Бизнес-центр «Невский, 38», Санкт-Петербург
/ Business centre "Nevsky, 38", St.Petersburgинформация:
-
статус
реализовано -
даты
2000 — 2001 / 2001 — 2004 -
место
Санкт-Петербург
Невский пр., д. 38 -
функция
Административно-офисный / бизнес-центр -
площадь застройки
3150 м2 -
общая площадь
14500 м2 -
строительный объем
76000 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Виталий Антипин, Валерий Кулаченков, Павел Соколов при участии Петра Березина, Владимира Зенкевича, Марьям Замеловой, Людмилы Кутузовой, Владимира Парфенова, Натальи Побединской, Жанны Разумовой, Татьяны Сологуб, Варвары Хмелевой
Реставраторы: Архитектурная студия Михайлова
Конструкторы: Олег Курбатов, Борис Миронков
Реставраторы: Архитектурная студия Михайлова
Конструкторы: Олег Курбатов, Борис Миронков
партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: ОАО «ПСБ»
описание:
Реновация памятника архитектуры с почти 300-летней историей, пережившего на своем веку более 10 перестроек и серьезно пострадавшего от пожара 1994 г., сопоставима с борьбой хирургов за жизнь великого больного. Вначале, словно пинцетом, было убрано все малоценное. Затем восстановлено все значимое, составляющее душу этого здания: сводчатые подвальные помещения XVIII в. (арх. Михаил Земцов), классические фасады начала XIX в. (арх. Карл Росси), чугунные колоннады 1881 г. (арх. Генрих Пранг), двухсветный операционный зал бывшего Волжско-Камского банка в духе позднего французского классицизма (1898, арх. Леонтий Бенуа).
Наконец, тесная площадка внутреннего двора, где только и возможно было новое строительство, была преобразована в крытый атриум, плотно окруженный блоками офисов. Ключевым знаком, способным обратить сложности и недостатки этого высокого узкого пространства, почти ущелья, в художественные достоинства, явился образ многоуровневого римского акведука. Его каменные аркады как главное изобразительное средство дополнены металлической паутиной мостов и мостиков, переброшенных над зияющей пустотой. Так – функционально и образно – объединены многочисленные «культурные слои» дома, расположенные на самых разных уровнях и отметках.
Смысловым центром композиции стала отреставрированная башня исторического сейфинга с поблескивающей надежными запорами крупповской дверью, к которой ведет узкий подъемный мостик. Это зрелище привораживает взгляд, заставляя зрителя гадать, куда же он попал – в гравюру Пиранези или в виртуальное пространство компьютерной игры на сюжет гангстерского боевика.
На каждом уровне атриума возникает свое восприятие пространства: от узкого каньона в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Пространства атриума естественно перетекают в отреставрированные исторические помещения – в богато декорированный лепкой и зеркалами зал Леонтия Бенуа, в строгие анфилады, обрамленные рядами чугунных колонн Генриха Пранга и т.д. При этом большое разнообразие впечатлений достигается исключительно за счет пространственных решений, поскольку кроме аркад никакие другие изобразительные элементы в здание не вводятся.
В этом проекте, как и на других объектах реконструкции в самом центре Петербурга, очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и функциональной программой заказчика. Мы рассматривали свою деятельность не как финальное преобразование, а как очередной строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять, вливая в них новую жизнь. Нам хотелось, чтобы при следующих перестройках дома с нашим вкладом в него обошлись бы так же бережно, как мы с работами наших предшественников.
Наконец, тесная площадка внутреннего двора, где только и возможно было новое строительство, была преобразована в крытый атриум, плотно окруженный блоками офисов. Ключевым знаком, способным обратить сложности и недостатки этого высокого узкого пространства, почти ущелья, в художественные достоинства, явился образ многоуровневого римского акведука. Его каменные аркады как главное изобразительное средство дополнены металлической паутиной мостов и мостиков, переброшенных над зияющей пустотой. Так – функционально и образно – объединены многочисленные «культурные слои» дома, расположенные на самых разных уровнях и отметках.
Смысловым центром композиции стала отреставрированная башня исторического сейфинга с поблескивающей надежными запорами крупповской дверью, к которой ведет узкий подъемный мостик. Это зрелище привораживает взгляд, заставляя зрителя гадать, куда же он попал – в гравюру Пиранези или в виртуальное пространство компьютерной игры на сюжет гангстерского боевика.
На каждом уровне атриума возникает свое восприятие пространства: от узкого каньона в нижней части атриума к уютным дворикам на средних уровнях и от них к парадным, престижным, окруженным аркадами дворам. Пространства атриума естественно перетекают в отреставрированные исторические помещения – в богато декорированный лепкой и зеркалами зал Леонтия Бенуа, в строгие анфилады, обрамленные рядами чугунных колонн Генриха Пранга и т.д. При этом большое разнообразие впечатлений достигается исключительно за счет пространственных решений, поскольку кроме аркад никакие другие изобразительные элементы в здание не вводятся.
В этом проекте, как и на других объектах реконструкции в самом центре Петербурга, очень важно было найти баланс между требованиями по охране культурного наследия и функциональной программой заказчика. Мы рассматривали свою деятельность не как финальное преобразование, а как очередной строительный этап, который должен не бороться с предыдущими периодами, а дополнять, вливая в них новую жизнь. Нам хотелось, чтобы при следующих перестройках дома с нашим вкладом в него обошлись бы так же бережно, как мы с работами наших предшественников.
пресса:
04.03.2006
Мария Фадеева.
Хранилище ценностей
// Building ARX
, №2
http://www.arx.su/magazine/arx2_cont_6.shtml
09.12.2001
Владимир Фролов. Реконструкция дома №38 на Невском проспекте под многофункциональный центр // Проект Россия , №44
события:
- 20.07.2011
- Санкт-Петербург
- лекция
Лекция архитектора Никиты Явейна «Драматургия атриума»
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
28.03.2024
Золотое кольцо
Владимир Овчинников27.03.2024
Энергия [пост]модернизма
Владимир Кубасов27.03.2024
Кристаллы и минералы
Дмитрий Серегин26.03.2024
Модернизация – 3
Технологии:
29.03.2024
Новые горизонты
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.Новые горизонты
28.03.2024
Северсталь
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».Северсталь
25.03.2024
Arlight
Между светильником и трековой системой – модульная система APRIORI
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.Arlight
19.03.2024
HILTI
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных архитектурных идей
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.HILTI
11.03.2024
ГК «Интер-Росс»
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.ГК «Интер-Росс»