том, что с 2006 года мы так или иначе постоянно были вовлечены в довольно масштабные проекты, посвященные Москве. Сами же в них и вовлекались. Это и «Зеленая река», и «Инвентаризация», и участие в каких-то похожих конкурсах, например, в «Большой Москве». Поэтому для нас это совершенно понятная вещь, хотя, безусловно, конкурс на Москву-реку сейчас занимает достойное место в ряду всех наших проектов для города. Не делать эти проекты мы не можем. Несмотря на то, что все очень заняты, мы поняли, что не можем не подать заявку на конкурс, потому что усмотрели в этом элемент неуважения. Конечно, мы не думали, что пройдем в финал и выиграем, мы никогда на это не надеемся.

В проекте мы постарались максимально уважительно отнестись к тем, кто нас выбрал, то есть действительно сделать что-то, что в любом случае, вне зависимости от результатов конкурса, войдет в копилку градостроительных идей для города и будет полезным. В этом смысле мы очень довольны результатом, потому что теперь мы знаем точно, что в Москве нужно делать такие места, где город встречается с рекой.
Водоотводный канал: «зеленый канал». Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Водоотводный канал: «зеленый канал». Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Меганом выбрал площадь Сан-Марко образным прототипом своей концепции. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Меганом выбрал площадь Сан-Марко образным прототипом своей концепции. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

– Вы упомянули несколько крупных ваших проектов, в том числе конкурс на Большую Москву… Сейчас кажется, что каждый из московских конкурсов крупнее предыдущего, тем не менее, на сегодняшний день столь же крупных изменений на этих территориях не произошло. Как Вы считаете, станет ли конкурс на разработку прибрежных территорий Москвы-реки исключением?

– Я бы сразу отделил одни типы конкурсов от других. Например, есть конкурс на Зарядье. Это совершенно прикладной конкурс, который просто необходимо осуществить. Такие конкурсы как «Большая Москва» и «Москва-река», это конкурсы-консультации, как сами организаторы их и называют. Они не требуют реализации. Это делается затем, чтобы создать некий банк идей, который скорее проясняет картину происходящего, формирует векторы, по которым надо развиваться и в направлении которых надо думать. Это важные для градостроительства навигационные опыты, которые затем лишь направляют движение градостроительной мысли. На самом деле, сейчас мы уже наблюдаем огромный прогресс в реальности после конкурса на Большую Москву. Хотя это был не прикладной конкурс, а такой огромный образовательный семинар! Кстати, сам конкурс на Москву-реку проявился в третьем семинаре «Большой Москвы», когда неожиданно для всех несколько команд нашли в городе реку. Хотя Институт Берлаге обнаружил ее еще в 2006 году, сделал очень качественную работу во главе с Аурелли («Стратегический диалектический план для Москвы» – А.Л.), которую, я уверен, многие участники этого конкурса изучили. Это студенческая работа, но очень важная. Я бы даже сказал, что это эпохальное исследование, о котором мало кто знал.
Строгино. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Строгино. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Фрагмент озелененной набережной около Кремля. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Фрагмент озелененной набережной около Кремля. Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом
Концепция развития территорий у Москвы-реки © Проект Меганом

Возвращаясь к основному вопросу, реализуемость не является прямым критерием оценки происходящего. Хотя, вне всякого сомнения, авторские конкурсы, вроде «Зарядья», должны быть реализованы с полным уважением к архитекторам и с привлечением их к работе. Иначе мы получаем крайне позорные примеры типа Мариинки… В этом смысле конкурс на Москву-реку обречен на успех как создание новой истории. Он призван привлечь внимание к реке и, может быть, теперь она станет чистой, доступной и активной! Это и есть цель конкурса.

Как мне кажется, его результатом мог бы стать «мэппинг» всех концепций – то есть наложение их одна на другую, чтобы таким образом создать единое решение (что и было обещано сделать при объявлении результатов 11 декабря – прим.ред.). Хорошо было бы, если НИиПИ Генплана мог проделать такую работу. Даже если этого не случится, само по себе проведение этого конкурса, безусловно, было очень важно.
 
беседовала: Арина Левицкая