Хай-тек шалаш для Снежной Королевы

Ресторан Tusen, построенный на горнолыжном курорте в Швеции по проекту Murman arkitekter, удачно мимикрирует под окружающую природу.

mainImg
Ресторан расположен на горнолыжном курорте в Швеции  на вершине перевала Рамундсбергет в долине Херьедален – на высоте 1000 метров над уровнем моря, что и продиктовало название заведения: tusen со шведского переводится как «тысяча». Новый ресторан стал частью горнолыжного курорта и в то же время это совершенно обособленное здание, других построек поблизости нет. Его окружают лишь горы и деревья, растущие чуть ниже на склонах.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Суровая северная природа потребовала от архитекторов бюро Murman arkitekter простоты и лаконичности: их ресторан не просто подражает окружающему ландшафту, а, можно сказать, мимикрирует под него. Не случайно пояснительная записка к проекту наполнена «лирикой»: скалы, ручьи и деревья занимают в ней не меньшее место, чем архитектура и технологии. Рукотворное включение не должно было нарушить фантастическую красоту пейзажей и поэзию места, поэтому концепция здания с самого начала предусматривала использование естественных форм и материалов.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Конфигурация ресторана в виде усеченного конуса позаимствована у гор и холмов, а своей обшивкой из березовых необработанных бревен постройка напоминает о шалаше или вигваме – простейших сооружениях человека, живущего в тесном контакте с природой. Последняя диктовала архитекторам не только внешний вид объекта, но и строительные технологии. Так, из-за удаленности стройплощадки от дорог, зимой стройматериалы доставляли на специальных машинах для уборки лыжной трассы. В частности, поэтому архитекторы выбрали для здания быстровозводимый сборный каркас.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

В борьбе за сохранение нетронутых пейзажей архитекторы не забыли и о функциональности постройки. Ее круглая форма позволила обеспечить защиту от ветров и великолепный обзор на 360°, а благодаря необычной отделке фасада здание выглядит привлекательно круглый год: летом ведущую партию играет красивая березовая фактура, а зимой она оказывается под пушистым снежным покровом. Вход, расположенный с юга, предваряет парадный двор курдонер – сектор, вырезанный в круге – достаточно просторный, чтобы лыжники и сноубордисты могли оставлять здесь свое снаряжение.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Интерьер ресторана должен был сочетать и открытость и интимность. Его внутреннее пространство площадью 340 м2 оставили максимально свободным и цельным. Два этажа связаны друг с другом и воспринимаются скорее как разные уровни одного большого зала – второй, антресольный ярус надстроен в центральной части помещения, и оттуда хорошо просматривается весь объем ресторана. На первом этаже находится кухня, сервировочная зона, туалеты и основная столовая со столиками, расположенными по кругу вдоль окон, а также в центре зала. Во втором ярусе, куда ведет красивая изогнутая лестница, помещается более камерный обеденный зал, техническая комната, туалет и служебная лестница.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman

Интерьер, как и внешний вид здания, подчеркнуто лаконичен и сдержан. Он почти монохромен, построен на черно-коричневых и бело-серых тонах, кое-где оттененных теплыми оранжевыми всплесками в мебели и отделке и всполохами огня в каминах. По замыслу авторов проекта, яркими пятнами на нейтральном фоне станут сами лыжники, одетые в разноцветные костюмы. Стены ресторана отделаны березовой фанерой и берестой, что опять же должно работать на цельность облика «березового вигвама».

Из любой точки ресторана посетители могут любоваться великолепными горными вершинами – благодаря множеству мансардных окон Velux, панорамно опоясывающих всю конструкцию. Сплошной нижний ряд и чередующиеся в шахматном порядке окна двух верхних ярусов обеспечивают игру света, которую архитекторы сравнивают с эффектом солнечных лучей, пробивающихся сквозь ветви деревьев. Естественное освещение особенно важно в условиях северного климата, где человек постоянно ощущает нехватку солнца. Поэтому при необычных наклонных стенах мансардные окна Velux стали едва ли не главным как функциональным, так и образным элементом здания.
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

Многолетняя практика использования окон Velux в общественных сооружениях доказывает, как много приобретает пространство при правильной организации освещения. Так и в ресторане Tusen мансардные окна  создают яркую и воздушную атмосферу, впуская  величественную природу горных пейзажей в уютную (и теплую зимой) обстановку внутри.

У  «супертеплых»  окон  Velux , специально разработанных для северных широт,  увеличенные коэффициент теплопередачи и  светопропускаемость в зимний период,  а у модели  Integra   – функция  дистанционного управления ,  которая  позволяет программировать и регулировать открывание   верхних  окон и солнцезащитных штор на них  в автоматическом режиме.
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman

Основной цели проекта – слияния постройки с природой – было бы невозможно достичь без решения экологических вопросов. Здание построено по принципу «активного дома» (active house). Чтобы минимизировать человеческое воздействие на окружающую среду, архитекторы тщательно выбирали строительные и инженерные технологии. Ресторан находится вдали от населенных пунктов, поэтому в нем устроили автономные системы водоснабжения и канализации. Работы по бурению скважины и созданию очистных сооружений выполнила та же компания, которая вбивала сваи для фундамента, – этот метод позволил сэкономить время и деньги. А отопление ресторана осуществляется с помощью геотермального теплового насоса. Таким образом, это необычное сооружение гармонично вписалось в местную экосистему, что гораздо больше, нежели простое подражание природе.
Анастасия Шестакова
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Åke E-son Lindman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
Ресторан Tusen. 2009. Фото © Hans Murman
zooming
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter
Ресторан Tusen. 2009 © Murman Arkitekter

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

29 Марта 2013

Ученье-свет
«Свет – человек – архитектура» – совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Выступление Хелле Юул завершило этот цикл встреч.
Нежное прикосновение
«Свет – человек – архитектура» - совместный проект компании VELUX и архитектурной школы МАРШ, получивший поддержку посольства Дании в России. Встреча с Сигни Конгебро стала первой в этом цикле лекций.
Солнечная реконструкция
Испанское бюро A2arquitectos, используя естественное освещение и обычные зенитные окна, превратило бассейн отеля на Майорке в его главную достопримечательность.
Окно в будущее
Сегодня руках в архитектора есть все необходимые инструменты для экологически дружественного строительства, создания сбалансированной среды и эффективного использования природных ресурсов. Один из многочисленных удачных примеров – жилой дом «Мельница Хансет» (Hunsett Mill) в Норфолке (Великобритания).
Дом солнца для цветов жизни
По европейской концепции Active House в Дании построили единственный в Европе «CO2-нейтральный» детский сад, опережая по энергоэффективности датские строительные нормы 2015г.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».