Сносная замена

Главные события начала сентября развернулись в сфере защиты наследия. Движение «Архнадзор» смогло остановить снос еще одного памятника архитектуры, а власти Москвы заявили о том, что готовы вместо демонтажа исторических зданий реконструировать их в отели и офисы. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
На прошлой неделе «Архнадзор» приостановил демонтаж строений усадьбы Волконских (1880-х гг. постройки), расположенной по адресу Тверской бульвар, 17. Интересно, что за памятник также вступилось Москомнаследие – подробнее об этом рассказывают «Новые известия» и ««Новости культуры»».  В «Архнадзоре» убеждены, что этот снос является следствием реализации июльского распоряжения № 1457-рп «О сносе освобожденных домов и строений на территории города Москвы в 2010 году». Впрочем, сами московские чиновники эту информацию опровергают: в начале сентября они заявили о том, что передумали сносить отдельные аварийные памятники, решив превратить их в офисные центры или отели. Для этого, как пишут «Газета» и «РИА Новости», памятники будут переданы специально созданной структуре «Мосстройвозрождение» и Банку Москвы.

2 сентября состоялось очередное заседание «несносной» комиссии Владимира Ресина, и, как сообщает сайт «Архнадзора», его результаты «внушают осторожный оптимизм». Константин Михайлов, которого впервые допустили в «святая святых», пишет о том, что девяти из двенадцати рассмотренных исторических адресов удалось избежать сноса. Но решения эти могут быть не окончательны, считает эксперт, поскольку объекты пока находятся в собственности города.

Отголосками столичных «сражений» за памятники стали события в Екатеринбурге, где в центре города снесли здание XIX века – комплекс бывшей водолечебницы. На очереди роскошный памятник архитектуры сталинской эпохи – больница скорой помощи в Зеленой Роще, которую по причине ветхости Министерство обороны РФ попросило премьер-министра Владимира Путина исключить из перечня охраняемых объектов. Подробнее о событиях в Екатеринбурге рассказывает портал Arch66.

А вот власти Орла в вопросах наследия показали себя более либеральными и проводят опрос граждан о будущем исторического дома купца Селиверстова на улице Гостиной. Правда, выбор не слишком велик: снести здание, реконструировать с сохранением исторического облика или целиком изменить, пишет «Российская газета».

В Москве тем временем продолжаются дискуссии об охранном законодательстве. В частности, в начале сентября власти снова заговорили о необходимости ужесточения ответственности собственников памятников и о судьбе исторических поселений. Как сообщает ««РИА Новости»», Москомнаследие подготовило поправки в федеральный закон о памятниках: комитет предложил, с одной стороны, ужесточить контроль за исполнением охранных обязательств, а с другой – разрешить капремонт исторических зданий с обустройством подземного пространства. Правда, последний пункт касается, главным образом, зданий советского времени.

Тревожным выглядит и намерение двух министерств – культуры и регионального развития – сократить перечень исторических городов России. Впрочем, как сообщают «Известия», даже те города, что сохранят за собой статус исторических, будут защищены не слишком серьезно, поскольку понятие «историческое поселение» не прописано в законе и города охраняются лишь как совокупность отдельных зданий.

Градостроительные новости начала сентября были довольно скудными. Так, Газета.ру сообщила о закрытии сразу обеих станций московского метро – Белорусской кольцевой и радиальной, которым планируется вернуть исторический облик. Есть, правда, и другое мнение: станции закрыли из-за строительства многоуровневого транспортно-пешеходного узла в районе Белорусской площади. А «Время новостей»  и «Газета» прокомментировали выступление Патриарха Кирилла, который предложил построить для москвичей около 600 новых храмов. Выделить под новые культовые объекты так много участков земли в черте города вряд ли получится, поэтому сегодня в Москве всерьез обсуждается возможность организации приходов на первых этажах жилых домов.

Новые объекты, по уже сложившейся традиции, были открыты в Москве ко Дню города. Самыми значимыми из них следует признать Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском и музей скульптора Веры Мухиной, размещенный в постаменте знаменитой статуи «Рабочий и колхозница». «Российская газета» и «Независимая газета» отмечают, что в Коломенском в итоге получилась весьма вольная копия исторического дворца, а о новом музее рассказывает «Радио свобода».

В Санкт-Петербурге главной новостью начала сентября стало обрушение 8-миэтажного жилого дома на Лиговском проспекте, в причинах которого, как пишут «Известия», до сих пор разбираются. Кроме того, на прошлой неделе власти города назвали участников международного конкурса на разработку концепции нового зоопарка в Юнтолово: помимо довольно крупных компаний Beckmann-N'Thepe (Франция) и Amusement Logic (Испания), в конкурсанты каким-то образом пробилось местное питерское бюро «Студия-17», сообщил портал ЗАКС.ру.

Главным же зарубежным архитектурным событием в этот период оставалась Международная биеннале архитектуры, проходящая в Венеции. О российском павильоне, который в этом году вызвал  неподдельный интерес как отечественных, так и европейских критиков, продолжают рассказывать самые разные издания. В частности, интервью с одним из его кураторов Сергеем Чобаном опубликовала «Независимая газета», «Времени новостей» о павильоне рассказал архитектор Юрий Аввакумов, а для «Российской газеты» обзор нашей экспозиции в Венеции сделал лично Михаил Швыдкой. И по мнению бывшего министра культуры, именно российский павильон стал на биеннале «одним из главных событий мирового архитектурного чемпионата 2010 года».
zooming
Российский павильон на XII биеннале в Венеции. Фото Юлии Тарабариной.

10 Сентября 2010

Технологии и материалы
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Сейчас на главной
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.